Война с Биньямином. Часть 2

Яков Задонский
Тут, пожалуй, можно сделать небольшое отступление и поговорить вот о чем. Как выглядит в глазах закона поведение этих двух отважных мужчин. Пусть, как сказано, хозяин был стар, не будем брать его в расчет. Но вот как должен был поступить левит?

Еврею запрещено спасать свою жизнь ценой убийства своего ближнего. Но могут быть разные ситуации. Потому существуют среди мудрецов Талмуда споры по этому поводу.

Однажды к Раве (1) пришел один еврей и сказал:
– Властитель моего города приказал мне убить одного еврея, иначе он убьет меня.
Рава ответил ему:
– Пусть убьют тебя, но не убивай сам. Почему ты решил, что твоя кровь краснее его, может, его кровь краснее твоей?

Раши так объясняет смысл слов Равы:
– Ты пришел ко мне на основании закона “живи в них, но не умри из-за них”. В твоем случае этот закон не действует, ведь его смысл в том, что Всевышнему дорога жизнь еврея, а тут твой ближний должен погибнуть, и кто докажет, что твоя жизнь более угодна в глазах Всевышнего, чем его? Поэтому повеление Торы о запрете на убийство не может быть нарушено.

Другая история. Двое бредут по пустыне. У одного фляга с водой. Воды хватит только одному, чтобы дойти до обитаемого места. Если разделить воду пополам, то оба погибнут.
Учил Бен Птора: 
– Пусть выпьют оба и умрут, чтоб не видел один смерти другого.
Но рабби Акива не согласился с ним.
– Сказано в Торе (Ваикра 25:36): «И пусть живет брат твой с тобой». Это означает: твоя жизнь предпочтительнее жизни твоего ближнего.

По сложившейся практике, если есть спор рабби Акивы и кого-либо другого из мудрецов, закон устанавливают по мнению рабби Акивы. Как следует из приведенной истории, в условиях выбора, еврей должен предпочесть собственную жизнь.

Почему, то должен умереть, как в первой истории, то может спастись, как во второй? В чем разница между двумя случаями?

Закон говорит, что для спасения собственной жизни еврею запрещено лишать жизни ближнего активным действием, но ему дозволено ради выживания быть причиной смерти своего ближнего пассивным образом.

Однако не все так просто. Поэтому еще одна история.
Однажды агрессивно настроенные язычники окружили группу евреев.
– Выдайте нам одного из вас, и мы его убьём,  если нет, мы убьем вас всех, – потребовали они.
Сказано: все должны идти на смерть, но не выдать еврейской души (2).

Разве это разумно? Но кого отдать, ведь каждый может сказать в свою защиту, опираясь на правило Равы: «Почему вы решили, что ваша кровь красней моей? Возможно, моя кровь краснее вашей, а потому пусть к негодяям отправляется кто-то из вас».

Однако есть исключение из этого правила. Об этом говорит далее приведенная здесь Тосефта (3).

«Если человек, которого язычники требуют, прямо указан, как например, был указан Шева бен Бихри (4), то они должны его выдать, а не идти на смерть всем».

Т.е. Тосефта позволяет выдавать язычникам еврея ради спасения остальных, только если он виновен в отношении общины Израиля, как был виновен Шева перед Давидом. Но если еврей ни в чем не виновен, то выдавать его запрещено, и все должны погибнуть по закону.

Однако другой мудрец – рабби  Йоханан (5) заявил, что выдать можно и невиновного еврея, чтобы спасти большинство. С ним не согласился Реш Лакиш (6). Если еврей невиновен, выдавать его ни в коем случае нельзя, считал он.

Мудрецами и учителями установлено правило, что галаха (закон) в спорах между  рабби Йохананом и Реш Лакишем всегда принимается согласно рабби Йоханану.

Однако данный случай, указал Рамбам, есть исключение. Поступать следует в соответствии с учением Реш Лакиша, т.е. нельзя выдавать на смерть невиновного еврея, даже если это грозит всем гибелью, и даже в том случае, когда требуют выдачи конкретного человека, называя его имя.

Был такой случай. Однажды некий еврей, приговоренный властями к смерти за какое-то прегрешение, сумел скрыться и бежал в город Луд к рабби Йошуа бен Леви – величайшему мудрецу Торы, чтобы тот спас его. О местонахождении беглеца стало известно властям, и те направили в Луд вооруженный отряд. Солдаты окружили город и выдвинули ультиматум: выдача еврея или уничтожение всего города.

