Филина

Дядюшка Шорох
                Галина Стеценко
Филина
Когда-то давным-давно в дупле старого дуба посредигустого леса поселилась сова по имени Филина.Она носила  серуюпушистую шубку с чёрными пестринками и сапожки, украшенные снаружи опушкой. Сначала о сове узнали ближайшие соседи, а потом и весь лес.
Да как не знатьФилину! У неё была большая библиотека. Книги хранились стопками в дупле и висели на каждой ветке дуба. Сова давала их читать обитателям леса, кроме того, помогала всем советами. Поэтому к её дубу с разных сторонтянулись тропинки.  Птицы на летузадавали ей вопросы.
А когда из её крыла выпало перо, она стала имписать сказки и рассказы. Бумаги в лесу не было, и Филина писала на листьях дуба. Книги получились интересные! Особенно, её справочник «Лекарственные растения», его всебрали почитать.Эта книжка помогала поправить здоровье малышам и взрослым.
—Мой смелый сынок поцарапал ножку. Как ему поскорее заживить ранку? На какой странице об этом написано? — взволнованно завывала волчица.
— Лягушонка, будущая царевна, простыла, перекупалась, а вода в реке уже холодная. Теперь кашель моей девочки по всему берегу слышится… — во всё горло квакала лягушка. А сова всем подсказывала, что читать.Многие птицы и животные уже познакомились с целебными свойствами черники, шиповника, подорожника и других растений.
Белка не выпускала из рук книгу Филины «Заготовки на зиму». Из неё она узнала, как правильно сушить грибы, как лучше хранить орехи, как постелить соломку в дупле, чтобы гнездо было тёплым.
А лису заготовка еды впрок вовсе не интересовала. Ей известно, как добывать пищу и летом, и зимой! Ей не привыкать!
—Читайте лучше о приключениях! — выглядывала она из-за кустов и хвасталась, —я самая известная в лесу! Я стала героиней новой книги Филины «Как  Лиса таскала кур из соседней деревни». Обхохочетесь!
На полянке среди берёз и сосен проходили литературные встречи и обсуждения прочитанных книг.Сова сидела на пеньке и широкими крыльями  держала книги, читая их вслух. А вокруг неё располагались звери и птицы со своими детишками и с удовольствием слушали.Тёплый ветерок всегда был рядом и помогал листать страницы. А для тех, кто находился далеко, ветерок озвучивал тексты и разносил их по лесу до самого края его.

