Безумие Навуходоносора. Часть 2. Осуждение

Томас Твин
     Чтобы предостеречь царя, Бог предваряет кару видением - вещим сном. В нем, как считается, Бог иносказательно извещает Навуходоносора об уготованном недуге-испытании. В сей криптограмме все так странно, что она больше походит на детище Земли. Именно этим вопросом – Небо или Земля породили причудливый царский сон – мы и займемся в следующих разделах.


НА НЕБЕ: ПУТИ, КОТОРЫЕ ТАМ ВЫБИРАЮТ
    
Несмотря на свой сакральный характер, загадочное откровение по форме является посланием одного корреспондента другому. Поэтому мы вправе проследить запутанную траекторию движения Слова от его Божественного Автора до царственного получателя.

И здесь нас ждет сюрприз: весть не летит к цели, а блуждает в потемках. Не странно ли? Любой адресант обычно заинтересован в том, чтобы его сообщение дошло до получателя без задержек и искажений. Казалось бы, заинтересован в этом и Священный Отправитель. Однако обилие препятствий создает впечатление, что вопреки здравому смыслу Бог всячески тормозит свое же послание. Судите сами.

===================================================    
     Первое предупреждение Бог обставляет сложностями,
                а второе делает простым и ясным
===================================================
Проникнув ночью в голову Навуходоносора, Всевышний мог напрямую пригрозить ему. Но самый короткий и верный путь почему-то Бога не устроил, и Он двинулся в обход.
Начал Верховный Судия с того, что перепоручил «царево дело» каким-то Бодрствующим и Святым (далее – БиС). Те вынесли свой приговор, но не огласили его, а послали к осужденному гонца. Гонец тоже «тормозил»: он не продемонстрировал спящему царю вердикт БиС (то есть картину краха), а пересказал его своими словами. Будто нарочно, он изложил приговор таким эзоповым языком, что самостоятельно постичь эту весть царь не смог.
Пришел черёд Навуходоносору пересказывать ночное видение своим советникам (возможно, с пропусками и ошибками). Однако даже мудрейшие люди государства не справились с иносказанием. Поэтому к цепочке участников добавилось очередное звено - глава мудрецов. Тот, слава Богу, разъяснил мудреное послание и до царя наконец-то дошло Слово Божие или то, во что оно превратилось в результате всех пересказов, перевода и расшифровки.
Иначе говоря, вместо прямого контакта «Бог-Навуходоносор» Всевышний отправил свое послание по длинному и сложному пути
– «Бог – БиС – гонец – царь - советники; царь – Даниил - царь».

Сравним эту замысловатую угрозу с аналогичным предостережением царю Соломону. Ему-то Бог четко и ясно объяснил всё - кого, за что, когда и как накажет:
       «И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и
          уставов Моих,  которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему;
          но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его; и
          не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради
          Иерусалима, который Я избрал» (3 Цар 11:11-13)

Еще дольше (и с бо;льшими искажениями) будет идти Слово Божие к живущим (современникам царя), поскольку они услышат его в разнообразных пересказах участников совещания – мудрецов, гадателей, Халдеев, версии которых будут отличаться друг от друга.

Наконец, потомки узна;ют о происшествии из книги, которую (возможно) написал свидетель событий, который (возможно) ничего не исказил и не приукрасил. Эту книгу подготовили переписчики, редакторы и переводчики, тоже (возможно) сохранившие полную аутентичность первоначального текста…

Трудно поверить, что в ту ночь Господь действительно направил свое Слово живущим и царю таким замысловатым путем. И ради чего, для какой непостижимой цели нагромоздил Он все эти препоны, если уже через год царь вновь получил ту же весть в самом естественном виде - наяву, напрямую и без каких-либо аллегорий [Дан 4:29]!

     Зачем же Бог посылал видение, один из БиС спускался ночью, во сне, загадывал царю загадки, мудрецы ломали над ними голову, а Даниил давал разъяснения, если грядущее можно вот так просто, без затей провозгласить прямо с Небес? Быть может, нехитрый ответ состоит в том, что к ночной шараде Бог не имел никакого отношения?
               

               
НА ЗЕМЛЕ: ЧТЕНИЕ С ПРОМЕДЛЕНИЕМ

    Как ни блуждало сакраментальное послание, в конце концов оно пришло по назначению. И тут венценосный получатель повел себя не менее странно, чем всех запутавший Священный Отправитель. Коротко говоря, встревоженный царь не поспешил узнать, а верный Даниил – раскрыть ему тайну видения.

