Пасха. Предисловие

Ольга Фер
     Так повелось, что новые поколения хорошо запоминают традиции бабушек. Потомков может не интересовать свое будущее, они могут сопротивляться получению знаний и профессии, но бабушкины пироги или первый дедушкин подарок запоминают и не устают их припоминать бесконечно.
      Пасха. Рождество. Ощутимые праздники прошлых веков. Несмотря на атеистическое лихолетье традиции их празднования сохранились, в Лету не канули.
      Пасха и куличи. Старинные кулинарные книги вытащены на свет нового христианского тысячелетия. Поскольку в истории православной России постам следовали строго, рецептура куличей и пасх(сырой и вареной) была составлена с предельной точностью веса компонентов и дотошностью исполнения каждого этапа. Ведь попробовать, во время приготовления, пасхи и теста для куличей в чистый четверг невозможно.   
     У С.К. тоже была бабушка, Варвара Петровна, в девичестве Гроздова.  Всю свою жизнь к различным религиозным праздникам она готовила разные яства, строго следуя традициям православия. 
     Интересно происхождение бабушкиной фамилии. Как известно, до 1915 года в русских деревнях не было фамилий. Паспорта крестьянам не были нужны, и знали друг друга как Петрова или Иванова сына  ( впоследствии получились отчества), да из какой деревни, да, как бы теперь сказали б, по профессии. Тем более, что до 1861 года все крестьяне были крепостными и фамилии им никак не полагались. Вот если крестьянин вследствии каких либо катаклизмов вынужден был уйти на войну или на заработки в город, тогда ему требовались документы, в коих недостаточно было указать имя и деревню. С началом Первой мировой войны и вступлением России в нее потребовались большие воинские вливания, появились беженцы с оккупированных территорий, многие крестьяне семьями перебирались в города, за большие расстояния от отчего дома, особенно, имеющие профессию. В первую очередь новообразования коснулись Северо- западных областей. Нужны были паспорта.
    Небольшая деревушка,  позже, погост Сенно, расположилась между Изборском (старым) и Изборском (новым). После отмены крепостного права каждая семья деревушки занималась каким-нибудь ремеслом. В начале 20 века, с развитием промышленности, многие из деревни не могли довольствоваться работой на местном гипсовом заводе и потянулись в города Псковщины. Кто-то успел перебраться, а кого-то задержала война.
     Тот, кто успел получить паспорта до Первой мировой, в большинстве случаев придумывали себе фамилию по роду занятий, например, появились Матросовы, Коноваловы, Ковалевы, и прочие.
     В Первую мировую большая часть Псковщины была под немцем. В Изборске сохранились оборонительные окопы. Когда же вначале войны немцы проходили через Сенно, как они считали, победным маршем, немецкий топограф записал в своем дневнике слова немецкого офицера, посчитавшего деревню Сенно столь незначительной, что даже недостойной у педантных немцев быть занесенной на карту: "Что это? Всего лишь Гросс дорф!" Крестьяне стояли на улице и наблюдали. Один из бабушкиных предков услышал эти слова, и в голове его родилась фамилия, которую он и принял позже, перебираясь в город - Гроздов.
     Так уж сложилось, что многие исторические перемены к лучшему на Псковщине происходили после Великих христианских праздников - Пасхи, Рождества, Успения Богородицы.

                Продолжение следует...