Землеройка

Андрей Тюков
Наш папа геройски погиб в космосе. У космонавтов испортились скафандры, и наш папа отдал им свой скафандр. Один на всех, мы за ценой не постоим. Все спаслись, кроме папы. Его, как Пушкина, убило отсутствие воздуха.
Папа щедрый был по жизни: скафандр, деньги, жена - на, пользуйтесь, кому не лень...

Машка повадилась дразнить соседского алабая по имени Юсупов. Он обитал в будке возле ворот, наводил страх оттуда. Она сядет напротив окошка - и ну палкой туда, палкой... Причём, по словам хозяйки Юсупова, не просто так, а чтобы непременно собачке в морду, и желательно - с потерей глаза...
Забор ведь. Но она как-то протиралась. Маленькая, как землеройка. Дырочку отыщет в обороне - и прокопается к своему Юсупову. Хозяйка придёт, заведёт долгие басни на тему воспитания детей. Своих-то нет, дай чужую повоспитываю.
Она уйдёт, я начинаю передавать педагогические ухватки Машке. Толку мало. Завтра опять перед Юсуповым дежурит, палка наизготовку.
Ну, алабай получше оказался воспитатель, чем мы с хозяйкой. Как хватил однажды Машку за руку! Да так удачно, что кисть попала в аккурат между клыками. Подержал и выпустил. А вот палку сгрыз до ошмётков коры. И - как рукой сняло! Нет, лучше я не пойду в дрессировщицы. Баста.

Сегодня:
- Ты как думаешь, Валерка уже опытный, или так?
- В смысле - опытный?
- Ну, в любви.
Смеюсь:
- Ну а мне-то откуда знать, это у тебя с ним шашни!
- У нас не шашни. У нас серьёзные отношения.
- Ну, извини, пожалуйста. Я не хотела задеть твои чувства. Но, раз серьёзные, то...
- Да.
- Что - да?!
- Да, он вчера трогал меня кой-где.
- Кой-где?
- Не спрашивай где, не спрашивай!
Ладно, думаю, что-то я уже пропустила, не пропустить бы и остальное.
- Ну так сама как считаешь: опытный или неопытный?
- Думаю, неопытный. Во-первых, он сам боялся. А во-вторых...
Шёпотом:
- ...мне не было приятно.
Сидим молча.
- Ты, главное, не пей ничего. Если будет предлагать.
- Мы уже пиво пили.
- Да ты что!
- Я выпила два глотка, нет, три. А он выпил всё и пошёл писать в подъезд. Я обиделась и ушла.
- Правильно.
- Неправильно. Его побил мужик. Мужик выходит, Валерка писает... И теперь у него один глаз не открывается совсем. Правый глаз. Нет, левый...

Они все вместе бегали по дворам, забирались на крыши, дрались. Потом оказалось, что кто-то мальчик, а кто-то - девочка. Одну девочку любопытные донельзя мальчики загнали в угол сарая - покажи да покажи! Пришлось показать. А куда ты денешься? Корень учения горек.
После этого девочка стала плохо учиться и писаться в кровать по ночам. Мама, я описалась. Мама бежит с этим в ванную, замачивает с порошком, стирает, полощет, развешивает на верёвку на лоджии. Звёзды горят в небесах, ночь - купол, сейчас спать бы да спать... Утром вставать в пять часов.
Злая как ведьма, прихожу в комнату. Она стоит в детской рубашке, заспанная, нос красный... Ну, конечно: схватить, обнять крепко-крепко, всё тёплое, родное, глупое... своё. Ну, пойдём, ты со мной ляжешь. И потом слушать, как сопит нос в подмышку. А я, как природа у Гоголя, сплю с открытыми глазами до утра.
У нас небольшой район. Все всё знают. Она идёт по двору, а мальчишки:
- Зассыха!
Прошло.

