Действующие лица.
Брахма – бог создатель.
Мыслитель – старик, перемещающийся по миру.
Место.
Пустота.
Брахма:
– Смертный здесь. Приветствую тебя. Зачем же ты пришел ко мне? Что ты ищешь в моей пустоте?
Мыслитель:
– И я приветствую тебя, о, Брахма! Давно мечтал побеседовать с тобой. Мне интересно, зачем ты постоянно создаешь жизнь, если она полна страданий?
Брахма:
– Страдания – это категория, универсальная лишь для людей. Да и то, они могут от него избавиться.
Мыслитель:
– И зачем же ты создал его?
Брахма:
– Ну, как же? Страдание – это интересно. Страдание – совершенствует. Кроме того, это неотделимый атрибут свободы.
Мыслитель:
– Но зачем создавать мир, полный страдающими существами? Ведь свобода не всегда ведет к страданию. А наш мир практически всегда к нему приводит. Почему же люди страдают в мир, созданном тобой? Зачем они вообще живут, если им приходится страдать?
Брахма:
– Ну, это забавно. Это может заставить их двигаться вперед, к совершенству. Человек ненасытен. Я сделал его таковым не для того, чтобы он страдал, а для того, чтобы он однажды осознал, что его ненасытность ни к чему не приведет. И тогда, поняв всю мелочность своих желаний, он направится ко мне.
Мыслитель:
– И все ради этого? Но почему бы не вживить в людей стремление к тебе изначально?
Брахма:
– Ну, было много вариантов на выбор. Я выбрал этот. Тем более, помнишь истории о Золотом Веке? Они реальны. Сначала у людей не было страданий, но они растратили свою благость стремлением к наживе. Они постепенно предавали знание и приходили к незнанию. Люди сами выбрали путь страдания. Я это предвидел. Но зачем что-то делать?
Мыслитель:
– Чтобы в мире стало лучше?
Брахма:
– Скоро Шива уничтожит этот мир, а я сотворю новый. Как видишь, все продуманно.
Мыслитель:
– Если мир переродится, значит можно делать его плохо?
Брахма:
– Не, не последний же раз создаю. Вот и пробую разные варианты.
Мыслитель:
– Но это же наши жизни.
Брахма:
– Да вы тоже не один раз живете. Чего расстраиваться-то? Поиграли здесь, поиграли там. Если бы все игры были переполнены удовольствиями то, разве, это было бы хорошо? Вы бы меня умоляли делать миры похуже, чтобы бросить вам вызов.
Мыслитель:
– Но мы забываем все.
Брахма:
– Это специально, чтобы страдания из одной жизни не переходили в другую. К слову, вы и в этой жизни почти все забываете. Вы помните только некоторые ваши впечатления по поводу тех или иных событий, а уже на их основе конструируете новую картину прошлого.
Мыслитель:
– Это должно как-то успокаивать?
Брахма:
– Ну, да. На самом деле, вы, смертные, несколько раз перерождаетесь в течение жизни, правда, этого никто не замечает.
Мыслитель:
– Это должно меня как-то успокоить?
Брахма:
– Вообще, да. На протяжении всех жизней сохраняется ощущение присутствия. Есть такой мыслитель, Мартин Хайдеггер, он говорит о ней заброшенности, будто бы было время, когда людей не было в мире. Но это не так. Люди вечно пребывают в мире. Вечно заброшены в него. Они всегда присутствуют и сами творят свое присутствие.
Мыслитель:
– Так в чем же ты хочешь меня убедить?
Брахма:
– В том, что не все еще кончено. Ты просто нагнетаешь обстановку. Ну, страдаешь ты немного. У всех бывает. Не стоит на этом зацикливаться.
Мыслитель:
– В мире болезни! Дети умирают!
Брахма:
– Ну, да, умирают. В этом вся фишка. Не в сказке живете. Да и вы сами спустились на дно. Не стоит меня винить. Я не виноват. Вы сами стали убогими существами, стремящимися к низшему.
