Демонологи - Велиал или о пустоте

Александр Шадов
Действующие лица.
Велиал  - прекрасный демон, угнетенный чувством внутренней пустоты.
Современник – человек пустой, но считающий себя переполненным.
Оптимист – позитивный человек, по каким-то причинам оказавшийся в аду.

Место.
Храм Велиала.

Современник:
(заходит в храм Велиала и рассматривает статуи)

– Какие же все демоны ужасные создания. У них нет ни морали, ни ума. Они абсолютно бессмысленны. Их жестокость чрезмерна. Я не знаю, как же быть в таком мире. Демоны отвратительны и совсем меня не понимают. Они живут в своем выдуманном мире! Как же так можно?!

Велиал:
(оживает в образе одной из прекраснейших статуй)

– О, путник. Ты тоже ощущаешь пустоту всех окружающих демонов? Ах, их бессмысленная жестокость и ярость. Они ужасны. Но все пусто в мире. Нет никакого смысла. У нас нет ни души, ни надежды. Все потеряно уже заранее. Даже наполняя себя, мы наполняем бездну, которая проглатывает все блага.

Современник:

– Ну, я не думаю, что все так серьезно. Смысл есть. Он в нас самих. Я сам создаю свой смысл.

Велиал:

– Эх, смертный.  Но что можешь создать ты? Насколько микроскопический смысл дано создать смертному существу? Бездна проглатывает смертные смыслы мгновенно. Пустота живет в нас. И эта пустота и есть мы. Нет ничего, кроме пустоты. Многие мудрец рассуждали, мол, бытие есть, а небытия нет. Но на самом деле все наоборот. Никакого подлинного бытия нет, а, значит, все ничто.

Современник:

– Демон, ты перебарщиваешь. Есть смысл, который придаем мы сами.

Велиал:

– А есть какие-то мы сами? Тебя сформировало общество, как и все твое мнение. Следовательно, ты сам – это мнение общества. Но и самого общества не существует. Общество – это совокупность людей. Его формируют отдельные люди. Понимаешь? Это парадокс. Как следствие, нет человека, нет общества – ничего нет. Все пусто. Смыслы существуют независимо от нас. А без нас они не имеют смысла. Это просто слова. Так что и существование смыслов – ничто. Все – ничто. Нет ничего существенного и не пустого.
Каждый наш шаг наполнен пустотой. Каждый вздох не имеет никакого значения. Мы можем придавать им любое значение, но какой в этом смысл, если все наши значения пусты, ибо пусты мы сами? 

Современник:

– Да не пусты мы!

Велиал:

– Еще как пусты! Все в нас пусто. Лишь редкие наполнения разбавляют жизнь, но со временем мы понимаем, что и эти наполнения, в сущности, ничто. 

Современник:

– У меня была полноценная жизнь!

Велиал:

– Мне демоны уже рассказали про тебя. Полноценная жизнь, полная разврата и самоудовлетворения, но все это пусто. Низменные желания пусты. Они не имеют смысла. Именно поэтому мы рождаемся обреченными на уныние. Подумай, разве тебя никогда не охватывало чувство пустоты после ночи, проведенной с красивой девушкой? Разве ты не ощущал, что все твои блага, на которые ты зарабатывал день, были бессмысленны?

Современник:

– Бывало, но это редкие моменты жизни. Редчайшие. Пустоты в моей жизни было меньше!

Велиал:

– Тебе так кажется. Когда мы ощущаем пустоту, то, словно, существуем вне времени. На самом деле, практически вся жизнь любого живого существа заполнена пустотой. Отмечай все моменты скуки, беспричинной печали, безмыслия в дневник, и ты поймешь, что большая часть твоей жизни была пуста. Просто ты не запомнил всей пустоты, которая окружала тебя. Она на то и пустота, чтобы не запоминаться. И потому, обыкновенно, к концу жизни люди помнят только её яркие моменты, но не помнят пустоты. И жаль. Ведь старость знакомит их с пустотой все ближе и ближе. Они живут жалкими воспоминаниями, думая, что их жизнь была заполнена. Но это мнимая полнота. Стоит им понять суть этого стремления к полноте, как сразу все становится пусто.

Современник:

– Но есть же какая-то полнота. Следовательно, не все пусто. Если не все пусто, то есть и воспоминания о непустом. И, следовательно, эти воспоминания тоже нас наполняют.

