Богологи - Гефест

Александр Шадов
Действующие лица.
Гефест – бог ремесла.
Афина – богиня мудрости.
Дедал – изобретатель.
Архимед – ученый и геометр.

Место.
Кузница Гефеста.

Глава I: Дело против мысли

Гефест:

– Опять ты тут. Сколько можно? Тебе все хочется унизить ремесло. Но я занимаюсь делом. Мне не до твоей тупой философии. Я занимаюсь делом. Дело важнее всего остального. Нет ничего важнее дел.

Афина:

– А как же размышление о вечных вопросах? Как же истины? Практика – сомнительна и не универсальна. Каждый придумывает сам критерии практичности. Буддийские монахи, например, посчитали бы, что изготовление мечей непрактично и глупо. Это не соотносится с их учением. Почти каждое практическое действие с чем-то не соотносятся. 

Гефест:

– Опять эти твои философские трюки. Есть практика. Практика универсальна. Практично только материальное. Меч практичен, потому что им можно зарубить. Его можно использовать. А философия – это просто болтовня о пустом.

Афина:

– Но философы создали законы, по которым живут люди. Целые государства следуют за этими законам.  Философы доработали понятия нравственности до предела, создав возможность социальных объединений. Философы создали идеологию, необходимую для улучшения практики. Даже метод структуры они придумали. Благодаря чему появились мануфактуры, а потом и фабрики. Сложные системы организации возникли не благодаря практике, а благодаря логике и математике. А первые логика и математика – созданы философами для философских целей.

Гефест:

– Хватит уже мне врать! Все вокруг создала философия! Какая же она прекрасная! Я прямо не могу насмотреться на нее! Тьфу! Мыслители! Мерзкие существа. Делать дела надо, а не думать.

Афина:

– А кто же будет думать, пока ты делаешь дела? Кто будет придумывать, что твое дело действительно необходимо  и убеждать в этом других? Тот, кто думает.

Гефест:

– К черту мысль!

Афина:

– Лучше уж дело к черту, если мы говорим об этом. Мышление – прекрасно. Немного дела и много мысли – вот лучшая жизнь, как мне кажется.   

Гефест:

– Дело и есть лучшая разновидность мысли!

Афина:

– Тут есть кое-что истинное. Дело и мысль тесно переплетены. По сути, трудно отделить их друг от друга. Каждый удар молотка носить идеалистический характер, а каждая идея ищет материальную реализацию. Даже наиболее духовные области человеческой жизни реализуются в виде материальной культуры в религиях. Я могу лишь сказать, что не все так однозначно, как нам казалось ранее. Все куда сложнее. Дело и мысль – это не две противоположности. Невозможно представить себе дело, очищенное от мысли. Правда, мысль, очищенная от дел, возможна. 

Гефест:

– Ужасна эта мысль. Кому она может быть нужна? Ну, очистили вы мысль от дел. И что? Зачем она?

Афина:

– Это просто одна из возможностей. Есть множество возможностей. И мышление отводит нас в мир возможного.

Гефест:

– Ах, если бы. Есть тот мир, который есть. Выдумывать что-то еще – глупость. Все эти мыси – излишни.

Афина:

– Излишни? Все ремесленные приборы созданы людьми, которые скорее были мыслителями, чем бездумными деятелями. Просто есть мысль материально неплодотворная, а есть материально плодотворная. Не стоит думать, что вся мысль несвязанна с практикой. Наоборот. Все, что ни делается, пропитано тем или иным количеством мысли. Это невозможно отрицать, если отрефлексировать любую работу.

Гефест:

– Ну, значит, надо мыслить ровно столько, чтобы делать. Все остальное – лишнее.

Афина:

– Но обычно мысли приносят плоды лишь со временем. 

Гефест:

– Да это все кажется.

Афина:

– Кажется? Спроси у Дедала! 