Ситуация казалась безвыходной, и рабби Йошуа бен Леви уговорил беглеца сдаться, чтоб не подвергать опасности всех жителей города. Беглец сдался, а к рабби перестал являться пророк Элиягу, который до этого регулярно его навещал. Рабби Йошуа усердно молился и постился, в надежде вновь увидеть пророка, и, наконец, через какое-то время, тот вновь открылся ему. Когда рабби Йошуа спросил пророка Элиягу, почему он перестал приходить к нему, тот ответил:
– Потому что не хочу знаться с предателем.
– Как так?! – удивился рабби Йошуа. –  Разве я поступил не по закону?
На что пророк Элиягу сказал:
– Разве этот закон для благочестивых?

Другими словами, рабби Йошуа не должен был решать судьбу этого еврея, хотя и действовал, вроде бы, в соответствии с законом. Так как он способствовал смерти еврея, пусть даже виновного,  он повредил своему  важному качеству – благочестию. Поэтому дозволенное законом иногда не следует делать по благочестию.

Итак, мы совершили небольшой экскурс в так называемый «закон о преследователе», регламентирующий некоторые аспекты взаимоотношений евреев в критических ситуациях.

Я не буду оценивать поведение левита, о котором идет у нас речь, в свете изложенного законодательства. Думаю, мой читатель легко это сделает самостоятельно. Только отмечу, что хоть какое-то объяснение есть поведению левита при условии, что наложница не была еврейкой. Но такое предположение противоречит известным комментариям этой истории.

А дальше мужчины всех колен, «весь Израиль, как один человек», кроме Биньямина, получившие по куску разделанной левитом наложницы, собрались в город Мицпу на совет. Они были очень возмущены и расстроены. Перед собранием выступил этот левит и попросил вынести решение по этой возмутительной истории. И решение вынесли. И принесли великую клятву о том, что всякий, кто не выйдет на эту войну с Биньямином, смерти предан будет. А еще поклялись в Мицпе, что никто и никогда впредь под страхом смерти не выдаст дочери своей за биньяминянина.

Гиву окружили как минимум 360000 воинов из различных колен. И предъявили ультиматум:

«Что это за зло, которое стало в вас? А теперь отдайте людей мерзких, что в Гиве, и умертвим мы их, и выжжем зло из Израиля» (20:12-13).

Но те и ухом не повели.  Биньяминяне собрали свою армию для войны с остальным Израилем –  26700 человек.

Командующие сборной армии решили узнать у Бога, кому первому атаковать Биньямина. Для чего делегация отправилась к Мишкану, который, по неясной причине, в то время находился в Бет-Эле. Ответ дал  урим-и-туммим (7): воевать должен начинать Йегуда. О, этот урим-и-туммим еще та штучка!

Йегуда рванул в атаку без всяких хитростей и в лоб и получил, как говорится, «по зубам». 22000 из нападавших были уничтожены Биньямином.

Израильтяне были в шоке. Они не знали, что дальше делать.

«И поднялись сыны Израиля, и плакали перед Господом до вечера, и спросили Господа, говоря: «Продолжу ли я идти на войну с сынами Биньямина, брата моего?», и сказал Господь: «Поднимитесь на него»»(20:23).

Наследующий день все повторилось снова. Только в этот раз биньяминяне уничтожили 18000 человек.

«И поднялись все сыны Израиля и весь народ, и пришли в Бет-Эль, и плакали, и сидели там перед Господом, и постились в тот день до вечера, и принесли жертвы всесожжения и мирные жертвы перед Господом» (20:26).

Ответ от имени Господа дал первосвященник Пинхас бен Элазар. Войну необходимо продолжить.

На третий день военных действий Израиль пошел на хитрость. Они устроили засады, благо количество воинов позволяло это легко устроить.

Биньяминяне вновь вышли против нападавших и легко сразили 30 человек. «Валятся они перед нами, как и раньше!» решили они, и опрометчиво стали преследовать неожиданно бросившийся наутек передовой отряд. А засада тем временем перекрыла пути отступления к Гиве. Биньяминяне оказались в кольце. Битва была не долгой. 25100 человек из Биньямина полегли в тот день.

