Безумие Навуходоносора. Часть 1. Преступление

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




                Не было еще гения без некоторой доли безумия.
                Сенека


Рассказ о злоключениях халдейского царя большинству комментаторов кажется простым и понятным: некий сатрап возгордился без меры, Бог пригрозил, а тот не внял и был низвергнут до уровня животного. Когда униженный гордец понял, кто вершит судьбы людей, Создатель вернул ему человеческий облик и восстановил на престоле. Мораль сей повести ясна: гордыня – смертный грех, ибо все в руках божиих. Сказано же: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» [1-е Петра 5:5-6]

     Будь этот сюжет притчей, его назидательная трактовка не вызвала бы никаких возражений. Однако рассказ Даниила претендует на историческую достоверность: его фигурантом и автором является известный пророк, а главным действующим лицом и соавтором - знаменитый царь. Отголоски случившегося ищут в хрониках, детали всерьез исследуют… Хор экзегетов уверяет, что древний писатель преподнес нам не притчу, а сущую правду – быль о небывалом. Хотелось бы верить, да автор мешает. Как и положено благочестивому иудею, он усердно слагает гимн во славу Господа, но из-под пера - в который раз! - выходит замысловатая интрига. Она упрямо прорывает ветхий канон и бесстыдно обнажает потаённую суть. Непостижимое отступает и на первый план выходят людская воля, страсть и расчет. Finita la commedia!

     Жаль расставаться с красивой легендой, давно превратившейся в культурный архетип, но ее историческая основа была, наверное, совсем-совсем иной* …
      
Судя по контексту, события эти пришлись на конец правления Навуходоносора: многолетние баталии остались позади, величественный город отстроен заново, каналы прорыты, висячие сады посажены, дворец возведен – пришло время почивать на лаврах и гордиться содеянным.
Царь почиет и гордится, но - чу! - грозное видение опять тревожит его душу… Ночной кошмар иль вещий сон, диагноз или приговор? В чем состояло преступленье и как искоренить его? Мудрец свои рецепты предлагает, но недоверье гложет сердце господина.

--------------------------------------------------------
          *Некоторые знаменитые оппозиции - «Моцарт и Сальери», «Борис Годунов и царевич
            Димитрий» - тоже прочно укоренились в культуре, но не выдержали проверки временем как
            исторические факты.
--------------------------------------------------------



                Величающиеся ростом будут срублены,
                высокие - повержены на землю.
                Исаия 10:33

                ПРЕСТУПЛЕНИЕ


БЕЗ ВИНЫ БЕСНОВАТЫЙ

     Традиционно считается, что Навуходоносор пострадал из-за своей непомерной гордыни: забыл, мол, наглец, кому обязан удачей. Звучит это правдоподобно, ибо гордецов Господь и впрямь не жалует.

            Гордецы, величающиеся, надмевающиеся, вообще все, что выходит за пределы смиренного и
            посредственного, действительно вызывает у Бога сильную идиосинкразию. Устами мудрецов и пророков он
            постоянно требует покорности и осуждает независимых и жестоковыйных.
            Стоит кому-либо (городу, строению, истукану, царю, дереву) «возвыситься главой своей» над
            окружающими, как на него обрушиваются всевозможные кары небесные.
            Достаточно вспомнить угрозы Вавилону и Капернауму, сынам Енаковым и царю Ассирийскому*. Еще на заре
            человечества Бог уничтожает могучих исполинов, не утруждая себя объяснением. Затем такое же
            немотивированное недовольство вызывает вавилонская  башня, взметнувшаяся к небесам. За это стремление
            ввысь Всевышний разгоняет народ-строитель. Безо всяких объяснений Бог в пух и прах разбивает огромного
            полиметаллического истукана, приснившегося Навуходоносору, а потом срубает громадное дерево из другого
            видения. «Не гордись!» - это наставление раз за разом повторяют все уполномоченные Господа.

Всевышнему не нравится, что гордецы завышают свои достоинства и заслуги, приписывают себе все достижения, игнорируя роль Божественного Провидения. В общем, превозносят себя, а не Бога. Но в нашем случае дело обстояло совсем не так.
Возможно, Навуходоносор не страдал излишней скромностью, но со стороны Неба обвинять его в неблагодарности явно несправедливо. Своими покровителями халдейский царь, естественно, считал не Бога-Отца и Святого Духа иудеев, а вавилонских богов Мардука и Набу и всячески ублажал их, возводя храмы, отливая изваяния и принося обильные жертвы**.

