Вот Агнец Божий

Людмила Возняк
                Начало http://www.proza.ru/2016/05/02/145



Мы источник веселья, и скорби рудник.
Мы вместилище скверны, и чистый родник.
Омар Хайям



Из моей переписки:

Я: «Если Вы такой продвинутый, не поглядите в тюрк про "агнца", хочу тему написать, что там сказано?»

N: «Агнец есть святой(светлый)источник. Интересную пищу подкинули. Почему баран ассоциировался с истоком? Подумать надо»


Один филолог подал идею, что «агнец» переводится как «чистый источник». Но сам эту идею филологически не объяснил, и не пишет про это, а все больше про волков. Может это сказка? Он и сказки пишет… Ну и ладно.
Но я не попалась на его сказку, хотя за идею признательна, но так вижу суть дела.
Предлагаю пойти образным путем.

«Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Иоанн.1:29) сказал Иоанн Креститель об Иисусе.

Что поняли ученики, тогда еще Иоанновы, из этих слов?

О кротости, страдании, искуплении мира? Баранья(агничья) участь, знамо дело какова!

Но, кажется, в тот день ничего…

Иоанн Креститель продолжил:
« Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.
Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю»(Иоанн.1:30,31).

«…Тот есть крестящий Духом Святым»(Иоан.1:33).

Что поняли ученики из этих слов?

Ничего, разошлись по домам.

«На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, - что значит: учитель, - где живешь?»(Иоанн.1:35-38).

На следующий день, услышав об Агнце Божьем, два ученика покидают Иоанна и идут за Иисусом. И называют Иисуса Учителем. Причем Иисус еще никого ничему не научил.

Может быть, в словах Иоанна они услышали: «Вот Учитель Божий…»?

Понятие «Агнец Божий» нисколько не ассоциировалось у них со страданиями и гибелью агнца(овцы) ни тогда, ни в течении трех с половиной лет пребывания с Иисусом. Они в Иисусе видели не барана, хоть и жертвенного, а Сына Божьего(Мат.14:33,16:16). Какие еще варианты?


Предлагаю: «Вот Источник Божий…»

Что это за мелиоративная тема?

Спокойно, в Библии много сказано о «мелиорации». Числа 21гл. самая «мелиоративная» глава во всей Библии.

Мелиорация - (лат. melioratio — улучшение) - это работы, направленные на улучшение свойств земель, на повышение их производительности за счет улучшения гидрологических, почвенных и агроклиматических условий.

Видимое рассказывает о невидимом…
«Все это происходило с ними как образы; а описано в наставление нам»(1Кор.10:11).

Причем здесь источник?

Значение слова Источник по Ефремовой:
Источник - 1. Естественный выход подземных вод на поверхность земли; ключ, родник. // перен. То, что дает начало чему-л., служит основанием чего-л., является тем, откуда исходит, берется, черпается что-л. // перен. Причина чего-л.
2. перен. Письменный памятник, документ, используемый в научном исследовании.
Тот, кто сообщает какие-л. сведения, осведомляет о чем-л.

Синонимы: родник, ручеек, родничок, криница, ключ, ручей, поток, русло, колодец, скважина, исток, начало, фонтан, канал, река, протока, водоем, джерело.


Источник начинается с истока:

Исток - 1. Место, где начинается водный источник (река, ручей). От истока до устья.
2. перен. Начало, первоисточник чего-н. Истоки, древней культуры.
Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н)

Истоком обычно является начало ручья, получающего воду из родника, ледника, озера, болота… Исток обычно соответствует месту, с которого появляется русло постоянного водотока или место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.

Синонимы: верх, верховье, водка, зарождение, исход, корень, начало, основа, основание, первоисточник, очаг, колыбель, первопричина, река.


Где начало человека, его исток? Откуда он «течет» и куда?

«Все мои источники в Тебе»( Пс.86:7).

«Ибо у Тебя источник жизни»(Пс.35:10).

«Ибо все из Него, Им и к Нему»(Рим.11:36).

Хорошую подсказку можно найти, посмотрев на один из синонимов - родник.

Родник — источник, ключ естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).


Значение слова Родник по словарю Ушакова:
РОДНИК 1. Ручей, водный источник, текущий из глубины земли, ключ. Родник между ними из почвы бесплодной, журча, пробивался волною холодной. Лермонтов. Сочившиеся из горы родники омывали камень. Федин. || перен. Исток, источник, начало чего-н. (книжн.). Если в кругах и в высшем обществе не найдем, чего ищем, то остается одна только кладь или клад, родник или рудник, это живой язык русский, как он живет поныне в народе. Даль. 2. чаще мн. У животных: сосуд, по к-рому идет молоко в вымя (спец.).