=======================================
Слуга опаздывает, но царь не гневается
=======================================
Разве не удивительно, что великий владыка тратит массу времени, созывая гадателей со всей страны, когда к его услугам знаменитый сноведец Даниил/Валтасар – тот самый, который с блеском разгадал предыдущий сон царя и своим искусством посрамил всех имперских кудесников? Владыка сам вознес его над мудрецами, ибо полагал, что «никакая тайна не затрудняет его». И вот опять пришло время «толковать загадочное и разрешать узлы», но царь трубит общий сбор, словно сомневается в проницательности главного советника. Или Навуходоносор в очередной раз что-то задумал?

     В предыдущем разделе мы уже подвергали сомнению неземное происхождение царской загадки из-за неспешности Отправителя. Теперь наши подозрения крепнут из-за странной медлительности царя.
 
Не только царь, но и главный мудрец тоже подбрасывает дров в костер сомнений - он так «поспешает» разгадывать тайну, что заявляется во дворец после всех. Точнее сказать – с большим опозданием, гораздо позже всех. Уж все мудрецы вавилонские собрались, заняли свои места на совете, выслушали правителя и расписались в собственном бессилии, а главного все нет и нет… Можно только подивиться, что грозный владыка не ропщет, а терпеливо ждет припозднившегося слугу.
 
В отсутствие визиря царь царей коротает время тем, что пересказывает видение рядовым гадателям и требует растолковать его. Те якобы стараются изо всех сил, но не справляются с задачей. Неужто и впрямь не находят ответа или боятся открыть царю жуткую правду?
 
Поверить в это трудновато. Во-первых, потому что мудрецам уклоняться от ответа опасно - запросто можно лишиться головы. Гораздо проще потрафить владыке, не задевая его гордость и не пугая мрачными прогнозами. В действительности профессионалы-гадатели наверняка насочиняли множество дипломатичных объяснений.

         Одни вспомнили так восхитившую Навуходоносора интерпретацию первого (забытого) сна про
         огромного истукана. Раз он олицетворял империю, тогда и нынешнее гигантское дерево – тоже
         Вавилонское царство, уничтожение дерева - будущее падение Вавилона под ударами
         варваров, а корень олицетворяет титульные народы империи (аккадцев или халдеев), которые
         будут порабощены варварами, одичают, и в полудиком состоянии пребудут семь времен
         (веков, поколений).
         Другие поступили иначе: напомнили царю о судьбе Ассирии или связали сон с одним из
         заклятых врагов Вавилона – Тиром или Египтом, которых Всевышний грозился «срубить», как
         деревья.
         Третьи воспользовались древним шумерским пророчеством о незавидной судьбе Аккада,
          объявленном во сне царю Аккада Нарам-Суэну. Согласно этому пророчеству, когда верховный
          бог Энлиль решил уничтожить могучий город, бог мудрости Энку покинул Аккад и тот лишился
          разума. Дикое племя куттиев захватило столицу государства, голод толкал обезумевших
          жителей на разбой, самоубийство и людоедство.

А во-вторых, зачем им уклоняться? Ведь единственно правильного смысла видения никто не знал. Не ведали разгадки и царь. Ему нужны были разные мнения, множество мнений, чтобы отобрать среди них наиболее убедительное.
Итак, на одной чаше весов лежало неудовольствие монарха, а на другой – его благоволение, карьера, почести, награды…. Имело смысл рискнуть. Советники наперебой предлагали свои трактовки, опровергали друг друга, ссорились, уличали соперников. Атмосфера быстро накалялась….
 
     Царь наблюдал и хмурился, не получая ответа на свои тревоги. Он подозревал, что видение относится к нему, а осторожные Халдеи стремятся ублажить его. Так что же все-таки значил этот сон?

Звездочеты тоже допускали, что могучее дерево может олицетворять великого царя, а жестокая расправа с гигантом означает свержение правителя. Допускали, но пропускали: все понимали, что такого общего прогноза недостаточно, когда речь идет о конкретном событии в жизни конкретного царя. Владыка наверняка пожелает узнать кто, когда и почему «срубит» его, куда сошлют, что означает замена сердца человеческого на сердце звериное, когда и чем закончатся пресловутые «семь времен» ... В итоге вопросы, терзавшие царя, так и остались без ответа – угодливые мудрецы лишь кланялись и разводили руками. Изрубить тупоголовых в куски и домы их обратить в развалины? Как ни странно, нынче монарх не спешил покарать неугодных.

