Богологи - Брахма

Александр Шадов
Действующие лица.
Брахма – бог создатель.
Мыслитель – старик, перемещающийся по миру.


Место.
Пустота.

Брахма:

– Смертный здесь. Приветствую тебя. Зачем же ты пришел ко мне? Что ты ищешь в моей пустоте?

Мыслитель:

– И я приветствую тебя, о, Брахма! Давно мечтал побеседовать с тобой.  Мне интересно, зачем ты постоянно создаешь жизнь, если она полна страданий?

Брахма:

– Страдания – это категория, универсальная лишь для людей. Да и то, они могут от него избавиться.

Мыслитель:

– И зачем же ты создал его? 

Брахма:

– Ну, как же? Страдание – это интересно. Страдание – совершенствует. Кроме того, это неотделимый атрибут свободы.

Мыслитель:

– Но зачем создавать мир, полный страдающими существами? Ведь свобода не всегда ведет к страданию. А наш мир практически всегда к нему приводит. Почему же люди страдают в мир, созданном тобой? Зачем они вообще живут, если им приходится страдать? 

Брахма:

– Ну, это забавно. Это может заставить их двигаться вперед, к совершенству. Человек ненасытен. Я сделал его таковым не для того, чтобы он страдал, а для того, чтобы он однажды осознал, что его ненасытность ни к чему не приведет. И тогда, поняв всю мелочность своих желаний, он направится ко мне.

Мыслитель:

– И все ради этого? Но почему бы не вживить в людей стремление к тебе изначально? 

Брахма:

– Ну, было много вариантов на выбор. Я выбрал этот. Тем более, помнишь истории о Золотом Веке? Они реальны. Сначала у людей не было страданий, но они растратили свою благость стремлением к наживе. Они постепенно предавали знание и приходили к незнанию. Люди сами выбрали путь страдания. Я это предвидел. Но зачем что-то делать?

Мыслитель:

– Чтобы в мире стало лучше?

Брахма:

– Скоро Шива уничтожит этот мир, а я сотворю новый. Как видишь, все продуманно.

Мыслитель:

– Если мир переродится, значит можно делать его плохо?

Брахма:

– Не, не последний же раз создаю. Вот и пробую разные варианты.

Мыслитель:

– Но это же наши жизни.

Брахма:

– Да вы тоже не один раз живете. Чего расстраиваться-то? Поиграли здесь, поиграли там. Если бы все игры были переполнены удовольствиями то, разве, это было бы хорошо? Вы бы меня умоляли делать миры похуже, чтобы бросить вам вызов.

Мыслитель:

– Но мы забываем все. 

Брахма:

– Это специально, чтобы страдания из одной жизни не переходили в другую. К слову, вы и в этой жизни почти все забываете. Вы помните только некоторые ваши впечатления по поводу тех или иных событий, а уже на их основе конструируете новую картину прошлого.

Мыслитель:

– Это должно как-то успокаивать? 

Брахма:

– Ну, да. На самом деле, вы, смертные, несколько раз перерождаетесь в течение жизни, правда, этого никто не замечает.

Мыслитель:

– Это должно меня как-то успокоить? 

Брахма:

– Вообще, да. На протяжении всех жизней сохраняется ощущение присутствия. Есть такой мыслитель, Мартин Хайдеггер, он говорит о ней заброшенности, будто бы было время, когда людей не было в мире. Но это не так. Люди вечно пребывают в мире. Вечно заброшены в него. Они всегда присутствуют и сами творят свое присутствие.

Мыслитель:

– Так в чем же ты хочешь меня убедить? 

Брахма:

– В том, что не все еще кончено. Ты просто нагнетаешь обстановку. Ну, страдаешь ты немного. У всех бывает. Не стоит на этом зацикливаться.

Мыслитель:

– В мире болезни! Дети умирают! 

Брахма:

– Ну, да, умирают. В этом вся фишка. Не в сказке живете. Да и вы сами спустились на дно. Не стоит меня винить. Я не виноват. Вы сами стали убогими существами, стремящимися к низшему.

