Директора бывают принимающие и уходящие. Фактура

Владимир Лагутов
   Хроники одного уходящего директора (Ноябрь 2015-апрель 2016)
Место действия. Центр города Новочеркасска, неподалеку от Азовского рынка.
 

1. Жил-был директор одного торгового комплекса, управлял хозяйством, никаких замечаний не имел, но рыночных уклонистов заставлял свою долю общих расходов платить по честному, чем вызывал справедливую их обиду. Достался ему этот комплекс с нуля, т.е. эдакая черная рыночная дыра, образовавшаяся из полусотни мелких лавочников в подвальном (цокольном по культурному) этаже, богатенькой фирмы "Магнит" на первом главном этаже, и индивидуальном предпринимателе на всем втором этаже.

 А до этой должности был когда то этот руководитель в том же качестве директора в другом торговом комплексе под гордым названием "Победа". Именовался он там по должности принимающим директором. Два года принимал хозяйство, да так ничего и не принял, так как мелкие рыночники не платили ему вообще зарплату полтора года. Потому и ушел в конце-концов, вернее уволили, как только он свою зарплату попросил. На суде рыночники так прямо судье и заявили, что хороший был такой директор, не пил, не курил, зря не бил, вообще очень приличный и не ругался даже. Так чего же уволили, спросила судья. Так он зарплату потребовал! Так Вы ему полтора года не платили же, ответила судья. Но мы же ему все равно когда то, может быть, и заплатили бы.
Ну, вроде тех, были и эти рыночники, а некоторые так прямо те же - у них в каждом комплексе торговом по своей кибиточке торговой в аренде или в собственности.

Потом после нескольких лет свободного полета и обид торговой братии за выем зарплаты через суд работа сама его нашла и ему предложили новый торговый центр, так как только его опыт позволил бы разобраться в таинствах взаимоотношений мелких рыночников и крупных акул в одном стеклянном аквариуме. Но, назвали его уже в ином качестве - исполнительным директором. Подразумевалось, что ему, знающие и опытные собственники из Совета общества, будут всякие умные вещи приказывать, а он их исполнять. И будет всем благость и удовольствие в виде потока доходности от аренды их мелких помещений.

Но, как только прошел год, и он со всеми задачами и таинствами теневых потоков наличности разобрался, и, более того, собрал всякие, нужные для судебного принуждения должников к выплате долгов, документы как сильно его невзлюбили все мелкие и крупные должники. А их всегда в любом коллективе, даже рыночном, почти под треть общего состава собирается. И стали они перед проблемой, что делать и как не платить долги далее за свои неправильно прожитые месяцы и годы: то ли заплатить через суд, то ли от этого ушлого директора избавиться как-то. Вошли в сговор с фирмочкой Магнит, как самым крупным должником.


2. И надоумил их Магнит изгнать окаянного директора, чтобы долги не платить, и было ему на собрании собственников лично главным инженером Магнита в присутствии директора Магнита и объявлено, что не люб он боле коллективу...

И они потребовали изгнания исполнительного директора, чтобы он чего не исполнил против них. И не ухудшил их доходность на паразитировании. И вот в конце ноября 2015 года на собрании  собственников директору его работодатели сообщили, что уважаемый всеми ими (видимо, за паразитирование) Магнит, требует его увольнения. Они бы вроде и ничего сами не имеют, но вот такая история. Правда, был один здравомыслящий, который спросил у всех остальных, а чего Вы это сами себя не уважаете: человек за Вас с Магнита долги требует, который на нас паразитирует, а Вы его в угоду тому же паразиту и гоните...  Но, рынок и разум вещи несовместимые. И воспитывать взрослых дядек и теток с рынка есть грех. Господь и тот, как только изгнал менял из храма, так и вошел в Библию главным персонажем...

А чтобы директор не кочевряжился с увольнением своим, велели понизить ему в три раза зарплату до 10 тысяч рублей в месяц, меньше получали только уборщицы и сторожа. Первые работали три часа в день, а вторые сутки через трое. На что директор, из комплекса не вылезавший, им сразу и сказал, что никаких проблем, хоть завтра и уйду, только дела примите и рассчитайтесь по день увольнения, как по закону и уговору было положено.

И заявил, что с сего момента он уже не исполнительный, а уходящий директор и вывесил соответствующее объявление на помещении. Я де, мол, сделал все, что хотел, и дай Вам Бог большего. Хотя он то, по своему опыту, знал, что после хорошего, лучшего не бывает. И скромно попросил заслушать его отчет поначалу о проделанной работе, вот такой был он устрицей.  Он то законы знал, и что все их безосновательные понижения в зарплате незаконные, а, тем более, без всякого отчета и наказания, понижения в зарплате вообще филькин труд.


