Теплоход профессор шанчуров

Лев Ефремов
               
               
    Не успел капитан Виктор Алексеевич отгулять заработанный отпуск, как его
направили на т/х «Профессор Шанчуров». В отделе кадров объяснили:
    - Виктор Алексеевич, судно заканчивает выгрузку в Новороссийске, потом в «балласте» должно идти  в Констанцу для погрузки ПВС (поливинилхлорид) на Монфальконе (Италия), а капитан теплохода серьезно заболел. Прихватило почки, а послать сейчас замену не можем, нет никого. Сделаете один рейс, это
всего – то месяц, и мы вас заменим, догуляете свой отпуск.
    Пришлось Виктору Алексеевичу ехать на судно в Новороссийск.
    14 марта принял Виктор Алексеевич в Новороссийске теплоход. Через три
дня закончили выгрузку и взяли курс на Констанцу. В этом порту погрузили око-ло 1000 тонн ПВС в мешках на Италию. Во время перехода на рейде Стамбула получили продукты, на рейде Пирея(Греция) получили топливо. Порт Монфальконе находится в Адриатическом море. По согласованию с Пароходством для
экономии времени перехода в порт выгрузки решили не огибать Грецию с юга,
а пройти ее через Коринфский канал.
     Этот канал уникальное творение человеческих рук. Длина его 6,5 км, шири-
на 25 метров. Он соединяет Эгейское море с Ионическим, и значительно сокра-
щает путь судам, следующим в западную часть Средиземного моря. Но из-за небольшой ширины прохождение этого канала требует значительного мастерства судоводителей.  Проводка по каналу происходит с помощью греческих
лоцмана и рулевого.
     После получения топлива на рейде Пирея вышли в Эгейское море. Шторм,
ветер юго-западный до 20 м/сек, волна 2-3 метра. Следуем под прикрытием
берегов, лишний раз порадовались, что не придется обходить Грецию с юга,
в Средиземном море волна будет гораздо выше и придется где – то прятаться
от шторма. Подошли к заливу Сароникoc, связались по УКВ с диспетчером канала и получили разрешение на проход с греческим лоцманом.  На борт поднялись лоцман и рулевой. Наше судно прошло канал, работая своими двигателями, а суда имеющие большие размеры и осадку, проводят через канал на буксире. Это связано помимо безопасности проводки еще и с сохранностью канала, чтобы мощными судовыми винтами не размывались его берега. Проходим  канал, с обоих бортов высокие, отвесные берега. В некоторых местах расстояние до берега 2-3 метра. Берега каменистые, но бетоном не укреплены. На входе в канал на правом берегу открытое Кафе. При прохождении мимо него посетители этого Кафе приветствуют моряков:
     - Руссо, салют.
       Наши моряки тоже приветствуют греков, машут им руками.
Прошли канал, высадили лоцмана с рулевым. В море шторм, ветер сменил на-
правление на западный.  Следуем в Адриатическое море прикрываясь Ионическими островами, т.е. проливом между островами и материком.
       29 марта прибыли в порт Монфальконе. На рейде получили распоряжение следовать на выгрузку в порт Триест.   
       30 марта прибыли на рейд  Триеста и 01 апреля встали к причалу под выгрузку.
       Третий помощник капитана отработал на судне уже пять месяцев, с при-ходом в первый российский порт ему должна быть замена. Просит капитана:
     - Я слышал, что в Триесте можно купить нормальную, подержанную автомашину. Цены здесь невысокие. Можно я схожу в город, посмотрю и,
если увижу подходящую, то куплю.
     - Хорошо. Я с вами схожу, тоже посмотрю, какие машины и цены. Может
тоже куплю.
       Судовой агент подсказал, где находятся салоны, в которых продаются
подержанные автомашины. Вышли в город. С ними пошел третий механик, тоже собрался купить машину, как потом выяснилось для своего начальника из механико-судовой службы Пароходства. Нашли подходящий салон и купили три автомашины. Доставили их на судно своим ходом и погрузили на кормовую палубу.  К вечеру закончили грузовые работы. Следующий порт Ортона (Италия).
       02 апреля порт Ортона. Погрузили гипсовые панели и листы фанеры назна-
чение  -  греческий порт Нео-Муданья. Опять прошли в Эгейское море Коринф-ским каналом.
