Татарские беженцы

Мария Нестеренко
Реальная история

Июнь на берегах Волги выдался дождливым и пасмурным. Небо часами было затянуто серыми тучами, а солнце выглядывало только к вечеру, да и то совсем не пригревало. Тропинки тонули в грязи. Из-за ветра рвались провода, целые районы оставались без электричества.
Маленький поселок Алтыново, несмотря на погоду, жил полной жизнью. Через размытые дороги приходилось пробираться на тракторах, цветы на клумбах часто ломались. Но жители верили, что сезон дождей скоро кончится, солнце вытеснит с неба тучи, и снова можно будет ходить в лес и плавать на лодке, не боясь нежданной грозы.
Обычно отдыхающие из близлежащего санатория катались на лодках за символическую плату, но теперь, боясь простудиться, занимались своими процедурами или просто смотрели телевизор. Но не Борис с Наташей. Им было по двадцать. Молодые приехали в отпуск из самой столицы, и все ради Волги. Набрали чемоданы легких вещей, ожидая теплый купальный сезон. Но не задалось. Вдобавок однажды оборвались провода, и на ужин вместо шведского стола была сосиска с горошком и пара бутылок воды в номер. Но всё это не могло заставить Бориса и Наташу сидеть в помещении. Надев на себя несколько комплектов одежды, они отправлялись гулять по окрестностям. Чаще всего в Алтыново, по тем самым грязным тропинкам. И когда они добирались до площадки, где любили качаться на качелях, вид у них был, мягко говоря, не первой свежести: испачканные до колен джинсы, промокшие от листвы куртки, из-под которых торчали еще какие-то пиджаки. В таком виде их и заметил Игорь Арсеньевич по кличке Шпион.
Ему было лет пятьдесят, он носил черные очки и камуфляжный костюм. Шпион знал обо всем, что происходит в Алтыново – у кого с утра была ссора, кто выбросил на дорогу обертку от мороженого, кого обсчитала продавщица Таня из палатки под названием «Супермаркет». И, разумеется, пропустить появление двух подозрительных типов Шпион не мог. Он догадывался, что они санаторские, но разве эта версия интересная?  Его версия заключалась в том, что они беженцы. Смугловатое лицо Бориса и черные вьющиеся волосы Наташи натолкнули на мысль – беженцы татарские.
 Один раз Наташа и Борис увидели, что проселочную дорожку совсем размыло. Они решили обогнуть Алтыново и вернуться в санаторий по трассе. Путь лежал через старые кирпичные гаражи. Шпион, прячась за автомобилями и березами, увидел, как татарские беженцы направляются к гаражам. Дальше он следить не стал. И так ясно – они там поселились.
В один из более-менее погожих вечеров Шпион собрал кучку людей перед «Супермаркетом» и торжественно рассказал о своих наблюдениях.
- Они утром покупали шоколадные батончики и расплачивались тысячной купюрой, - хмыкнула продавщица Таня, стряхивая пепел с сигареты.
- Так это, может, помощь гуманитарная, - вступился его лучший друг Вячеслав Андреевич. Шпион закивал, ободренный поддержкой. Он выглядел настолько убедительно, что, казалось, даже под пытками не отрекся бы от своего рассказа.
- Ну, всякое возможно, - без особого энтузиазма согласилась продавщица Таня. – А как мы это узнаем наверняка?
- Они сами себя выдадут, - с жаром ответил Шпион. – Может, у них деньги скоро кончатся или в гараже крыша прохудится.
- Несчастные люди, - проговорил Вячеслав Андреевич. Павел, русый мужчина лет тридцати пяти, тоже посочувствовал за компанию и пошел домой. Он работал в санатории водителем экскурсионного автобуса, и на следующий день как раз намечалась поездка.
