Богологи - Вишну

Александр Шадов
Действующие лица.
Вишну – великий бог сохранения мира, один из Тримурти. По ходу диалога меняет аватары.
Лакшми – супруга Вишну.
Мыслитель – старик, который путешествует по миру богов.

Место.
Вишну с супругой плывут на змее Шеша по водам Мирового Океана.

Вишну:
(аватар рыбы)

– О, любимая супруга, как мне надоело ждать конца Кали-юги. Зря я вообще поспорил с Шивой, что смогу всего-то за десять явлений исправить путь человечества к лучшему. Лишь немного замедлил наступление конца.

Лакшми:

– Вообще, я тебе предупреждала, не нужно мериться силами и хитростью с Шивой. Пока ты тут прохлаждаешься, он разрушает. 

Вишну:
(аватар вепря)

– Ну, я же все равно поддерживаю мир в сохранности.

Лакшми:

– Ну, только своим присутствием. На деле-то ты просто плаваешь на Шеше по миру и ничего больше не делаешь. 

Вишну:
(аватар черепахи)

– Не надо! Я работаю над собой! Вот, смотри какой прекрасный четвертый бицепс накачал.
(показывает бицепс одной из рук)

Мыслитель:
(появляется на змее)

– Приветствую тебя, о, Вишну! 

Вишну:
(аватар Рамы)

– Вау! Смертный! И я тебя приветствую! Лакшми, дорогая, зачерпни ему воды за мой счет!

Лакшми:

– Опять ты веселишься. Смертные не пьют морскую воду. 

Вишну:
(аватар рыбы)

– Да? Не пьют? Ох, простите меня, уважаемый. Я не хотел вас обидеть. Просто вот он, мой океан. И я хотел поделиться его водами.

Мыслитель:

– Все хорошо, не стоит извиняться. Я пришел с вами поговорить.
(садится)

Вишну:
(аватар Рамы с топором)

– О чем же?

Мыслитель:

– О сохранении. Я был тут у Брахмы. Мы поговорили о том, зачем же он создает мир, в котором все страдают. 

Вишну:
(аватар карлика)

– Ну, он обычно хорошо справляется с объяснением. У нас, у Тримурти, у каждого свои цели. И мы созданы для того, чтобы доказывать их правильность.

Мыслитель:

– Так вот, я хотел спросить, зачем же ты сохраняешь мир, полный страданий? 

Вишну:
(аватар человека-льва)

– Ну, вообще-то мы с богами играем в игру. Она называется «займи свое место». Кто проиграет, тот слабак.

Мыслитель:

– И вся жизнь – это просто игра? 

Вишну:
(аватар Кришны)

– Не так просто. Все бытие – игра! А страдают только те, кто относится к жизни серьезно. В Кали-юге, то есть, сейчас, все относятся к жизни серьезно, гиперболизируют её значение. Потому и страдают. Боги счастливы, так как они не привязаны к жизни. Они не боятся смерти.

Мыслитель:

– И ты сохраняешь жизнь ради забавы, но все страдают? 

Вишну:
(аватар Будды)

– Я сохраняю жизнь, чтобы дать душам шанс.

Лакшми:

– Даватель шансов. На самом деле, он просто лежит на Шеше и изредка потягивается.

Вишну:
(аватар кабана)

– Работа не пыльная. Только вот зря я поспорил с Шивой. Вообще, я должен был вмешиваться в дела мира намного чаще. Но мы поспорили с Шивой, что я вмешаюсь всего десять раз. Мне пришлось разом побеждать по несколько демонов, справляться с потопами, но все равно я сделал не все, что должен был.

Мыслитель:

– Но люди все равно страдают. 

Вишну:
(аватар Калки)

– Да люди всегда страдают. Вопрос лишь в том, как рано они начнут страдать. Шива меня перехитрил. Сыграл на моем тщеславии. Теперь он уничтожит мир раньше. И люди стали страдать раньше. Ну, ничего. У мира очень много перерождений. Это не проблема. 

Мыслитель:

– Значит, люди страдают, а это не проблема. Я не понимаю, но зачем сохранять мир, в котором все страдают? Я не совсем понимаю. Да, Брахма говорил, что страдать – нормально. 

Вишну:
(аватар черепахи)

– Ну, это же игра. К концу игры всегда становится скучно. И мы сейчас в конце. Потому все страдают. Пропал тот энергетический напор. Пропала та сила.

Мыслитель:

– И почему бы не переродить мир сейчас? 

Вишну:
(аватар рыбы)

– Это просто. Кали-юга – эпоха подлинных испытаний для всех существ. Она определяет правила последующей игры.

Мыслитель:

– И новая игры стоит того, чтобы все страдали? Ужасно. 

Вишну:
(аватар вепрь)

– Ну, можно просто всех убить. И все. Конец игры. Все мертвы. Никто не страдает.

Мыслитель:

– А нет других альтернатив? 

Вишну:
(аватар Будда)

– Ну, можно было бы устроить существование без проверки, тогда бы не было ничего особого, все жили бы в равной недостаточности. Но к чему равная недостаточность? Все равно бы были недовольные. А так есть те, кто заслуживает свое счастье. Остальные же проходят испытание. Если они созрели, то им будет хорошо.

