Демонологи - Бафомет или о предательствах

Александр Шадов
Действующие лица.
Бафомет – демон-божество с козлиной головой, большими рогами и черными крыльями.
Современник – предатель всего и вся, который, правда, отрицает свое предательство.
Тамплиер – член Ордена тамплиеров, закованный с ног до головы в броню.

Место.
Гора с крестами. Прототип Голгофы в аду. Тамплиер прибит к кресту.

Бафомет:
(сидит напротив тамплиера в позе лотоса и поет ритуальные песни, потом прекращает и смотрит на него)

– Эх, ты. Служил Бог, а потом предал его и стал служить мне. А потом снова решил обратиться к Богу? Вот же люди! Какая проницательность! Какой ум! Я поражен! Я тобой восхищаюсь, человечек. Ты и при жизни порадовался, когда следовал моим указаниям. И еще в загробной жизни хочешь получать удовольствие, прорвавшись в рай, используя раскаяние. Но я тебя не пущу.

Тамплиер:

– Ну, Бафомет, мы же договорились, что я прослужу тебе несколько столетий, а потом буду свободен. Ты должен освободить меня. 

Бафомет:

– А кто знал, что ты подашься в христианство? Я же демон. Я могу не держать обещания. Обещания для наивных людишек.

Тамплиер:

– Но мастер! Я отработал на вас несколько столетий. Срок договора истек. Я свободен. Отпустите меня, прошу.

Бафомет:

– Ха-ха-ха. Как только ты закончил служить по договору, иначе говоря, по собственной воле, я могу заставить тебя служить мне дальше силой. Я же демон. Все договоры с дьяволами бессмысленны. Как только ты попал в ад, ты обязан служить вне зависимости от договора. Договоры имеют силу только в мире живых, где мы, демоны, крайне ограничены в своем могуществе.

Современник:
(проходит мимо, становится рядом с демоном и смотрит на тамплиера)

– За что страдает этот человек? 

Бафомет:

– Он предал своего хозяина. И потому должен страдать. Крест его научит. Демоны не терпят предательства, хотя сами легко предают. Но это не так важно. Тот, кто сильнее, тому можно предавать. Это правило. Если ты жалкий смертный, то предавать нельзя. Демонов нельзя.

Современник:

– Да предавать вообще плохо. Но что он сделал?

Тамплиер:

– Я отслужил все время, которое должен был по договору, но в итоге, когда строк истек, я решил раскаяться перед Господом. И Бафомет решил, что это предательство.

Современник:

– Не хорошо. 

Бафомет:

– Иди своей дорогой. Хорошо или нет – не твое дело. Я сам решаю, что хорошо, а что плохо. Претендовать на рай, когда ты нагрешил за тысячу человек, - это предательство своих же устоев! И своего хозяина. Мы же были как лучшие друзья. Я даже розгами бил его всего-то тридцать раз в день, а остальных бью по сорок.

Современник:

– Тридцать ударов? 

Бафомет:

– Тридцать сеансов.

Современник:

– Жестоко. Но я бы не назвал его поступок предательством.

Бафомет:

– А что такое предательство?

Современник:

– Неисполнение долга, уход от своих обязательств перед человеком. 

Бафомет:

– Так он не исполнил свой долг. Попавший в ад должен оставаться здесь до конца дней.

Современник:

– Но не предательство. 

Бафомет:

– Нет, конечно, будучи демоном, я рад, что этот человек проявил лучшее своей свойство и предал меня, но я не могу отпустить его в рай.

Современник:

– Как же ты можешь любить предательство? Оно же ужасно. Оно противоречит самой человеческой сути. Любой воспитанный человек никогда и никого не предаст, если он не выжил из ума, или он не женщина. Но некоторым существам можно простить предательство. 

Бафомет:

– Ну, во-первых, каждое предательство достойно мести. Во-вторых, предательство прекрасно, как и месть. Надо воздавать за прекрасное прекрасным.

Современник:

– Нет, это все ужасно! 