Гефест:

– Эй, Дедал, ты много мыслишь, чтобы создавать свои удивительные технологии?

Глава II: Изобретатель

Дедал:

– Конечно. Чтобы сделать что-то новое, нужно руководствоваться некоторыми преставлениями, если это сложное достаточно сложно. Мы должны учитывать множество разных тонкостей, что без мышления превратилось бы в бесконечность проб и ошибок. 

Гефест:

– Ты сговорился с Афиной?

Дедал:

– Нет же. Я говорю так, как есть. 

Гефест:

– Значит, ты мыслитель, а не практик.

Дедал:

– Не совсем. Я просто очень много думаю о практике. Это важнейшее качество для создания новых подходов. Они могут оказаться ошибочными, но все узнается в ходе деятельности.

Гефест:

– Да что вам всем это мышление?

Дедал:

– Оно позволяет учесть риски. В общем-то, Афина права. Мысль многогранна. Он может делать многое. И, вообще, сама мысль, с какой-то точки зрения, тоже действие. Притом, для работы очень и очень важное. Хороший ремесленник должен не редко думать. Если он перестает думать, то что сможет сделать?   

Гефест:

– То же, что делали и другие ремесленники. Старательно. Без мыслительного тщеславия. Мы будем воспроизводить старые формы, не претендуя на тщеславную новизну. В практике уже есть все, что нужно.

Дедал:

– Великий Гефест, вы преувеличиваете значение практики. Без мысли – практика мертва. Делать то же, что и делали тысячи поколений до этого… Это, как минимум, не интересно. И, быть может, они идиотизмом страдали. Практика не задается вопросом о своем качестве. Мы можем по традиции делать то, что не только полезно, но и вредно. Например, бездумная практика при врачевании закрепляет традиционные формы практики, многие их которых лишь вредят людям.

Гефест:

– Ну, надо просто делать правильные действия. Все.

Дедал:

– Если бы все было так просто! Зачастую мы думаем, что делаем правильные действия, но на самом деле, делаем ситуацию хуже. Не все, что кажется практичным, - практично.

Гефест:

– А как же мы узнаем тогда, что значит отлично?

Дедал:

– А для этого и нужна мысль. 

Гефест:

– Ну, в любом случае, надо больше мыслить, чем думать.

Дедал:

– И здесь с вами трудно согласиться. 

Гефест:

– Почему?

Дедал:

– Потому что практика полностью подчинена мышлению. Даже автоматические навыки вырабатываются зависимо от мышления.   

Гефест:

– Да как же так? 

Дедал:

– Все очень просто. Весь мир человека – это его интеллектуальная видимость, как и его практика. Практика – это некоторая условность и видимость, которую мы придумываем для того, чтобы чем-то заполнить нашу жизнь. Нет смысла в прославлении практики. Практика довольно относительна. Но когда мы относимся к ней догматично, то превращаем её в религию.   

Гефест:

– Какую же религию?

Дедал:

– Религию малоосмысленных дел, привязанных к традиции. Религию дел, в которые верят практики. Практики поклоняются своим делам и другим практикам. Это абсолютная копирка религиозного подхода. Все строится на авторитете, а практика остается незначительной условностью, которая, правда, в данной религии преувеличивается.

Гефест:

– Сколько же глупых слов было сказано. Лучше бы я разучился слышать. Столько пустого и направленного против чистого действия. Делать нужно только потому, что нужно делать. Все остальное – философские фантазии.

Афина:

– А ты спроси у Архимеда.

Глава III: Ремесло и наука

Гефест:

– И что же ты скажешь?

