Критик- друг или просто критикан Кто ты такой?

Любовь Сушко
КРИТИК –ДРУГ  И  КРИТИКАН..

В связи с последними заявлениями расплодившихся по весне так называемых критиков, а весной все болезни, как известно, обостряются, да еще как, хочется уяснить, кто же такие на самом деле КРИТИКИ, куда, так уж принято, лезут все, кому не лень, особенно те, кто понятия не имеет о литературном процессе. Проснулся, очнулся, уже Белинский, не больше, не меньше. Держитесь - писатели, я вам покажу, где раки зимуют.

Делятся люди, которые, словно судьи,  берутся оценивать и выносить приговор на две категории – критики и критиканы – первых страшно мало и страшно далеко они от народа  пишущего, вторых соответственно, как поганок после дождя.

Так вот критерии  на самом деле очень простые

- филологическое, а не просто гуманитарное образование, только на факультете вам 5 лет будут объяснять, что такое хорошо и что такое плохо в литературном процессе, что  есть шедевр, а что только его имитация.

 Это писатель может не иметь  гуманитарного образования,  вовсе образования не иметь, всякое случается,  критик его иметь просто обязан или не открывать рта, простите за резкость. Все остальное любительщина и не стоит вашего внимания.
Вопрос на засыпку: вы наймете адвоката, у  которого нет  диплома об юридическом образовании?  Тогда почему в литературном процессе вы слушаете любого, кто имеет наглость назвать себя критиком? Или  это не настолько важно как юридическая сторона дела?

- Быть человеком с большой буквы и понимать психологию человека творческого, иначе  никакое филологическое образование гроша ломаного не стоит.

- Не распыляться на всех кто пишет и мнит себя писателем, а безошибочно  выбирать самое лучшее, найдя контакт с  автором,  пытаться усовершенствовать талантливый текст, потому что вся остальная деятельность равна отапливанию космоса и совершенно бесполезна. Это критик из разряда бабок на лавке, что бы они там не говорили, а жизнь идет своим чередом, при том, что они могут говорить очень правильнее вещи.

Настоящий критик спасает, а не разрушает то, что сотворено, он по определению не может быть разрушителем, чем и занимается всегда скандальный критикан

Исходя из вышесказанного, мы с вами сталкиваемся исключительно с закомплексованными критиканами, которым  делать нечего, хочется поругаться,  возвышаясь, унизить кого-то, пытающегося писать, плохо или хорошо – это второй вопрос. И это не ваше дело, как человек пишет, или в таком случае называйте себя своим именем - скандалист, но никакой не критик...

Всегда умиляют придирки к  формальностям – ошибками любого рода. А фраза:
 - Я не переношу неграмотность, опечатки и т.д.  – приводит в дикий трепет, потому что собственно к творчеству имеет отдаленное отношение и подразумевает, что кроме правил орфографии и пунктуации критикан наш больше ничего не ведает, остальное его вообще не волнует. И в рецензиях это ясно просвечивается кстати,   в то время, как любая опечатка доводит до оргазма…

Но какое отношение это имеет к критике? Санитары русского языка, согласна, но не более того.

Но еще забавнее слушать замечания о неправильной политической, нравственной позиции автора, о том, как это должно быть  на самом деле, конечно  с колокольни критикана, а не автора.  Читала рецензию приятной во всех отношениях дамы в  адрес девицы неопытной, но пишущей талантливо и ярко:

- Я, любимая жена и мать троих детей, никак не могу принять позицию этой писательницы о том, что можно  жить с мужчиной не будучи  замужем, свободно и вольно, значит, для меня ее как автора  не существует, гнобила и  гнобить буду пока жива.

Что тут скажешь – уж лучше бы ты искала ошибки и опечатки, больше было бы пользы.

Кстати, заглянула через пару лет на страницу, просто вспомнила те грозные заявления, и оказалось, что она уже не верная жена, а одинокая, несчастная старуха, которой все сочувствуют, и пишет исключительно о том, что муж был подлецом, но она вернет его, чего бы это не стоило.

Вот как оно все повернулось –то. Невольно поверишь в то, что если хочешь насмешить бога, то надо рассказать ему о своих планах, или о том, чем ты гордишься. А потом поживешь как та, которую гнобила до гробовой доски.

Но история стара, как мир, что там стало с царицей, которая заявила Лето о том, что у той только двоих детей, в то время, как у нее целая дюжина?

 Предупреждали ведь греки о последствиях, да кто же к ним прислушивается.

Вот просто интересно, многим ли хочется быть судьями?  Наверное, это особая какая-то порода людей. За пару лет работы в областном суде смотрела на них внимательно, пыталась общаться – но это инопланетяне какие-то, которые и в реальной жизни совсем на нас не похожи.

 Те, кто в судьи не прорвался, помельче и понаглее, решили реализовать это свое право – осуждать и выносить приговоры другим. Спрашивает тут один  БОРЗЫЙ ( как физрук Фома любит говорить(, а что, мне тебя хвалить надо, гимны петь твоей гениальности?

О том, что просто молча пройти мимо – у него такой светлой мысли не возникло, о том, что все его похвалы гроша ломанного не стоят, так же, как критиканство, это ему и в голову не приходит. А раз дом пуст и поругаться не с кем, то сайт для этого есть... Он же за великую русскую литературу сражается, даже не представляя себе каким жалким и ничтожным выглядит на самом деле.

Кстати, именно молчание  чаще  всего бывает значительно красноречивее всех похвал и любой так называемой критики неизвестно кого, даже имени своего не написавшего, вдруг встретят да прибьют благодарные авторы. У них только красноречивые  клички и остаются. А сеть все стерпит, куда ей деваться, они тут все герои и критики..

Помнится, принесла рассказ любимому профессору, филологу от бога, потому что его мнение было действительно  важно и интересно.  И услышала в ответ:

- Я очень тебя люблю, но мне нечего сказать по поводу текста.

И все – мудрый, образованный, яркий человек именно так и сделает, потому что ему дорого время, потому что разбирать и анализировать он будет то, что для него интересно, то что останется, то, что имеет право жить. А найти  опечатки и пару запятых в мертвом тексте – это как же надо филологу не любить и не уважать себя? Зачем?

Кстати, когда был написан хороший рассказ, он нашел меня сам, мы просидели весь вечер, чтобы довести его до ума и сделать все, чтобы текст жил до сих пор, хотя прошло уже четверть века с тех пор…

Вот эта и есть та критика, та работа над текстом, которой я бы пожелала каждому достойному  автору.

Все остальное от лукавого. И надо сделать так, чтобы  любой критикан бежал от вас, как черт от ладана, забыл дорогу на вашу страницу.

Но, к сожалению, критиков слишком мало, а критиканов, как поганок после дождя, потому, дорогие авторы, пусть вам повезет на этот раз…

Послесловие

И еще одно сравнение, уже с медицинскими  специализациями - критики и критиканы - это хирурги и патологоанатомы, которые  кричат громче всех о том, что они хирурги и даже порой в это верят. Но мало кто и во что верит, реальность все расставляет по своим и местам. Наверное, последние тоже нужны и делают важное дело, только не стоит путать первых со вторыми, они и близко не лежали рядом...