Дедушкин портфель

Лариса Залевская
Память-птица, память-птица
может в сердце затаиться,
может долго не тревожить,
может вовсе не вспорхнуть.
Память-птица, память-птица
копит годы, копит лица.
Все она на свете может
оживить и зачеркнуть.

      Странная штука человеческая память.  В нашей жизни ежемесячно, ежедневно, ежеминутно происходят сотни событий, десятки встреч и разговоров. Даже если попытаться представить этот информационный объём в виде шара, то, скорее всего, он будет размером с маленькую планету. Лично для меня непостижимо, как мы умудряемся всю жизнь хранить эту маленькую планету  в своей голове, в своей душе, в своём сердце.  Возможно это и не шар вовсе, а большущий шкаф с огромным количеством полок, на которых до поры, до времени хранятся наши воспоминания.  У каждой полки есть свой особый ключик. Проживая месяцы и годы, очень многие ключи мы ненароком теряем, а некоторые выбрасываем за ненадобностью.  А иногда случается чудо и, ключ, который мы считали навеки утерянным, нам вдруг возвращает совершенно чужой человек.

         Я не очень люблю осень с её вечной  моросьбой и пронизывающими ветрами. Вот и сегодня любимая работа практически насильно заставила меня выйти из дома под нудный мелкий дождик. Моя дорога на работу проходила мимо школьного двора, где, несмотря на дождь, я услышала возбуждённые мальчишеские голоса. Остановившись у забора, я увидела, как трое мальчишек отобрали школьный рюкзачок у четвёртого и пинали его между собой. Хозяин рюкзачка пытался перехватить его, но обидчики были проворнее.  Конечно, можно было, спрятавшись  за зонтом, пробежать мимо,  как сделали многие спешащие прохожие. Но как? Ведь я всегда учила своих сыновей, что слабых и обиженных нужно защищать и жалеть. Естественно, я шуганула этих самоутверждающихся подростков.
Когда эта троица благополучно удалилась, я подняла рюкзачок из лужи и попыталась его отряхнуть. И пока я держала этот далеко не новый, но опрятный рюкзачок в руках, то откуда-то из глубины моей памяти, наверное с самой дальней полки ко мне вдруг пришла ясная и чёткая картинка: мне около 8 лет, я стою у школьного крыльца и в руках у меня старенький дедушкин портфель.

      Мой дедушка был директором школы ещё до войны.  Когда война закончилась, он вернулся с фронта и домой, и в свою школу. Через год после возвращения его опять назначили директором и вместе с назначением вручили ему шикарный тёмно-коричневый кожаный портфель. Так он с ним и проходил до самой пенсии. Дедушка очень любил и берёг этот портфель. Позднее они с бабушкой хранили в нём самые важные документы и фотографии. Так вот когда мне было почти восемь лет, в нашей семье случились события, вынудившие меня на целых полгода переехать жить к бабушке с дедушкой. Когда уже приехали домой к бабушке и дедушке, то выяснилось, что в суете мы забыли взять мой школьный портфель, а завтра мне предстояло идти в новую школу, в новый класс.  Сам по себе неожиданный переезд был уже для меня большим стрессом, а тут вдруг выясняется, что завтра мне не с чем идти в школу! Ну и представьте моё состояние!!!  Я была до того напугана и расстроена, что даже плакать не могла. Сидела на табурете  как маленький истуканчик и ни на что не реагировала.  Бабушка ходила вокруг меня кругами, пытаясь меня отвлечь, рассмешить, разговорить, но у нее это слабо получалось.  Тогда дедушка вышел в коридор и через пять минут вернулся со своим кожаным портфелем.  Он аккуратно расстегнул блестящую застёжку и бережно вынул из него какой-то пакет.
- Вот внучка, утри слёзы. Тебе есть с чем пойти в школу.
Все мои детские горести мигом улетучились. Я с благоговением смотрела на дедушкин портфель. Нам детям никогда не разрешалось брать его в руки, но мы очень хорошо знали, как берёг этот портфель и гордился им дедушка!
Мы с бабушкой аккуратно сложили туда все мои тетрадки и учебники. В этот вечер я ложилась спать абсолютно счастливым человечком, а портфель поставила прямо рядом с подушкой.
    Уже почти засыпая, я взглянула на бабушку с дедушкой – они сидели напротив меня обнявшись и оба улыбались мне. Такими я их и запомнила на всю жизнь!