Шишкинская МТС. Осень 1937 года

Владимир Пузиков
КАШТАНОВ НИКОЛАЙ НИКИФОРОВИЧ –
ДИРЕКТОР ШИШКИНСКОЙ МТС

4. ОСЕНЬ 1937 ГОДА

Работники МТС были возмущены задержками с выплатой заработной платы за август 1937 года. Несколько трактористов и слесарей пришли к директору Каштанову с требованием произвести расчет.

Каштанову объяснил рабочим ситуацию:
- В стране проводится реализация населению облигаций очередного Займа. Госбанк все деньги выдает сберкассам, которые выдают людям ссуды. Граждане, получив ссуды, покупают на них облигации. Деньги от реализации облигаций поступают государству на решение крупных государственных программ.

Людей ответ не убедил. Ведь работники МТС были рабочими, в отличие от колхозников, многие из них не имели домашнего хозяйства. Назревал бунт, раздавались выкрики:
- Поставить тракторы на прикол!
- Не выходить на работу!

Чтобы сгладить ситуацию, пришлось Каштанову критиковать действия Правительства и Государственного банка:
- Я согласен с Вами. Государство поступает не верно! Госбанк мог бы регулировать выдачу денег, часть направлять в сберкассы, а другую часть – на выплату зарплат в организации. Ваши требования срочно доведем до сведения первого секретаря райкома ВКП(б) Лобакина.

Народ успокоился. Слесари разошлись по рабочим местам, трактористы выехали в поле. Как раз в это время начинался осенний сев, напряженная пора для земледельцев.

В некоторых полевых бригадах уже и почву подготовили под посев, а трактористы вывели на поля посевные агрегаты. Но сеять было не чем, в семенном зерне завелись хлебные вредители.

К завершению шла подготовка семян в колхозах «Большевик» и «Первое Мая», а вот колхозы «Революция Мира» и «Красноармеец» отставали.
Поступила информация с участка «Чограй», расположенного в районе села Серафимовского: «В семенном зерне завелся клещ». Каштанов направил на отгонный участок агрономов, чтобы точно установить объемы дополнительных работ по протравливанию и обезвреживанию от вредителей семенного материала.

В конце сентября 1937 года на полях александрийских колхозов созрел подсолнечник. Урожайность ожидалась высокой. Да вот только техники для обмолота подсолнечника практически не имелось. Комбайнеры и слесари Шишкинской МТС готовили пять комбайнов. На два комбайна установили заводские приспособления для обмолота, а на три – кустарные, изготовленные местными умельцами-рационализаторами.

Пока комбайны готовили, погода стояла прекрасная, а как только выехали в поле, пошли осенние затяжные дожди. Так что, почти весь урожай маслосемян остался в поле. Одна часть ценного сырья сгнила на корню, другая часть пошла на питание ворон, которые многотысячными стаями налетали на колхозные плантации.

Районное руководство, председатели колхозов были недовольны действиями специалистов МТС. По заявлению заведующего Благодарненским районным земельным отделом Жерлицина Василия Трофимовича вопрос даже обсуждался на заседании райисполкома. Члены исполкома жестко критиковали Каштанова. Он признавал свои ошибки и лишь оправдывался:
- Ну что я сделаю? Комбайнов у нас нет… На небесную канцелярию повлиять не могу. Ошибки учтем… Доложим в Краевое управление... Отправим заявки на приспособления для обмолота подсолнечника…

В октябре 1937 года Благодарненскому району был спущен сверху план подъема зяби – 11 тысяч гектаров. Специалисты районного земельного отдела разбили объемы пахоты по МТС и колхозам. Как правило, с руководителями колхозов не советовались. Был принцип: «Вам план довели, выполняйте! Потом разберемся!»

К Каштанову пришел председатель колхоза «Красное Знамя» Никита Переверзев и говорит:
- Николай Никифорович! Неувязочка вышла! План подъема зяби я не могу выполнить!
- Как это не можете?
- Не могу! Земля вся занята! Смотри карту. Эти поля идут под озимые, эти заняты многолетними травами. Тут у нас не убран подсолнух, а тут – хлопок.

Отмахнулся Каштанов:
- Это не ко мне! Езжай в Райзо. Но дело бесполезное. Никто план корректировать не будет. На нем печати и подписи больших начальников… Да и если уменьшить тебе план, а кому добавить? У каждого напряженка. Так что, вопрос нигде не поднимай! Авось, обойдется…

Подъем зяби в 37-ом году не заладился. Все тракторные бригады не укладывалась в рабочие графики. Тракторы, из-за нехватки горючего, больше простаивали на полевых станах, чем пахали в поле. Дисциплина механизаторов падала, некоторые увлекались выпивкой, так как к этому времени во многих дворах выигрывалось молодое виноградное вино.

Краевое земельное управление предлагало Каштанову получить наряды на вывоз горючего из города Грозного. Но он отказался от этой затеи, сославшись на большие транспортные издержки:
- Если мы будем заниматься самовывозом горючего, то во что нам это обойдется? Специалисты управления считали?

Планы подъема зяби по колхозам Александрийского куста были сорваны.

Владимир Пузиков
5 мая 2016 г.