Мыслитель:

– А тогда почему болеют и те, кто стремится к высшему? Почему стремление к высшему не делает нас неуязвимыми? 

Брахма:

– Многого хочешь. Неуязвимость. Еще паутину из рук можно и латексный костюм. На самом деле, даже те, кто стремятся к высшему, недостаточно стремятся. Но, если ты проследишь, то они болеют меньше. И недугов у них не так много. Все честно. Но иногда по закону кармы прилетают всякие гадости.

Мыслитель:

– Но мы о них не помним! За что наказывать нас? 

Брахма:

– Так в том-то и дело. Ты не помнишь. Ты попадаешь в ситуацию, которая несете тебе страдания. На данный момент вопрос в том, как ты будешь в ней действовать. Карма – это не столько наказание, сколько проверка. Дело не в аду, не в раю, все дело в том, как ты будешь реагировать. На самом деле, весь мир – это большой эксперимент, результат которого известен заранее. Но я уже ничего не хочу делать с это известностью. Я не могу бегать за людьми и подтирать им слюни каждый раз, когда они пускаются в новые низкие приключения.
Именно поэтому я творю миры такими, какие они есть. Я зол? Подумай лучше. Я создаю мир и даю тебе шанс на то, чтобы лучше реализовать себя. Хочешь переложить всю ответственность на меня? Дерзай. Мне плевать. Но помни одно, я могу вообще не создавать мир. Тогда у тебя не будет ни единого шанса.

Мыслитель:

– Да, с этим я согласен. 

Брахма:

– Когда сам сможешь создавать миры, тогда и поговорим об этом. Тем более, страдания – прекрасны. Они придают жизни вкус. Если бы все было так просто, то какой бы интерес был в жизни? Просто жили бы себе в удовольствие. А ведь и жили! Но вам же и надоело!

Мыслитель:

– Я ничего не помню.

Брахма:

– Еще бы. Но это не так важно. Ты знаешь, чем хороший бог отличается от плохого? Хороший бог оставляет людям выбор. Создать мир, состоящий из скучных, но счастливых, игрушек – вот что бы сделал бог тиран. И такая игра не была бы интересной.
Страдания не устраивают всех людей, но, в большинстве случаев, они сами являются причиной страданий как для себя так и для других. Каждый человек сам портит себе жизнь.

Мыслитель:

– Но почему было не создать более благополучный мир? 

Брахма:

– Когда человек был мудр, тогда и мир был благополучен. Когда человек стал глуп, тогда и мир стал жесток к нему. Мой мир меняется. Не только я его творец. Все мы. Мои творения могут творить вместе со мной. Это подчеркивает мое могущество. Я смог создать существ, способных творить вместе со мной.

Мыслитель:

– Но… 

Брахма:

– Никаких но. Они способны на большее. Просто они сами забыли об этом. Они гниют в своем придуманном мирке. Но в этом виноват не я. Я предвидел это, но останавливать человеческую волю я не собираюсь. Они сами поместили себя в адские условия, назвали это современным обществом, а потом подумали, что это прогрессивный рай, но жили дальше, продолжая страдать от глупости и высокомерия, думая, что в прошлом люди жили намного хуже. Раньше и люди были выносливее. И счастья было больше.

Мыслитель:

– Но почему?

Брахма:

– Потому что люди не были так избалованны. Сейчас страдание чувствуется втройне. Стоит лишь пощекотать чуть-чуть ваши болевые рецепторы, как вы ныть начинаете. Зубик болит – величайшее страдание на земле. Современное общество не знает подлинных страданий, но страдает больше всех прочих.

Мыслитель:

– Здесь полностью соглашусь. Но тогда получается, что мы сами создаем себе преграды в мире, созданном тобой. 

Брахма:

– Именно.

Мыслитель:

– И тогда, получается, мы можем от всего этого легко избавиться. 