Велиал:

– Ах, если бы это были подлинные воспоминания! Обычно же это просто пустышки. Наши фантазии на тему, пусть и основанные на реальных событиях. 

Современник:

– Но они не пусты, даже если это фантазии.

Велиал:

– Именно поэтому они и пусты. 

Современник:

– Это очень сомнительно. Как минимум, для меня.

Велиал:

– Люди привыкли отвергать свою пустоту. Им приятно думать, что они полны. Но это лишь пустое тщеславие. На самом деле, мы пусты. Пустота наших сердец олицетворяется полным безразличием, которого каждый может достигнуть. Только бездумный человек находит что-то напомненным. Для вдумчивых людей все пусто. 

Современник:

– И это сомнительное утверждение. Все в твоих словах сомнительно.

Велиал:

– И сомнение – это тоже пустота. Оно-то ближе всего к пустоте. Сомнение – опустошение. Понимаешь? Опустошение! 

Современник:

– С этим соглашусь, но сомнение опустошает только глупые мнения. Например, твое.

Велиал:

– Эх, смертный! Все ты переиначиваешь! Чистый скептицизм – это полная пустота от любых мнений. 

Оптимист:
(подкрадывается сзади и вмешивается в разговор)

– Я тут подслушал, о чем вы говорите. На самом же деле, нет никакой пустоты! Все прекрасно! Даже в аду! Все замечательно! Мы полны!

Велиал:

– Боже, а этот идиот откуда взялся? Вы, смертные, какие-то странные. Есть вполне очевидные вещи, которые глупо отрицать. Например, пустоту в людях. Люди пусты. Это всем известно. Вопрос лишь в том, насколько. И я утверждаю, что абсолютно пусты. 

Современник:

– Ну, в принципе, да. Отрицать пустоту совсем уж глупо. Она есть. Но это не значит, что она полностью заполняет внутреннее пространство мысли.

Велиал:

– Ну, типа того. 

Оптимист:

– Как же так можно? Пустота! Придумали себе пустоту люди, чтобы пострадать. Но в жизни и даже в смерти так много хорошего. Так много позитива вокруг! Все всем можно увидеть прекрасное! Зачем же говорить, что все пусто? Только в том случае, если человек сам навязывает себе пустоту, он становится пуст. Во всех остальных случаях жизнь полна и прекрасна! Не стоит опустошать себя. Это вы себя опустошаете.

Велиал:

– Ах, этот аргумент к самоопустошению. Сам себя опустошаю! Ну, конечно! Как я раньше не додумался!  Вот сижу и опустошаю себя! Мне вот заняться нечем! Есть мол какая-то полнота, а я сам себе навязываю пустоту, и потому все время нахожусь в  апатическом унынии.

Оптимист:

– Но это так и есть! Ты бы не находился в унынии, если бы освободился от пустоты. Пустота – это тоже идея. Тоже какая-то наполненность. Только тусклым, темным, непроглядным. Потому все и кажется пустым, потому что мы заполнены идеей пустоты.

Велиал:

– Ах-ха-ха-ха! Идея пустоты! Да, конечно! Идея! Я то думал, почему она ко мне пришла! Это же идея! Я не просто обнаружил её у себя в сознании, а создал! На самом деле, пустота легко обнаруживается. Не нужно быть гениальным мыслителем, чтобы найти в себе пустоту. Она доступна всем. И это самое лучшее её доказательство.

Оптимист:

– Но, вот она проблема, я не чувствую пустоты. Моя жизнь была полной и богатой. И она остается полной и богатой.

Велиал:

– Ты в аду, смертный! Это подчеркивает, что ты, скорее, болен, чем прав. 

Оптимист:

– Ну, в аду и в аду! И что? Ад – это только место. А вот восприятие этого ада находится внутри нас.

Велиал:

– Восприятие! Я вот воспринимаю пустоту!

Оптимист:

– А я полноту!

Велиал:

– Черт, спор двух восприятий. Это плохо. Не разрешим. Но я полагаю, что тебе кажется, будто ты воспринимаешь полноту. 

Оптимист:

– А тебе кажется, будто ты воспринимаешь пустоту.

Велиал:

– Черт, моим же ходом меня. Эй, смертный, как там спорят у вас на Земле? 

Современник:

– Мы подробно и научно аргументируем свою позицию.