Мыслитель:

– Недемократично. 

Вишну:
(аватар карлика)

– Ах, если бы демократия была справедливой. Но нет! Как и сказал Брахма, страдание – неотъемлемая часть существования. Это вызов всем живущим. Конечно, все хотят жить хорошо, но это нужно заслужить. Да и грустная была бы игра, если бы в ней все было просто. Все равно бы страдали бы, только от скуки.

Мыслитель:

– Да, люди от всего могут страдать. 

Вишну:
(аватар рыбы)

– Избавление от страданий – тяжелейшая работа. Но это возможно. Никто не устраивает людям проблем Никому это не нужно. На самом деле, они сами создают себе проблемы. Как, например, сейчас. Они создали общество, в котором невозможно не страдать. Сам потребительский настрой уже провоцирует страдание. На самом деле, мы, боги, не имеем никакого отношения к большинству человеческих страданий. Кто бы мог подумать, что одно и поколений людей превратит низкие желание в величайшую ценность?

Мыслитель:

– Да, желания людей ненасытны. 

Лакшми:

– Потому мы с мужем ничего и не делаем. Люди сами создают себе проблемы. Дело даже не в том, что страдания порождаются сансарой. Сансара – это и есть люди. Просто в Кали-югу из самого дна выпускаются все существа, все атманы, которых не было в прошлые эпохи. Мы же не можем хранить их в полнейшем анабиозе до конца времен.
Так вот, они-то и портят всю атмосферу. Но они нужны для перераспределения. Более того, мы не в полнее уверены в том, что благие существа прошлых эпох такие уж благие. Каждый атман имеет шанс на реализацию.

Мыслитель:

– Как все хитро. И потому Вишну сохраняет мир. 

Вишну:
(аватар черепахи)

– На самом деле, у меня и выбора нет особо. Сам факт моего пребывания в мире заставляет его сохраняться. Сам факт существование Брахмы заставляет мир рождаться. Сам факт существования Шивы заставляет его разрушаться. Если бы меня не было, то мир бы постоянно возникал и умирал. Если бы не было Брахмы, то мир не мог бы родиться. Если бы не было Шивы, то мир продолжал бы существовать вечно, но это тоже плохо.

Мыслитель:

– А почему это плохо? Если бы мир существовал вечно, то это было бы лучше. Зачем постоянно перестраивать мир? Зачем постоянно все переделывать? Я не понимаю. 

Вишну:
(аватар Кришну)

– Все просто. Все со временем портится. Люди медленно деградируют. Их потребности становятся все мелочнее и мелочнее. Они возводят низкие принципы на вершину. Если бы мир существовал бесконечно и не прерываясь, то все бы люди скатились в бездну невыносимых страданий. Однажды мир стал бы абсолютным адом, где страдали бы даже боги. Поэтому нужно полное перерождение.

Мыслитель:

– Да, теперь я понял. Но почему всемогущие боги… 

Вишну:
(аватар рыбы)

– Кто сказал, что мы всемогущие? Мы просто можем создавать вселенные. Это не так всемогуще, как могло бы показаться. Хотелось бы, но нет. Наши ресурсы тоже относительно ограничены. И мы должны их перезапускать.

Мыслитель:

– Но, если вы не всемогущие, то как вы можете существовать вечно?

Вишну:
(аватар черепаха)

– Неправильно. Мы смертны. Просто мы живем очень и очень долго. И в итоге мы тоже вынуждены переродиться. Да, не спрашивай почему. Мы сами не понимаем этого.

Мыслитель:

– Но почему? 

Лакшми:

– Не знаем. Мир индийской философии – это вселенная, которая постоянно повторяется. Мы не можем не повториться. Как и вы. Но мы забываем о наших перерождениях, как и вы. Это совсем другой масштаб, но о мире мы тоже не так много знаем. Кроме того, никто не знает, почему Брахма порождает мир, Шива – уничтожает, а мой супруг – сохраняет. У них есть такая природная склонность. Если бы каждый из них создал по своему миру, то получилась бы какая-то чушь. Но они так устроены, что они невольно объединяют свои усилия.

Мыслитель:

– Интересно. 

Лакшми:

– Вообще, в мире все непонятно. Мой муж иногда делает вид, что все знает, но это лишь видимость. На самом деле, он просто притворяется. Он любит поиграть в бога.

Мыслитель:

– Я бы на его место тоже бы поиграл. Да, я вас понимаю. Хорошо понимаю. У меня не осталось вопросов. 

Вишну:
(аватар Калки)

– Тогда пока, мой друг. Я готовлюсь к своему последнему выходу.

Мыслитель:

– Да, удачи вам.
(исчезает)

Вишну:
(аватар рыбы)

– Как же он быстро смылся.

Лакшми:

– Ты пугаешь людей. И ты слишком весел для мудрого бога. Больше похож на сумасшедшего. Вот Шива, не смотря на то, что он бог разрушения, спокоен как слон. 

Вишну:
(аватар Будды)

– Это потому что он постоянно медитирует, чтобы не сойти с ума раньше времени и не начать крушить все вокруг.

Лакшми:

– Ах, любишь же ты подколоть Шиву. Вот и он тебя на этот раз подставил.