Старичок лесовичок

Дядюшка Шорох
                Пономаренко

Старичок – лесовичок
Сказки о лесе.

 Черника и брусника.

  Когда все лесные жители: животные, птицы, растения, деревья готовились встретить первые морозы, то поспорили между собой  кустики черники и брусники.
–  У меня первой опадут листики,– сказала черника. Они ещё и цвет поменяют и станут не такими зелеными, как сейчас. Потом осыпятся. А жалко! Красивые они! Я так люблю свои листики, – огорчённо, поднимая упавший листик, сказала черника.
– А у меня, дорогая соседка, листья не опадают, а зимуют зелеными всю зиму! Зайцы часто прибегают ко мне зимой. Лапками снег сбрасывают с кустика, и лакомятся мороженой брусникой. Нравятся им мои ягоды!– гордо сказала брусника.
– Мы всегда растем с тобой вместе. Только вот у тебя ягодки красного цвета, а у меня почти черного. Кто попробует мои ягодки, потом и язычок такого же цвета становится и лапки. Но ягодки у меня вкусные!– улыбнулась черника.
– Голубика тоже темная ягодка. Вы, наверно, с ней родственники, черника?– спросила брусника.
– Нет, что ты!! Мы совершенно разные ягоды. Голубика темно- синего цвета, но ты правильно заметила, растет рядом со мной,– показала на голубику брусника.
– А от меня совсем недалеко клюква. И растет она на болоте. Если мы с тобой сладкие, то клюква очень кислая.
– Но очень полезная!– сказал старичок – лесовичок. Все вы лесные ягоды помогаете в холодные зимы выжить лисам, мышкам, зайчикам. Вами кормятся лесные птицы и тетерева передавали вам большой привет.
– А найдут ли они нас под снегом?– спросила у старичка – лесовичка черника.
– Не волнуйтесь, ягоды! Если зайцы проложат к вам дорожку, то и мышки к вам придут. Они не забудут, где видели полянки с ягодами.  Калина, рябина, черемуха тоже будут помогать всем зимой. Тетерева ложатся спать прямо в сугроб, хорошо в него закапываясь, а утром попробуют ваших вкусных ягод,– сказал старичок – лесовичок.
– Вкусный у них получится завтрак! От чего нам с тобой брусника будет только радостно. Помогать всем – это большое счастье!
    Уже первые сугробы намела метель. И в одно солнечное утро сбылось предсказание старичка – лесовичка: к ягодам пожаловали зайцы. Они долго кормились ими, а потом о ягодной полянке узнали мышки, даже приходил попробовать бруснику серый волк.

                О цветах и деревьях.

На солнечной лесной полянке зацвели разные цветы.
– Смотрите, какие у них разные глазки,– прошумели деревья. И синие, и фиолетовые, и желтые, и белые, и розовые!  Все они разные и такие красивые! в отличие от нас прекрасные эти цветы цветут все лето. У нас же летом только зеленые листики,– с сожалением сказал дуб и грустно вздохнул.
– Вы совсем не правы, многоуважаемый дуб,– не согласилась с ним акация. Я тоже цвету желтыми цветами. Но когда цвету я – не цветет пижма, зверобой и еще многие из цветов. Со мной цветут только подснежники, первоцветы, гусиный лук, гвоздички.
– А у меня цветы – белые, у жимолости – розовые . Черемуха может похвастаться белоснежным душистым одеяньем. Ее цветы так любят и насекомые и люди. Ещё в лесу растет куст сирени: так вот у этого куста цветы точно такого же цвета, как и лесные колокольчики – синего.  Три года назад, помните, ветер – озорник принёс в лес её семена. Сначала она всех боялась, думала, что не сможет ни с кем из нас подружиться. А мы всем и всегда рады, правда, ёлочка?– спросила елочку лиственница.
– Да, окружили ее вниманием. Все вместе радовались ее первым цветам,– улыбаясь, сказал каштан. Когда я первый раз зацвел, то тоже удивил вас всех своими красными свечечками- метелочками.
– Цветение у нас не долгое. И цветем мы не всё лето, как луговые цветы, но каждое из деревьев, когда цветет прекрасно в своем наряде,– прошумела березка.
– А я видела, как цветут кусты смородины и лесная малинка. Цветочки мелкие, но красивые,– пропищала мышка.
Рябина раздвинула свои прекрасные веточки и показала всем цветы: « Как же я их люблю! Мои милые зеленые веточки с листиками и белые цветы!»
– Наши цветы – серёжки. У тебя берёзка они желтого цвета, а у меня красноватые,– любя сказал тополь, и показал всем свои сережки – цветы. Ветерок покачай их. Они тогда так весело смеются. Пусть все увидят, как они хороши!
И ветерок исполнил просьбу тополя. И, правда, сережки засмеялись!
 Лесные цветы  все это время  слушали внимательно разговор деревьев.
– Они хороши по – своему, а мы по – своему. Не нужно завидовать. Дружной семьёй жить веселее! Мы будем любоваться вашим нарядом, а вы нашим, договорились, деревья?
– Все вы,  краса леса!– сказал старичок  – лесовичок. От вашего цветения не должен никогда утратить лес красоту, и будут приходить в него любоваться детишки и взрослые весной и летом.