В пятом классе учительница Нина Васильевна вызывает:
- Ваша дочь бьёт мальчиков!
- Всех?
- Нет, только некоторых, кто получше.
- А я бы всех! И чтобы до крови. Синяки чтобы и травмы: ушибы мягких тканей, переломы костей, на худой конец - растяжения! Извините, что я так...
- Да нет, я вас очень даже понимаю.
- Правда?
- Да, очень. Но поговорите с Машей. Родители мальчиков пишут бумагу, чтобы её перевели в спецшколу.

Если подумать, то это череда преступлений, жизнь. Всякий раз переступаешь. Не ты, так через тебя. А что переступил, то, считай - потерял.

Вижу, в руках книга чёрная большая.
- Как называется?
- "Молот ведьм".
- А что это?
- Руководство для инквизиторов!
Сидит, читает взахлёб.
Я говорю:
- Что ты всякую ерунду читаешь?
- Это не ерунда. Книга существенная.
Это он так говорил: "существенная". Космонавт. "Существенный у тебя сегодня компот".
- Ты бы хорошую книгу читала, а это...
- Хорошую пусть хорошие читают, - смеётся. - Ты послушай: "Зло есть естественный поступок привычки". Здорово!
По-моему, так ужас. Начитаешься такого - точно ведьмой станешь.

"Маленькие детки - маленькие бедки. Большие детки - большие бедки", - говорила моя бабушка. Невелика мудрость. Скорее, наблюдение.

Однажды сижу на кухне, варю компот. Во дворе крик:
- Воровку поймали!
Бросилась к дверям - два мужика в рабочем, злые, ведут мою Машку за руки.
- Что случилось?
- А вы мать?
- Да, я!
- Поздравляем, вырастили.
Оказалось, она в окно бытовки забралась, и даже не забралась - только начала забираться, как её схватили. У нас тут стройка по соседству. Ну и бытовка. Рабочие переодеваются, вещи оставляют. "Мы, - говорят, - следили, потому что деньги стали пропадать. Видим, лезет... Сначала хотели сдать её. "Говори, где живёшь?" Молчит... "Пошли в милицию тогда!" Сказала... Мы зла ей не хотим, но это тоже не дело. Примите меры, пожалуйста!"
- Хорошо, я с ней разберусь.
Ушли они. Мальчишки под окнами скачут - воровка, воровка! Один полез на берёзу, она как раз напротив окна. Я вышла, говорю:
- Чего ты тут не видал?
- Воровки не видал!
Вернулась, злая - не передать словами! Убью гадину, думаю. Машка залезла под стол и сидит, не выходит. Я схватила палку лыжную - ну её палкой тыкать: выходи, выходи... Сама реву, а она хоть бы хны, только глаза сверкают... Жутко было вспоминать потом.
Когда улеглось, говорю:
- Маша, скажи только честно: ты у них воровала?
- Что ты, мама!
- А зачем же полезла?
- Сама не знаю.
Это она правду сказала, что не я. Потом вора поймали, соседский парень. Он у всех таскал, что плохо лежало.

Я уже поняла, что добром не кончится. Она уже взрослая была, четырнадцать исполнилось. Дальше хуже будет. Так всё и вышло, как я думала.

Познакомилась я с одним мужчиной. Самостоятельный, такой уверенный в себе, на машине. Стали понемножку встречаться. Потом уже и побольшеньку. Ну, что я - монашка, в самом деле?
Главное, Машка моя одобряет:
- Давай, мам, время идёт, биологические часики тик-тик...
То ли на самом деле сочувствует, то ли издевается. По глазам ничего у неё не поймёшь теперь.
На майские - выходные большие. Мой пригласил за город, на дачу: шашлыки, костёр, песни под гитару...
- Маша, я съезжу?
- Валяй!
- На пару дней, да?
- Хоть на неделю! - смеётся...
Ну и вышло то, что всегда выходит, когда неправильное задумаешь. Поссорились мы на почве выпитого и разругались в пух и прах. Я послала его и вышла голосовать на дорогу. Еду, сама беспокоюсь - как там Машка...
Не напрасны оказались мои беспокойства. Захожу в квартиру - мать моя женщина! Наблёвано, нагажено. Всё разбросано, все вещи. Кровать вдребезги, а на видном месте, извините, использованный презерватив. И написано на куске обоев: "ТОТ САМЫЙ".
Села посреди этого - и завыла... Ну что же за наказание мне такое?! И своя жизнь под откос пошла, и теперь вот дочкина.
А самое главное, я и не сказала вам, что я беременна. Сейчас не рожать - потом будет поздно.