Мыслитель:
– А тогда почему болеют и те, кто стремится к высшему? Почему стремление к высшему не делает нас неуязвимыми?
Брахма:
– Многого хочешь. Неуязвимость. Еще паутину из рук можно и латексный костюм. На самом деле, даже те, кто стремятся к высшему, недостаточно стремятся. Но, если ты проследишь, то они болеют меньше. И недугов у них не так много. Все честно. Но иногда по закону кармы прилетают всякие гадости.
Мыслитель:
– Но мы о них не помним! За что наказывать нас?
Брахма:
– Так в том-то и дело. Ты не помнишь. Ты попадаешь в ситуацию, которая несете тебе страдания. На данный момент вопрос в том, как ты будешь в ней действовать. Карма – это не столько наказание, сколько проверка. Дело не в аду, не в раю, все дело в том, как ты будешь реагировать. На самом деле, весь мир – это большой эксперимент, результат которого известен заранее. Но я уже ничего не хочу делать с это известностью. Я не могу бегать за людьми и подтирать им слюни каждый раз, когда они пускаются в новые низкие приключения.
Именно поэтому я творю миры такими, какие они есть. Я зол? Подумай лучше. Я создаю мир и даю тебе шанс на то, чтобы лучше реализовать себя. Хочешь переложить всю ответственность на меня? Дерзай. Мне плевать. Но помни одно, я могу вообще не создавать мир. Тогда у тебя не будет ни единого шанса.
Мыслитель:
– Да, с этим я согласен.
Брахма:
– Когда сам сможешь создавать миры, тогда и поговорим об этом. Тем более, страдания – прекрасны. Они придают жизни вкус. Если бы все было так просто, то какой бы интерес был в жизни? Просто жили бы себе в удовольствие. А ведь и жили! Но вам же и надоело!
Мыслитель:
– Я ничего не помню.
Брахма:
– Еще бы. Но это не так важно. Ты знаешь, чем хороший бог отличается от плохого? Хороший бог оставляет людям выбор. Создать мир, состоящий из скучных, но счастливых, игрушек – вот что бы сделал бог тиран. И такая игра не была бы интересной.
Страдания не устраивают всех людей, но, в большинстве случаев, они сами являются причиной страданий как для себя так и для других. Каждый человек сам портит себе жизнь.
Мыслитель:
– Но почему было не создать более благополучный мир?
Брахма:
– Когда человек был мудр, тогда и мир был благополучен. Когда человек стал глуп, тогда и мир стал жесток к нему. Мой мир меняется. Не только я его творец. Все мы. Мои творения могут творить вместе со мной. Это подчеркивает мое могущество. Я смог создать существ, способных творить вместе со мной.
Мыслитель:
– Но…
Брахма:
– Никаких но. Они способны на большее. Просто они сами забыли об этом. Они гниют в своем придуманном мирке. Но в этом виноват не я. Я предвидел это, но останавливать человеческую волю я не собираюсь. Они сами поместили себя в адские условия, назвали это современным обществом, а потом подумали, что это прогрессивный рай, но жили дальше, продолжая страдать от глупости и высокомерия, думая, что в прошлом люди жили намного хуже. Раньше и люди были выносливее. И счастья было больше.
Мыслитель:
– Но почему?
Брахма:
– Потому что люди не были так избалованны. Сейчас страдание чувствуется втройне. Стоит лишь пощекотать чуть-чуть ваши болевые рецепторы, как вы ныть начинаете. Зубик болит – величайшее страдание на земле. Современное общество не знает подлинных страданий, но страдает больше всех прочих.
Мыслитель:
– Здесь полностью соглашусь. Но тогда получается, что мы сами создаем себе преграды в мире, созданном тобой.
Брахма:
– Именно.
Мыслитель:
– И тогда, получается, мы можем от всего этого легко избавиться.