Брахма:

– Не так уж легко. Люди все усложнили настолько, что клубок их проблем распутать будет довольно сложно. Только Шива, уничтожив мир, разрубит этот запутавшийся клубок преград.

Мыслитель:

– И даже уничтожение полезно, как оказалось. 

Брахма:

– Да, таков мир. Он уничтожается и возрождается. В этом его суть.

Мыслитель:

– Но зачем его создавать снова и снова? 

Брахма:

– Это игра.

Мыслитель:

– Но что тебе до этой игры? 

Брахма:

– Это всегда увлекательно.

Мыслитель:

– Увлекательно? 

Брахма:

– Да. Создаешь мир. Он копошится. Ты наблюдаешь за этим. Прекрасно же.

Мыслитель:

– Но потом он с необходимостью будет разрушен. И в чем смысл? 

Брахма:

– Богам не нужен смысл. Смысл нужен только смертным. Да и оценивают они все только по своим меркам. А мерки у людей довольно микроскопические. Игра – это всегда больше, чем просто игра. Миф – это всегда больше, чем миф. Вы разучились видеть в словах смысл. Вы разучились читать даже тексты смертных. Куда вам до богов?

Мыслитель:

– Но мы стараемся. 

Брахма:

– Всегда недостаточно. Небольшие старания заканчиваются высокомерием и ложным знанием.

Мыслитель:

– Наши способности ограниченны.

Брахма:

– Не настолько! Я даровал вам намного больше возможностей. Просто вы закрыли от себя многое.

Мыслитель:

– Сколько же мы закрыли? 

Брахма:

– Целую бесконечность. Ваши интеллектуальные способности безграничны. И даже если вы не можете мгновенно считать большие числа, то вы можете создать то, что может. Это пример безграничности только в одной жалкой области. Притом, самой пустой и абстрактной. Счет примитивен. У человека есть более значительные ресурсы.

Мыслитель:

– Логика? 

Брахма:

– Логика – это еще одна ошибка природы. Вы можете чувствовать несуществующий вселенные и самостоятельно создавать их в вашем уме. Вы можете усматривать бесконечность. Вы можете стать смертными богами, которые превзошли в своем интеллектуальном могуществе реальных богов. А вам этого мало! Вы хотите материальных благ! Вот ваши границы! Как на ладони!
Безграничные и могущественные существа, считающие себя червями, запираются в клетке собственных предрассудков. И даже если вы мните себя богами, то ваши представления о богах настолько незначительны, что это можно счесть за самооскорбление.
Мне жалко вас. Вы все страдаете, все варитесь в своей глупости. Глупость – ваш единственный бог и ваш единственный барьер.

Мыслитель:

– Но я не знаю того могущества, о котором ты говоришь. 

Брахма:

– Конечно, не знаешь. Ты всю жизнь потратил на то, чтобы убежать от него. Вся человеческая история – это погоня за иллюзорным могуществом и побег от реального.

Мыслитель:

– Но зачем от него бежать? 

Брахма:

– Потому что люди перепутали полюса. Они стремятся к тому, что им в итоге не понадобится. Они тонут в мелочных проблемах, пытаясь добиться мелочного величия.

Мыслитель:

– Но зачем они пытаются это делать? 

Брахма:

– Парадокс свободы воли. Человек сам выбирает свой ограниченный путь. И я ничего не могу с этим поделать, иначе я нарушу свободу воли других. Но это правило я поклялся не нарушать. Я не могу запретить людям портить себе жизнь. Это табу. Было бы хорошо, если бы я мог вразумить их, но как бы я не пытался, свобода воли сильнее любых вразумлений.
Величие человека будет закрыто в нем до следующего разрушения мира. Лишь новые люди смогут осознать свое подлинное могущество. Современным остается доживать свою Кали-югу, упиваясь страданиями, которые они сами себе и обеспечили. Я не буду вмешиваться. Это не мое дело.

Мыслитель:

– Теперь мне все понятно. Спасибо, Брахма.