Получается, что понятия исток, источник, родник взаимозаменяемы.

А далее еще интересней!

РОДник , РОДничок, РОДить, РОДственник, РОДной, РОДня, РОД, наРОД, РОДители, РОДина, приРОДа…


«…мы Его и род»(Деян.17:28).

Исток предполагает постоянное наполнение, ток:
«Ибо мы Им живем и движемся и существуем»(Деян.17:28).

Исток может быть водным, а может быть огненным… Огонь, вода, два противоположных вещества. Но оба являются символами Святого Духа.

Представляю свои вольные водные догадки…


У ребенка в первый год жизни зарастает «родничок». Примерно также «зарос» источник, соединяющий человека с Богом. Помните так называемые «кожаные одежды»(Быт.3:21)?


«Меня, Источник воды живой оставили, а высекли искусственные водоемы, которые не могут держать воды»(Иер.2:13).

Поэтому в человеке два источника(Рим.8:1). Причем фактически засилье животного источника, источника плоти, который кричит громче, настырнее, и заглушает источник духа.

А источник воды живой надо искать, открывать. Что от него осталось после зарастания? Мокрое место! А может и того нема… Пустыня.

« Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина»(Иоил.1:10).

Так и «тело без духа мертво»(Иак.2:26). «Ты носишь имя будто жив, но ты мертв»(Отк.3:1).

В чем спасение для пустыни? В водных источниках. А Дух Святой – это источник живой воды для оживления «мертвецов».

Наградой для Авраама стало пребывание возле источника(Быт.22:19).

Вирсавия находится на юге земли Ханаанской. «Колодец клятвы», ;;; ;;; ‹Беэ;р-Ше;ва›,— так называется в оригинале эта местность; название символизирует «колодец живой воды». Авраам, после всех перенесенных им испытаний, обитал у этого источника, и мог постоянно утолять свою духовную жажду.

Исаак, после отца, откопал прежние колодцы, которые закопали филистимляне(Быт.26:18). А также « копали там рабы Исааковы в долине, и нашли там колодезь воды живой»(Быт.26:19).

Вознесенный в пустыне змей является символом воскресения из мертвых.

А как же символ Христа? И символ Иисуса Христа тоже, только не распятого, а воскресшего. Иисус воскрес раньше, чем Его распяли на Голгофе. Он еще при жизни , а так же Исаак, вознеслись над землею, над плотью, туда, где исток, родина. И стали источниками, агнцами…

Воскресение начинается с ума, сознания. Ум возносится и попадает в Божий безбрежный Океан любви, знания, ведения. А уже из этого Океана вытекает Источник.

Главная задача в жизни человека – найти источник, откопать… подобно скрытому на поле сокровищу(Мат.13:44).

«Собери внутри себя свои мысли и в себе самом ищи настоящих благ. Копай внутри себя колодец для той воды, которая оросит и твое жилье, и соседское» Г.Сковорода

«Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни»(Пр.4:23).

После просмотра медного змея, сыновья Израилевы совершили несколько переходов, чтобы теперь уже спокойно обойти земли Моава, и подойти к Иордану, границе обетованной земли( Чис.21:10-20).

«И отправились сыны Израилевы и остановились станом в Овофе».
Овоф, в переводе, «мех для воды». Причем тут мех? Сколько нужно воды в сутки для средней семьи? Мехом не обойдешься… А здесь только мех?!

Потому что источник все еще пересохший, вода лимитирована, на все не хватает, вдохновение редкая гостья, и как у Агари, «не стало воды в мехе» (Быт.21:15) . В этом мире, в лучшем случае, мы ставим свои палатки лишь у Овофа. Хотя Бог приготовил и Беэр. Но как-то объясняем вынужденные ограничения. А можно представить, что Иисуса не регулярно посещало вдохновение? Но про Него сказано: «вот Агнец(Источник) Божий…». Всегда свеж и жив(Евр.7:25).

Отправились из Овофа и остановились станом в Пустоши Переходной(Ийе-Аварим), в пустыне, которая пред Моавом с восхода солнца.


Пустыня - уединенное, малообитаемое место.

Пустота, пусто, пустырь, пустыня, пустынный, пустошь, пустой, пустоватый...

Пустыня – пустын_я - или «нет духа». Это пустыня в человеческом сердце.


«Я забыт в сердцах, как мертвый»(Пс.30:13),

«обратились сердцами своими к Египту»(Деян.7:39),

«Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем»(Деян.7:54).

