Бумеранг

Яков Ларькин
                Прекрасным дням моей юности   
                посвящается.


БУМЕРАНГ.

         Без лишних предисловий, дорогой читатель, хочу поведать тебе одну, как мне кажется занимательную историю. Шли восьмидесятые годы прошлого века. Точнее их вторая половина. Мне было лет 13 или 14. Я был обычным советским мальчиком. А не парнем, как сейчас говорят. Учился в школе, шалил по мелкому, естественно покуривал. Любил спорт. Отчаянным был его болельщиком.
И вот однажды со своей матерью к нам в гости пришел мой троюродный брат. Мы общались с детства. Много по - разному развлекались. Теперь и не помню кому пришла в голову идея побороться друг с другом. Мы отчаянно вцепились друг в друга и клубком завертелись на комнатном паласе. Я был старше всего на полгода. Комплекции наши были одинаковы. Оба стройные, но худощавые. И у него и у меня были черные как смоль кудри. Оба горбоносые, хотя и русские. Он носил очки и стеснялся немного этого, как и все почти тогда очкарики. К моему удивлению я оказался гораздо сильней его и быстро выиграл несколько схваток.
 Я был на седьмом небе. А он конечно расстроился. Постепенно все перешло в новый ракурс. Мы определили правила поединка. Он продолжался 10 минут. Если только одному из борцов не удавалось одержать досрочную победу (положить соперника на лопатки, поставить в положение удержания или заставить просто сдаться). А так победитель определялся по очкам (баллам) набранным за проведение приемов. Судьи у нас не было и мы считали качество действий сами. Боролись мы в самой просторной комнате квартиры, в зале как тогда говорили. Каждый был в плавках и заправленной в них майкой «борцовкой» белого цвета, на ногах носки. Мы не были атлетами. Скорее наоборот. Но страсть соперничества полностью нас поглощала. Это была еще эпоха побед советского спорта в разных видах. Замечательный был хоккей, футбол, баскетбол. Гимнастки и борцы блистали на помостах. Я увлекался и много играл в баскетбол. Моими кумирами были баскетболисты литовского «Жальгириса» (Каунас). У меня неплохо получалось. Я был хорошим снайпером, много забивал. Но вернемся к нашим поединкам. Они проходили без зрителей. Мы заводили будильник на 10 минут. Это очень подстегивало к активности. Глядя на часы ты понимал, как нужно строить ход схватки: просто обороняться удерживая свое преимущество или нужно активно наступать отыгрывая баллы. Иногда звонок заставал нас в острой завязке обоюдных захватов. Надо сказать, что арсенал приемов у нас был неплохой. Мы подражали борцам которых видели по телевизору. Удавались и броски и накаты. Например бросок прогибом. Подъем из партера противника. Это когда противник лежит на ковре лицом вниз, обхватываешь его сбоку за талию лицом назад и несмотря на отчаянное сопротивление отрываешь его от ковра и поднимаешь лишая  точки опоры и бросаешь через грудь прогибаясь назад. Прогибом! Учитывая, что боролись мы не на мягком ковре, а на жестком паласе прием был опасен для обоих борцов. Бывало, что были легкие травмы и ушибы. Тогда поединок останавливался до прихода одного из борцов в себя. Но никто не ныл. Да и некогда было время уходило приближая звонок. И мы вновь бросались друг на друга. Забегая вперед скажу, что брату ни разу не удалось бросить меня прогибом. Он ни разу не смог оторвать меня от ковра. Но борьбой в партере, то есть  внизу (на полу так сказать) он овладел в будущем блестяще. Но об этом впереди. Пока я достаточно легко и без проблем побеждал его. Клал на лопатки (туше), удерживал на голове держа вертикально за ноги до сдачи или просто по очкам. Иногда я позволял себе отдать ему несколько очков. Давал фору, но всегда легко отыгрывался. Мы не были атлетами, но иногда нам удавались силовые броски и действия. Так продолжалось года полтора. Я выиграл все схватки. Десятка четыре наверное. Но он ни когда не отказывался от поединков.