3. И был срочно отыскан новый директор. Это при  еще не уволенном старом, но в начале декабря был приглашен на смотрины новый. Собралось собрание собственников, слушать отчет уходящего директора им не хотелось. Вроде как его и нету уже. Но на собрании мнения разошлись. Под шумок, недовольные и самим Председателем решили войти в подвальный заговор и избавиться от всей своей власти - и Совета, и Председателя. Некоторых собственников без высшего образования возмутило до глубины души, что новый директор должен иметь некоторые показатели, например, от высшего образования до опыта работы. Нашлись сразу и два лидера от оппозиции: одна из портняжного цеха и другой из спортивного мира. Проголосовали.  Да вот голосов на нового директора не хватило - всего три за него, это те, кто и привел, и проголосовали, да 31 против, т.е. 14 за спорт, и 17 за ближних к телу портных...
Но, неправильно, понимаешь, оформили протокол и доверенности голосовавших, и, стало быть, итоги были не приняты руководством... Первый блин революции в отдельно взятом подвале состоялся комом. Но страсти разгорелись... Заговор множился и ширился, как будто в итоге победы и ненужно будет уже и платить. Особо буйствовали должники... Как и всегда в любой революции... Даже в отдельно взятом подвале


4. Рыночники, на то они и коммерсанты, в раже разборки срочно обвинили директора и бухгалтера в грандиозном воровстве и потребовали ревизии их дел. Создали ревизионную комиссию и в течение двух месяцев с декабря по январь 2016 проверяли, не украли ли они чего. А чего у них можно было украсть, у мелкопоместной буржуазии, когда собственники торговых площадей регулярно недоплачивали треть от обязательных ежемесячных платежей на оплату персоналу и коммунальных услуг. И ни копейки не платили на всякие хозяйственные нужды и аварийные ситуации, которые по вине того же Магнита посещали подвальные помещения чуть ли не каждую вторую неделю. К горькому сожалению, но почти ничего не крамольного ревизоры не нашли. А что нашли, то грозило им самим больше, чем их работникам. Правда, не стали и сильно задумываться, а отчего это при хроническом отсутствии средств и борьбе с должниками торговый центр в течение полутора лет практически ни разу не останавливался. Каким таким чудом удавалось оплачивать дикие и несуразные счета поставщиков коммунальных услуг - энергетиков и газовиков, которые всегда в соответствии с навязанными договорами, что прямо называется, обжуливали по крупному мелкорыночное стадо.


5. И пришло время контрольное для увольнения директора, а ставить то и некого. Тогда ему приказ - работай до передачи дел. Прошел уже и Новый год, и даже загодя обозначенная дата 11 января, а нового директора никак не могут найти. Руководителям пришлось уже просить бухгалтера и уходящего директора остаться до передачи дел. И даже подписали о том им заявления об уходе только в случае передачи дел новому директору. Шли недели и месяцы, а новых кандидатур не поступало, свои, из ранее бивших себя в грудя молодые, куда то исчезли, после увиденного ими воочию объемы работы при проверке ревизионной комиссии. Новые кадры, со стороны, не особо и рвались на 10 тысячный оклад. Производство то явно вредно, а молока за общение с мелкорыночной стихией не дают.


6. И вот, после многих приключений в стиле мадридских дворов, уже в конце февраля, наметилось новое собрание для обязательного отчета ревизионной комиссии. А можно отчитаться и директору, скромно спросил он революционные силы? Можно, дружно все пообещали, собрали собрание, и начался процесс, который достоин своей отдельной летописи, хорошо еще что можно вспомнить и послушать интонации некоторых выступлений в редкие минуты сравнительной тишины между ревом должников. Как позже выяснилось, свидетелями сольных и групповых партий особо заинтересованных и крикливых был весь торговый комплекс, так как какой-то шутник включил на громную внутреннюю связь микрофон в помещении пожарной операторской, где и проходило трехчасовое собрание.  Поначалу отчиталась ревизионная группа. Главным разочарованием и огорчением для некоторых явился факт, что ни директор, ни бухгалтер ничего не своровали, за полным отсутствием такой возможности. Отчет утвердили.

Потом дали слово и уходящему директору, так, более из милости, попросив сократиться по времени и фактуре. Его речь была сама лаконичность рыночная в числах, понятных даже для мелкорыночного пролетарьята. Вами всеми, сказал он, на содержание комплекса было затрачено за отчетный период полдюжины млн рублей. Нашими трудами, которые Вам не по душе, пока не понимаете и может быть поймете позже, мы еще сэкономили столько же, да пару миллионов нам, т.е. Вам, должны несколько персон здесь присутствующих и отдельно взятая фирма, условно скажем, Магнит. Магнит он и в Африке Магнит. Так что прошу принять к сведению и достойно проститься, так как уже третий месяц не могу - некому сдать дела. Тут народ загудел, и стал требовать оценки эффективности работы уходящего директора. Он далее отметил, что на каждый их вложенный рубль он обеспечил, хотя по уставу этого не положено, уже им, рубль и еще третью часть, т.е. 133% почти чистой прибыли. Но слабы, ребята в рыночной арифметике. Не поняли благодетеля. Стали голосовать - семь человек поняли и поддержали, а 9 не поняли и поставили неудовлетворительно. Большинством голосов доходность в 133% была признана неудовлетворительной. Да Вы что, удивился уходящий директор, вообще платить ни за что не хотите? И умолк в печали общественного непонимания.

