Чебачки

Иван Паластров
 
С вечера мы с Колькой договорились сходить к Красному берегу на рыбалку. Там в заводи перед перекатом водились чебаки. Чебаки были и в других местах, но у Красного берега не было этих разбойников-пескарей, которые съедали наживку, прежде чем клюнет чебачек.  Встали мы с восходом солнца - в такую пору рыба берет лучше всего.  Закинув удочки на плечи, взав банку с червями, накопаными с вечера, мы побежали к месту рыбалки. По улице из дворов женщины выпускали коров и гнали их на место сбора. Там, хлопая кнутом, их ждал  пастух. Солнце только что вышло на свой дневной путь по небу и не успело еще нагреть воздух. Над рекой клубился редкий туман: это вода отдавала вчерашнее тепло. Стадо с мычанием направилось в поскотину, на места где пасли скот.

Мы пришли на место рыбалки и размотали удочки. Леска была скручена из простых ниток с крючком-заглотышем на конце. У меня поплавок был сделан из пробки от бутылки какого-то вина,  у Кольки - из гусиного пера.  Забросив удочки, мы стали ждать. "Смотри-смотри у тебя клюет", - прошептал Колька. Правда, мой поплавок чуть притонул и поплыл в сторону. "Тяни!" - уже  заорал друг, при этом приплясывая от возбуждения. Я резко дернул, и рыбка, блеснув на солнце чешуей, взвилась в воздух и тут же сорвалась. "Ну... сорвался", - со стоном выдохнул друг воздух из груди.  Тут Колькин поплавок дернулся и ушел под воду. Колька, наученный моим опытом, не стал резко вытаскивать пойманую рыбу, а плавно вытащил чебака на берег. Рыбка билась на песке, и мы оба бросили свои удилища, стараясь ее поймать. Наконец нам это удалось и первый чебачек был отправлен на кукан. Потом чебаки стали брать один за другим.  Мы оба с азартом старались быстрее нацепить следующего червяка и забросить крючок в воду. Солнце поднималось все выше, воздух прогрелся на столько, что стало жарко. Клев внезапно оборвался, и сколько мы не смотрели на свои поплавки, поклевок больше не было.

"Давай искупаемся", - сказал я и стал стягивать рубаху со штанами. Колька последовал моему примеру и мы голышом бросились в прохладную воду заводи. Половину заводи занимали заросли кувшинок, их белые цветы только начали распускать свои бутоны. Мы много раз видели цветущие кувшинки, и всегда смотрели на них как в первый раз, такие это были цветы - невозможно оторвать взгляд.
Как-то раз мы сорвали насколько цветов,  хотели показать дома, но цветы быстро завяли и потеряли красоту. Больше мы кувшинку не рвали. Накупавшись до посинения, мы вышли из воды и растянулись на горячем песке. Внизу, за перекатом, стадо коров пришли на водопой и по брюхо стояли в воде, это слепни выгнали их из леса, с пастбища. Так они будут стоять, пока не спадет жара. Мы взяли свои удочки и куканы с чебаками, которых было десятка по три, на сковородку с яичками вполне хватит, и побежали домой. Нам сильно хотелось есть.
_____________________
Чеба;к, или сиби;рская плотва; — подвид плотвы, лучепёрой рыбы из семейства карповых, распространённый в Сибири и на Урале. Чебак широко распространён в реках: Тоболе, Иртыше и озёрах Сибири, Урала, Дальнего Востока
Кука;н  — приспособление для сохранения и переноса выловленной рыбы.