Всем моралфагам, брюзгам, культурфагам посвящается

Марья Громова
Недавно просматривала тренинг, на котором прозвучал такой вопрос:
- Как помочь человеку, который начитался эзотерики, освоил множество духовных практик, перешел на сыроедение, разочаровался в реальности и хочет покончить жизнь самоубийством?
- Дайте ему съесть кусок мяса и выпить стакан водки. Для заземления, - ответил Мастер.

Отличный совет, - подумала я. - Четкий. Но я бы еще добавила: и сводите его на концерт Шнура. Тоже хорошо заземляет.

Вообще, Шнур - это достаточно интересный феномен в современном шоу-бизе. Голый мужик поет со сцены матерные попсовые песни и имееет целую кучу поклонников. Как такое возможно? Мир сошел с ума? Особоокультуренные поражаются, недоумевают и негодуют: Как ТАКОЕ можно показывать обществу? Он матерится, как сапожник, трясет ***м на сцене и прочее и прочее. Его песни примитивны, поет про какие-то очки, лабутены. Видимо, не может придумать, чего поумнее. Ну так оно и понятно, водку хлещет ведрами. Какие уж тут интеллектуальные рифмы. Культура в Росси и так ниже плинтуса, а мы еще такое должны терпеть. Нет уж. Увольте.

Смешно мне все это слушать, от людей, которые не могут отличить Пикассо от Ван Гога, после работы по вечерам смотрят сериал Воронины, засирают туалеты в Эрмитаже и рассуждают о культурном наследии, оставшимся от советского времени, прихлебывая щи их кастрюльки.

Именно этим культурным копиям Шнур посвятил недавно такие строчки:

Напиши нам песню, чтоб без мата.
Без ****ы и *** напиши.
Языком красивым и богатым
Вырази движения души.
Розовый закат и тень на пляже,
А не на помойке алкаши.
Баронессы, принцы, феи, пажи -
Вот про это с чувством напиши.
В Эрмитаже пусть закроют туалеты,
Потому что где искусство, там не ссут.
Перестанут люди делать это,
Писсуар Дюшана вам не тут.

Культура, мать ее за ногу. Какой она предстает в моем образе? Такая строгая дама в роговых очках и наглухо закрытом платье и панталонах, которая витает в районе нимба над головами людей и закрывает им глаза на все непотребное, похабное, с перегаром. И ходят потом эти культурно пришибленные с томными глазами и надушенными платочками, обмахиваясь от запаха, случайно пробежавшего мимо бомжа.

А что делают в это время некультурные люди? Правильно, получают образование, занимаются самообразованием, ходят на различные мероприятия, в том числе и на концерты Шнура и чувствуют себя вполне счастливыми людьми. С достаточной долей юмора. Совершенно адекватные и позитивные люди. Не видала еще ни одного человека, который бы вышел после его концерта и сказал: Ох и опустил же этот черт мой уровень культуры. Все, буду теперь материться на всех углах, и жопу всем показывать. Культура же она какая штука, она либо у тебя есть, либо нет. Гопнику, что концерт Шнура, что Шнитке, все одно – говно.

Про очки, штаны и лабутены. Бабская тема в творчестве Шнура неслучайна. Он сам говорил, что женские примочки, коих развелось, как грязи в современном мире – это ценная кладезь для творчества. В своих песнях он просто стебется и определенным образом, порочит, так сказать телочек., высмеивает. Взять те же лабутены и ох…ые штаны. Ну не смешно ли, что за гламурные шмотки многие телки готовы продать все и даже свою девственность. Нет, это не смешно на самом деле, это грустно. И Шнур это понимает тоже. И, как современный Гоголь, жарит их на своей ленинградской сковороде. Поделом силиконовым курицам..