Утром в назначенный час Павел пригнал автобус к воротам санатория. В деревьях пели птицы, со стороны столовой слышались голоса отдыхающих. Постепенно начали стягиваться желающие посетить экскурсию. В том числе Борис и Наташа. Павел еле сдержал усмешку. Надо же, татарские беженцы не пропускали ни одной поездки.
После экскурсии, когда отдыхающие начали возвращаться в автобус, Павел поинтересовался у Бориса и Наташи:
- Понравилось?
- Очень, - ответили те.
- А вы откуда в наши края приехали?
- Из Москвы.
Вечером Шпион сидел на качелях и жаловался, мол, татарские беженцы сегодня не показывались, хотя целый день светило солнце. Павел, проходя мимо него, приподнял уголки губ:
- Спали, наверное. Или вещи сушили.
- Да, да! – сразу воодушевился Шпион. – Я подходил к гаражу, где предположительно они обитают, но там было тихо.
- Ты, наверно, немного ошибся с гаражом.
- Вот и мне так кажется, - к ним подошел Вячеслав Андреевич с пакетом из «Супермаркета». – Можно проверить каждый, но, боюсь, мы себя выдадим.
- Да, выдадите.
Павел направился к дому, глумясь, насколько же людям нечем заняться. Вячеслав Андреевич еще поговорил со Шпионом и тоже вернулся в свою тихую пустую квартиру в трехэтажном доме. Таких домов было всего два, они стояли вплотную к маленькой площадке, где качались на качелях татарские беженцы. Из окон Вячеслава Андреевича площадка хорошо просматривалась, он привык с кухни наблюдать за ними. У него умерла жена, дети о нем не вспоминали. И, глядя на этих грязных брошенных людей, Вячеслав Андреевич чувствовал к ним невероятное сочувствие и жалость, как к самому себе.
Прошло несколько дней. Борис и Наташа вновь пришли покачаться, а заодно погулять перед обедом. Заканчивался срок путевки, им хотелось хорошо провести последние дни. Услышав поскрипывание качелей под окнами, Вячеслав Андреевич решил действовать. Он вышел из подъезда, оглянулся, нет ли Шпиона поблизости. Но тот, видимо, потерял бдительность - пошел проверять свои лодки.
- Здравствуйте, ребята, - он несмело подошел к качелям. Борис затормозил ногой, проехавшись ботинком по грязи.
- Доброе утро!
- Меня Вячеславом Андреевичем зовут. Я… понимаю вас, - он присел на стоящую рядом перекладину. – Моя жена умерла несколько лет назад. Я тогда совсем волю к жизни потерял. Ненужным себя чувствовал. Но меня друзья вытащили, - он сглотнул. Борис и Наташа переглянулись. - Мы в Алтыново друг за друга горой, если что у кого случится, всегда поможем, всегда поддержим. У меня квартира, двухкомнатная! Ребята, милые, переезжайте ко мне из гаража! Я вам помогу устроиться. Поработаете в «Супермаркете» первое время. А потом съездим в город, в центр занятости, оформим вас как беженцев. Согласны?
- Простите, у нас есть дом, - возразила Наташа. – Зачем нас оформлять как беженцев? Мы не из гаража, мы из санатория!
- В смысле из санатория?..
- Ну, мы приехали в отпуск отдыхать.
- А ваш внешний вид?..
Борис и Наташа посмотрели друг на друга и рассмеялись в голос.
- Так мы ж не рассчитывали на холодный июнь! – воскликнул Борис. – Набрали с собой легких вещей, а тут бац! Пришлось наряжаться луковицами.
Павел сидел на перевернутой лодке, продавщица Таня курила, Шпион чистил весло, когда над берегом раздался крик Вячеслава Андреевича:
- Санаторские! Санаторские! Провались ты, Игорь, со своими татарскими беженцами!
Шпион пожал плечами и пожалел, что его версия не подтвердилась. А Павел лишь усмехнулся, благодаря богов за свою жизнь в Алтыново.





3.05.2016