М - Мидии

Фанни Штейн
«Мидия – широко распространенный по свету моллюск, отличающийся высокой питательной ценностью и прекрасными вкусовыми качествами. Полезность его трудно переоценить…» (С)

Мое знакомство с мидиями произошло чуть более четверти века назад. Я тогда была студенткой. Жила и училась в северной столице. Вместе с женихом отправилась летом на Черное море. А надо сказать, что морем я прежде избалована не была. Также как не была избалована морскими деликатесами. А жених мой, он как раз был родом из южного приморского города, да еще и во Владивостоке успел потусоваться что-то около трех лет, так что имел богатый опыт употребления в пищу морепродуктов. Мы с ним и на рыбалку в море ходили, и по рыбным рядам рынка прошвыривались. Я попробовала настоящую кефаль, камбалу калкана, акулу катран, угря и барабульку. Черноморская креветка до сих пор для меня самая вкусная, хотя и мелкая зараза, аки семечки. С крабами не задалось. Мне за ними больше нравится наблюдать, чем их кушать. А вот моллюски мне по вкусу пришлись. Устрица, правда, в Черном море никакая. Да ее и нету почти. Редко-редко, когда попадается в колонии мидии, где-нибудь на окраине заселенного мидиями пространства. Знающие люди говорят, что черноморскую мидию, кстати жемчужницу, съел рапан, которого завезли в Средиземное и Черное моря на днищах торговых судов с моря Японского. Округлая, охристая, спиралью закрученная раковина рапана является нынче самым узнаваемым сувениром с Черного моря, хранящим в себе звуки прибоя А вот оказывается, что она вовсе не абориген, да еще и свирепый хищник, который ни устрицей, ни мидией не брезгует. Мидии, видимо, быстрее размножаются, чем устрицы, поэтому пока они не исчезли. И вообще вряд ли исчезнут, ведь их еще и специально выращивают на особых плантациях. Я такую видела. Очень было интересно.

А как было вкусно! Мммм! Разжигали на берегу костер из можжевеловых веток. Доводили его до хороших углей. Накрывали сверху металлическим противнем. А на него высыпали мидии, что только-только из моря и лишь слегка промыты пресной водой из родника. Десять минут и готов пир. Створки сами уже раскрывались. Оставалось вытаскивать пропеченное содержимое, которое шикарно сочеталось по вкусу с пивом или рислингом. А еще мы готовили с мидиями плов. Макароны. Добавляли их в овощной салат. Да много еще чего делали. До поры до времени.

Возвращаюсь к описанию летних каникул, в которые мы с женихом – два охламонистых студента – достаточно быстро и незаметно просадили все имевшиеся у нас деньги. Ели, пили, катались на аттракционах, танцевали на дискотеках, ездили на экскурсии, брали в аренду яхту, учились ходить на доске под парусом и не заглядывали внимательно в кошелек, пока однажды не обнаружили его пустым. Это притом, что обратные билеты в Ленинград еще не были куплены, а движение автостопом еще было нами не освоено. С высоты прожитых лет я сама себе диву даюсь, как можно было быть такими безалаберными. Но факт остается фактом. Было.

Встал вопрос – что делать? Как проблему решать без выхода на панель и обращения за помощью к родителям, которые изначально высказывались против нашей поездки? Понятно, что нужна была работа, и мы пошли ее искать. Думали, то ли нам улицы мести, то ли посуду в столовой мыть? Не успели ни к тому пристроиться, ни к другому. Случайно услышали, что есть бары и рестораны, которые с удовольствием закупают у частных лиц мидии. Цена невелика, поэтому рыбаки профессионалы и даже питомник оставили эту нишу незанятой. Понятно, что и там имелись свои поставщики. Но мы умудрились вызвать у них жалость и сострадание своим несчастным видом, и получили разрешение поучаствовать в бизнесе. Еще и потому нас пустили, что месяц стоял август, и все местные уже подустали, а кое-кто даже успел уйти в запой. Единственно, никто не брал нас в свою бригаду. Однако не мешали собирать мидии самостоятельно и самостоятельно их обрабатывать – ресторан закупал чистое отваренное мясо без створок.

Мой жених договорился с приятелем. Они стали каждый день выходить на лодке в море к заброшенным сваям и скалистым банкам. Там они по очереди ныряли и соскребали моллюсков в пакеты. Когда днище лодки заполнялось с горкой, гребли назад к берегу. Там уже ждала я с девушкой того самого приятеля (у них имелись свои причины заработать денег). Так вот, мы вдвоем с девушкой мидию мыли, варили в огромном баке, который выпросили на прокат у хозяйки, где снимали жилье. Затем кропотливо выскребали содержимое открывшихся раковин и складывали в кастрюлю поменьше и покрасивше, которая тоже была взята во временное пользование. Заполнялась кастрюля не так быстро, как хотелось, но в течение дня мы успевали наполнить ее дважды. То есть килограмм десять в день в рестораны и бары мы сдавали и получали за это по три рубля на каждого. А билет на поезд в Ленинград тогда стоил около пятнадцати рублей. С учетом ежедневных трат мы смогли собрать нужную нам сумму за неделю с небольшим. Один из покупателей еще и расщедрился, по бутылке шампанского каждой паре подарил. Мы пили его позже на Новый Год и веселили собравшуюся компанию забавной историей.

Замечательное получилось приключение, если не считать того, что с тех пор я запах мидий на дух не преношу. И даже от одного их вида мне сразу делается плохо, вплоть до обморока. А вот вспоминать ничего не мешает, что мы регулярно с мужем практикуем.