Поп-психология - наука и религия ХХI столетия?!

Олеся Максимовская
                - Как?.. вы не знаете, как жить ХОРОШО?!             
                - ...
                - Тогда мы идём к вам!..

Думаю, каждый человек нет-нет да и попадал, прямо или косвенно, на удочку безобидной, на первый взгляд, пропаганды псевдонаучных представлений и ценностей, которые нам транслирует современная психология - модный и доступный генератор смыслов и ориентиров. Достаточно приобрести на ближайшем книжном лотке что-то из серии "Сам себе психолог" и... психологизируйся себе на здоровье! Однако, всегда ли тот продукт, который производит поп-психология имеет прямое отношение к психологической науке и является полезным?! Надеюсь, большинство на этот вопрос ответит - "нет".
Поп-психология стала одним из феноменов XX столетия и как составляющая массовой культуры легко и коварно проникла и в общественное пространство постсоветских государств, а для многих доверчивых граждан стала чуть ли не единственным источником истинного знания. На любой вопрос она найдёт совет, к любой прорехе прилепит заплату... что называется - и в пир, и в мир, и в добрые люди. А последствия?.. А зачем о них думать?.. И вообще зачем думать?! А если и думать, то думать нужно - ПОЗИТИВНО!
К сожалению, не только гуру от поп-психологии приводят своих клиентов в ловушку "позитивных" заблуждений, но и дипломированные специалисты часто этим грешат.
Приведу пример из собственной жизни. Будучи студенткой колледжа, я обратилась к психологу в местную государственную соц службу для семьи, детей и молодежи с запросом проработать в себе одно качество, которое мешало мне в жизни. К моему удивлению, мне предложили найти в этом качестве его положительный аспект, и на этом наша проработка закончилась. С консультации я ушла с противоречивыми чувствами: с одной стороны я испытывала какое-то разочарование... и даже подвох, обман... с другой - у меня крутились мысли: "это же специалист сказал - значит, нужно ему верить; он-то лучше знает"... (слишком юной была - критическое мышление ещё не сформировалось). Вопрос, с которым я тогда обратилась, какое-то время не беспокоил. Я знала, что нужно делать: просто "не думать о плохом" :-)). Я научилась скрывать этот недостаток за обратной ("позитивной") стороной медали, как бы не замечать его, но подспудно понимала, что нужно глубже рассмотреть темы, касающиеся психологии личности, и спустя некоторое время, стала изучать их профессионально. Но и в святая святых меня ждал неприятный сюрприз...
На одном из тренингов, который проводил дипломированный(!) специалист - практикующий психолог и преподаватель (правда, тренинг проводился за пределами альма-матер), нам предложили поработать с отрицательными в нашем привычном восприятии качествами - такими, как наглость и жадность. Нам задали вопрос: как вы думаете, всегда ли жадность и наглость являются негативными качествами?! А затем попросили заменить эти слова синонимами, но уже с позитивным оттенком (например, наглость - целеустремлённость, настойчивость, упорство; жадность - бережливость, домовитость, экономность, хозяйственность...). Я вышла с тренинга в приглушённом состоянии, обескураженной и озадаченной. У меня возникли вопросы: зачем нужна эта путаница со словами?.. эти смысловые перевёртыши?! Нам с детства внушали, что наглость и жадность - это плохо. Стыдили нас, если кто-то жадничал или вёл себя нагло. Всегда ли это было уместно?.. Это уже другая тема для обсуждения. Скажу только, что зачастую человек не хочет признавать в себе те или иные качества, отрицает их, потому что в детстве ему запрещали иметь "плохие" качества и испытывать "плохие" чувства. Однако, что лучше: учиться самому и обучать других (если речь идёт о психологе) распознавать в себе ВСЕ качества и чувства - и положительные, и отрицательные, признавать и принимать их, и работать с ними... осознавать причинно-следственные связи (например: "Да, сегодня я пожадничал или повёл себя нагло... что мне это принесло?.. какие чувства я испытывал в тот момент, и какие испытываю сейчас?.. Какие последствия могут быть?.. Что я могу сделать в данный момент времени для того, чтобы изменить ситуацию, в которой я оказался?! и т. п.) или же прятать отрицательные качества и чувства за позитивными установками-перевёртышами и думать, что всё у тебя ОК?!
В моём случае, только на третьем году обучения в институте последипломного образования вновь актуализировался вопрос, с которым я обращалась к психологу в самый первый раз. Однако, потребовалось ещё некоторое время, чтобы осознать и признать то, что нужно работать с этим качеством, а не прятать его за "позитивными" формулировками. Итого мне потребовалось более десяти(!) лет, чтобы подойти к конкретной работе над проблемой, актуализировавшейся ещё в ранней юности. Поэтому я призываю вас: будьте бдительны! Из всей рекомендуемой информации выбирайте только то, что может помочь именно вам. Не верьте, а проверяйте. Учитесь отделять зёрна от плевел и распознавать то, что может принести вам вред или отсрочить решение вашей проблемы. А если вам необходим наставник, то ищите специалиста, который не будет вас убеждать в том, что вам не нужно работать над тем, что вас беспокоит, а достаточно изменить негативную установку на "позитивную" и успокоиться. Найдите того, кто поддержит вас на пути решения конкретной жизненной задачи или будет содействовать процессам глубокой личностной трансформации при условии - если вам это нужно. :-)