И ворвались в Гиву и перерезали всех не щадя ни старого, ни малого. И даже скот весь перебили. Одним городом не ограничились – огнем и мечом прошли по всей земле Бинямина, по всем городам и весям.

И вдруг опомнились. Собрались в Бет-Эле и стали горевать – как же так могло случиться, что Израиль лишился одного колена.

И мудрецов, естественно, не мог не волновать этот вопрос. А ответ на этот вопрос чрезвычайно не прост. Много споров и не очень много ясности.
Колена Израиля начинают по общему решению войну с Биньямином, но при первом же столкновении несут какие-то немыслимые потери. За два дня военных действий – 40000 половозрелых мужчин в самом расцвете лет.

Устная Тора объяснила, что  погибель нашла на Израиль из-за идола Михи. «Потому что не протестовали против идола Михи». Сказал им Всевышний: «За Мою Славу вы не вступились, а за славу плоти и крови вступились: когда человека обидели, вы все поднялись» (8) (Сангедрин 103b). 

В комментарии Раши сказано: «Поскольку Израиль не протестовал против идола Михи, те люди, которые протестовали против [зверств, относящихся] к наложнице в Гиве, были наказаны. Они пали перед коленом Биньямина, и сорок тысяч было убито».

Рамбан считал, что решение колен Израиля начать войну было неверным.  Не их обязанностью было выкорчевывать зло в недрах другого колена. Они превысили полномочия. За это и пострадали. А биньяминяне пострадали за то, что вовремя не наказали злодеев, а встали на их защиту.

Смотрите, как принимали решение израильтяне. Они и не думали задать главный вопрос Богу, а должны ли они выступить войной на Биньямина, как подстрекал их этот Левит. Они уже приняли решение. А у Бога спросили только, кому первому начинать военные действия и получили ответ: «Йегуде». Это просто замечательно. Колено Биньямина всегда поддерживало Йегуду, и, именно, Йегуда должен начать истребление биньяминян. Поистине затмение разума наступило среди сыновей Израиля, потому что не было у них царя.

И когда Биньямин в первый день дал отпор и перебил 22000 наступавших, о чем спросили израильтяне Бога? Продолжать ли им войну с Биньямином? И получили ответ: продолжайте. И полегло еще 18000.

Тут есть одна деталь. А с кем вообще разговаривали израильтяне? Через кого задавали вопросы Богу?

И только после второго поражения обратились они к первосвященнику Пинхасу бен Элазару. Пинхас вопрошал Бога и получил ответ через урим-и-туммим: «Поднимитесь, ибо завтра отдам Я их в руки твои».

Почему теперь Бог обещал победу израильтянам? Потому что правильно спросили? Но это же не повод для истребления целого колена. И это, на самом деле, самый важный вопрос: почему Бог позволил уничтожить Биньямина, о котором сказано было, что «между плеч Он его обитает». Не сам Бог, естественно, а его Шехина. А еще говорилось (см. благословения Моше Второзаконие 33), что «любим он Господом» и всегда будет в безопасности, потому что с ним всегда пребудет Господь. А основатель колена Биньямин был совершенным праведником. Считается, что он ни разу в жизни своей не согрешил.

Вы что-нибудь понимаете? А самое интересное, что биньяминяне в этой и истории были правы, закон был на их стороне. Не имели никаких оснований остальные колена вершить суд. Это было внутренним делом Биньямина. Некоторые комментаторы полагают, что трагедия с коленом Биньямина случилась потому, что не поспешили они наказать виновных в истории с наложницей левита. Но и тут люди Биньямина поступили правильно. По закону виновные в насилии над наложницей не подлежали смертной казни. Потому что нельзя точно установить, в результате чего умерла наложница, кто конкретно, скажем, нанес смертельный удар. Это для образа. На самом деле, ее никто не бил. А смерть ее наступила, скорее всего, потому, что оставлена она была в беспомощном состоянии. Невинный не может быть казнен вместе с виновным. Принцип «бей всех, Господь узнает своих» здесь не проходит.

Навели бы, в конце концов, порядок биньяминяне у себя в колене? Однозначного ответа нет. Но не нужно считать их хуже других. Но когда перед тобой выстраивается огромная вооруженная до зубов армия и предъявляет ультиматум, сомнительной справедливости и законности, тут уже становится дело принципа. Почему все решили, что именно они лучше знают, как поступить?