Рябина.

Ранним утром к рябине прилетели сойки.
– Сколько в этом году у тебя ягод, рябина!– восхищённо  сказали сойки.
– Это точно!– подтвердили ёжики. Они остановились у рябины отдохнуть.– Ух, как устали! Сегодня целый день носим яблочки, они созрели и упали, а мы их и обнаружили. Теперь несем в норки к ежатам. По пути белке скажем  и покажем чудо – яблоньку,– сказали ёжики.
Прилетела сорока и в клюве она держала спелую ягодку вишенки.
– Вот это куст! Сколько рябины!! Весь в спелых гроздьях. Это хорошо! Хватит всем полакомиться. Все сейчас трудятся, чтобы зимой было, что есть.  Вчера видела, как мышата и хомячки в норки с поля зернышки в кладовочки засыпали. Белочка сушила сыроежки, а те, что уже высохли, прятала в дупло, туда же и орешки принесла.
– Трудитесь, трудитесь! Зима в этом году будет суровой, да снежной!– поднимая шишку сказал старичок – лесовичок.
– Это почему же?– удивились зверушки и птички, зайчики и ёжики. Вы все заметили: сколько ягод на рябине?– спросил старичок – лесовичок.
– Конечно, заметили! Какая красавица!
– Объясняю, есть народная примета: « Чем тяжелее и морознее будет зима, тем щедрее это деревце дарит зверушкам, лесным птицам, человеку своё ягодно - витаминное богатство. Сейчас видите, как усыпана рябинка ярко- красными гроздьями?– и старичок- лесовичок показал на красавицу.
– Старичок – лесовичок, а какой у нее характер?– спросили его мышки.
– Хороший вы задали мне вопрос, мышатки. Верно. Каждое дерево со своим характером. Сосна – гордая, осина – трепетная. Ель – величавая, дуб – могучий и сильный. А рябинка – щедрая,– ответил на вопрос мышат старичок – лесовичок. В зимние морозные дни она и снегирей накормит, и соек, синичек, ворон, сорок. А с первыми морозами к ней за ягодой и люди придут:  на вкусные пирожки собрать рябиновые ягоды.
– Она такая красавица! Листики зеленые, а гроздья с ягодами оранжево – красные! – просвистели свиристели. Мы здесь частые гости! Знаем, что без её ягод в зиму не перезимуем.
– Да и мы, когда сменим шубку на белую, часто прибегаем сюда полакомиться,– сказали зайчата.
– Спасибо вам за такие добрые слова обо мне,– поблагодарила всех рябина. Прилетайте, прибегайте ко мне зимой. Ягод в этом году хватит на всех! Рада буду вас видеть! Рада буду угостить каждого из вас!– отодвигая листики, показала рябина всем свои спелые ягодные гроздья.
Довольные  приглашением жители леса разошлись, а рябинка знала , что они к ней все вернутся только уже зимой за вкусными и полезными ягодами.