--------------------------------------------------------
           *«Хотя бы Вавилон возвысился до небес, и хотя бы он на высоте укрепил твердыню свою; но от Меня придут
             к нему опустошители, говорит Господь» (Иер 51:53)
            «Большое было это дерево и крепкое, и высота его достигала до неба, и оно видимо было до краев всей
             земли» (Дан 4:8)
            «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы,
             явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня» (Мф 11:23)
            «Слушай, Израиль: ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и
             сильнее тебя, городами большими, с укреплениями до небес, народом [великим,] многочисленным и
             великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: `кто устоит против сынов Енаковых?'
              Знай же ныне, что Господь, Бог твой, идет пред тобою, как огнь поядающий; Он будет истреблять
              их и низлагать их пред тобою, и ты изгонишь их, и погубишь их скоро, как говорил тебе Господь»
              (Втор 9:1-3)
            «Кого ты порицал и поносил? И на кого ты возвысил голос и поднял так высоко глаза свои? На Святого
              Израилева!
             …За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в
             ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою пришел ты»
             (4-я Цар 19:22, 28)
        **Вавилон вовсе не был городом греха, скорее, это был кладезь глубочайшего благочестия.
              Согласно одной из надписей Вавилон имел 53 храма великих богов, 55 святилищ бога Мардука, 300
              святилищ земных и 600 - небесных божеств, 180 алтарей Иштар, 180 алтарей Нергал и Адади и 12
             других алтарей.
             Вот как характеризует религиозность Навуходоносора академик Б.А.Тураев:
            «Навуходоносор и вообще последняя вавилонская династия — действительно благочестивые люди. Ни
             один царь не выстроил и не обновил столько храмов — до 40 святилищ перечисляется в его надписях;
             его преемники старались подражать ему в этом. Если в этом отношении халдейская династия совершенно
             не похожа на ассирийских царей, для которых главными заботами были дворцы и военная слава, то
            относительно теплоты религиозного чувства они вообще представляют новое явление, имеющее, правда,
            корни в прошлом (ср. Хаммурапи), но еще более объяснимое из духа этого времени, отмеченного
            углублением религиозности и в Иудее, и в Египте.» (Б.А.Тураев. История древнего востока. Том 2.
            Халдейская династия в Вавилоне)
--------------------------------------------------------


Тем хуже для него. По мнению адептов Иеговы, религиозное рвение Навуходоносора лишь усугубляло его вину, поскольку славил он богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые не видят, не слышат, не разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание его и у Которого все пути его, он не прославил. Наивный и неблагодарный! Как мог он забыть того, кому обязан своими успехами – всемогущего бога иудеев! Того, кто избрал его своим мстителем и бросил на битву с народами, погрязшими в нечестии! Того, кто откликался на его душевные терзания и открывал ему грядущее!

     Действительно, Всевышний устами пророков объявил Навуходоносора своим карающим мечом и не раз демонстрировал ему свою мощь и расположение. Как говорится, имеющий уши да слышит, а жестоковыйные, люди с необрезанными ушами и сердцем да пострадают за свою гордыню!

     Вопрос лишь в том, обязан ли царь, чтящий своих богов и верящий своим жрецам, прислушиваться к чужеземным вещателям? Должен ли он почитать божество пленников наряду или выше своих кумиров? Следует ли ему благодарить за успехи не собственных богов, а того, кого он не знал и никогда о помощи не просил?

     Беспристрастный судья не стал бы привлекать такого «должника» к ответственности. Почему же экзегеты упорно обвиняют Навуходоносора в высокомерии, за которое он якобы и пострадал? Все дело в том, что первоисточник не называет причину сурового наказания, об этом говорится вскользь и в результате складывается ошибочное мнение о царской гордыне*. 
   
Сравним, к примеру, два обвинения в заносчивости, выдвинутые Даниилом, соответственно, против царя Валтасара и против его отца** Навуходоносора [Дан 5].

