Южно-Албанские песни о любви

Эльфира Ахметова
Аннотация:
Народные песни Албании, записанные в 19 веке австрийским дипломатом Йоханом Георгом фон Ханом (1811-1869 г.) в его книге "Albanesische studien" (147-149 сс.). В моем переводе с немeцкого, также заимствованы интерпретации из английского издания "The Discovery Of Albania: Southern Albanian Love Songs" (172-174 сс.) а также приводится албанский оригинал. Тема песен гомоэротическая, в сюжете описываются чувства мужчины к любимому юноше, что в те времена считалось абсолютно обычным явлением. Любовь не знала границ.


Южно албанские песни о любви

     1.
       Дважды в год Байрам приходит к нам,
       Так возблагодарим же мы Всевышнего,
       Когда канун наступит этим днем, а завтрашним Байрам,
       Пусть наши возлюбленные не забывают нас.
       Кто турок и привержен к вере,
       Да усладит он своего любимого.
      
       2.
       Милый красавец из Авлоны ушел,
       И он пришел Берат, куда нанес визит -
       Ах, румянцем яблочным блистали его щеки!
       Как серебро черненное, его лицо сияло,
       Что даже пестрый цвет базара очарованье потерял,
       Да только нищий я, что я произнес?
       Ведь без богатств я лишь скиталец,
       И сколько мук постиг от этого любимца!
      
       3.
       Я горы покорил и пересек равнины,
       Моя удача шла вперед убогого меня!
       Я бедность свою красными слезами омываю.
       Разлука так свела меня с ума,
       Что забрала все чувства навсегда.
       Ибо как пламя огнедышащее земли,
       Сердце воспламенило душу, и не погаснет никогда.
      
       4.
       В сарай пришел я и лицезрел тебя,
       Где ты слонялся словно лев;
       Я мчусь к тебе, к стопам твоим губами припадаю;
       О, Господин! Даруй мне исцеление!
       В прелестных платьях твое тело ангела одето,
       И только перед Богом я должен сетовать
       Что лишь ради тебя был вынужден страдать.
      
       5.
       Пусть в этом медресе, и в этой мечети
       Там где прелестно соловьи поют,
       О Мулла Сали, наставь его на знаний путь!
       Юнца прекрасного как цветок гвоздики.
       Боже! Что за ошибку совершил я,
       Взяв тебя в любовники?
       Мы в жизни новой восстанем пред судом,
       Ведь лишь за лето ты мне стал как яд.
      
       6.
       Хвала всем тем, кто тянется к садам,
       Время созрело, и розы расцвели
       В тоске нашел себя я по возлюбленному,
       Когда заводят песни соловьи.
       Ровно три года появились и пропали вовсе,
       И плоть моя изорвана, иссушена, разбита...
       Скажу ему словечко - он не ответит.
       Как согрешил я, что заслужил это безмолвие?
      
       7.
       Я вижу точно, ты не веришь мне,
       Да только искренне люблю тебя я.
       О, бутон гвоздики свежий утренней росой,
       Я отдал жизнь тебе свою, и клялся обещать ее
       У того самого фонтана на базаре,
       Я ждал, когда ты выйдешь,
       Захотев тебя сорвать - похитить!
       Но было ясно мне, что это невозможно,
       Ты охраняем был тираном, им строго защищен.
      
       8.
       Нигде уж птицы не поют,
       Все в тишине горюют.
       Ох как страдает любящий!
       Ведь разлучили его с любимым.
       И ты, о юноша, когда ты был со мной,
       Ты в утро солнцем светлым для меня был.
       Когда глаза твои смотрели на меня,
       Душою я взлелеянный сходил с ума.
      
       9.
       Одна слеза катится за другой
       Они есть боль любви, которой я страдаю.
       И злостные клеветники коварно замышляют,
       Стараясь разделить нас.
       Вы псы! не выдавайте горя,
       Суллох теперь под вашими владениями.
       Однако пока рады вы, наступит время,
       Когда он покорит Морею.
       Но как найду я друга верного?
       Кто будет любить меня, как я его любил бы,
       И расскажу ему я все свои секреты,
       Чтоб плакали мы вместе?
      
       10.
       Хасан назвал тебя блудным
       Чтоб ты не смог почтить Байрам,
       Что связан с верностью и верой.
       Ох красота твоя, мой Сулейман!
       Красота тебе дана Всевышним - Богом нашим.
       Не хвастайся, не будь тщеславным.
       Позволь мне юноша, поцеловать твои глаза,
       Пред великолепием твоим стою я,
       Весь сгорая пылким пламенем любви.
      
       11.
       Неважно, мой любимый!
       Не слушай все, что мир нам говорит,
       Ибо мир скажет "один", "второй",
       Чтоб разлучить меня с тобой.
       Пусть всякий кто пытался разделить нас,
       Не перестанет плакать.
       Если идет дождь, он вскоре прекратится,
       Но мы не перестанем вместе быть, ни зимой, ни летом.