       13 апреля прибыли в порт Неа – Муданья. Выгрузка прошла без замеча-
ний. Следующий порт Кротона (Италия), погрузка опять ПВС. Этому рейсу осо-
бенно обрадовался старший механик. Он в Италии  купил видеокамеру и во
всех портах снимал разные, на его взгляд, интересные виды. Порт Кротоне находится на острове Сицилия. Город старинный, основан был еще до рож-дества Христова греками. В нем жил и создал свое философское общество Пифагор. Вот там, решил стармех, он и наснимает интересных сюжетов. 
       21 апреля пришли на рейд порта Кротоне и встали на якорной стоянке
 в ожидании рейсового задания. Через сутки получили распоряжение следо-
вать в порт  Сиракузы под погрузку поливинилхлорида в мешках. Не удалось старшему механику сделать снимки о жизни Пифагора в Кротоне, но зато появилась возможность познакомиться с историей Архимеда.
       23 апреля ошвартовались в порту Сиракузы. Погрузку паллет с мешками ПВС закончили быстро, но от причала не отходим, ожидаем   бункеровку судна дизельным топливом. Пароходство решает, где лучше и дешевле  получить топливо – в Сиракузах или Аугусте. Стояли у причала без грузовых операций более пяти суток, ожидали указаний из Пароходства. Увольнение  экипажа в город с 10.00 до обеда и с 13.00 до 17.00, т.е. до конца рабочего дня. Если не было никаких указаний из Пароходства или судового агента, то экипаж был свободен до следующего утра, т.к. вечером и ночью порт не работает. В конце рабочего дня уточняем у судового агента, что до утра никаких изменений в стоянке судна у причала не будет. Значит можно сходить в город.
      Капитан, старший механик с видеокамерой и начальник судовой радиостанции отправились знакомиться с городом и, заодно, поискать все, что связано с жизнью Архимеда в этом городе. Решили знакомство с городом начать с его старой части, которая располагается на острове Ортиджия.
      Порт находился как раз недалеко от моста Умберто, который соединяет этот остров с основной частью города. Сразу за мостом небольшой рынок, на котором к удивлению моряков слышна и русская речь. «Перестройка» открыла ворота советским гражданам, где только не встретишь соотечественников. Прошли дальше в город, попался на пути рыбный рынок. Зашли поглазеть на разную морскую живность. На прилавках чего только нет. Акулята, меч-рыбы, скаты, множество всяких морепродуктов, да все и не перечислить. Купил радист живого краба, сантиметров 25 диаметром.
    - Зачем он тебе? – Спрашивает капитан.
    - А, пусть будет. – Отвечает радист, а сам загадочно улыбается.
    Решили для начала пойти на набережную. Взяли пиво, чипсы. Стоят на набережной у парапета, морем любуются. Краб по бетонному тротуару ползает, прямо идиллия. Накрошили крабу чипсов – не ест.
     Полюбовались морем, захотелось поужинать. Решили зайти в рыбный ресторан. Их на набережной много. Зашли, сделали заказ. Сидят, ждут, когда принесут еду. Капитан смотрит на улицу, на прохожих, его спутники - то один, то второй, куда - то бегают.
     -Ну, мало ли куда мужику сходить надо. – Думает капитан и не обращает внимания, что они очень уж веселые. Появляется официант с большим подносом. На нем, обложенный зеленью и оливками, лежит вареный краб. Запивать это положено белым сухим вином. Принесли щипчики для разделки краба, вилки, ножи. Выглядит все очень аппетитно, настроение портит только то, что этот краб недавно с ними вместе гулял на набережной, только что пиво с ними не пил.
      Итальянцы народ очень жизнерадостный. Услышали русскую речь моряков, лезут с вином, чокаются. Стали их расспрашивать об Архимеде, о доме, где он родился.  Рассказали итальянцы, как пройти, при этом энергично жестикулируя. Моряки подумали, что показывают, как пройти к дому, где родился Архимед. Оказалось, что итальянцы объяснили, как пройти на площадь к фонтану Архимеда. Обрадовался старший механик, а радист ему шуткой внушил, что это тот самый бассейн, сидя в котором Архимед закричал - «Эврика» и появился знаменитый закон, названный его именем. Истратил  стармех на эти съемки много пленки, а потом оказалось, что этот фонтан никакого отношения к Архимеду не имеет.