     Наконец к царю пожаловал визирь (так и написано: «Наконец вошел ко мне Даниил»!), и господин терпеливо повторил свой рассказ лично ему. Затем повелителю опять пришлось терпеть - Даниил якобы в течение часа (!) держал паузу, а Навуходоносор и свита покорно ждали объяснений.

Прождали бы и дольше, если б царь в конце концов не подтолкнул его [Дан 4:16] Видать, прогнило что-то в данном королевстве, коль целый час царев ареопаг томился, ожидая слова Даниила. И ладно б тот молился, совершал какой-то ритуал, тогда терпение мудрейших объяснимо – жрец, мол, взывает к божеству отцов. Но он не молился, а размышлял. Почему же все, включая царя, смиренно ждали?
 
И почему немотствовал пророк? Он не просил отсрочки, не боялся гнева царя или ропота советников, следовательно, был уверен в успехе, однако долго -  очень долго для уверенного человека - не размыкал уст.
 
Когда же он все-таки заговорил, разъяснения прозвучали неубедительно. Мантика (техника гадания и методы прорицания) была чрезвычайно развита в древнем Вавилоне. Существовали целые корпорации жрецов бару (гадателей) с жестким отбором новых членов. Гадали по снам, по животным, по полету птиц, по масляным пятнам на воде. Но самым распространенным и разработанным до виртуозности было гадание по печени животных (гепатоскопия). Тут применяли даже специальные таблицы, то есть подводили под гадание формальную основу. Существовали и подробные описания других техник. Опираясь на них, конкурирующие бару обосновывали свои выводы, обсуждали и оспаривали чужие.
На этом фоне речь Даниила, ничем не подкрепленная, должна была звучать примитивно и провинциально.
 
Увы, главный визирь тоже не ответил на поставленные вопросы. Зато он предсказал своему патрону унизительную изоляцию и публично корил в грехах и беззакониях [Дан 5:24], а всемогущий царь безропотно внимал его упрекам!
     Безропотно ли? Заметим, что рассказ о совещании во дворце оборвался буквально на полуслове: не успел Даниил закончить свои рекомендации, как встык им начались события следующего года. Как же так? Не проронить ни слова о том, как принял государь Даниилову трактовку сна, наградил ли мудреца, последовал ли его советам? Такая скромность совсем не характерна для пророка, поэтому не исключено, что на совещании Навуходоносор отверг его версию наряду с версиями прочих мудрецов.
    
     О том, что Навуходоносор не принял рекомендации Даниила, можно судить и по другим красноречивым купюрам в тексте.
Мы, например, не знаем, чем целый год занимался царь после зловещего пророчества.

Казалось бы, обреченный монарх должен жить в постоянной тревоге и всячески задабривать богов щедрыми жертвоприношениями, молитвами, украшением существующих и возведением новых храмов и т.п. Можно было ожидать каких-то масштабных празднований, угощения народа, раздачи милостыни, чтобы – по совету Даниила – отсрочить наказание.
Навуходоносор должен был вызывать мудрецов и гадателей, чтобы те вновь и вновь подтверждали или опровергали неотвратимость приговора. Однако, ничего такого он не предпринимает (по крайней мере, Даниил о том не сообщает. Если бы такие факты были, он не преминул бы их отметить как свидетельство его влияния на царя).
 
Вторая лакуна зияет в финале повествования. К Навуходоносору возвращается разум, он убеждается в точности предсказания и мудрости пророка. Так разве не заслужил Даниил награды, пускай и с опозданием? Разве не должен присмиревший царь подтвердить свою покорность Всевышнему искупительными деяниями – например, восстановить Храм Всевышнего, разрушенный халдеями, вернуть священные сосуды, отпустить пленных иудеев (народ Всевышнего) или дать им какие-либо привилегии? И вновь сочинитель молчит, заставляя нас подозревать, что его благодетель не оценил по достоинству пророчество главного советника.
Третий намек встречается в рассказе о пиршестве у Валтасара, сына Навуходоносора. Тот слыхом не слыхивал о выдающемся экзегете Данииле, а значит -  и о его трактовке отцовского сна. О свержении и ссылке Навуходоносора Валтасар знает, а о Данииле и его знаменитом пророчестве – нет. Словно не проявил тогда Даниил «мудрость, подобную мудрости богов». Похоже, что даниилова интерпретация сна не стала откровением ни для царя, ни для советников Навуходоносора.   Даниил, как видно, сильно преувеличил свою роль в том памятном совещании.



Продолжение следует.


(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).