На царском пиру Даниил корит Валтасара за то, что тот надмевается, невзирая на поучительную судьбу отца. Пророк не ограничивается попреками общего характера («не смирил сердца твоего», «вознесся против Господа небес»), а скрупулезно перечисляет, в чем состоит преступная дерзость Валтасара («сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил»). Именно это конкретное деяние – публичное осквернение священных сосудов дома Господня – по словам Даниила, вызывает недовольство Иеговы. Таким образом, Бог осуждает Валтасара не за привычку «ходить гордо», а за реальный проступок, который действительно походит на сознательный вызов Хозяину святынь («вознесся против Господа небес»), то есть – на гордыню.

--------------------------------------------------------
         *Библия не всегда так скупа на разъяснения. Вот как Исайя конкретизирует прегрешения Сеннахерима, царя
           Ассирийского, которого Бог тоже обвинял в надмении и дерзости. Тут и поношение Господа со стороны слуг
           Сеннахерима, и обвинение в обмане, и уравнивание с другими богами, и насмешка над Богом, жертвенники
           которого устанавливает и отменяет смертный.
          «услышит Господь Бог твой слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога
           живаго и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой» (Исаия 37:4)
          «так говорит Господь: не бойся слов, которые слышал ты, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского»
          (Исаия 37:6)
          «Кого ты порицал и поносил? и на кого возвысил голос и поднял так высоко глаза твои? на Святаго Израилева»
          (Исаия 37:23)
          «Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели спасет Господь Иерусалим
           от руки моей?» (Исаия 36:20)
      **Происхождение Валтасара не установлено. Возможно, в действительности его отцом был царь Набонид.
          Однако Даниил называет его сыном Навуходоносора [Дан 5:11, 13, 18, 22].
--------------------------------------------------------


Совсем не так Даниил обвиняет знаменитого отца Валтасара – царя Навуходоносора. В отличие от конкретных претензий к Валтасару его родителя Даниил винит в плохом поведении «вообще»: «сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости» (Дан 5:20). В чем же состояла преступная дерзость великого царя? * Дерзить собственным рабам и вассалам нелепо - гордецы бросают вызов своим господам. Значит, только богохульство могло навлечь на Навуходоносора гнев Вседержителя, но царь же не богохульствовал.

          Дерзкий раб перечит своему хозяину. Заносчивый вельможа равняется с царем. Но кому может дерзить
          владыка народов? Одному лишь Всевышнему…
          Навуходоносор, конечно, совершал ужасные злодеяния в Иудее, Иерусалиме и храме, но иудейские пророки
          уверяли, что это нельзя считать выступлением против Иеговы, поскольку завоеватель выполнял его
          распоряжения**.
          К тому же, никакого наказания после этих преступлений царь не понес. Напротив, он продолжал пользоваться
          расположением Бога***.

В рассказах Даниила Навуходоносор лишь удивляется божьим чудесам и славит могущество Всевышнего. Ни разу писатель не сообщает о его пренебрежении, глумлении или нападках на Иегову****. Вот и на пиру у Валтасара Даниил не выдвигает против Навуходоносора ничего, кроме самых общих обвинений. В результате филиппики обличителя звучат абсолютно голословно.

     Другое упоминание якобы царской гордыни при ближайшем рассмотрении оказывается известной логической ошибкой «Post hoc non propter hoc»*****. Дело в том, что кара небес настигла монарха, когда он любовался своим главным творением – преображенным Вавилоном. Город и впрямь поражал воображение висячими садами (т.н. сады Семирамиды), оборонительными сооружениями, дворцами и храмами, каналами и дамбами. И все это великолепие появилось на свет по воле Навуходоносора.
Не удивительно, что у царя вырвался возглас гордости и восхищения: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!».

Едва лишь роковые слова сорвались с его уст, как на царя обрушился топор судьбы. Со стороны могло показаться, будто наказание стало ответом на горделивый возглас, но это заблуждение. Бахвальство царя могло, пожалуй, стать последний каплей, но уж никак не главной причиной репрессий, поскольку Небеса осудили Навуходоносора гораздо раньше - за год до его похвальбы. Уже тогда царь чем-то сильно досадил Высшему Суду и был приговорен к наказанию повелением Бодрствующих:
         «Воскликнув громко, Он сказал: "срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте
          плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его» (Дан 4:11).
Уже тогда – год назад - Даниил поминал какие-то грехи и беззакония Навуходоносора [Дан 4:24], пугал владыку отлучением от людей и обитанием со зверями [Дан 4:22], но никаких порочащих царя фактов не приводил. Быть может просто потому, что их не было?