Книга Числа так называется, вероятно, потому, что содержит исчисления народа израильского. А по еврейски - Бемидбар, что значит «в пустыне». Это Книга Пустыни… Наряду с исчислением, там отражены события, которые могут произойти в  духовной пустыне каждого человека.

Пустыня… бездуховность... Место, где нет влаги, где не растут деревья, где адское солнце все испепеляет…

Цель жизни человека – связаться со своим источником.

«Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух
Мой»(Ис.44:3).

Но как же возжаждать? Человек состоит на 80% из воды. Эту воду надо постоянно восполнять.Но у человека даже чувство жажды подавлено, бывает полдня пройдет , а ни стакана воды не выпьем. А тем более как человек может возжаждать духовной "воды"? Только в пустыне, все бросишь( а бросать то в пустыне нечего!), и возжаждешь...

"Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся"(Мат.5:6).

Бог ведет человека в пустыню, чтоб иссушить источник плоти – поразить разум(Есевон) до источников(до Дивона), до духа( Нофы), чтоб водоток Святого Духа наполнился(Медева).

«Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и покрывает ее благословением»(Пс.83:7),

«Египет сделается пустынею и Едом будет пустою степью»(Иоил.3:19).

Но я не призываю срочно ехать в пустыню. А то план по билетам до Сахары окажется перевыполнен. Должны быть еще какие-то варианты?

«Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их»(Ис.41:17).

Бог ведет израильтян в пустыню. Дух и Иисуса водил в пустыню. Иоанн Креститель жил в пустыне. Было такое движение пустынников, которые желая праведной жизни, уходили в пустыню.

Потому что пустыня становится местом для рождения духа(открытия источника).

Как в инкубаторе для выведения цыплят поддерживаются определенная температура и влажность, так же и для рождения духа в пустыне имеются подходящие условия:

-Это дикие звери…
-Отсутствие развлечений, которые все время занимают ум, так что человек в обычной жизни практически не остается с собой наедине, и не подозревает каков он на самом деле. А если не удается побыть с собой наедине, то естественно и с Богом вряд ли удается, и оглушенные суетой люди не способны думать о вечных истинах.
-Скудость или однообразие пищи.
-Недостаток воды.
-Простота жизни во всем…


Израильтян не сломала Пустошь Переходная(переходный этап). Они не бунтуют, не ропщут, не порываются назад в Египет за чесноком и мясом. Они идут, и приходят в долину Заред. Это одноименные долина и ручей, берущий начало в Аваримских горах и впадающий в Мертвое море.

«Уж если Знание уверено в себе,
То, значит, Истина... скрывается в зерне.
Но, осветив зерно, ты Знанье не узришь.
Во тьме земли оно взрастёт, а ты... взлетишь»

Абу Абдаллах Али ибн Мохаммед Ширази

Заред переводится как рост зелени, роскошная зелень дерев, обилие ив. Посмотреть в небо не означает тут же взлететь. Требуется время для отрастания «крыльев», время для "рассмотрения" истины в Пустоши... «Воздушность» будет плодом некоего «зерна», попавшего в почву души. Вероятно, что это «зерно» как раз начало прорастать.


«И будут расти между травою, как ивы при потоках вод»(Ис.44:4).

«Ибо земля сама собой производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе»(Марк.4:28).

Проснувшаяся душа, подобно земле в которую попало семя, так же производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Алгоритм схожий.


Выступили в путь из долины Заред, и расположились станом на другом берегу Арнона, что в пустыне, при выходе его из пределов Аммореев, потому что Арнон — граница Моава, между Моавом и Аморреями.


« По этому говорится в книге "Войны Господни": Вагэбу — вихрем, и с потоками — Арнон." ... И — тот исток речек, который склоняется к обиталищу долины, и опирается на границу Моавийскую»(Чис21:14,15, пер. Л. Мандельштам).


«Поэтому сказано в Книге Войн Бога: Ваев в Суфе и потоки, образующие Арнон, И течение потоков образует излучину, дающую жизненное пространство Ару, а затем примыкает к рубежам Моава»(Чис.14,15, По изданию р. Ш. Р. Гирша).

Привожу две версии перевода. Здесь упоминается не сохранившаяся книга «Войны Господни», в которую, возможно, записывались чудеса, совершенные Богом для спасения Израиля. Что такое Вагеб, выяснить не удается, а Суф - по одной версии – буря, по другой(Чис.21:4, Втор.1:1 и др.) – это Тростниковое море(«суф» – тростник). Но впоследствии, в переводах Библии, оно почему, то стало именоваться Чермным или Красным морем. Какое же на самом деле море переходили израильтяне, вопрос открытый. Так могли называть и залив Средиземного моря, и один из рукавов дельты Нила, и даже есть версии касаемо нашего Черного моря… Только в нынешнем Красном море, как пишут специалисты, тростник не растет.

