Богологи - Локи

Александр Шадов
Действующие лица.
Локи – бог хитрости.
Ангрбода – великанша, родившая Локи трех детей.
Хель – богиня смерти.
Ёрмунганд – морской змей.
Фенрир – младший из детей Локи, волк.
Мыслитель – путешествующий по мирам старец.

Место.
Огромная пещера, в которой сидят все эти монстры и бог Локи.

Локи:

– Устал.

Ангрбода:

– От чего? 

Локи:

– Да все от того же. Нет ценителей у моей хитрости. Я проделал столько тонких и элегантных обманов, но никто их так и не оценил. Меня все презирают. Потому я и живу у тебя.

Хель:

– Папа опять сходит с ума. Папу надо сводить в мир мертвых. 

Локи:

– Нет, не надо, деточка, твой кукольный мирок мне не нравится.

Фенрир:

– Я съем все, что заставляет папу грустить. Только покажи! 

Локи:

– Какие же вы добрые у меня.

Ёрмунганд:

– Задуши всех, кто против папки!

Локи:

– Как мило.

Мыслитель:
(появляется)

– Приветствую!  О, великий Локи, я хотел бы обсудить с тобой некоторые интересующие меня вопросы. Не откажешь путнику?

Фенрир:

– Его съесть?


Локи:

– Не ешь. Приветствую, путник. О чем хочешь поговорить?

Мыслитель:

– О хитрости. 

Локи:

– О, да, это моя специальность. Я профессиональный хитрец.

Мыслитель:

– Но многие считают, что хитрость – это плохо. 

Локи:

– Нет, это не так.

Мыслитель:

– Она хороша? 

Локи:

– Конечно же. Хитрость – это орудие, которое позволяет добиваться своих целей. Все великие и значимые люди – хитрецы.

Мыслитель:

– Почему же? 

Локи:

– Потому что они умудрились перехитрить незначимых людей, убедив их в своей значимости. На самом деле, везде хитрость. Вот и ученые обманывают народ, делая вид, что они что-то понимают. Конечно, вся хитрость в том, что они обманывают и самих себя. И так везде. В том же искусстве: чем бездарность отличается от мастера? Хитростью. Просто мастер однажды смог убедить дураков в том, что он мастер. И теперь эти дураки называют дураками всех тех, кто не понимает мастерства их мастера.

Мыслитель:

– Интересно. И в философии хитрецы, получается? 

Локи:

– В философии вдвойне! И цари – тоже ведь хитрецы. Они говорят, мол, смотрите, это моя земля, а вы мои подчиненные! Даже Один – хитрец.

Мыслитель:

– Ну, тогда чем ты отличаешься от них? 

Локи:

– Я особенный хитрец! Я понимаю свою хитрость! Именно поэтому я настоящий хитрец. Абсолютный. Но хитрость живет в каждом человека. Она хитрит не только других, но и самого человека, когда он этого даже не осознает.

Мыслитель:

– Не совсем понимаю. 

Локи:

– А ты подумай, вот бывает такое, что мы видим только то, что хотим видеть. Органы чувств дают сбой? Нет же! Хитрость. И так у человека существует множество хитростей, которые он не осознает, но которыми пропитано все его бытие.

Мыслитель:

– Интересно. Но тогда получается, что все есть хитрость. 

Локи:

– Именно! Все и есть хитрость. В мире людей нет ничего, что не было бы связанно с хитростью. И, главное, если меня попытаются опровергнуть, то будут делать это с помощью хитрости! 

Мыслитель:

– Если так подходить к этому, то, конечно. 

Локи:

– И у меня вопрос, кто должен быть богом всех богов в мире, где правит хитрость?

Мыслитель:

– Очевидно, бог хитрости. 

Локи:

– Именно! Но не срослось. У Одина какая-то мощная природная хитрость, он легко убеждает богов следовать за ним. Ну, боги-то все глупые. Чтобы их обмануть, зачастую, не нужны какие-то сложные хитрости. Они и сами рады обманываться. Я иногда лишь только подталкиваю. А вот Один постоянно толкает.

Мыслитель:

– Ну, получается, все хитрецы, но почему тогда все обвиняют тебя? 