      Но стоянка в Сиракузах все равно была очень интересна. Множество старинных зданий, памятников. Многие памятники старины соседствуют, а часто и дополнены,  современными архитектурными строениями.
      Храм Плачущей Девы Марии формой, и это признано многими очевидцами, напоминает соковыжималку. Около этого храма археологические раскопки, и видна многовековая история этого Храма. То, что этот Храм имеет для верующих большое значение говорит и тот факт, что его специально недавно посетил и провел в нем богослужение Папа Римский.
     Пришло распоряжение Пароходства. Получили топливо, воду, и продукты в  Сиракузах. Стоянка закончилась, следующий порт Мариуполь.
     12 мая ошвартовались в порту Мариуполь. Через сутки закончили выгрузку, отошли от причала и стали на якорь в ожидании рейсового задания. Как потом выяснилось, коммерческий отдел Пароходства планировал загранрейс, но работник Пароходства приехал в Ейск за своей машиной,которую ему купил третий механик. В это время были таможенные правила разрешающие российскому моряку покупать подержанный автомобиль за границей и не оплачивать таможенную пошлину. Но для этого моряк должен выйти за границу России на судне под Российским флагом и вернуться в Россию тоже на Российском судне. Если машина пересекает границу своим ходом, то за ее ввоз необходимо уплатить таможенную пошлину, размер которой почти равен стоимости машины, поэтому в Мариуполе выгрузить автомаши-ну было не целесообразно, пришлось бы платить таможенную пошлину.
     21 мая ошвартовались в порту Ейск. Открыли границу, выгрузили
одну автомашину для пароходского работника и отошли на рейд в ожидании рейсового задания.
     23 мая получили рейсовое задание следовать в Саратов под погрузку
металлолома назначением Равенна (Италия). Начали сниматься с якорной сто-
янки. При проверки работы ДАУ (дистанционное автоматическое управление
главными двигателями) произошел обрыв тормозной ленты заднего хода
редуктора левого главного двигателя. Сообщили в Пароходство и получили
в ответ подтверждение, что ремонт редуктора будет сделан с приходом на
рейд Ростова на Дону. Дал капитан радиограмму в отдел кадров Пароходства:
   - 25 приход в Ростов на Дону, прошу замену. Вместо одного месяца,
как обещали,  отработал два с половиной.
     Пришел ответ:
   - Виктор Алексеевич, замену прислать не можем. Нет никого в резерве.
Придется вам сделать еще один рейс. 
     25 мая прибыли на Нижнегниловской рейд Ростова на Дону.
     27 мая на борт прибыли рабочие для ремонта редуктора и инспекторы Регистра РФ. Приступили к ремонту.
     29 мая закончили ремонт редуктора, проверили в работе, предъявили
инспекции Регистра РФ. Вечером снялись с якорной стоянки и проследовали
вверх по Дону. Третий помощник капитана попросил замену, собрался из Са-
ратова уехать домой в Н.Новгород на своей автомашине. Но существовало
еще одно таможенное правило разрешающее российскому моряку покупку за границей одной автомашины в год. Для этого при открытии границы в Рос-
сийском порту надо было получить подтверждение из таможенного управ-
ления города, где прописан моряк, что в этом году он автомашину из-за
границы не ввозил. Соответствующие запросы в нижегородскую таможню
капитаном были посланы, но ответа он не получил.
     02 июня встали под погрузку в порту Саратова. Начали грузить металло-
лом назначением порт Измир (Турция). Вначале на дно трюмов погрузили новые еще без налета ржавчины железнодорожные вагонные колеса, а на них уже погрузили разный ржавый лом.
     Вышел из строя гирокомпас. Из Пароходства пришло распоряжение сле-
довать в порт Волжский. Там на БТО (база технического обслуживания флота) должны отремонтировать гирокомпас. 
     Отремонтировали гирокомпас на Волжской БТО, заменили нижнюю полусферу следящей системы. Продолжили рейс. Опять посылает капитан РДО с просьбой замены и опять получает отказ. Лето, все в отпусках.
     12 июня встали к причалу п.Ростов на Дону. Произвели частичную смену
экипажа. Сменились старший помощник капитана, старший и третий механики. Прибывший на смену старпом ранее работал на этом судне в должности капитана, но был понижен в должности за пьянство.  Начали процедуру оформления выгрузки автомобилей. Инспектор таможни заявил, что нет подтверждения из Н.Новгорода о том, что капитан и третий помощник в это году автомашины не покупали и для их выгрузки придется заплатить таможенную пошлину.