На своей странице в Инстаграме Шнуров пишет достаточно умные посты со своим, конечно, матерным душком, но зато честно и от души. Многие издатели, как он признался в интервью, долбят его предложениями. Но он пока не хочет заниматься писательством. Может потом и попрет. Вообще, мне очень импонирует его жизненная позиция – делать то, что в кайф. Концерты для него – это не работа, это отдушина. На сцене он отрывается по полной, он чувствует себя свободно, что дома, что на сцене. И если ему станет жарко в трениках, он снимет их, не задумываясь. И дело тут не в голой письке и эпатаже. Просто он, как художник так себя чувствует) В этом и есть весь секрет его бешеной популярности. Когда человека прет, от того что он делает, пруха распространяется на всех, и людям становится хорошо. Со сцены Шнур дарит нам ощущение безграничной свободы свободы. Представьте, живет себе такой череповецкий мужик, простой, зашоренный. Дом-работа-дом-работа. Смотрит трансляции Путина по телевизору и верит в какого-нибудь Бога. А тут бац, друзья пригласили на концерт Шнура. Вышел небритый, охрипшый мужик, матом всех обложил: и череповчанина, и путина, и бога, спел про какие-то лабутены в четыре трубы, поскакал на сцене с жопастыми бабами. И все, рухнул привычный мир, сдвинулась парадигма у нашего мужика и он размышляет: Оказывается можно и так жить? Свободно? Не оглядываясь по сторонам: а что скажут люди? А мир то оказывается какой большой и интересный. Вроде простой чувак, бухает наверно не меньше моего, а вон какие залы собирает. Просто фантастика. Да и я -то ведь не хуже. И я когда-то пел в подвальной группе, и тетрадочка со стихами под диваном осталась, и вроде мечты у меня какие-то были.... И вот уже пляшет наш череповчанин, как комаринский мужик, душу выворачивает, как меха на баяне. Любит он в этот момент, страстно любит: и жизнь, и людей вокруг, и этого хриплого мужика на сцене. Так вот, что значит, дышать полной грудью, – не перестает захлебываться от восхищения череповецкий мужик. И после концерта ходит такой ошалелый еще пару часов. Дышит. А затем снова погружается в свою привычную бытовуху. И ждет. Ждет нового глотка свободы.

На этом, да и всех предыдущих концертах, так и было. Люди были счастливы, свободны и отрывались по полной. И наплевать им было, что пел Шнур со сцены, и какие там бабы плясали. За другим они пришли на его концерт. За состоянием, которое Шнур своей энергетикой создает в зале. Всем было просто хорошо. И весело. Такая общая пруха. На заводе этого состояния не получишь.

В своем опусе я не призываю всех слушать Шнура. Нет. Просто его нужно воспринимать, как часть нашей естественной природы/ культуры/ сущности. Можно и нужно ходить в театры, в Эрмитажи, читать Лескова и Достоевского, восхищаться нетленками Баха и Битлов, знать историю великих артистов Мариинского театра и прочее. Быть образованным, но в тоже время разносторонне развитым и адекватным человеком, принимая то, что да, 18 век давно канул в лету, и я живу в реальности, где есть и такие группы как Ленинград, НонАдаптанты, Аукцион, Кровосток. И все это многообразие, местами - безобразие есть отражение меня, бесконечных граней моей сущности.

В целом, мне понравился концерт. Были проблемы со звуком, дорогая техника подвела, Шнур всех крыл семиэтажным матом (сорока на хвосте донесла). Но большая часть зрителей этого просто не поняла. Ах, да еще наша пресса немного подкачала. Пришла: то ли неподготовленная, то ли застремалась на месте. Мы с Андрейкой особо не готовились (записали 5 вопросов), так пришли поглазеть на кумира, да подарок вручить. Хотя Андрейка наш, как потом оказалось, просмотрел десятки интервью и прошерстил гастрольный тур артиста на этот год. В самом начале, когда Шнуров присел на свое место и приготовился к вопросам, возникла напряженная пауза. В это время я толкнула Андрея в спину, со словами: Давай! И покатилась наша телега со скрипом и нехотя в непонятном направлении. Короче, пресс получилась скучной и натянутой. Телевидение, по ходу, у нас вообще отсутствует, не было ни одного видеооператора. Но это никак не повлияло на настроение Шнура) Фронтмен группировки "Ленинград" был сдержан, тактичен, обаятелен, ответил на все наши скучные вопросы, принял подарок, селфинулся, раздал автографы и вежливо откланялся. А мы, счастливые и довольные, выпив стакан коньяка, отправились в зал отплясывать за всю культуру.