Брахма:
– Не так уж легко. Люди все усложнили настолько, что клубок их проблем распутать будет довольно сложно. Только Шива, уничтожив мир, разрубит этот запутавшийся клубок преград.
Мыслитель:
– И даже уничтожение полезно, как оказалось.
Брахма:
– Да, таков мир. Он уничтожается и возрождается. В этом его суть.
Мыслитель:
– Но зачем его создавать снова и снова?
Брахма:
– Это игра.
Мыслитель:
– Но что тебе до этой игры?
Брахма:
– Это всегда увлекательно.
Мыслитель:
– Увлекательно?
Брахма:
– Да. Создаешь мир. Он копошится. Ты наблюдаешь за этим. Прекрасно же.
Мыслитель:
– Но потом он с необходимостью будет разрушен. И в чем смысл?
Брахма:
– Богам не нужен смысл. Смысл нужен только смертным. Да и оценивают они все только по своим меркам. А мерки у людей довольно микроскопические. Игра – это всегда больше, чем просто игра. Миф – это всегда больше, чем миф. Вы разучились видеть в словах смысл. Вы разучились читать даже тексты смертных. Куда вам до богов?
Мыслитель:
– Но мы стараемся.
Брахма:
– Всегда недостаточно. Небольшие старания заканчиваются высокомерием и ложным знанием.
Мыслитель:
– Наши способности ограниченны.
Брахма:
– Не настолько! Я даровал вам намного больше возможностей. Просто вы закрыли от себя многое.
Мыслитель:
– Сколько же мы закрыли?
Брахма:
– Целую бесконечность. Ваши интеллектуальные способности безграничны. И даже если вы не можете мгновенно считать большие числа, то вы можете создать то, что может. Это пример безграничности только в одной жалкой области. Притом, самой пустой и абстрактной. Счет примитивен. У человека есть более значительные ресурсы.
Мыслитель:
– Логика?
Брахма:
– Логика – это еще одна ошибка природы. Вы можете чувствовать несуществующий вселенные и самостоятельно создавать их в вашем уме. Вы можете усматривать бесконечность. Вы можете стать смертными богами, которые превзошли в своем интеллектуальном могуществе реальных богов. А вам этого мало! Вы хотите материальных благ! Вот ваши границы! Как на ладони!
Безграничные и могущественные существа, считающие себя червями, запираются в клетке собственных предрассудков. И даже если вы мните себя богами, то ваши представления о богах настолько незначительны, что это можно счесть за самооскорбление.
Мне жалко вас. Вы все страдаете, все варитесь в своей глупости. Глупость – ваш единственный бог и ваш единственный барьер.
Мыслитель:
– Но я не знаю того могущества, о котором ты говоришь.
Брахма:
– Конечно, не знаешь. Ты всю жизнь потратил на то, чтобы убежать от него. Вся человеческая история – это погоня за иллюзорным могуществом и побег от реального.
Мыслитель:
– Но зачем от него бежать?
Брахма:
– Потому что люди перепутали полюса. Они стремятся к тому, что им в итоге не понадобится. Они тонут в мелочных проблемах, пытаясь добиться мелочного величия.
Мыслитель:
– Но зачем они пытаются это делать?
Брахма:
– Парадокс свободы воли. Человек сам выбирает свой ограниченный путь. И я ничего не могу с этим поделать, иначе я нарушу свободу воли других. Но это правило я поклялся не нарушать. Я не могу запретить людям портить себе жизнь. Это табу. Было бы хорошо, если бы я мог вразумить их, но как бы я не пытался, свобода воли сильнее любых вразумлений.
Величие человека будет закрыто в нем до следующего разрушения мира. Лишь новые люди смогут осознать свое подлинное могущество. Современным остается доживать свою Кали-югу, упиваясь страданиями, которые они сами себе и обеспечили. Я не буду вмешиваться. Это не мое дело.
Мыслитель:
– Теперь мне все понятно. Спасибо, Брахма.