Слово в помощь юным журналистам

Вера Дейниченко
Слово является продуктом многовековой жизнедеятельности человека,начиная с первых дней его появления на земле до времен нынешних.Слово - это  матрица человеческой истории,в которой собран весь его материальный и  духовный опыт.
Уже древнейшие человеческие цивилизации,такие,как крито-мекенская,шумеро-вавилонская, египетская,многие другие оставили нам величайшие памятники, посвященные слову,работе со словом.Глиняные таблички,папирусы,пергаменты  древних,обнаруженные в раскопках,рассказывают не только об истории и жизни исчезнувших народов,но и о том,как серьезно они относились к слову, подчас, видя в нем магическое проявление высших сил.Так,при дворе египетских фараонов,жрецы,подготавливая наследников престола.к будущей детельности,или высших чиновников,наставляли и требовали,чтобы,каждое,ска- занное ими слово,несло глубокий смысл.Говоря современным языком,  запрещалась пустопорожняя,ничего не значащая болтовня,которой,к сожалению мы все нынче грешим.Больше того,в древней истории есть примеры,когда за искажение слов,их смысла,невнятного изложения,какого-либо донесения, виновный лишался жизни.Писцу,умышленно исказившему смысл слова,отрубали руку.Как видим,нам,нынче живущим,есть чему поучиться у наших древних предков.
Давайте теперь посмотрим,как относились к слову во времена более близкие  к нам.Возьмем,так называемую библейскую историю о сотворении мира.Это примерно около пяти тысяч лет назад.В первой книге Библии,которая называется Бытие,говорится:"В начале было Слово,и слово  было с Богом и Слово было  Бог".Вдумаемся в это,на первый взгляд,мало понятное изречение.О чём оно? А оно,оказывается,несет в себе колоссальную,по масштабу человеческого разума,информацию,которая возвышает человека мыслящего,обладающего спо-собностью к речи,до высшего божественного начала.Раз только один Бог имел возможность распоряжаться словом,отождествлял себя со словом,значит,именно
 словом,он приближал к себе,созданного им человека.Но и налагал,в то же время,на человека,вместе с другими требованиями,бережно относиться к своему дару - слову.Обратите внимание на библейское предупреждение:"Не упоминайте имя Господа всуе".То есть, попросту говоря не бросайте слов на ветер,не
 тратьте их зря,помните,что в слове скрыто имя всевышнего,Бога творца.
Это очень хорошо понимали составители первых христианских Евангелий,апостолы Матфей,Марк,Лука и Иоанн.Они стремились до мельчайших подробностей  сохранить для поколений все слова и изречения сына Божьего Иисуса Христа,чтобы не оскорбить его память и соблюсти Бога-Отца.
Вообще,должен сказать,что дальнейшее развитие христианства,его становление  отмечены тяжелыми распрями,гонениями,религиозными войнами,из-за так или иначе,толкуемых не только   христианских религиозных догматов,(положений, веры), но даже отдельных их слов.Как,например,родилось  название сана главы римской католической церкви - Папа? Откуда оно? 0но от слова отец.Древнеславянское - отче.церковно-славянское - тоже-отче.Латинское- падре.А как мы зовем в быту отца?-папа.В Святой Троице мы зовём главного Бога - -Бог - Отец.Значит римский папа равен по званию самому Богу.Из- за этого в начале христианской истории произошло много кровавых драм.Наконец, сошлись на том,что Римский папа,сохранив титул,будет называться наместником Бога на земле.Русская православная церковь,протестантские религии так этого положения до сих пор и не признают.Вот,что значит одно только слово в истории человечества.Но поговорим о вещах более нам близких.Слово - вещь серьезная,во всех отношениях.Давайте вспомним,какие по-
словицы и поговорки есть о слове и его значении, "Слово -  серебрс, а молчание -золото".