Попутно брат учился в музыкальной школе. По классу пианино. У меня дома тоже был инструмент. Брат здорово играл и мы расслаблялись когда он играл, ну как все тогда наверное играли в войну и прочие игры. Были обыкновенными юнцами, ни как сейчас в этом возрасте некоторые уже имеют половой опыт и опыт винопития. К сожалению. Но в схватке мы бились до пота и синяков. Конечно я кайфовал, если можно так сказать от своего превосходства. Зрителей у нас, как я уже сказал не было, хотя наверное его мама была бы сильной ему поддержкой и болельщицей. Очень она эмоциональна. Хотя по профессии педагог. Иностранные языки. Да и меня наверно подхлестнуло ее присутствие. Я был ее тоже любимчик. Хоть и болела бы она наверняка против меня. Мои родители   узнав о наших схватках тут же бы их запретили с соответствующей «лекцией» прочитанной мне.
Из всех схваток, что мы до этого провели он может быть в пяти шести только уступил чуть чуть по очкам. В остальных я полностью его разгромил. Брат мой кроме схваток пытался писать музыку и собирал виниловые диски иностранных и наших групп. Но был немного домашним и у него возникали периодически проблемы во дворе. Времена уже наставали новые. Горбачевские. Появлялись молодежные банды. В них входили хулиганистые ребята. Они уже выпивали, нюхали клей, гуляли с девушками. В общем как тогда говорили вели антиобщественный образ жизни. Ну и брата моего очкарика-музыканта естественно иногда притормаживали во дворе со всеми вытекающими. А может и чаще!!!! Отца у него не было. И мама его решила наверное, что нужно отдать сына на борьбу. Конечно может он и рассказал о своих неудачах в наших поединках, хотя вряд ли. Она наверняка захотела бы посмотреть схватку пусть еще не мужчин, но двух ее любимцев. Я в это время наслаждался баскетболом. Мячи после моих бросков все чаще и чаще колыхали сетку кольца. Стал просто мастером. Хорошо бегал я и на лыжах, да и бегуном был неплохим. Подтягиваться совсем не умел, но внутренняя сила была.  Ей я успешно и пользовался сначала. Борьба наша доходила до изнеможения. Наша амуниция носки, плавки и майки «борцовки» просто были пропитаны потом. Мы как будто не боролись, а плаваньем занимались. Руки  скользили по мокрым телам, соскальзывали и захваты, что делало схватку еще более острой. В
 свободное от борьбы время мы праздновали праздники вместе с родителями и Дни рождения. Наши предки ходили друг к другу в гости, как раньше это было принято. Сидели за накрытыми столами. Смотрели фильмы. В общем дружили семьями. 
Я не знал, что брат стал ходить в секцию. А секция была знаменитая. Расположена она была в здании школы МВД в то время, а теперь это академия ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний). Конечно тренеры там были практики офицеры и знали свое дело. Узнал я об этом случайно из разговора старших, что он теперь фактически стал профессиональным борцом, но не придал этому значения. В душе я продолжал его считать слабым борцом и «тюфяком». По стечению обстоятельств мы месяца два, а может чуть больше не виделись. А тут он пришел к нам в гости и вдруг неожиданно сам предложил сразиться. Мы спокойно переоделись. Я  рассчитывал, что все будет как всегда, но легкое беспокойство все же овладело мной. После минут пяти схватки счет был 0:0 и я понял, какая теперь передо мной стоит сложная задача. Я привычно был активней и все время наступал, но он вязал меня на все сто процентов. Вязать означает не давать по средствам рук и ног  противнику сделать удачный и результативный захват для проведения броска. Вот и получалось, что не наступая он и мне ничего не дает сделать. Почувствовалась его подготовка в секции. Минуте к  восьмой я изрядно устал. Постоянные свои атаки порядком меня измотали. И тут он молнией схватил мои ноги и я упал на задницу. Нависла угроза, что держа так мои конечности он может меня положить на лопатки. Я занервничал и перевернулся на живот. Пошла уже десятая минута. Отчаянные попытки мои выйти наверх ни к чему не привели. Прозвенел звонок, который известил о моем поражении 0:1. Пусть минимальном. Я был ошарашен. Как грамотно он построил тактически схватку. Не дал сделать мне ни одного технического действия. Это было что то!!! Я и не набрал ни одного очка. Когда раньше я их брал сколько угодно. Горстями!!!! Он видимо обсудил план схватки с тренером или с ребятами в секции. И четко его применил. И если раньше я его лепил как пластилин, то тут он измотав меня физически провел прием. Лепить как пластилин означает захватами блокировать и ставить слабого противника в неудобные положения и в итоге стараться положить  его на лопатки.