Досталось и Председателю Совета торгового общества. Он пытался вразумить разошедшихся револьюционеров, что комплекс вопреки всем ожиданиям полтора года работал и все они денежку зарабатывали, и давали хлеб арендаторам. Но револьюционные массы и их агитаторы дружно его выперли, признав работу никудышней. Разогнали и весь состав его Совета, оказав всем его членам недоверие. Новый состав собрали из того что было в револьюционной группе. Тут уж не до высшего образования... Без перерыва, чтобы не разбежались, стали было принуждать главаря этой самой группы заговорщиков идти в директора, но она как швея, быстро сшила себе парадный костюм и заняла освободившееся место Председателя Совета, при котором, уже которой, и  должен быть свой исполнительный директор... Народ заревел от восторга и блестящих перспектив возрождения и грядущих роста доходов, но быстро устал от перевозбуждения и разбежался. Нового директора все не было. Перспектива остаться вечным жидом, в смысле уходящим директором испугала и его самого...


7. Прошел еще месяц поисков и подковерных интриг при дворе нового Председателя. Дела от директора она принимать отказалась, нигде своей подписи не ставила, так как главным занятием группы революьционеров было пугание друг друга ответственностью и тюрьмой за растраты. Как тут самой не поверить. И она тактически правильно вела свою линию обещав дать всем... должность нового директора, даже уходящему, который уже и не рад был своей добросовестности и щепетильности в столь тонких вопросах. Наконец, в конце марта, на первом же Совете при отсутствии уходящего директора, которого никто не уведомил и не пригласил, она же провела голосованием неожиданно вытащенного из трехмесячного небытия того самого первенца с высшим образованием и пятилетним опытом работы, которого она же и вытурила в начале декабря. Чего то он там ей наобещал из документации достать. По выходу с Совета, увидев директора, попросила подержать печать общества, якобы для нотариального заверения протокола, и была с печатью такова...
Правда через неделю из приличия подписала якобы акт сдачи директором печати и получения всех правовых документов от него.


8. Так как все это время, из-за должников и подвальной смуты, работники получали свои зарплаты с двухмесячным опозданием, 31 марта был последний день такой задержки и 1 апреля грозило уже статьей уходящему директору, а ни новый Председатель, ни новый директор не платили работникам зарплаты из собранных, и уже месяц не расходуемым средствам на счету общества в банке, то уходящий директор, после очередного отказа револьюционеров жить по доброму старому написал заявление с прокуратуру города. Там он добросовестно изложил вышеописанную ситуацию как по отказу платить людям зарплаты, так и увольнять его лично по закону и договору. И сказал он работникам, что был вынужден обеспечить им выплату зарплаты в ближайшее время. И вот же чудо какое случилось, на следующий же день, а именно 1 апреля, все работники получили зарплаты, и ни рубля со счета не было снято. Секрет Великого чуда достаточно прост. Чем хороша мелкая буржуазия, что всегда из под перины вытащит и отдаст нужную сумму, если потребуют высшие силы.


9. Не прошло и трех недель, как 20 апреля и сам уходящий директор был уволен, сдав по описи все дела новому директору, правда не своим работодателем, и даже не новым Председателем, а по соглашению сторон под честное обещание оплаты за отработанные месяцы. Правда и тут мелкорыночная напасть взяла свое и не отдала половину положенной и согласованной сторонами зарплаты за последние отработанные два месяца в ожидании ухода.

Да и хай с ними все то, что они так алкали. Пусть им на бедность останется чем разжиться, определился директор с перспективами судебного изъятия долгов.
Хотя Бог он все видит, и свое слово непременно скажет, и выпрет архаровцев в очередной раз из храма... Тут даже и делать ничего не надо, сиди и жди... и рано или поздно мимо пронесут их дела в места соответствующие...


10. Прокуратура города через три недели сообщила заявителю, что можете обращаться в суд, так как своего мнения по нарушениям законодательства она не имеет, а также умудрилась задними числами именно 31 марта якобы отправить в заявление трудовую инспекцию РнД. Брешеть, конечно, и почти убедительно. А чтобы ей самой не исполнить закон как о нарушениях при увольнении, так и задержки выплаты зарплаты на два месяца плюс один день. Знает, что нельзя открывать ящик Пандоры, как бы оттуда черти чего не повылазило, особо во время строгого окрика самого Президента на работодателей и прокураторов за задержки с невыплатами зарплат. Но чего не сделаешь ради душевного покоя и спокойного  своего времяпровождения... Если обошлось сравнительно мирно и без членовредительства, то и ладненько...