Архимед:

– Практика – это нечто вторичное. Сначала у нас есть знания и мысли. Вообще, многие наши знания – суть мысли. Так вот, практика находится далеко-далеко. Я слышал, что один смертный говорил так: метафизика – корень, физика – ствол, прочие науки – ветви, а практика – плоды.
Да, практика полезна и приятна. Да, мы вкушаем практику. Но мудрец понимает, что ценность корня больше, чем ценность ствола, так как корень определяет ствол, ветви и  плоды. Ствол же важнее плодов и ветвей, так как он определяет их. Ветви важнее плодов, так как они определяют плоды. И вся проблема в том, что без корней, стволов, ветвей не будет и плодов. Только наивный человек цепляется за плоды, утверждая, что это единственная ценность. Тот, кто ценит только плоды, не сможет взрастить дерево. Он похож на ребенка, которому родители дали яблоко. Он ест яблоко, а потом выбрасывает его в урну. Их яблока не вырастет дерево. А если он и выбросит его на землю, то, что же случится?
Допустим, начнет дерево прорастать. И что же сделает наш наивный практик? Он либо будет вырезать новые деревья, как сорняки. Либо не будет о них заботиться. Их сожрут черви.
Философия – это сад, огромный сад, в котором растет бесконечное множество разнообразных деревьев. У каждого свои плоды. Любители яблок любят срезать неугодные им деревья, либо же они оставляют их гнить, сохнуть – в общем, умирать. И очень важно в философии для практика то, какое из деревьев выросло быстрее и быстрее дало плоды. Но глубокомысленный человек понимает, что всем деревьям стоит дать шанс, чтобы испробовать их плоды.
То же и с наукой. Наука – это одно большое дерево, возможно, самое большое, из когда-либо существовавших.

Гефест:

– Наука… Ветви… Стволы… Столько пустых слов? И ради чего? Просто так.

Архимед:

– Практики не умеют слушать. Они сидят на вершине дерева рядом с плодами и не слышат тех, кто ухаживает за корнями. Проблема же в том, что если мы уберем людей, ухаживающих за корнями, то и все дерево падет от паразитов, ветров или его срубят практики-лесорубы. 

Гефест:

– И что же? Плевать.

Архимед:

– Но тогда пропадут и плоды. Плоды – это такая вещь, которая не может существовать сама по себе. 

Гефест:

– Дурацкое сравнение с деревом.

Архимед:

– Ну, приношу извинение за то, что оно вам не понравилось. 

Гефест:

– Практика самобытна. Обман же с деревом – это трюк философов. Пустая обманка для простаков.

Архимед:

– Ну, пусть будет обман. Но это хороший обман. 

Гефест:

– Прекрасный, вот только это сказка, оправдывающая существование теоретиков! А, значит, это глупость!

Архимед:

– Эх…


Глава IV: Афина

Гефест:

– Вот я и победил в вашей болтовне.

Афина:

– Не торопись. На самом деле, ты никого не опроверг, пусто высказывая свое мнение, не обоснованное ни примерами, ни логикой. Ты просто думаешь, что ты прав. Это свойственно всем наивным людям. Они считают себя правыми. 

Гефест:

– Я бог!

Афина:

– Но и я богиня. 


Гефест:

– Ты богиня пустой болтовни!

Афина:

– Ты не хочешь никого слушать и не хочешь ничего понимать. Вот и вся твоя практика. Вроде бы, ты говоришь, что делаешь что-то практичное для людей, но, на самом деле, не можешь сделать самое главное – понять. Вот и вся разница. Ты просто убегаешь от всех ответов, упираясь  своей наивной точкой зрения. 


Гефест:

– Это не точка зрения, а истина!

Афина:

– Ах, если бы все было так просто. 


Гефест:

– Все так просто. Все проще, чем кажется.

Афина:

– Нет, это кажется, что просто. 


Гефест:

– Опять это словоблудие! Оставьте меня! Дайте поработать! Я устал!

Афина:

– Хорошо! Работай! Но не забывай о том, что мы пытались тебе помочь. 


Гефест:

– Ваша помощь больше похожа на помехи.

Афина:

– Жаль, что ты так думаешь. Пока. 


Гефест:

– Не приходи сюда больше.