"Зло есть естественный поступок привычки". Это мой первый, который космонавт, уже мы с ним разошлись, но ещё пока не разъехались, на прощание возьми и зафитили мне под глаз. "Ты что, говорю, офонарел? - Нет, это ты офонарела, - смеётся. - Извини, просто захотелось чего-то глаз тебе подбить. - Мне же завтра на работу. - Ну, так вышло..." Привычка, чего там.

Моя школу окончила, вот уж точно - с грехом пополам, не работает, чем живёт - неизвестно. Дома не бывает. Я уж и не спрашиваю ничего: живите, как знаете. Тут родила я. Мальчик. Здоровенький, горластый, кушает хорошо.
Но только приходит доктор ко мне и говорит:
- Вы извините, но мы вас выпишем раньше времени, тем более, всё у вас нормально.
- А что такое?
- Да тут наша сестричка увидела, что ваш ребёнок ходит.
- Что вы говорите такое, доктор, как может ребёнок ходить на четвёртый день! Ваша сестричка сумасшедшая.
- Да нет, - говорит, - наоборот, она очень разумная женщина, и мы не раз в этом убеждались.
- Ничего не понимаю, - говорю.
- Мы тоже, - говорит. - В общем, готовьтесь на выписку.

Приехали домой. Соседи сошлись, поздравляют меня. Известно, бабы, им лишь бы посудачить. И моя заявилась тоже:
- О, братик, у меня братик, - заливается...
А одна женщина надоумила: вам, говорит, нужно его крестить. Всё обсказала мне, что и как. И я пошла, взяла его и пошла.
- Где мне найти священника?
- А вот, батюшка возле церкви стоит.
Я иду - а он от меня, по ступенькам - и в двери... Я туда. Вошла - и так сделалось мне дурно вдруг, затошнило, затошнило... Едва выбралась на вольный воздух, думала, что умру.
- Вы не меня ищете?
- Вас. А вы где были?
- Я всё время здесь стоял.
А сам так смотрит пристально на меня. Я рассказала, в чём дело.
- Вам нужно исповедоваться и причаститься.
И всё-всё подробно мне объяснил. Потом спрашивает:
- Этот младенец?
- Да, этот.
- Приходите.

Машка:
- А я и не знала, мать, что ты крещёная.
- Да, - говорю, - меня крестили. Только я сто лет в церкви не была. Сегодня зашла, так плохо сделалось.
Она и говорит:
- Ты его не крести, ему тоже будет плохо, ещё хуже будет.
- Глупости.
- Дело хозяйское, - смеётся...
Сходила я на исповедь. Отец Иоанн говорит:
- Ваша дочь тоже должна прийти.
- Ох, её не уговорить.
- Постарайтесь уж.

"Если женщина думает в одиночестве, то она думает о злом". Это я уже после того нашла в Машкиной книге, в "Молоте ведьм". А тогда мы посидели, она спросила: "Не звонит?" Я говорю, нет, да и чёрт с ним, совсем бы он сдох... Машка рот скривила - улыбнулась...

А там и нашли его, священника, убитого. Зарезали его. И, вот извините за подробность, отрезали член и вставили в рот, наподобие папиросы.

Дали ей двенадцать лет. Сидит в Бутырке, там есть психбольница, вот она там сидит. Сейчас вот догуляем, пойдём собирать посылочку. Разрешены они, посылочки.
- Даня, сынок, давай уже домой!
- Сейчас, ещё один круг!
Он проезжает мимо меня на велосипеде и смотрит искоса, лишь повернув немного голову: вот как могу! Без ног... Он едет "без ног", подняв ноги от педалей.
Колёса крутятся сами собой, всё быстрее, быстрее, быстрее.


3 мая 2016 г.