Но однажды ветерокрешил разузнать, что там дальше за лесом. Выскочил из него и побежал сначала по полю, затем вдоль реки, и — в другой лес. Он подпрыгивал и кувыркался, игриво по пути причёсывал травы, дёргал за косы деревья и не заметил, как оказался на незнакомой тропе. «Проверю, куда она ведёт, — и он продолжил путешествие. Дорога вилась нескончаемой лентой и всё дальше и дальше уводила его.
     Наконец он оказался у высокого дворца, окружённого белыми стенами из густых облаков, а за ними едва виднелись шапки зданий. Ветерок медленно влетел в открытые ворота, и они сразу бесшумно соединилисьза ним.
— Где это я? И почему здесь так неуютно? —ветерок дрожал от страха и холода. 
— Добро пожаловать! Ты в моём царстве, — послышался грубый голос старика.
— Кто Вы? Я не вижу Вас.
— Я Холод.  Я невидим.
— Спасибо Вам, Холод, за приглашение. Но я не могу задерживаться здесь ни на минуту! Мне возвращаться пора, — поборов страх, решительно сказал заблудившийся ветерок.
    Тут Холод рассмеялся так, что задрожали стены-облака:
— Теперь ты будешь делать то, что я прикажу, как и недавно пойманное мной солнце. Я поселил его у себя в самую высокую башню. Теперь оно послушно сидит под замком и ждёт моих указаний. Иногда я позволяю ему выглядывать в окно, изредка выпускаю его погулять. Оно светит, но не греет! Поэтому на земле стало прохладно.
      Ветерок огляделся. За белыми облаками, которые плотно прижимались друг к другу, образовывая высокие горы, выглядывало солнце. Оно протянуло  ветерку свой луч, яркий, но прохладный.
— Убедился, что я не вру? А теперь дай мне руку, — настойчиво сказал Холод. Ветерок пустился бежать, но тут же почувствовал, как его догнал и прикоснулся он — ледяной колючий Холод. Старик не отпускал его, пока чуть не заморозил.— А теперь лети, откуда пришёл и покажи, на что ты способен!
      Ветерок стремглавлетел в известный ему лес. По пути он пригибал до земли травы, порывисто срывал с последних  цветов шляпки и шарфики, гнул спины деревьям.
— Что с тобой? Остановись! —сова не понимала, что с ним произошло. Она никогда не видела его таким. Пытаясь образумить хулигана, она летала за ним, раздражённо щёлкая клювом.
    Но ветерок изо всех сил дышал на листья деревьев холодом, и они на глазах начинали желтеть.
— Я не могу остановиться. Старик Холод сделал меня таким, —ветер рьяно сбрасывал с деревьев листья, срывал с дуба листы книг, рвал их на клочья и разносил в разные стороны.
— Что ты делаешь? Остановись! Я так старательно писала, берегла и хранила книги, а ты безжалостно уничтожаешь их. — От удивления и непонимания её большие круглые глаза поползли на макушку и стали овальными.
— Ничего не поделаешь, таким меня сделал Холод, я не смогу иначе… пока опять не стану тёплым. А тёплым стать не могу, потому что Холод поймал солнце и держит его у себя в башне под огромным замком…
     Сова время от времени издавая резкий крик, собирая коротким клювом и острыми длинными когтями каждый книжный листочек. Звери и птицы пытались помочь ей сохранить старую библиотеку, они гонялись за ветром и собирали листы. Но ветер вырывал  их из клювов и лап птиц и уносил далеко за лес. Некоторые клочки книг, скрученные и рыжие, задержались в овраге, другие — поплыли по реке неизвестно куда.
— Без книг и литературных вечеров стало совсем неинтересно, — сказал медведь сове и покосолапил прочь.—Пожалуй, отправлюсь я в свою берлогу, посплю. Что лучше принять для успокоения и крепкого сна? Выпью чаю с мятой…
     Услышав их разговор, с лиственницыпо стволу слез енот-полоскун:
— Скучновато стало. Тогда и я пойду, посплю немного, — и побежал по сырой от дождя дорожке, оставляя следы, напоминающие отпечаток человеческой ладони.
— И я залягу в спячку, — сказал барсук и отправился в свою норку.
    За ним по дорожке покатился ёжик, прихватив на спину пару белых грибов:
— Пока-пока! Счастливо оставаться!
Многие птицы собрались в стаи:
— Мы улетаем в тёплые края! — они покружили над пустеющим лесом, помахали крыльями и скрылись вдали.
Сова смотрела след улетающим птицам и уходящим животным и грустила. 
Лес вскоре опустел. Он остался без книг, без радостных криков зверей, без весёлых песен птиц. По лесу бродили самые стойкие, кто не боялся холода, да и то их не книги интересовали — они занимались поисками пищи.  Аветру теперь не мешали кроны деревьев, он свободно носился и свистел между голыми ветками. Филина неслышно летала над землёй, делая глубокие и размеренные взмахи.
Дожди сменись снегом. Сосны принарядились в белые шубки. Земля укрылась с головой пуховым одеялом.
— Все зверикуда-то подевались, лишь изредка пробегают украдкой мимо. Поговорить не с кем…— вздыхала сова, выглядывая из своего дупла.
Иногда она разговаривала с белкой, когда та проворно прыгалас ветки на ветку, стряхивая снег.
— Похоже, ты сыта,— радовалась, глядя на неё, сова.
— Сыта и довольна! Спасибо за книгу «Заготовки на зиму»!— и тут же исчезала из виду.
Благодаря своему тонкому слуху, Филина знала, что неподалёку снегирь  обедал: расщёлкивал сухие семена, только он всё больше молчал, не вступал с ней в разговор. Заяц, которого она летом часто видела в серой шубке, теперь белую надел, его можно не заметить на фоне снега. Да он, пробегая, не задавал ей никаких вопросов.
— Неужели мои знания никому не нужны? А я ведь и без книг многое помню и могу рассказать…

Как-то раз, находясь у края леса, Филина решила отправиться в ближайшую деревню. Подлетела к дому с большим окном и села на ветку яблони рядом с ним. Из вечерних сумерек она всматривалась в освещённую комнату. В ней за письменным столом у настольной лампы сидел светловолосый мальчик в очках. Он морщил лоб над книжками и тетрадками, видно, нелегко ему давалась учёба.
       Сова постучала клювом в окно:
— Хочешь, я тебе помогу? Я могу ответить на любой твой вопрос и многое объяснить. Спрашивай!
     Мальчик удивился, не поверив своим ушам. Он посмотрел в окно. Сова на ветке! Она держала тело вертикально.  Надев куртку и сапоги, он вышел на крыльцо дома. Они познакомились. Мальчика звали Глеб, он учился в первом классе.
— Письмо я сделал, а вот по математике задачка трудная…—ученик пожаловался новой знакомой.
—Не горюй, я объясню тебе, и ты поймёшь! Расскажи условие!—вскоре Филина помогла ему решить задачу.
На следующий день сова видела с дерева, как Глеб бежал с ранцем за спиной из школы домой.
— Мы с тобой «звёздочку» получили! А это очень хорошо! — похвастался ученик. — Понимаешь, нам вместо «пятёрок» пока ставят «звёздочки».
— Давай и сегодня вместе уроки делать! —сова обрадовалась, что её знания пригодились.Школьник согласился.
 На другой день Глеб принёс две «звёздочки». А к концу недели их было у него много во всех тетрадях! Но главное, всё непонятное когда-то стало для него понятным, и теперь он без помощи Филины получал «звёздочки». 
Ему хотелось отблагодарить свою наставницу за помощь:
— Филина, спасибо, ты многому научила меня,— Глеб подошёлк яблоне с пухлым пакетом.—Я дарю тебе мои «звёздочки». Они вдруг стали похожи на те, что в небе. Возьми, пусть они освещают твою дорогу в ночи. Ты же любишь летать по ночам.—Он раскрыл пакет, а из него устремился вверх поток света.
—Эти звёздочки не такие, как в тетрадках!  Они настоящие! Спасибо тебе! — Сова сложила крылья лодочкой, и мальчик высыпал в них звёздочки из пакета.  Птица взмахнула крыльями, и звёзды полетели далеко в тёмное небо и ещё сильнее засияли. Там они сразу образовали  «Созвездие Совы».  Теперь в самую тёмную ночь, когда луна только начинала расти, становилось светло. Созвездие было хорошо видно и со двора Глеба, и от дуба Филины.