Бафомет:

– У тебя испорченный вкус.

Тамплиер:

– Может, снимите меня отсюда и потом поговорите? 

Бафомет:

– После того, как я тебя сниму, ты отправишься в пылающий котел. Так что помолчи.

Современник:

– Как же можно так жестоко обращаться с людьми?

Бафомет:

– Он предатель. А с предателем можно делать все, что угодно.

Современник:

– Нет! Предательство, конечно, плохо, но за него ничего не стоит делать. Есть, конечно,  особые случаи, но это не он.

Бафомет:

– Как же так? Мы же должны как-то веселиться! Всех предателей за предательство надо мучить! Ровно столько, сколько мучился мой дух после предательства. Вот сейчас моя душа все еще воет от боли произошедшего предательства. И будет болеть бесконечно.

Современник:

– И ты будешь его бесконечно мучить? 

Бафомет:

– Да, даже когда боль утихнет, я буду его мучить, уже из привычки. А мораль сей басни такова: не предавай того, кто сильнее тебя.

Современник:

– Предательство – это не самое худшее, что случается. 

Бафомет:

– По христианской традиции – это худший грех. Насилие убивает тело, а предательство ранит душу. Нет ничего хуже предательства для святых, а потом для демонов нет ничего лучше. А за лучшее надо платить чем-то лучшим!

Современник:

– Но это по-христиански. Но христианское – не значит истинное. Убийство и воровство куда хуже предательства. Они хотя бы не выдуманы. Они объективны. Предательство же субъективно.

Бафомет:

– Да, это ужас. Современное общество полностью ударилось в материю. Люди не ценят субъективное, хотя даже объективное – лишь разновидность субъективного. 

Современник:

– Нет. Объективное – это реальное. А вот субъективное – это мнимое. 

Бафомет:

– Это вас так убеждают. Думаете, что все обманки, которыми вас пичкают, объективны. Но это не так. На самом деле, все субъективно. Даже смерть. Воровство так вообще не имеет ничего объективного. Воровство для реальности – это просто перемещение предмета в пространстве. Сама же суть воровства в субъективном отношении к предметам. То же и с деньгами. Сами по себе они ничего не стоят, но ценность им придает наше мнение. В денежной системе, как и в экономике, нет ничего объективного. Все до самого основания выдумано.

Современник:

– Да у вас, у демонов, все выдумано. Надоело с вами болтать. 

Бафомет:

– Но я не про то. Я лишь про то, что все субъективное, в сущности, объективно. И чем субъективнее переживание, тем оно объективнее. Потому предательство – самое реальное, что может быть. В смерти страшна не смерть, а то, кто тебя убил. На войне, например, смерть не так страшна, если тебя убил не твой товарищ. И так во всем. Больнее, когда у нас ворует свой человек, которому мы доверяли. Так же воровство случается, но объективно его нет. Нельзя что-то украсть объективно. Воровство определяется ценностью предмета, а ценность целиком и полностью субъективна и её объективность присутствует только в тотальном субъективизме. И предательство в этом субъективизме имеет особое значение. Предательство – основание любого греха против человека, Бога или демона.

Современник:

– Я не вижу значимости предательства. Ну, да, меня предавали. Ну и что? Такова природа человека. Он все делает ради своей выгоды. Если бы это могло меня удивить! Нет! Не может. Да и что вообще может? Предательство в нашем мире не является никаким сюрпризом. К чему тогда преувеличивать значение предательства? 

Бафомет:

– К тому, что есть люди доверчивые. Это в мире, где все предают, стало модно не доверять людям. В обществе же доверия предательство ощущается втройне. Да и вообще, вот оно, следствие. Недоверие. В обществе, где предательство – норма, люди не верят друг другу.

Современник:

– Не верить людям – это нормально. Все могут обмануть. 