Получилось, что я весь был в поту, а он такое ощущение и не устал. Похоже и сам брат не до конца ощутил, что его план сработал. В этот день мы больше не боролись, хотя я уверен каждый хотел. Ощущения у каждого были новые и ни кто не хотел ими рисковать. Мы просто стали слушать музыку и общаться, шутить. Все дни до следующей схватки я думал о поражении и вынашивал план реванша. Хотя баскетбольные матчи хорошо влияли на мое моральное состояние, там я был лучший, да и проиграть за два года одну схватку это не беда. Согласись дорогой читатель.
Много позитива доставляло и боление. В футболе киевское «Динамо», в хоккее «Динамо» московское, в баскетболе каунасский «Жальгирис». Да и разные сборные СССР много доставляли приятных эмоций.
Но пришло время нашего нового поединка. Я ожидал, что он повторит тактику и готовился атаковать его с еще большим напором. А произошло «ужасное» с первых секунд встречи он перевел меня в партер 1:0, затем сделал переворот на 3 очка, уже 4:0. Неплохо к концу первой минуты? В стойке я снова попытался пройти в ноги, но он ловко меня продернул и забежал сзади. Опять я в партере внизу 0:5. Борьба в партере ни к чему не привела. Опять стойка и тут он опять начал меня вязать. В общем до конца схватки он набрал еще пару очков. 0:7 опять без шансов для меня. Я захотел сразу же еще одну схватку.  Результат был еще более ужасный 2:14 в его пользу. И то 2 очка я взял в самом конце когда он уже почти не боролся.  Вот такое новое фиаско.  Он опять встретил свой успех спокойно и молча. Меня же потихоньку начал точить червячок злости. Потом последовала еще череда моих поражений. Опять были  и разгромы. Правда иногда мне не везло. В некоторых схватках я проигрывал минимально. Пытаясь провести прием и взяв уже захват мои старания прерывал звонок будильника об окончании времени схватки. Так было обидно. Ну а брат мой продолжал наращивать свое мастерство. Видимо по совету тренеров он сделал короткую стрижку, что тоже имело смысл. Кудри быстро пропитывались потом и превращались в мокрые «сосульки», которые мешали. в отличии от меня он разминался перед схваткой. Тянул мышцы, отжимался от пола. А я все еще надеялся на свой «багаж». Запомнился один поединок когда я вдруг захватил преимущество проведя несколько переводов вниз, а затем подняв его из партера бросил  прогибом и повел в счете очков в девять 11:2. Но проведя последнее действие замешкался в партере и позволил захватить свои ноги. Он просто завязал их в узел и несмотря на мое отчаянное сопротивление заставил лечь на лопатки. Оглушительный проигрыш. Правда стоит сказать, что к этому моменту он стал просто «королем» партера. Я не знал куда деть свои ноги, он захватывал их то за колени то за стопы и проводил результативные действия. Мой арсенал приемов, как то постепенно таял в отличии от его. Меня это мучило, но что я мог поделать. Единственным утешением, для меня был баскетбол. Тут я полностью «отрывался». Правда в школьных соревнованиях мы занимали лишь четвертые места, но я забивал много очков и пользовался законной славой.  И вот настал финал моей борцовской «карьеры». Он был у меня в гостях. Мы были одни и как всегда не преминули воспользоваться этим проведя схватку, как оказалось последнюю. Она протекала так. Я начал активно наступая и захватил инициативу. Перевел его в партер и повел 1:0 и вдруг он ловко обхватил меня ногами под мышки. я попытался высвободиться, но он так меня сжал, что из меня, как будто выпустили дух. Трепыхался я так минуты две, а он улучшив позицию сжав в хищном оскале зубы (я видел его лицо) так сдавил меня, что я просто вынужден был сдаться. Руки просто онемели, я их не чувствовал. Я чуть не заплакал. Такое поражение полностью показало мою беспомощность, слабость и его полное превосходство. Когда мне удалось прийти в себя он заглянул в мои глаза и проговорил, именно проговорил, а не сказал: Я тебя заборол!!!!! Страшное смятение охватило меня и я понял, что больше не смогу предложить ему бороться. Так и вышло, а он сам тоже  не предлагал новых схваток. Наверное я стал ему не интересен как соперник. Видимо в секции у него были более достойные соперники. Далее наши с ним дороги разошлись.  Хочу добавить, что во время схваток было много интересных положений, гримас лица и захватов. 
 Мои бесспорные победы над ним вернулись, ко мне бумерангом таких же в основном бесспорных поражений. Вот такое противостояние было в моей жизни. Думаю я интересно его изложил и тебе мой дорогой читатель понравилось. 
г. Рязань                2016 г.