Первый блин не комом

Валерий Бунтури
(заметки о первом литературном салоне 22 апреля 2016
 в Камерном театре г. Екатеринбурга)

   Я люблю Камерный театр за его уют и тепло, словно приходишь домой, снимая тесную обувь и, погружая ноги в мягкие тапочки, забываешь о мирских делах и серости повседневной жизни.
   Поговорка «первый блин комом» совсем  не о том, что происходило   вечером  22 апреля в стенах Камерного.  Незадолго до этого события я пытался представить себе, как пройдет первый литературный салон: мягкие диваны в фойе второго этажа и неясные очертания зрителей и актеров.
И вот наступил долгожданный день.  Диваны и стулья… на стенах портретная галерея актеров…  тянущиеся с первого этажа стебли гигантских   растений… падающий желтоватый свет лампы, похожий на лучи  уходящего на покой солнца… Всё это  создавало  положительный настрой.
   Часы пробили девять ударов, и все замерли в ожидании.
В середине зрительского круга  в платье XIX века возникла блистательная ведущая Юлия Родионова, которая рассказала об истории появления литературных салонов.
   Она стояла в двух шагах от нас. Казалось, что разрушилась стена, разделяющая  служителей муз от простых смертных, превратив нас  в  давно знакомых людей.
   Называя имена,  из волшебной комнаты  появились актеры, воплотившиеся  в образы героев литературных произведений.
Старейшина актерского цеха Леонид Рыбников, читая А.П. Чехова, постепенно вошел в образ рассказчика и  окутал нас атмосферой XIX века. Чиновники чеховского времени ничем не отличались от сегодняшних.
Алексей Кизеров, сменив королевский наряд из спектакля «Золушка» на черный фрак с бабочкой, рассказывал грустные сказки Федора Сологуба  и Леонида Андреева про смерть. Эти сказки  заставляют задуматься о краткости и неповторимой красоте жизни, учат ценить ее сейчас, а не потом.
И что бы мы делали без статного и обаятельного художественного руководителя театра  Константина Зущика, возникшего перед нашими восторженными очами с черной, двенадцатиструнной гитарой  и спевшего своим  красивым голосом     незнакомый  романс.
   Во время антракта  мы делились впечатлениями  и пили кофе.
Во втором отделении Юлия и Константин предложили сыграть в игру, в которой мы,  наугад называя страницу и номер строки, узнавали из «волшебной» книги киноцитат свою судьбу.
   Вновь Леонид Рыбников, но уже устами героев Шукшина,  рассказывал  житейские истории. Как мастерски Рыбников умеет перевоплощаться, как органично владеет и литературно-изысканным  чеховским  языком и  простонародным  шукшинским.  Восхитительно!
   Роман Ритунский, студент  театрального института, в поношенном свитере, в наспех намотанном  на шею шарфе, похожий на Родиона Раскольникова, покашливая в кулак, поведал историю про Музу Ивана Бунина.
Это про нас, мужчин. В свои юные годы мы воспринимаем первую любовь в образе вдохновляющей на подвиги и творчество Музы, взлетаем и парим в небесах, а потом падаем вниз, возвращаясь в реальность, когда Муза перестает посещать нас, уходя к другому…
   На сцене вновь Алексей Кизеров уже с романсом. Какие же у нас актеры! Всё спеть норовят!
   Актер драматического театра Антон Зольников, выйдя к нам с шукшинским  «Пьедесталом», блистательно, на одном дыхании поведал о   человеке, в котором живет художник.
   Юлия и Константин предлагают нам по цитатам из фильмов угадать их названия. Задание трудное, но все стараются изо всех сил.
   Часы бьют одиннадцать. В центре круга собираются все участники литературного салона, за прошедшие несколько часов ставшие друг другу  совсем не чужими. На прощание уже хорошо знакомый нам человек с двенадцатиструнной гитарой спел  веселую песню из к/ф Леонида Гайдая про Ивана Васильевича. Все дружно подпевали, потом долго аплодировали,   сидя на своих местах и почему-то не желая уходить. Это очень удивило исполнителя песни. Разве этот факт не есть неоспоримое доказательство того, что «первый блин не комом»?
   Спасибо всем, кто участвовал в первом, и, надеюсь, не последнем мероприятии. Тем, кто незримо присутствовал и организовал встречу в Литературном салоне теплого  уютного дома, имя которому Камерный театр.

27.04.2016г.