     Пошел капитан  в Главное таможенное Управление по Северо-Кавказскому округу. Там ему сообщили, что еще в средине мая из Н.Новгорода пришло сообщение, что ни капитан, ни третий помощник авто-
машины в этом году из-за границы  не ввозили и копия этой телеграммы имеется в портовой таможне. Проверил капитан в таможне порта:
   - Да, такая телеграмма есть, можете выгружать свои автомашины.
     Возвращается капитан на судно, навстречу ему третий помощник:
   - Виктор Алексеевич, я знаю, что телеграмма из Н.Новгорода  есть,но таможенный инспектор требует за выгрузку каждой автомашины 50,0 долларов и предупредил, что, если капитан откажется и продолжит дальше бегать по начальству со своими жалобами, то с выгрузкой автомашин у нас будут проблемы.
     Третий помощник заплатил требуемую таможником мзду, капитан категори-чески отказался платить. Разрешение от таможни на выгрузку автомашин получили. Дальше надо договариваться с портом о выгрузке. Диспетчер требует по 50 долларов с машины и крановщик тоже. Решили выгрузить автомашины своими силами, но грузоподъемных механизмов на судне нет. По бортам судна вместо фальшборта установлены леера для безопасности экипажа. Теплоход был построен для работы на внутренних водных путях, уже позднее его оборудовали для работы в море. Для выгрузки автомашин опустили эти леера и начали заполнять балластные цистерны правого борта, чтобы сделать крен судна и  сравнять палубу с причалом. Для съезда автомашин с борта на причал приготовили брусья из аварийного снабжения.
     В это время портовые рабочие, видя, что с моряков ничего не сорвут и,
вероятно, с ведома диспетчера, поставили напротив судна два порожних железнодорожных вагона, те самым перекрыв путь для автомашин. Просит
капитан  диспетчера:
   - Отведите вагоны, хотя бы на время, дайте возможность выгрузить автомашины, через три часа разводка железнодорожного моста и мы должны отойти от причала. Третий помощник сменился и в рейс не идет, ему машину надо здесь выгрузить, у меня тоже сын приехал для перегона машины. Но у меня проще, я могу ее еще возить, пока нахожусь на судне.
   - Нет, не могу. После вас на этом причале встанет другое судно и вагоны поставлены под его груз. Это что же мне вызывать тепловоз, чтобы он оттащил вагоны, а потом опять его вызывать и ставить эти вагоны на место? А про выгрузку автомашин я вам сразу сказал, что надо сделать, но вы отказались. 
     Вернулся капитан на судно. Вызвал старшего помощника и боцмана:
   - Быстро заведите швартов на железнодорожный вагон и попробуем
шпилем его сдвинуть. Только это надо проделать быстрее, пока портовые
работяги очухаются, мы должны машины с борта выкатить.
     Вот так выгрузили автомашины.
     Покупку подержанных автомашин за границей без оплаты таможенных пошлин государство разрешило российским морякам, как льготу, чтобы как – то компенсировать их невысокую зарплату и стимулировать их нелегкий труд. К этому всегда кто-то пытается «примазаться», но в море работать такие люди, конечно же, не пойдут.
    13 июня отошли от причала. Ночью в Азове отработала комиссия КПП,  закрыл и границу, вышли в рейс.
    18 июня в 23.30 при прохождении пролива Босфор вышел из строя гирокомпас. Ночь, кругом береговые яркие огни, снуют паромы, катера. Изображение на радиолокаторе согласовано с гирокомпасом, а он не работает. Ориентироваться можно только по магнитному компасу. Никто из матросов удерживать судно на заданном курсе по магнитному компасу не умеет. Пришлось капитану самому встать на руль.
    20 июня встали под выгрузку в порту Измир. После выгрузки, как обычно,
турки заявили о недостачи груза. Написали им письмо, где указали, что за погрузкой в Саратове следили сюрвейеры и трюма после погрузки были ими опломбированы, составлен акт.  В Измире перед выгрузкой трюма и пломбы были осмотрены турецкими сюрвейерами, нарушений пломб не было, об этом также составлен акт.
    Следующий рейс в Ростов на Дону. 27 июня в Ростове погрузили генеральный груз (различное оборудование) в контейнерах назначением в Равенну.