Локи:

– Ищут крайнего.

Мыслитель:

– На самом деле, во многом с тобой можно согласиться. Обыкновенно тот, кого называют хитрецом, не самый большой хитрец в том или ином сообществе. Хитрецом называют того, кого уличили в хитрости. 

Локи:

– Именно! Многие же остаются не уличенными до самого конца. В это и есть вся суть. Настоящие обманщики обманывают до самого конца. Знаешь, как определить обманщика?

Мыслитель:

– Как? 

Локи:

– Да, просто посмотреть, кому люди верят. Это все великие люди. Все они шарлатаны.

Мыслитель:

– Не буду окончательно соглашаться, но допустим. А что же про менее великих? 

Локи:

– И они. Ну, они подчиняются великим шарлатанам, но шарлатанят тех, кто помладше. И так по иерархии до самых отпетых дураков, которые не могут придумать хитрость, чтобы хорошо жить. Все люди, которые живут лучше других, обыкновенно живут на обмане. Пусть он неосознанный.
Кстати, Сократ однажды говорил, что обманщик, который осознает, что он обманывает, лучше обманщика, не осознающего своей лжи. А ведь вторые встречаются чаще. Первые умнее. У них есть хотя бы малейший шанс сказать правду. Люди же, погрязшие в собственном обмане, не имеют выбора. Они врут автоматически.

Мыслитель:

– Это верно. А почему хитрость везде считается злом? 

Локи:

– Тоже простой ответ. Потому что люди называют хитростью то, что кто-то направляет против них. И в итоге получается что-то невыгодное. Эгоистический ум всегда называет всех своих противников неприятными именами.

Мыслитель:

– Да, тоже верно подмечено. Люди вообще все неприятное им клеймят. Это нечто свойственное всем людям. Какая-то глубинная мелочность. 

Локи:

– Именно поэтому все уже заранее заклеймены. У каждого за спиной есть списочек грехов. Да и какая разница, что это за грехи. Людям куда важнее, какое клеймо осталось. Даже если человека незаслуженно обвинили в хитрости, то он будет хитрецом до конца своих дней. Это ужасно! Это трагично! Трагедия одного человека! Но так страдают миллионы, даже миллиарды. На каждом стоит то или иной клеймо, но клеймить людей – это тоже хитрость.

Мыслитель:

– Еще какая. 

Локи:

– И каждый человек – это лишь совокупность маленьких и больших хитростей. Вот на женщин посмотри. Есть накрашенные, напудренные, перетянутые барышни. Все это хитрости. Но, знаешь, в чем проблема? На фоне большинства накрашенных обманщиц не краситься – это тоже шарлатанство!

Мыслитель:

– Почему? 

Локи:

– Хитрость противоположности. Я не такая, как все. Вот что это такое. Дело в том, что не краситься в современном обществе вторичнее, чем краситься. Культура видит девушку крашенной. И чтобы перестать краситься, надо схитрить. И есть ценители этой хитрости: наивные любители естественной красоты.
Вообще, вся красота – это одна сплошная хитрость и мода. А любая мода – и есть хитрость. Сам посуди, в одну эпоху любят худышек, в другую толстух, в третью юношей… Никакого постоянства. Нельзя сказать, что есть какие-то критерии красоты, вписанные в человека. А это значит только одно.

Мыслитель:

– Что же? 

Локи:

– Что любая красота – это хитрость. Будь она естественна или искусственна. Красота – это мода. А мода – хитрость. И так везде.

Мыслитель:

– Где еще? 

Локи:

– В писательстве, например. Вот пишут шарлатаны свои книги, а потом уверяют вас, что это величайшие произведения искусства. К ним присоединяются другие шарлатаны. Шарлатанов становится все больше. И вот вы убеждены в том, что читаете что-то великое. А шарлатаны потирают руки и рекламируют друг друга, прославляясь на пустом месте.

Мыслитель:

– Но это же не относится к классикам. 

Локи:

– К ним в первую очередь!

Мыслитель:

– А как же Достоевский? 

Локи:

– Величайший из шарлатанов! Его витиеватые философские диалоги, сложные хитросплетения эмоций, даже таинственные философские описания – все это веретено первосортного обмана. 