Человек не может совершать постыдные дела, если он находится в хорошем окружении. Это очень важный мировоззренческий принцип. Если некто видит, что кто-то творит разные непотребства, он должен, прежде всего, взглянуть на самого себя и увидеть свою вину. «Сначала очисть себя, а потом – иди очищать других», – учил Абарбанель.  Колена Израиля стали избивать Биньямина вместо того, чтобы взглянуть на самих себя и проанализировать, что неладного происходит со всеми евреями в земле Израиля.

Как бы то ни было, но дело было сделано. Сели сыны Израиля и стали горевать:

– Почему, Господь, Бог Израиля, было это в Израиле, исчезло сегодня из Израиля одно колено?

Это просто замечательно! Израильтяне нарушили все правила ведения войны. Например, запрещено убивать женщин и детей, в том числе и мальчиков. Или, осадив город, необходимо предложить добровольную сдачу. При осаде города надо оставить одну сторону для выхода защитникам – чтобы спаслись те, кто хотят спастись. Но главное даже не в этом. Главное оружие еврейского народа – слово. Словом они должны побеждать.   Ничего подобного в войне с племенем Биньямина не было. А что было? Устроили беспощадную резню, а перерезав всех, спохватились.
 
И вот эти преступники закона сели и горюют, взваливая вину на Бога. Как же он допустил такое, что одно колено народа Его исчезло. К счастью кому-то удалось спастись. Из 26700 воинов-биньяминян 600 добрались до пустыни и укрылись в Сэла га-Римон в 5 км восточнее Бет-Эля.

Посидели, погоревали и приняли решение восстановить уничтоженное колено. Но тут новая проблема. Когда собирались израильтяне на войну со своими братьями, поклялись они: «Никто из нас не отдаст дочь свою Биньямину в жены». Клятву нарушить нельзя. Тут кто-то вспомнил, что когда все пришли на совет в Мицпу, из Явеш Гилада, что на восточном берегу Иордана, никого не было. А приказ был явиться всем под страхом смерти. Что ж, это их выбор.

В Явеш Гилад (9) послали вооруженный отряд с заданием всех перебить: мужчин, женщин, детей. Но только девицам, не познавшим еще мужа, сохранить жизнь. Тайны из похода не делали, а громогласно объявили о своих целях и задачах, чтобы довести намерение свое до уха каждого из сыновей Израиля. Потому что «умный слышит, и – прячется, а дурак упрямится и – полагается (не известно, на что)» (Кли якар).

Девиц в Явеш Гиладе нашлось 400 душ. 200 мужчин из Биньямина остались без пары. Что делать? Нужно где-то взять еще 200 девиц, и клятву нарушить нельзя. А клятва серьезная: «Проклят, дающий женщину Биньямину!»

Выход был найден, на совете старейшин. Кто-то указал, что клялись не давать своих дочерей колену Биньямина. Ну, так и не будем давать. А вот, если вдруг кто сам из Биньямина возьмет, глаза закроем.

А тут как раз и некий ежегодный праздник Господу, возможно урожая, пришелся к месту. На праздник, принято было, девицы выходили из домов на площадь петь и плясать и себя показать. Вот оставшимся без пары биньяминянам и посоветовали во время праздника присмотреть себе девицу, да и умакнуть ее по-тихому. Но не где-нибудь, а только в Шило, в месте, где в то время находился Мишкан с Ковчегом Завета. От жителей Шило план, естественно, держали в тайне – вряд ли бы он им понравился.

«И сделали так сыны Биньямина, и женились на женщинах по числу их из танцующих, которых они похитили, и пошли, и вернулись в надел их, и построили города, и поселились в них» (21:23).

Хэппи энд? Вряд ли так можно назвать конец этой истории. Обратите внимание, как одно преступление неизбежно тянет за собой другое. И беззаконие нарастает как снежный ком. Горстка негодяев надругалась над женщиной неясного происхождения. В смерти этой женщины немалая (а может быть и основная) вина некоего левита.

Племена Израиля вдруг воспылали непонятной ненавистью к своим братьям из колена Биньямина и проявили чрезмерную и необъяснимую к ним жестокость. Одумавшись и стараясь исправить ситуацию, пролили еще немало крови своих соплеменников.