    07 июля вышли в рейс.
    18 июля ошвартовались в порту Равенна. Вечером закончили выгрузку,
начали погрузку генгруза в контейнерах назначением: часть в Ростов на Дону
и остальное в Таганрог.
    19 июля закончили погрузку, вышли в  рейс. Лето, погода отличная. Несколько раз останавливались для купания. Моряки в экипаже молодые,
друг перед другом хотят показать свое умение и героизм. Несмотря на строгое капитанское предупреждение, чтобы не отплывали от судна и ни в коем случае не ныряли с борта, нарушают – и от судна отплывают, и с бортов ныряют. Заметив эти нарушения, капитан прекращает купание и предупреждает экипаж, что больше купания в море не будет. Через некоторое время опять идет делегация к капитану с просьбой о разрешении на купание. Обещают, что больше никаких нарушений не будет. Кондиционер на судне только в каюте капитана, в каютах экипажа только вентиляция, но она не особо помогает, в каютах жарища, на палубе тоже. В очередной раз дает капитан останавливает судно, дает разрешение на купание экипажу и опять кто-то ныряет с борта, кто-то пытается проплыть вокруг судна. Опять следует запрет и так до следующего раза. Опять капитан просит замену с приходом в порт Таганрог или в Ростов на Дону, и получает отказ из отдела кадров.
     29 июля Таганрог. Начало работы комиссии КПП. Как всегда начались придирки инспекторов таможни. В некоторых контейнерах находятся ящики со спиртным. Требуют таможенники:
   - Капитан, необходимо проверить контейнеры, вскройте.
   - Нет, не имею права, они опломбированы. Если вам надо, то составляйте акт и вскрывайте. Эти контейнеры далее пойдут в Москву. За нарушение пломб кто-то потом должен будет отвечать перед получателем и,возможно, грузоотправителем.
     Обычно, в таких случаях таможенники стараются нагнать страха на капита-на, тот откупается и вопрос закрыт. Но не все капитаны спешат давать мзду, некоторые сопротивляются.
     Открыли границу,  выгрузили таганрогский груз, и выгружать остальной груз проследовали в Ростов на Дону. Сменился начальник радиостанции. Вновь прибывший радист ранее работал в Ростовской навигационной камере. Оказался грамотным и ответственным работником. За время стоянки в Таганроге отремонтировал гирокомпас. До этого судно работало по магнитному компасу.
     02 августа встали под выгрузку в порту Ростова на Дону.
     03 августа закончили выгрузку и начали погрузку порожних 20 футовых
контейнеров на Равенну.
     04 августа закончили погрузку и отошли на Нижнегниловской рейд для
оформления отхода судна в рейс.
     07 августа оформили отход судна, снялись с якорной стоянки, следуем
в рейс. Опять на рейде Стамбула получили масло для двигателей и техснабжение. На рейде Пирея получили топливо.
     17 августа ошвартовались в порту Равенна, 18-го выгрузили порожние
контейнеры и загрузили контейнеры с различным грузом назначением Ростов на Дону.
     29 августа встали к причалу Ростова, начали выгрузку контейнеров.
     30 закончили выгрузку, начали погрузку дихромата натрия в мешках,
назначением Генуя.
     31 августа закончили погрузку, оформили отход судна в рейс на Нижне-гниловском рейде. Вышли в рейс.
     11 сентября вечером сразу после прохода пролива Пьомбино (Италия)
на полном ходу остановились оба главных двигателя. Легли в дрейф, начали
ремонт топливной аппаратуры.
     12 сентября 03.40 промыли 8 форсунок, 4 топливных насоса, дали ход.
     12 сентября вечером встали на якорь на рейде Генуи. Во время перехода морем несколько раз останавливался правый ГД (главный двигатель). Воспользовались стоянкой для ремонта двигателя. Причина остановки - засорение форсунок двигателя. Форсунки меняются, но через некоторое время они опять засоряются.
     15 сентября утром выбрали якорь, следуем к причалу. Остановился левый главный двигатель.  Встали к причалу, в работе один правый ГД. Вечером закончили выгрузку и в балласте отошли от причала. Направление порт Равенна. Погрузка контейнеров с грузом на Таганрог.