     Третий и последний раз пресловутая гордыня упоминается в самом конце главы. Царь Вавилона славит Царя Небесного, «который силен смирить ходящих гордо». В этих словах порой усматривают косвенное признание вины. Царь якобы понял, за что же Бог наказал его. Будь это так, Навуходоносор просто обязан был поделиться своим открытием с живущими, дабы уберечь их от повторения своей ошибки (коли уж взялся лично возвещать божьи чудеса)******.

Вместо этого раскаявшийся грешник добросовестно описывает видение и наказание, но о причинах своего краха не говорит практически ничего. Его неведенье можно понять: мудреное послание и немудреный глас Небес ничего ему не инкриминируют, никаких комментариев от Бога он не получал…. В чем же винить себя без вины осужденному? Приходится листать грехи минувших дней, гадать, что стало роковым…. Увы, память царя сильно пострадала во время болезни, да и жестокостей наделал он немало. В общем, недавний безумец вряд ли способен уразуметь свою вину…..
--------------------------------------------------------
        *Даниил сам говорит, что его господин всегда поступал своевольно и не церемонился с подчиненными: «кого
          хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал» (Дан 5:19),
          однако уничижение людей Бога не раздражало. Ни дерзостью, ни надмением это не считалось. Потом в
          поведении царя что-то изменилось и вот тогда Даниил отметил: «сердце его надмилось и дух его
          ожесточился до дерзости» (Дан 5:20). 
     **«И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего, и даже зверей
          полевых отдаю ему на служение. И все народы будут служить ему и сыну его и сыну сына его….»
         (Иер 27:6-8)
         «Посему так говорит Господь: вот, Я отдаю город сей (Иерусалим) в руки Халдеев и в руки Навуходоносора,
          царя Вавилонского, и он возьмет его» (Иер 32:28)
          «И посылал на него (иудейского царя Иоакима) Господь полчища Халдеев» (4 Цар 24:2)
          «… Господь переселил Иудеев и Иерусалимлян рукою Навуходоносора» (1 Пар 6:15)
          «Когда же отцы наши прогневали Бога небесного, Он предал их в руку Навуходоносора, царя Вавилонского,
          Халдеянина; и дом сей он разрушил, и народ переселил в Вавилон» (Ездра 5:12)
          «ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, о сосудах, оставшихся в доме Господнем и в доме царя
          Иудейского и в Иерусалиме: они будут отнесены в Вавилон и там останутся до того дня, когда Я посещу
          их, говорит Господь, и выведу их и возвращу их на место сие» (Иер 27:21-22)
          Однако часть сосудов «на место сие» не вернулась, так как была захвачена персами во дворце Валтасара.
   ***«В двадцать седьмом году, в первом месяце, в первый день месяца, было ко мне слово Господне: сын
          человеческий!
          Навуходоносор, царь Вавилонский, утомил свое войско большими работами при Тире; все головы оплешивели
          и все плечи стерты; а ни ему, ни войску его нет вознаграждения от Тира за работы, которые он употребил
          против него.
          Посему так говорит Господь Бог: вот, Я Навуходоносору, царю Вавилонскому, даю землю Египетскую,
          чтобы он обобрал богатство ее и произвел грабеж в ней, и ограбил награбленное ею, и это будет
          вознаграждением войску его. В награду за дело, которое он произвел в нем, Я отдаю ему землю Египетскую,
          потому что они делали это для Меня, сказал Господь Бог» (Иез 29 17-20)
  ****Однажды Даниил осмелился в общей форме пенять царю за грехи и беззакония («…искупи грехи твои
           правдою и беззакония твои милосердием к бедным» Дан 4:24), но и тогда не припомнил грешнику ничего
           богохульного.
*****«После того, но не вследствие того».
******«Знамения и чудеса, какие совершил надо мною Всевышний Бог, угодно мне возвестить вам» (Дан 3:99)
--------------------------------------------------------


Продолжение следует.


(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).