Велиал:

– Ха-ха-ха! Какие смешные! Как же наивно. Смертные используют данные смертных, чтобы спорить со смертными. Это так… смертно. Даже без шанса на истину. 

Современник:

– Почему же? Есть очень убедительные…

Велиал:

– Для смертного ума убедительно все, что соотносится с его мнением, котором сформировано обществом. Разница лишь в том, каким обществом: научным или религиозным. Но разницы между ними нет. Это все одно.

Современник:

– Разница огромна!

Велиал:

– Надумана до огромных размеров. На самом деле, наука занимается тем же, чем занималась религия, только несколько в другой плоскости. 

Современник:

– Да что за глупости!

Велиал:

– Так и есть! 

Оптимист:

– Мы соскочили с темы.

Велиал:

– Черт! Не получилось! Ладно, вернемся к пустоте. Пустота чувствуется всеми людьми. Возьмем современное общество. Все люди чувствуют пустоту! 

Оптимист:

– Я не чувствую.

Велиал:

– Тебе кажется. 

Оптимист:

– Нет, не кажется.

Велиал:

– Еще как кажется. 

Современник:

– Это не похоже на спор. Прекращайте. Все равно вы ничего не выясните без научных методов. Надо провести эксперимент.

Велиал:

– И как же вы проводите эксперименты? 

Современник:

– Ну, надо эмпирически… в общем…

Велиал:

– Ты не знаешь? Да? 

Современник:

– Нет! Не знаю. Я не очень силен в науках. Я просто знаю, что наука права, потому что она работает.

Велиал:

– Не все, что работает, несет истину. Иногда даже наоборот.  Истина не зависит от того, работает ли теория. В этом главная суть. Когда мы говорим о том, что что-то работает, не стоит забывать об относительности и слабости нашего восприятия и слабых интеллектуальных способностях смертных существ, не способных охватывать большие количества материала. Любое обобщение, даже научное, всегда является неполным.

Современник:

– И какую альтернативу ты предлагаешь?

Велиал:

– Свободно мыслить и свободно спорить, без апелляции к научным догмам. 

Современник:

– В науке нет догм!

Велиал:

– И вот первая из них. Ученые очень боятся слова «догма», а потому избегают его. Их страх стать догматиками порождает догматизм. 

Современник:

– И откуда же ты узнал столько о науке?

Велиал:

– К счастью, профессора умирают. А мы, демоны, часто беседуем со смертными, пытаясь у них научиться. Это мы с виду такие подлые и злые твари, но у нас в душе тоже живет любопытство.

Оптимист:

– Вот это и доказывает твою полноту! Как минимум, ты желаешь её обрести, а потому спрашиваешь!

Велиал:

– Нет. От скуки. Любопытство – действие скучающего существа. А скука – пуста. Любопытство произрастает из пустоты, как семена растут из земли. Это же все довольно просто. 

Оптимист:

– Нет! Не произрастает!

Велиал:

– Все! Все! Хорошо. Этот спор ни к чему не приведет. Как же я не люблю этих людишек. Ни в чем не могут согласиться с мудрым демоном. Все им надо переиначить и исказить. Все пытаются показаться умными. Ладно, пока!
(исчезает)

Современник:

– Ушел!

Оптимист:

– Ушел. Демоны любят болтать, но не любят, когда их загоняют в угол. Они очень тщеславные и жаждут побеждать в каждом споре. Велиал же один из самых могущественных демонов, но гордится он не своей силой, а своим умом. И именно поэтому он не убил меня, когда я смог ответить ему на равных. 

Современник:

– Но вы обменялись лишь небольшим рядом реплик. Не было больших доказательств.

Оптимист:

– Порой по паре фраз становится понятно, насколько глубоко готов копать твой соперник, защищая свою позицию. И стоить быть уверенным, что невозможно однозначно победить человека, готового копать до самого конца. 

Современник:

– Как-то не научно звучит.

Оптимист:

– Не все научное истинно. Это довольно верно заметил демон. Наука – одна из многих систем. И в ней не так уж много радости и позитива. Наука довольно печальна и пуста по своей сути. То, что она открывает, несет людям горе. 

Современник:

– Но это горькая правда.

Оптимист:

– А иногда по нескольким фразам можно понять, что человек не готов глубоко копать. Пока. Возможно, мы еще увидимся. 

Современник:

– Пока.
(расходятся)