     18 сентября после прохода Мессинского пролива легли в дрейф для ремонта топливной аппаратуры. При проходе пролива останавливался то левый, то правый ГД.
     18 сентября вечером запустили левый двигатель, дали ход. Продолжили ремонт холодильника правого ГД.
     22 сентября за 5 миль до рейда Равенны начали уменьшать ход и остановились оба ГД. Через два часа запустили правый ГД.
     В 17.20 на борт прибыл лоцман, поставили его в известность, что в работе один правый двигатель.
     19.30 ошвартовались в порту Равенна. Для безопасной швартовки лоцман заказал буксир.
     23 сентября 10.30 закончили погрузку, оформили грузовые документы.
Стоим у причала, ремонт ГД.
     В 18.30 закончили ремонт, отошли от причала.
     21.30 встали на якорь в 15 милях от Равенны. Ремонт ГД.
     24 сентября утром закончили ремонт, в работе оба ГД, продолжили
рейс в Таганрог. Адриатическое море. Осень, море штормовое, ветер южный, следуем под прикрытием берегов. Скоро выход в Ионическое море, а там место открытое, спрятаться от шторма негде, только, когда дойдем до острова Керкира.
     26 сентября 03.40 Ионическое море. Шторм, ветер южный 18-20 м/сек.
волна 3 метра. Самопроизвольно упали обороты правого ГД.
     05.03 Остановился левый ГД.
     05.25 Остановился правый ГД. Судно дрейфует в сторону итальянского
берега. До берега 20 миль.
     27 сентября до берега 12 миль, глубины моря около 300 метров, длина левой якорной цепи 200 метров. Вытравили левый якорь до жвако-галса, т.е. на всю длину. Надеемся, что, если ветром снесет ближе к берегу,то якорь задержит судно. Правый якорь не работает: якорь на штатном месте, а якорная цепь меньшего калибра и при отдаче якорных стопоров якорь просто улетит в море. При смене капитанов меняющийся капитан об этом не сказал, а на требование заменить якорную цепь из Пароходства ответили, что Виктор Алексеевич сам виноват, плохо принимал судно, не проверил все,как следует. Якорная цепь будет заменена при удобном случае, но конкретно ни дату, ни порт не назвали. 
     27 сентября 05.50 встали на якорь, ремонт двигателей.
     28 сентября 16.00 запустили левый ГД, произвели на холостом ходу
обкатку, регулировку. Двигатель самопроизвольно остановился. Продолжили ремонт.
     29 сентября 13.10 Запустили левый ГД. Произвели обкатку, регулировку.
     17.30 Снялись с якорной стоянки, в работе один левый ГД.
     03 октября 14.45 встали на якорь около острова Безджаада, это на входе в пролив Дарданеллы. По турецким правилам турецкие проливы разрешено проходить судам со скоростью не менее 8 узлов. В случае, если судно не может идти с такой скорость, оно обязано заказать буксир. На одном двигателе теплоход «Профессор Шанчуров» такую скорость, конечно,не сможет обеспечить. К тому же в проливе Дарданеллы во время отлива сильное течение из Мраморного в Эгейское море. Пытаемся запустить в работу правый ГД.
     18.20 смогли запустить в работу правый ГД, но в работе только 5 ци-
линдров из 8-и. Получили разрешение на проход пролива от Службы Движения, выбрали якорь, следуем проливом.
     06 октября вечером прошли пролив Босфор. В работе левый ГД и 5
цилиндров правого ГД. В Черном море шторм, ветер северо-западный. Пересекли Черное море, следуя в 20милях от Болгарии, Румынии, Украины в направлении мыса Тарханкут и проследовали в строну Керченского пролива под прикрытием крымского берега.
     Получили распоряжение из Пароходства:  после выгрузки в Таганроге
следовать на Волжскую БТОФ на ремонт. Замену капитану обещали в Ростове.      
     11 октября в 11.00 ошвартовались в порту Таганрог. Отработала комиссия КПП, оформили открытие границы. Опять придирки работников  таможни и предложение:
   - Капитан, 100 долларов и мы не будем осматривать каюты экипажа.
   - Осматривайте и проверяйте, что хотите, денег я вам не дам. Если найдете что – то запрещенное в каютах экипажа, то я вам даже благодарен буду. С нарушителями таможенных правил надо бороться, и этот нарушитель будет с судна списан.