И это разрешение на похищение девиц, за что собственно также полагается смертная казнь, имеет какой-то нехороший душок. Девиц, предполагалось, заберут силой, а что же их семьи? А возмутившимся и жалующимся скажут, мол, виноваты сами.

И все из-за левита, сомнительных морально-нравственных качеств и достоинств. Не слишком ли высока цена?  Комментаторы его и не вспоминают, считая, что левит тут просто повод. Зло завелось среди сыновей Израиля, и так уж случилось, что в колене Биньямина. Зло, которое необходимо было выкорчевать в самом зародыше.

Но, возможно, автор книги Шофтим пророк Шмуэль считал несколько по-другому. Поэтому неслучайно он закончил книгу словами: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что казалось ему правильным», – в которых, как мне кажется, выразил свое мнение.

А что же левит, заваривший всю эту кашу? О его судьбе ничего не известно. Он больше ни разу не упомянут.


Иллюстрация: Библия в гравюрах Ю. Карольсфельда. Восстановление колена Вениаминова. Судей 21:19–21, 23: И приказали сынам Вениамина и сказали: пойдите и засядьте в виноградниках, и смотрите, когда выйдут девицы Силомские плясать в хороводах, тогда выйдите из виноградников и схватите себе каждый жену из девиц Силомских и идите в землю Вениаминову. Сыны Вениамина так и сделали, и взяли жён по числу своему из бывших в хороводе, которых они похитили, и пошли и возвратились в удел свой, и построили города и стали жить в них.




(1) Полное имя – Рава бар Йосеф бар Хама – вавилонский мудрец из Пумпедиты  эпохи составления Талмуда. Его звали Ава или Аба. В сочетании со званием рав со временем оно превратилось в Рава.
(2) Мишна, седер Зераим, трактат Трумот, гл 8.12. В переводе Нехемии Переферковича. «Женщинам говорят язычники: выдайте нам одну из вас, и мы ее оскверним; в противном случае мы вас всех оскверним. Здесь они должны все отдать себя на осквернение, но не выдавать одной израильской души язычникам» (8.12).
(3) Тосефта – дополнение к Мишне, составленное из высказываний учителей и мудрецов Израиля, не вошедших в основной свод закона –  Мишну. Структурно Тосефта повторяет Мишну. У меня упомянута  Тосефта (7, 20) к трактату Трумот.
(4) Шева бен Бихри из колена Биньямина. Его история описана во второй книге Шмуэль в 20 главе. Он поднял восстание против царя Давида. Командующий армией Йоав осадил город, где укрылся Шева, и обещал его разрушить. Тогда жители города, по совету одной мудрой женщины, убили Шеву, а его голову выбросили за крепостную стену Йоаву.
(5) Рабби Йоханан – глава мудрецов Эрец Израэль, заложивший основы Иерусалимского Талмуда, основатель йешивы в Тверии. Говорят, обладал большой физической силой и удивительной красотой. Вечерами он садился у ворот миквы (бассейна для омовений), чтобы женщины, выходящие из нее, видели его лицо и рожали красивых детей.
(6) Реш Лакиш – рабби Шимон бен Лакиш непримиримый оппонент рабби Йоханана. Как жаловался рабби Йоханан, на каждый его довод Реш Лакиш приводил 24 опровержения. Жил в III веке в Эрец Израэль.
(7) Каким образом получались и читались эти ответы? Нормально полагается так, чтобы царь стоял перед Первосвященником, и царь задает вопрос. С Неба поступает ответ в виде высвечивания букв на именах колен, которые имеются на нагруднике Первосвященника. Первосвященник умеет прочитывать в этих буквах ответ, который сильно зашифрован. Он же умеет расположить высветившиеся буквы в определенном, нужном, порядке. Говорят, что внутри каждой буквы имеется свой алфавит следующего порядка и т.д. То есть это – некая структурированная система. Поэтому Коген, который носит этот нагрудник и читает ответ, должен обладать пророческой способностью, чтобы правильно ответ прочитать.
(8) В Гемаре на английском языке трактат Сангедрин лист 103b сказано: «Святой, благословен Он, сказал им: «За Мою честь вы не вступились, а за честь обычной женщины вступились вы».
(9) Явеш Гилад – расположен был в Гиладе у ручья Явеш (современный Вади Явис). Сегодня с ним связывают курган Тель Абу Караз на территории Иордании.