Велосипедисты

Петр Панасейко
        Яша Лунёв пошёл в первый класс. Возвратившись со школы он начал приставать к папе:
        - Я пошёл в школу, где же обещанный велосипед?
        - Обращайся к маме.
         Обратившись, сын  не успел услышать ответ: в разговор вмешалась бабушка Лиза.
         - Послушайте, что я вам все скажу, - объявила она. – Прежде чем покупать велосипед, поменяйте место проживания. Мы хоть с вами и живём в селе, но, как вы знаете, на её центральной асфальтированной улице. Посчитайте сколько в день по ней проезжает машин и другого транспорта? Мало не покажется. Я об этом раньше не задумывалась. Думать стала неделю назад, когда мне приснился сон, что наш Яша упал с велосипеда и подняться не смог. Это вещий сон. Избежать его можно только одним путём: никакого велосипеда не покупать. Пока не закончит школу.
          - Ну, бабуля, ты и даёшь? Ты в каком веке живёшь, что разным снам веришь?- заявил внук.
         
          За бабушку заступился старший внук, второклассник Борис:
          - Яша, во-первых, я не понимаю, чем ты лучше меня? Я закончил первый класс, не имея велосипеда, а ты хочешь, один день сходил и давай тебе его. Во-вторых, мне тоже снился как-то сон, что мы ехали с тобой вдвоём по селу, но в свой двор я заехал один, а ты куда-то исчез. Поэтому наша бабушка права, её надо слушать.
            
          Однако родители  ни бабушку, ни её внука  Бориса не послушали. На следующий день после школы папа уже учил Яшу ездить  на велосипеде.  С наступлением зимы «учёбу» перенесли на весну. К лету Яша уже ездил  самостоятельно. Поначалу он бабушку слушал и гонял на велосипеде по просёлочным грунтовым  дорогам. Неоднократно «летел через руль», стараясь обогнать ребят и показать, что он лучше всех. Царапины и ссадины надолго «прописались» на его детском теле.
            
          Настоящая беда пришла, когда Яша учился уже в шестом классе. По велогонкам по селу на предельной скорости ему не было равных среди сельских мальчишек. Он этим гордился.  Наступила весна. Сразу же после весенних каникул в класс поступил новенький ученик Захар Ефимов, который критически и с усмешкой отнёсся к тому, что все в школе считают Яшу  лучшим велосипедистом и предложил последнему устроить соревнование.
         
          Его без ведома обоих родителей  наметили на конец апреля. В воскресенье к сельсовету с утра подъехали два велосипедиста и взяли старт по центральной улице в сторону сельской больницы, расположенной на окраине села. По пути, увлёкшись скоростью, не заметили, как стал накрапывать дождь и асфальт становился мокрым. Недалеко от больницы им на встречу показалась грузовая автомашина. Яша стал тормозить, но Захар, воспользовавшись ситуацией, решил его обогнать. При обгоне он задел педалью велосипед Лунёва, который резко развернуло и бросило на асфальт. Понятно, что находящийся на нём «хозяин» не мог усидеть в седле,  и упал вместе с транспортным средством.  Захар, не обращая внимания на случившееся, уступив дорогу автомашине, помчался дальше к финишу. По договорённости финишировать должны  во дворе больницы. Но на финиш пришёл только один велосипедист. Подождав немного, Ефимов поехал обратно выяснять, почему не приехал Яша. Выяснил.
               
          Яша по-прежнему лежал на земле за пределами  дороги. Без движения и без признаков жизни. При падении он сильно ударился головой об асфальт. Испугавшись, одноклассник, как говорят юристы, «скрылся с места происшествия». Воспользовался тем, что никто не знал об их «соревновании». Проезжавшие мимо водители, думали, что тот просто таким образом решил отдохнуть. Так продолжалось минут тридцать, пока из села в обратную сторону не выехала та же грузовая автомашина. Водитель уже  проехал мимо, но пассажирка его попросила:
           - Ну-ка, Дима, останови. Тут что-то неладное, это же тот подросток, которого сшиб другой на велосипеде. Помнишь?
          
           Только сейчас до водителя дошло, что надо было ещё тогда остановиться. Но за свой водительский тридцатилетний стаж он видел много подростков-велосипедистов, отдыхающих вдоль дороги на земле. Вышли оба. Женщина потрогала пульс подростка.
           - Бери его быстрей и в больницу. Не надо на машине, тут рядом, донеси. Пусть срочно оказывают медицинскую помощь, а я  подожду здесь. Велосипед не трогай, пусть как лежал, так и лежит. Без участкового инспектора милиции, тут, пожалуй, не обойтись.
            
           Через десять минут водитель вернулся и обратился к пассажирке:
           - Мальчик умер на руках врачей. Велели тут дожидаться участкового, он уже выехал из района. А дальше случилось непредвиденное: приехавший участковый, осмотрев место происшествия, задержал и повёз в район  водителя. Слуга народа в милицейской форме не поверил ни водителю, ни его пассажирке. Версия у него имелась одна: подростка на велосипеде сбил он, водитель Павлов Дмитрий Васильевич.
         
          На следующий день пассажирка, она же жена водителя, поехала в область «искать правду». Ей там, скорей всего, поверили, и забрали уголовное дело на мужа к себе в производство. Молодой следователь сразу сказал жене, что шансов маловато, что ей, как жене, суд вряд ли поверит. Предложил сообща искать другие доказательства невиновности мужа. Этим доказательством мог стать только сам велосипед погибшего и тот другой, неизвестного подростка. В результате он «перекочевал» из районного отдела внутренних  дел в областной, где была проведена техническая экспертиза. Оказалось, что  велосипед грузовая автомашина его не задела. Никаких повреждений на нём обнаружили. Водителя отпустили, допросив ещё раз в качестве свидетеля. На этот раз ему поверили, что речь идёт  ещё об одном велосипедисте. Но как его найти?
         
         Чтобы не спугнуть виновника трагедии, придумали обучение школьников правилам дорожного движения. Вместе с инспектором ГАИ в сельскую школу пошёл и водитель Павлов. «Обучение» начали с четвёртого класса и закончили в шестом по уважительной причине: Павлов узнал второго велосипедиста. Техническая экспертиза установила, что задел велосипед Лунёва именно велосипед Ефимова. После этого родители Яши  принесли извинение водителю и предъявили претензии родителям Захара. Последние быстренько уехали туда, откуда приехали.
      
        Бабушка же Яши, предсказавшая на основании своего давнишнего сна трагедию, не на много пережила своего внука: не выдержало сердце. Через год в семье Лунёвых родился третий сын, которого назвали Виктором. Таким образом, они хотели «заглушить» боль по утере второго сына. Но велосипед ему они уже никогда не купят. Согласно завещания бабушки. Хватит одного раза.

04.05.2016 г.

Фото из Интернета