Возможно, на этой стоянке израильтяне стали свидетелями чуда Божьего, подобно чуду на Тростниковом море. Но если на Тростниковом море был погублен фараон с войском, то чем, же отличились потоки Арнона? И какое чудо может быть сопоставимо с чудом на Тростниковом море? Еврейские предания говорят, что вдоль потоков Арнона, в пещерах, прятались Аморреи, чтобы внезапно напасть на Израиль, но Бог необычным образом не допустил это.
Но разве Библию надо ценить только за буквализм? Если на Тростниковом море был погребен фараон(эгоизм), то что связано с Арноном? Арнон означает «шумящий, журчащий поток», т.е. наши уста. Уста у нас одни, а источников два. Поэтому все перемешано на выходе(Иак.3:8-11). Можно предположить, что чудом на ручье Арнон, было укрощение языка, потоков питающих уста – Арнон!

А оттуда – к колодцу(в Беэр). Это тот колодец, о котором Бог сказал Моисею: «собери народ, и Я дам им воду». Тогда воспел Израиль эту песню: “Наполняйся снова, колодец. Откликнитесь ему песней. Ты тот колодец, что высекли вожди народа, Моисей и Аарон своими посохами. А из пустыни он был дарован снова: Матанна – дар. Дар Бога…

Это то самое место, где Моисей и Аарон стучали посохами по скале, что вызвало неодобрение Божие(Чис.20:7-12) . Часто в Библии скала символизирует Бога: «Бог мой – скала моя, и крепость моя, и избавитель мой»(2Цар.22:3). Но зачем скалу в виде Бога бить посохом, чтобы она дала воду?

Иисус призывал жаждущих приходить и пить: «жаждущему дам даром от источника воды живой»(Отк.21:6).

Что же надо подразумевать под скалой в пустыне? Каменное сердце человека. Оно должно разбиться, чтобы открылся источник:

«Превращающего скалу в озеро воды и камень – в источник вод»(Пс.113:8)

Если во времена Иисуса не вразумлялись чудом с хлебами, исцелением больных, воскрешением мертвых, то стоит ли удивляться, что и чудесами в пустыне не вразумлялись, потому что сердце их было окаменено (Мк.6:52). Основное препятствие на пути к Богу именно окаменение сердца.


Но в данном случае вода появилась без усилий, потому что сердца уже были сокрушены.

«Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. (Иоанн.4:10-13).

«Блаженны нищие духом…»(Мат.5:3).

Беэр – Матанна = Источник - Дар Божий

И из этого возрожденного дара – поток Бога(Нагалиил), и далее – вверх, на высоты Господни(Вамоф), а с высот – в долину, на поля сыновей Лотовых…Вверх(Гай-Хай!), к горному хребту Фасги, что виднеется над пустыней. К главе высоты – горе Нево. А что может возвышаться над «пустошью» нашего бренного мира, как не Ханаан? Именно Небесный Ханаан обозрел Моисей перед своей кончиной с вершины Нево(Втор.34:1).

Сыны Израилевы пересекают одну за другой вершины и долины, устремляясь вверх, к главной вершине. Это хороший признак, значит, их дух следом за медным змеем устремляется вверх.

Если душа возрождается, то что ей может помешать восстановить Эдемский сад? Ну хотя бы Ханаан сначала?


«…и ты будешь как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают»(Ис.58:11)


В саду необходим постоянный источник живой воды: сад = душа - источник = дух.


Говорят, что когда энергия Кундалини поднимается и восходит по позвоночному столбу, то на голове, в месте "родничка", как бы начинает "бить" фонтанчик.

Когда человек пьет обычную воду, он жаждет вновь, « а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную»(Иоанн.4:13,14).


«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева(в совр. пер.- из сердца) потекут реки воды живой. Сие Он сказал о Духе…»(Иоанн.7:38,39).

«Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»(Иоанн.1:29).

«Вот Источник Божий, Который берет на Себя грех мира»

«На Себя» - выделено курсивом, т.е. поздняя вставка переводчиков. Получается:

«Вот Агнец Божий, Который берет грех мира»(Иоанн.1:29).

"Брать", или "брать на себя" – вообще это обычное выражение, и означает взять на себя решение проблемы. Агнец Божий, «закланный от создания мира»(Отк.13:8), от создания мира «запечатанный источник»(П.п.4:12) взял на Себя решение проблемы греха.