    Но даже светлой ночью сова грустила. Она вспоминала тёплые дни, наполненные щедрым солнцем: «Неужели солнце никогда не вернётся?»
Вглядываясь в созвездие, Филина попросила:
— Милые звёздочки, не могли бы вы узнать, где прячется солнце? Так хочется освободить его…
Звёздочки начали спорить между собой, кому лететь на разведку. Каждой из них хотелось помочь солнцу.
— Я родилась на уроке «Окружающий мир»,  значит, мне и лететь другой мир смотреть,  — уверенно сказала маленькая, но очень яркая звёздочка. И, проскользнув между тучками, она удалилась, так что её было едва заметно.
Прилетев к заоблачной башне, звёздочка убедилась, что солнце спрятано под огромным замком. Из окна башни падал тусклый свет, и совсем не чувствовалось тепла. Солнце как будто спало.
—Солнышко, проснись, — позвала звёздочка.
— Кто это? — удивилось солнце и выглянуло в окно. — Неужели кто-то  помнит обо мне?
— Это я, звёздочка. Все помнят и ждут тебя! Скажи, как тебе помочь?
— Если бы ты смогла освободить меня. Ясижу взаперти, и мне ничего не остаётся, как дремать… —солнце безнадёжно вздохнуло и спряталось.
Теперь звёздочка знала, где находится солнце, она летела в своё созвездие, чтобы вместе с другими звёздочками решить, как помочь солнцу.
—Каждая из нас, — сказала она, — появилась на свет благодаря стараниям Глеба и помощи Филины. Они получены в школе по разным предметам. Давайте вместе подумаем, как освободить солнце. Где взять ключ? Надо что-нибудь придумать…
— Я могу сделать точный расчёт:  определить расстояние, время, —  сказала звёздочка, полученная по математике, — но сделать ключ — это не в моих силах.
Звёздочки долго предлагали разные варианты.
— А я, кажется, смогу сделать ключик! И потом открыть замок! Я же родилась на  уроке «Технология», где детей учили делать разные поделки. И я полечу к солнцу, чтобы освободить его! — решительно заявила не очень яркая, но самая горячая, уверенная звёздочка. Всю ночь она выпиливалаиз своего острого конца ключик и утром улетела с ним.
    Все звёздочки созвездия переживали: вдруг ключик не подойдёт. Но ключик оказался таким, как надо! Как только она прикоснулась  раскалённым ключом к ледяному замку, он сразу растаял. И солнце выкатилось на волю, во все стороны, разливая свои лучи.

—Какой удивительный день!—Филина сидела на пеньке посреди полянки,— мне даже в дупло возвращаться не хочется. Она слушала, как барабанили капли с деревьев по плотной корке снега и весело шумели пробегающие по тропинкам ручейки. Мимо пронёсся тёплый ветерок и закричал:
—С праздником, с возвращением солнца, Филина!—ина лету вручил ей букетикиз трёх подснежников. Следом полетели бабочки и жучки. Вылез медведь из берлоги и увидел на пеньке сову:
— Мне надо что-то новенькое почитать, а то я долго спал и все буквы забыл.
— Вряд ли я смогу Вас порадовать. Немного книг уцелело в моём дупле, — с сожалением, объясняла она. — Но я обязательно напишу новые, вот только распустится мой дуб… 
Вскоре в лес из дальних стран стали возвращаться птицы. Все они несли в клювах книги — разных лесов. 
— Спасибо! Вот не ожидала! —Филина на весь лес закричала,—у меня теперь снова огромная библиотека!
Услышав это известие, к ней отовсюду вереницей потянулись звери и птицы. Говорят, что даже из другого леса приходили.
Теперь сова нередко сидела на пеньке в центре лесных почитателей её рассказов и по-прежнему давала советы, отвечала на вопросы, читала книги вслух.
Недавно Филина объявила игру, называется «Что? Где? Когда?». Глеб придумывал вопросы и присылал их Сове, а команда знатоков, птиц и зверей, старалась правильно ответить на них. Сова радовалась, что поочерёдно побеждали то Глеб, то знатоки. «Мои уроки всем пошли на пользу», — гордилась она.
     А с наступлением сумерек  с неба всегда светило «Созвездие Совы», прямо над лесом и деревней...