     Обыскали таможенники все судно, но нарушений, которые можно было
предъявить капитану, не нашли. Выгрузка прошла быстро и без существенных замечаний. Надо выходить из порта, следовать в порт Волжский, но Администр-ация порта Таганрог разрешение на выход судна не дает. Причина  - задолжен-ность Волжского Пароходства за ранее обработанные этим портом суда Пароход-ства. Переставили теплоход «Профессор Шанчуров» на неработающий причал. Начальник судовой радиостанции убыл с судна без замены:
   - За время работы на флоте я попадал  в разные неприятные ситуации, но на таком судне я работать не могу, я не самоубийца.
     Начались хождения капитана по начальству порта. Везде объясняли, что
этот вопрос может решить только главный бухгалтер порта. Пришел капитан
к главбуху:
   - Судно аварийное, требуется срочный ремонт. Сейчас уже средина октября, скоро станет на реке лед и шлюза Волгодонского канала закроют, а надо успеть после ремонта дойти до Ростова.
     Главбух выслушала капитана:
   - Я вас понимаю, но мы давно выставили наши требования об оплате вашему Пароходству, но оно свои счета не оплачивает.
   - Ну, вы еще раз свяжитесь с коммерческим отделом Пароходства,
объясните ситуацию с нашим судном.
   - Я хорошо знаю вашего начальника коммерческого отдела и, если он
мне даже по телефону подтвердит оплату, то я скажу капитану порта, чтобы
вас не задерживали. – И начала звонить по телефону в Пароходство. Начался
телефонный разговор, во время которого лицо главного бухгалтера то крас-
нело, то бледнело.
     Разговор закончился, и главбух положила трубку. Лицо ее раскраснелось  от возмущения.
   - Ну, что вам сказали?
   - Я не знаю, с кем разговаривала из коммерческого отдела, но не с на-
чальником и там мне сказали, чтобы я им больше не звонила, они все знают
вопрос оплаты Пароходством задолженности решают юристы.
     Попросил капитан разрешения позвонить по телефону. Просит отдел
кадров присылать замену в Таганрог, т.к. судно, вероятно, тут простоит дол-
го и объяснил почему. 
     21 октября в 13.00 вышли из порта Таганрог.
     22 октября в 12.30 встали на якорь на Нахичеванском рейде Ростова.
     24 октября 07.00 снялись с якорной стоянки, следуем в Волжское БТОФ
на ремонт. Замену капитану не дали.
     28 октября 07.00 прибыли в Волжское БТОФ. Встали на рейде в счале
нескольких судов. На рейде стоит нефтеналивная несамоходная баржа, она
служит базой и к ней ошвартованы с десяток судов. Сообщение с берегом на
шлюпке с подвесным мотором, которой управляет  вахтенный матрос. На барже находится капитан рейда.
     После постановки судна на рейде на борт прибыли работники базы во
главе с заместителем директора базы и с ними инспекторы Регистра. Определили объем ремонтных работ, причем ремонт оговаривали без инспекторов Регистра.
     Начался ремонт судна, но самое главное не делается. Остановка двига-
телей происходит из-за засорения топливной системы. Необходимо откачать
топливо из топливных танков и произвести их зачистку. Но это работа долгая
и трудная. Для этого на морских судоремонтных заводах имеются специальные зачистные станции и штат работников. После откачки топлива, в танк опускают зачистные машинки и они под большим давление горячей водой моют топливный танк. Затем замазученная вода откачивается на станцию, там проходит необходимую очистку и опять поступает на зачистные машинки. Рабочие станции только время от времени переставляют эти машинки. На речных БТОФ, в частности на Волжской, таких станций нет. Зачистка производится экипажем вручную. После откачки топлива, танк пропаривается, вентилируется и люди резиновыми шкрябками соскребают с бортов и днища остатки, которые уже стали, как битум. Затем собирают все это в ведра и удаляют. Вот эти остатки и забивают топливные трубопроводы  и аппаратуру.
     Ежедневно в 09.00 в кабинете директора Базы собирается планерка. На
ней присутствуют кроме начальства Базы капитаны всех, стоящих на Базе, судов и инспекторы Регистра. Обсуждается ремонт судов,Ка и сроки его окончания.   