«Вот Источник Божий, Который решает проблему греха »

Как источник может взять на себя, т.е. решить, проблему греха?

Очень даже естественно. Этим он и занимался.

Действительно, в древнем Израиле, когда был осквернен человек, посуда, прочие предметы, необходимо было омыть их водой (Лев.11). Источник же при этом не осквернялся.

Агнец – святой, непорочный, безгрешный(1Пет.1:19) источник, безгрешность во плоти:
«…только источник и колодец, вмещающий воду, остаются чистыми»(Лев.11:36).

"И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца" (Отк. 22: 1).


Родник грязью не испортишь! Но источник самым естественным образом смывает грязь. Как аллегорически пишет Барух в своем Апокалипсисе - открывшийся в винограднике, «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение его» (Ис.5:7), источник смывает враждебный, темный лес.

«В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты»(Зах.13:1).

В какой день это произойдет?

« А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.
В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской.
И будет рыдать земля, каждое племя особо: племя дома Давидова особо, и жены их особо; племя дома Нафанова особо, и жены их особо;
племя дома Левиина особо, и жены их особо; племя Симеоново особо, и жены их особо.
Все остальные племена - каждое племя особо, и жены их особо»(Зах.12:10-14)

Покаяние – причина открытия источника.

«Без пролития крови не бывает прощения»(Евр.9:22). Но прощения не бывает без покаяния. Пролитая кровь вызывает покаяние – сожаление о грехе, перемену ума, сознания.

Как это происходит? Примерно так… Человек ходит в церковь, там перед глазами крест с распятием Иисуса Христа. Он узнает, осознает, что грехи послужили причиной убийства Сына Божьего. Прошло более 2тыс.лет, а эти грехи не только не искуплены, но продолжаются делаться и усиливаются. И каждый это может видеть по себе. И понимает, что точно такие же грехи, которые совершаем ежедневно привели Иисуса на Голгофу. И убили Его. Получается, что через пролитую кровь Иисуса, человек может осознать глубину своего падения и покаяться. Потому что убийство Сына Божьего – это крайняя степень падения, ниже падать уже некуда. Да, для этого, как не печально, нужна кровь. Во всяком случае, так произошло. Но вот для дальнейшей праведной жизни нужен источник живой воды, Святой Дух. Жизнь творится и поддерживается Духом.

Поэтому в жизни человек должен быть занят стяжанием Святого Духа, источника жизни вечной.

Кажется, как просто решается эта проблема, увидел грязь(грех), иди, омывайся, т.е. кайся.

Я говорю сыну, когда он приходит с улицы – «помой руки». Сын отвечает: « они же чистые».


И в духовном жизни, аналогично. Каждый омывает(кается) лишь там, где видит грязь(грех). А если не видит, то и не омывается(не кается), но это уже другая проблема. В книге Левит 11 гл. много подробных инструкций, что и как омывать. Например, если кто прикоснется к трупу(Лев.11:40), но каждый грех является прикосновением к смерти.

В средневековой Франции не жаловали водные процедуры. А чтоб скрыть зловоние налегали на парфюм, косметику. Грязные волосы скрывали париком.

И ныне ум может предложить сотни «парфюмерно-косметических» теорий по борьбе с грехом, лишь бы не признавать, что всю жизнь он руководил, вел человека по жизни неправильно. Такое ум под любым предлогом не позволит. Вот поэтому в Чис.21 гл. источники открываются после вознесения медного змея(ума).

«Вот Агнец(Источник) Божий, Который берет на Себя грех мира»
«…Тот есть крестящий Духом Святым»(Иоан.1:29,33). Т.е. делающий Своих учеников источниками(агнцами)... «паси агнцев Моих»(Иоанн.21:15).



Огненные догадки следуют...


 P.S. Интересное для меня(и для темы) дополнение из рецензий:"АГ(АК) действительно светел. Агонь-АГ он,светел он. Но это еще и знающий... АГ-светлый источник огня.Течет будет АГА,течь АГЫНсе(агынце,диалект)..."

Получается, что Иоанн Креститель приходил свидетельствовать о Свете(Агнце), "он не был свет, но был послан свидетельствовать о Свете"(Иоан.1:8)

«Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Иоанн.1:29), или вот Свет Божий, Который решает проблему греха. Как решает? Тоже обычно, как это может делать Свет: "Был Свет истинный, Который ПРОСВЕЩАЕТ всякого человека, приходящего в мир"(Иоан.1:9).



 Фото из интернета: исток Енисея.