 "Слово - не воробей - вылетит - не поймаешь"."Не давши слово крепись,а давши - держись". "Слово - лечит,слово и калечит",Доброе слово и  кошке приятно",и т.д.Эти крылатые народные мудрости,опять-таки,призывают бережно обращаться со словом,не транжирить его зря,умело им пользоваться.
Посмотрите,как любовно,осторожно пользовались словом наши великие русские писатели Пушкин,Гоголь,Лермонтов,Некрасов,Тургенев,Толстой,Достоевский, и многие другие.Они умели слушать слово,работать над его смыслом,улавливая в слове самые затаенные,самые глубокие его корни.Вспомните,нак ска-
зочно,кругло,красиво звучит у А.С.Пушкина в поэме"Руслан и Людмила" слово "лукоморье"."У лукоморья дуб зеленый,и т.д .Что это означает.Это излучина, берег моря,изогнутый наподобие лука для стрельбы.Как метко,тонко.
У Н.В.Гоголя в поэме "Мёртвые души" Чичиков называет помещицу Коробочку "Экая дубиноголовая".Одно слово и вся характеристика - тупая,ограниченная  тётка.Или в повести Л.Н.Толстого "Хаджи Мурат",где он сравнивает полевой репей с характером героя - сильным,цепким,жизнелюбивым,непокорным (как этот цветок).Да мало ли можно привести подобных примеров.Ими буквально пестрит русская классическая литература.Недаром Иван Сергевич Typгенев,живя во Франции,дружа с такими замечательными писателями,как Гюго, Флобер,Мопассан,Доде,Бальзак и др. предложил им осуществить перевод некоторых произведений русских классиков на французский язык.Взявшись за это,они были покорены глубокой историчностью,народностью,многозвучностью русского слова.
Вспомним по этому случаю еще раз Н.В.Гоголя.В тех же "Мёртвых душах" крестьянин называет помещика  - скрягу Плюшкина "заплатанный" .То есть,весь состоящий из заплат.Вот что по этому поводу говорит Гоголь:"Выражается сильно российский народ!И если наградит кого словцом,то пойдет оно ему, в род и потомство,утащит он его с собою и на службу,и в отставку,и в Петербург и на край света.И как уж потом ни хитри и не облагораживай свое прозвище,хоть заставь пишущих людишек выводить его за наёмную плату от древнекняжеского рода,ничто не поможет:каркнет само за себя прозвище во все свое воронье горло и скажет,откуда вылетела птица.Не менее замечательные  образцы мастерского владения словом оставили нам представители русской литературы,так называемого,серебряного века.Поэты Блок,Белый,Маяковский ,Клюев,Есенин,многие другие,писатели Сологуб,Ремезов,Бунин,Куприн Чехов,продолжая лучшие традиции своих великих предшественников,внесли новый вклад в сокровищницу русского слова,многие выражения,слова из их произведений стали крылатыми,вошли в народный национальный русский язык. Советский период в истории России оказал значительное влияние на дальней- шее развитие русского языка,породил много новых слов,отражающих реалии  послеслереволюционного 
быта,новых общественных отношений.Появились,например,такие слова,как "Совдеп" - "советский департамент","контра"- контрреволюционер,пионер,комсомолец,зек - заключенный,"лишенец" - человек^лишенный прав голосования по своему социальному происхождению,и множество других.Слово в этот период стало,как никогда,политическим оружием,отражающим классовый характер, советской внутренней и внешней политики.Слова "кулак","фашист","мещане", "враги народа" - имели точно очерченный круг назначения.Это были слова - ярлыки,разделявшие людей на "наших" и ненаших."Наших" ждало "светлое будущее", не "наших" - "Гулаг".Кстати тоже новое советское слово,означающее Главное управление лагерей,куда ссылали "ненаших" людей.Но и в это время замечательные русские,советские писатели,поэты работали над словом,высвечивая в нём новые современные грани.Кроме Горького,это очень хорошо  делали Шолохов,Булгаков,Платонов,А.Толстой,Бабель,Пильняк,Ильф и Петров, Леонов,Фадеев,Федин и многие,многие другие писатели,поэты,драматурги.
Великая Отечественная война,подняла значение и остроту русского слова на новую ступень. Патриотизм народа,поднявшегося на борьбу с нашествием гитлеровцев,придал русскому слову такую беспощадность и пронзительность, такую глубокую духовность,задушевность и лиризм,что,пожалуй,этому нет аналогов в истории ни одного народа.
Произведения таких писателей,как Симонов,Стаднюк,Эренбург,других литераторов военной поры,раскрыли миру,еще незнакомые ему удивительные стороны русского слова.Не буду долго говорить на эту тему,она бесконечна.
Хочу только привести,как неоспоримый факт,бессмертное,и на мой взгляд лучшее произведение о войне,где необычайно звонко,точно,выпукло,красочно, сочно зазвучало русское слово.Это поэма Твардовского "Василий Тёркин", Она практически вся соткана из пословиц,поговорок,присловий,баек,шуток и прибауток русского народного языка.Здесь - главный герой слово.Если, кто из вас не читал "Василия Тёркина",прочтите.И читайте часто.Это -  замечательный учебник,наставление,как надо работать со словом,как надо его  любить и уважать.
Я сознательно ни разу не произнес слова "журналистика"-то,
чему вы хотите научиться .Дело в том, что сама по себе журналистика -это ремесло.
Великий комбинатор Остап Бендер,нуждаясь в деньгах,сочинил и продал
незадачливому журналисту Ухудшанскому трафарет,по которому можно было  писать все,что угодно.Как,говорится,если зайца долго бить,он будет и  спички зажигать.
Но все это мёртвое подражательство.Пока вы не овладеете секретом слова, пока не научитесь разговаривать с ним,делиться своими мыслями,радостями  сомнениями, пока не научитесь ставить,как говорится,"каждое лыко в строку" журналистом стать очень трудно.Как этого достигнуть?Надо много читать и думать над прочитанным,смотреть кругом и видеть то,чего не видят ленивые люди:какие вокруг лица,какие
у людей характеры,почему это так,а не эдак? Размышлять над фактами какой- нибудь одной интересной биографии и целой общественной жизни. Обязательно читайте словари.Это увлекательнейшее и полезнейшее дело как развития общей вашей культуры,кругозора,так и привыкания к слову,изучения его  происхождения.
Читайте обязательно словарь Даля,Ожегова^читайте словари  иностранных слов,и многие другие.  И главное,пишите.работайте над словом,стилем, бросайте,что не понравится в корзину,переписывайте,не стесняйтесь советоваться со старшими,учитесь по лучшим газетным публикациям.Помните,тот же Остап Бендер сказал:"Людей,которые не читают газет,я убивал бы на месте из рогатки.Газеты,часто сеют разумное,доброе,вечное".

Глеб  ДЕЙНИЧЕНКО,журналист.  1995 год.