Бафомет:

– Именно. Но ты не веришь уже заранее. Ты видишь человека и просто не доверяешь ему. Тебя пронизывает страх обмана. Ты говоришь, что обжегся уже на людях. Но, на самом деле, просто твое общество нездорово. Все вы больны. И почему же? Потому что не верите друг другу. А кому верить? Только себе. Так каждый человек замыкается в одиночестве. Так каждый человек замыкается в себе. С этих пор нет больше правды от других. Начинается эпоха эгоизма. А там, где эгоизм, там и постоянные страдания.

Современник:

– Не согласен с каждым словом. Эгоизм – это нормально. 

Бафомет:

– Эгоизм – это нормально, но довольно одиноко. А вот одиночество не на всех хорошо действует. Многие с ума сходят.

Современник:

– Но эгоизм – не всегда одиночество. 

Бафомет:

– К сожалению, всегда. Даже окруженный друзьями, эгоист одинок. Он не может сбежать от себя.

Современник:

– Ты же демон. Почему ты против эгоизма.   

Бафомет:

– Я не против. Я за. Просто у нас, у демонов, страдания – это разновидность развлечения. Мы получаем от этого удовольствие. И, конечно же, этим удовольствием надо делиться. А вот люди не любят страдания. И сейчас я рассуждал именно от имени людей. Нам то, демонам, одиночество в радость.

Современник:

– Но с друзьями-то почему мы одиноки? 

Бафомет:

– Потому что у эгоиста нет друзей. Только иллюзия дружбы. Тот, кого древние называли бы знакомым, современный человек может называть лучшим другом. Дружба – это одна душа в двух телах, как сказал один мудрец. И как же эгоист может допустить появление еще одного такого же индивида? Это сильно ранит его самомнение. Так еще все это усложняется догматом об индивидуальности. Людям вдалбливают с детства, что нужно быть индивидуальными. Но что в итоге получается? Лишь мнение банальных людей о том, что они индивидуальности. Современное общество сделало все, чтобы разделить людей, но, при этом, сделать их предельно похожими друг на друга. Больше нет единства, нет реального братства. Люди становятся эгоистами, а потому их не интересуют другие. А потому и предавать стало проще, ибо у людей нет друзей. А раз все предают, то и отношение к предательству стало более  щадящим. Я бы вешал предателей, например.

Тамплиер:

– Мастер, вы и так это делаете. 

Бафомет:

– Помолчи.

Современник:

– Все, что было сказано, довольно наивно. 

Бафомет:

– Как знаешь, смертный. А теперь проходи мимо. У нас тут свои дела.

Современник:

– Я не могу оставить человека в беде!

Бафомет:

– Тут еще кресты есть. Я и тебя повешу.

Современник:

– Хорошо, пока. 

Бафомет:

– Пока, смертный. Не возвращайся сюда. И никому не говори, что я здесь устроил. Не все демоны одобрят. Узнаю, что ты проболтался, посажу тебя на кол.

Современник:
(уходит)

– Эх…

Бафомет:

– Хорошо. Он ушел.

Тамплиер:

–  Люди… Я думал, что он за меня заступится.

Бафомет:

– Да, конечно. Для него же предательство – это норма. Я испытывают от него удовольствие, а в религиях оно – тяжкий грех.

Тамплиер:

– Но мог бы сделать хотя бы вид, что спасает меня. В итоге-то что? Он подошел, поговорил и ушел. Глупость какая-то. 

Бафомет:

– Люди глупы. Я тебе всегда об этом говорил. Они балансируют между любопытством и страхом. Такова их суть. Они хотят знать все, но и боятся этого. Вот он и подошел. Из любопытства. А потом ушел из страха. Я знал, что он не станет за тебя заступаться. Он же эгоист. И для него ничего не стоит – предать человека. Но он таков не по своей вине. Его таким сделало современное общество.

Тамплиер:

– И я такой не по своей вине. Отпусти меня. 

Бафомет:

– Ха-ха, нет. Тебе придется пострадать пару тысячелетий. Не стоит заключать договор с Дьяволом. Передав ему душу даже на пять минут, становишься его рабом навечно.