     Капитан т/х «Профессор Шанчуров» каждый день из бухгалтерии Базы
звонит в Пароходство, требует замену:
   - Меня послали на это судно на месяц, а я здесь уже более семи месяцев. Судно аварийное, но, главное, чистку топливных танков еще не начинали, и я полагаю, что ее и не будут делать. Сейчас конец октября, скоро закроют Волго-Донской канал и судно будет стоять здесь до апреля. Присылайте замену.
     Каждый день после планерки капитан звонит в Пароходство. Однажды
заходит в бухгалтерию позвонить, а ему говорят:
   - Директор запретил нам давать вам телефон.
     Пошел капитан к директору:
   - Почему не разрешаете мне звонить в Пароходство? И в отделе кадров мне сказали, что просите их, чтобы я здесь был до окончания ремонта. Но ремонт, я смотрю, вы не производите. Вы не делаете то, что необходимо в первую очередь, не зачищаете топливные танки.
   - Вы получите себе замену только, когда закончится ремонт. Вы лучше
следите за своим экипажем, чтобы активнее работали. Мы определили ремонтные работы, которые должен выполнить экипаж судна. Вот вы их и контролируйте.
     На очередной планерке зам директора Базы отчитывает капитана т/х «Профессор Шанчуров», на планерке присутствуют инспекторы Регистра:
    -Вчера к вам на борт прибыли инспекторы Регистра для освидетельствования работы вспомогательного дизель-генератора, а ваши механики в течение полчаса не смогли его запустить. Как вы это объясните?
   - А, что тут объяснять? В сентябре в Ионическом море на полном ходу
в очередной раз остановились оба главных двигателя. Шторм, нас несет на
берег и мы трое суток пытались запустить ГД. Иностранец в этой ситуации
дал бы SOS. Судно аварийное, но ремонт производится не в том объеме,
который необходим. Вы сейчас хотите зимой выгнать аварийное судно в море. А меня держите здесь, чтобы я подписал документы, что судно отремонтировано. Потом, когда в море произойдет беда, чтобы можно было в этом обвинить меня. Но я никакие документы подписывать не буду.
    Тут директор Базы капитана перебивает:
  - Ну, все. Ваша позиция ясна. Можете возвращаться на судно.
Т.е. фактически выпроводили капитана из директорского кабинета. Перед обедом на борту появился новый человек. Прошел в каюту капитана и представился:
  - Пришел вам на замену. – И показывает приказ о назначении подписанный директором Базы. Виктор Алексеевич обрадовался, но имеется одно обстоятельство:
  - Вы знаете, я, конечно, рад замене, но я работаю не на Базе, а в Пароход-стве и приказ должен быть из Пароходства. Связаться с Пароходством с судна я не могу, радиста на судне нет, да и рация давно не работает. Придется съездить на берег и позвонить в отдел кадров, а вы пока можете осмотреть судно, судовые документы, мои рапорта и наши ремонтные ведомости, ремонт по которым не производится.
    Съездил капитан на берег, с почты дозвонился до отдела кадров. Вернулся на судно и сдал дела вновь назначенному капитану. Выяснилось, что это речной капитан приписанный к Волжской БТОФ. Его задача подписать судовые документы и довести судно до Ростова и там сдать его капитану с морским дипломом.
    В ноябре т/х «Профессор Шанчуров» вышел из Волжского затона.
    В Ростове на Дону сменились капитаны и судно вышло в рейс на Турцию.
    В Черном море через несколько часов после выхода остановились сначала левый, а за ним и правый двигатели. В море шторм, попытки запустить хотя бы один из двигателей окончились неудачей. Связались с береговой Службой и вызвали буксир. Привели теплоход на буксире сначала в Керчь, затем в Ростов на Дону. Весной доставили его на Борскую РЭБ, к месту приписки. Простоял он там несколько лет. Потом его приобрела Ростовская судоходная компания «Посейдон». Сделали на нем ремонт, сменили название. Несколько лет проработал он под флагом Панамы, затем под флагом Белиза и в 2012 году его разрезали на металлолом в Турции.
    Можно считать, что работа этого теплохода удачно завершилась. Судно не утонуло и моряки на нем не пострадали.
    Рейсы, описанные выше, происходили в конце 90-х годов. Хозяева, т.е.
судовладельцы Пароходства были разные, в том числе Член Совета Федерации РФ от Башкирии, которого потом посадили за организацию ОПГ.
Вероятно поэтому и судно эксплуатировалось соответственно. Деньги на ре-
монт экономились.