Кей-Кавус ибн Искандар. 15-я глава Кабус-Наме

Эльфира Ахметова
Аннотация:
Книга "Кабуснаме" является старинным этико-дидактическим произведением, включающим важные вопросы воспитания и этики. Произведение было написано падишахом Унсур аль-Маали Кей-Кавусом жившего на севере Ирана, в Гиланском государстве, в 1021-1083 годах. Эта книга представляет собой обращение падишаха к своему сыну Гиланшаху. Написанная в жанре наставления книга являлась ценным педагогическим трудом, имеет сорок две главы о поведении в обществе, ведении хозяйства, служении господину, о правилах правления и воспитании наследника и даже о сексуальной жизни (о чем и будет говориться в 15-й главе). Этот труд охватывает много фундаментальных и полезных инструкций, которые применялись в любой области повседневной жизни; содержа рассказы и изречения мудрецов, хотя простые по стилю, но изложенные живо и занимательно. "Кабуснаме" в средние века была настольной книгой правителей, султанов, аристократов и религиозных деятелей, ученых и учителей. Сочинение, будучи источником нравственности, играло важную роль в воспитании молодого поколения на протяжении многих веков. Мой перевод с англ. Рубена (Рувима) Леви, 1951 г., в переводе с персидского.



Кей-Кавус ибн Искандар, КАБУС-НАМЕ (Зерцало для принцев)

Глава XV. О получении удовольствия
      
       Пусть будет тебе ясно, сын мой, что, если ты влюбишься в человека, ты не должен не избирательно и пьяный или трезвый предаваться сексуальному сношению. Это общеизвестно, что семя, которое исходит из тебя это зародыш души и личности, поэтому, когда ты совершаешь соитие, это не должно происходить, когда ты в состоянии опьянения, так как в этом состоянии это имеет пагубные последствия.
       Более правильно и предпочтительно это должно происходить в состоянии после опьянения. Тем не менее, не предавайся этому всякий раз когда к тебе приходит мысль; таково поведение животных, которые не знают времен года для любого действия, а поступают так, когда они находят повод. Человек, в свою очередь, должен выбрать правильный сезон и тем самым сохранить различие между собою и зверями.
       В отношениях между женщинами и юношами, не ограничивайся своей склонностью к тому или иному полу; таким образом, ты можешь найти удовольствие в обоих видах для себя, без враждебности к любому из двух. Кроме того, как я уже сказал, чрезмерное совокупление вредно, а полное воздержание также имеет свои опасности. Когда ты это делаешь, пусть это будет в соответствии с желанием, а не как нечто само собой разумеющееся, так, чтобы это имело как возможнее меньше вредного воздействия. Однако будешь ли предаваться этому с охотой или нет, будь осторожен в разгар жаркой погоды или в сильно холодной; в этих двух временах года половое сношение имеет самое пагубное влияние, особенно, на пожилых мужчин. Из сезонов, весна является наиболее подходящей, когда воздух, будучи умеренный, источники воды наиболее изобилующие и весь мир пропитан приятным спокойствием. Затем, когда великий мир обновляет свою молодость, и сила нашего тела, которая является маленького миром, так же ведет себя и настроение, которое находится в конфликте с ним, становится умеренным; кровь в венах усиливается вместе с семенем в чреслах.
       Независимо от собственной воли, нужда связи становится необходимой в каждом человеке, и это то, когда естественные желания являются неподдельными, и менее вреда совершается.
       В этом отношении ты также должен отказаться, насколько это, возможно, пускать кровь из своих вен в разгар жаркого времени года или в сильные холода. Если ты испытываешь избыток крови, утихомирь это посредством питья холодных напитков.
       В течение лета пусть твои желания склоняются к юношам, а зимой к женщинам. Однако на эту тему важно, чтобы чье-либо высказывание было кратким, чтобы не зарождать желание.