(заметки о первом литературном салоне 22 апреля 2016
в Камерном театре г. Екатеринбурга)
Я люблю Камерный театр за его уют и тепло, словно приходишь домой, снимая тесную обувь и, погружая ноги в мягкие тапочки, забываешь о мирских делах и серости повседневной жизни.
Поговорка «первый блин комом» совсем не о том, что происходило вечером 22 апреля в стенах Камерного. Незадолго до этого события я пытался представить себе, как пройдет первый литературный салон: мягкие диваны в фойе второго этажа и неясные очертания зрителей и актеров.
И вот наступил долгожданный день. Диваны и стулья… на стенах портретная галерея актеров… тянущиеся с первого этажа стебли гигантских растений… падающий желтоватый свет лампы, похожий на лучи уходящего на покой солнца… Всё это создавало положительный настрой.
Часы пробили девять ударов, и все замерли в ожидании.
В середине зрительского круга в платье XIX века возникла блистательная ведущая Юлия Родионова, которая рассказала об истории появления литературных салонов.
Она стояла в двух шагах от нас. Казалось, что разрушилась стена, разделяющая служителей муз от простых смертных, превратив нас в давно знакомых людей.
Называя имена, из волшебной комнаты появились актеры, воплотившиеся в образы героев литературных произведений.
Старейшина актерского цеха Леонид Рыбников, читая А.П. Чехова, постепенно вошел в образ рассказчика и окутал нас атмосферой XIX века. Чиновники чеховского времени ничем не отличались от сегодняшних.
Алексей Кизеров, сменив королевский наряд из спектакля «Золушка» на черный фрак с бабочкой, рассказывал грустные сказки Федора Сологуба и Леонида Андреева про смерть. Эти сказки заставляют задуматься о краткости и неповторимой красоте жизни, учат ценить ее сейчас, а не потом.
И что бы мы делали без статного и обаятельного художественного руководителя театра Константина Зущика, возникшего перед нашими восторженными очами с черной, двенадцатиструнной гитарой и спевшего своим красивым голосом незнакомый романс.
Во время антракта мы делились впечатлениями и пили кофе.
Во втором отделении Юлия и Константин предложили сыграть в игру, в которой мы, наугад называя страницу и номер строки, узнавали из «волшебной» книги киноцитат свою судьбу.
Вновь Леонид Рыбников, но уже устами героев Шукшина, рассказывал житейские истории. Как мастерски Рыбников умеет перевоплощаться, как органично владеет и литературно-изысканным чеховским языком и простонародным шукшинским. Восхитительно!
Роман Ритунский, студент театрального института, в поношенном свитере, в наспех намотанном на шею шарфе, похожий на Родиона Раскольникова, покашливая в кулак, поведал историю про Музу Ивана Бунина.
Это про нас, мужчин. В свои юные годы мы воспринимаем первую любовь в образе вдохновляющей на подвиги и творчество Музы, взлетаем и парим в небесах, а потом падаем вниз, возвращаясь в реальность, когда Муза перестает посещать нас, уходя к другому…
На сцене вновь Алексей Кизеров уже с романсом. Какие же у нас актеры! Всё спеть норовят!
Актер драматического театра Антон Зольников, выйдя к нам с шукшинским «Пьедесталом», блистательно, на одном дыхании поведал о человеке, в котором живет художник.
Юлия и Константин предлагают нам по цитатам из фильмов угадать их названия. Задание трудное, но все стараются изо всех сил.
Часы бьют одиннадцать. В центре круга собираются все участники литературного салона, за прошедшие несколько часов ставшие друг другу совсем не чужими. На прощание уже хорошо знакомый нам человек с двенадцатиструнной гитарой спел веселую песню из к/ф Леонида Гайдая про Ивана Васильевича. Все дружно подпевали, потом долго аплодировали, сидя на своих местах и почему-то не желая уходить. Это очень удивило исполнителя песни. Разве этот факт не есть неоспоримое доказательство того, что «первый блин не комом»?
Спасибо всем, кто участвовал в первом, и, надеюсь, не последнем мероприятии. Тем, кто незримо присутствовал и организовал встречу в Литературном салоне теплого уютного дома, имя которому Камерный театр.
27.04.2016г.