Я сидел у мёртвого бассейна и размышлял о бытии

Жан-Поль Март
Посвящается моей сладкой N

«Музыка – единственное из искусств, которое довольствуется одиночеством; все прочие нуждаются в свидетелях» - Жан-Франсуа Мармонтель, «Моральные истории».

Я не буду долго лить воду из мёртвого бассейна на мою академическую мельницу кино, самозабвенно рифмуя «пул» и «вдул». Скажу сразу: Тим Миллер снял замечательное кино о любви. Клёвое и весёлое. Любви, о которой в «Песни песней» сказано «крепка, как смерть».
Конечно, многие из тех, кто уже посмотрел «Дэдпул», будут резать свою правду-матку – мол, очень скучно и плохо. Мол, герой, который должен был разбавить пафос супергеройских фильмов, оказался пафостнее многих из них. Что же, этим многим не впервой, смешивая снобизм с либерал-дарвинизмом, делить мир на «креативный класс» и «быдло» с «анчоусами».
Нет-нет, я понимаю, что на дворе фундаментальный кризис ценностей и тоска по традиции. Конечно же, наши бассейны по самые поребрики заполнены постмодернистским релятивизмом и всё идёт к тому, что, похоже, никаких перспектив. Только фокус в том, что мы всё еще хотим быть счастливы. Но, глядя вслед уходящим иллюзиям и надеждам, мы всё яснее и яснее понимаем – несчастье укореняется в нас всё глубже и глубже.
Незаметно на смену философии грандиозных полотен пришла философия разметаемого ветром ковра палых листьев. Философское познание стало сменяться философией приколов и языковых игр. Философией мелких шажков, пинков и пощипываний. Именно поэтому появление фильмов, подобных «Дэдпулу», в данной ситуации бесценно. Герой Райана Рейнольдса, пропагандируя свой персональный дэдпулизм, заявляет: персональный ад разрушить легко. Нужно сделать всего лишь шаг. Шаг от отрицания монизма до понимания тру-релятивизма.
Бунюэль был прав: суть кино - не варварские балаганы ярмарок. Кино - эта новая вера, говорящая с людьми своим неповторимым языком. Настоящее кино – это когда взгляд объектива очеловечивает и существ, и вещи.
Цивилизация, возможно, приучила нас и обуздала наши деструктивные желания в интересах всего общества. Но всё же в большинстве из нас ещё достаточно дикого, свободного, чтобы суметь идентифицировать себя с изгоем, бросившим вызов всей системности общества с его рождествами и днями благодарения.
«Дэдпул» Тома Миллера. Режиссёр всё правильно сделал. Как говорится, если ты в Риме – так и поступай как римлянин. Действительно, к чему разводить очередные Marvel-инсталяции и пересказывать содержание комиксов в стиле школьного сочинения с матюками? Нужно просто пропустить Дэдпула через себя! Конечно же, с матюками. Как же без них? Это ведь Дэдпул, детка! Да и от матюков вреда ещё никому не было.
Заслуга Тима Миллера в том, что он напрямую обращается к нашим внутренним Дэдпулам. Да, говорит, режиссёр, да!  Именно из безумия мы добываем нашу музыку сфер! Да, именно - история человечества является произволом. Да, возможно, всё могло бы быть иначе. И наше счастье тоже могло бы быть иным. И тогда мы по-другому бы его и описывали. Но мы описываем его именно так, а не иначе!
По сути, Дэдпул Миллера – это весёлый и клёвый упрёк разного рода системам. Всё правильно: системность и структурированность мира – это миф. Герой Райана Рейнольдса с лёгкостью кроет лживость системности всех систем. Кроет своей любовью. Дэдпуловской любовью, которая выше самой любви. «Дэдпул» - это «Вам и не снилось» в новом формате. В формате «стань свидетелем, как он кончит».