Мыслитель:

– Тогда, получается, везде обман? И в музыке? 

Локи:

– В ней меньше.

Мыслитель:

– Почему? 

Локи:

– Потому что музыка нема. Она обман только для тех, кто думает, что слышит её слова. Ну, и она, конечно, мода. В этом смысле она тоже обман. Но у нее есть кое-что отличное от всего остального.

Мыслитель:

– Что же? 

Локи:

– Ну, а что есть у музыки? Звучание. Звучание не лжет. Лгут трактовщики и искусствоведы.

Мыслитель:

– А как в живописи обмануть? 

Локи:

– Живопись сама по себе обман. Это просто мазки, которые создают иллюзию картины.

Мыслитель:

– И нет в мире истины? 

Локи:

– Не знаю, не буду врать. А если бы и знал, то не сказал бы.

Мыслитель:

– Почему? 

Локи:

– Зачем делиться истиной?

Мыслитель:

– Чтобы все знали. 

Локи:

– Ха-ха-ха, если все будут знать истину, то у человечества появится абсолютный критерий для того, чтобы клеймить всех несогласных с ней дураками. Когда люди узнают истину – это будет худший момент в истории человечества, за ним последует много жестокости, грубости и глупости, пусть и основанной на истине. Ни один благоразумный бог или мудрец, даже если он и узнает истину, не скажет её народу. Люди больны. Как больному нельзя давать тяжелые нагрузки, так и людям нельзя давать истину.

Мыслитель:

– Но они к ней стремятся.

Локи:

– Нет. И никогда не стремились.

Мыслитель:

– Поясни. 

Локи:

– Стремление к истине – еще одна хитрость.

Мыслитель:

– Продолжай пояснять. 

Локи:

– Ну, смотри, живет такой человек, существует. И тут вдруг он становится не согласен с чем-то. Как ему оправдать несогласие? Стремлением к истине. То же и с согласием. Мол, он стремился к истине, а потому приблизился к ней. Но это ложь. Самое наивное из объяснений. Эгоизм, тщеславие, глупость – есть много более правдоподобных альтернатив, которые реально описывают поведение человека.
А то, согласись, странно, что все эти человечки, стремящиеся к истине, в итоге стреляют друг в друга из-за своих верований. Если бы они стремились к истине, то стремились бы и услышать других. Но кто стремится? Философы? Никогда. Ученые? Еще меньше, чем философы. Все диалоги этого мира – просто пересекающиеся монологи.
Кругом пустота. Кругом один обман. И каждый из нас обманщик. Рожденный в этом мире не может не обмануть другого. Мы обманываем самих себя. Как мы можем не обманывать других?
И, что еще интересно, бывают случаи, когда человек думает, что лжет но, на самом деле, говорит истину. Проще говоря, он говорит неправду, но, поскольку он не знает истины, он может говорить истину.

Мыслитель:

– Не понимаю этого примера. 

Локи:

– Все просто.

Мыслитель:

– Поясни. 

Локи:

– Ну, допустим, земля шаровидная. Альберт считает, что земля плоская. Но он решил подшутить над своим сыном. Он говорит ему: сыночек, земля-то шар. В душе он смеется, даже хохочет. А сын верит. А в итоге оказывается, что ложь Альберта была истиной. И она была ложью только в субъективном отношении, а в объективном была правдой.

Мыслитель:

– Уловил. 

Локи:

– И что же ты будешь делать со всеми этими знаниями? Я слышал, ты путешествуешь от бога к богу.

Мыслитель:

– Я просто ими наслаждаюсь. Я не верю, не проповедую, а просто принимаю в дар то, что мне говорят. 

Фенрир:

– Можно, я его съем?

Локи:

– Если съешь этого замечательного человека, то я съем тебя.

Мыслитель:

– Ну, похоже, мне пора. 

Локи:

– Успехов тебе, мудрый человек. Получай наслаждение от чужих мыслей и дальше!

Мыслитель:

– И вам успехов!
(исчезает)

Локи:

– Вот бывают же хорошие люди. Лучше асов.

Ангрбода:

– И даже лучше некоторых великанов.