Дэдпулизм даёт шанс тем, кто уже давно отделён от сущностей и добывает свой смех в безвоздушном пространстве придуманных артов, обрести себя. Себя, настоящего. Действительно, почему бы не получать удовольствие от себя самого? Почему бы не посмеяться над всеми своими печалями, раз уж речь идет не о трагедии, а о комедии для лохов? Почему бы не научиться добывать счастье непосредственно из нашей онтологической обреченности? Как хорошо, что хомо сапиенс, наконец, попал под колеса изобретенного им же автомобиля! Со всеми своими хомо-мамками!
Дэдпул – это реинкарнация Кириллова, персонажа романа Достоевского «Бесы». Кириллова, который утверждал, что «есть секунды, их всего зараз приходит пять или шесть, и вы вдруг чувствуете присутствие вечной гармонии, совершенно достигнутой. Вы не то, что любите, о – тут выше любви! Всего страшнее, что так ужасно ясно и такая радость».
«Дэдпул» сочится именно радостью. Весёлой и клёвой радостью от того, что машина, изобретённая хомо сапиенсом – во всеми своими подушками безопасности и прочими делами – весело и резво наехала своими шикарными колёсами хомо сапиенсу на его хомо-голову.  Наехала с той стороны, с которой сапиенсность хомо принимала сигнал от бога. Бога нет. Есть я. Бог – я. Пять или шесть секунд.
Тим Миллер сделал свои Marvel-щи в формате «эпического театра» Брехта. Благодаря этому зритель оказался приобщён и к мамке Росомахи, и к Фредди Крюгеру, который взял в рот у топографической карты штата Юта, и к Колоссу со Сверхзвуковой Боеголовкой. Кстати, если кто не в курсе, то Дэдпул - единственный комикс-персонаж, который в курсе, что он в комиксе. То есть, в мире, где дефицит текста и профицит картинок. Используя этот расклад, режиссёр, с одной стороны, подчеркивает условность своего дэдпул-представления, давая понять зрителю, что происходящее на экране – не жизнь, а искусственная реальность. С другой стороны, Миллер приобщает этого самого зрителя к прямым соучастникам действия.
И узрел зритель начальные титры фильма… И, глядя на рисунки Дэдпула, услышал зритель его Слово… И встряхнула Marvel Cinematic Universe с себя весь пафос… И…
«По-моему, фильм о Дэдпуле выйдет в самый подходящий момент. Это обращение к поколению, которое уже видело фильмы, снятые по комиксам, и которое их любит. Это обращение к людям от человека в красном костюме, который сам является одним из них. Мне кажется, это всё равно, что смотреть, как какой-нибудь современный кумир говорит вещи, сказать которые тебе самому духу не хватает…» - Райан Родни Рейнольдс, из цикла лекций «С любовью о Уэйде Уинстоне Уилсоне, парне с упругими французскими булочками, или Маргинальный юмор ещё никогда не был так хорош!».
Конечно же, мы не Дэдпулы. Мы всегда стараемся держать всё, что с нами происходит, в нечётком фокусе, порой даже специально искривляя зеркала. И поделом, ведь точность – это действительно довольно временной инструмент. Возможно, все эти пики радостей и несчастий в наших хомо-головах в масштабе многих лет не более, чем флуктуации.
«Действительно, возможно», - говорит нам Тим Миллер своим личным Дэдпулом. Но если ты действительно хочешь наводить фокус восприятия всё резче и резче на себя, если ты хочешь осознать неповторимость своего личного бытия и найти метафоры счастья и в его узком, и в его сакральном значении, то говорить надо о Любви. Любви, как метафоры Начала.
Нет, конечно, хомо сапиенс волен поступить как всегда  - начать с выдумывания богов и кончить искусством.
А по мне, так лучше просто кончить. Пойду подрочу. Так говорил  Заратустра. То есть, Дэдпул. Да, милая, наше путешествие только начинается. «К чертям собачьим Лайфилда!». Ты меня узнаешь – я буду в виниле.

P. S.
«…я всегда говорил миру - мир, а войне - ... в кожаном пальто. И я не смог бы жить где-то ещё, и любить кого-то, так как тебя. Я не смог бы жить где-то ещё. Я не смог бы жить с кем-то ещё и любить кого-то, так как тебя. Я не смог бы любить кого-то ещё, так как тебя...»