Колядки, Рождество, Крещенье

Валерий Ефимов
Зимний календарь в горнозаводских и казачьих сёлах представлен основными датами христианских праздников: сочельник 24 декабря (6 января), Рождество 25 декабря (7 января), Крещенье 6 января (19 января).
Вечером под сочельник (за три дня до Рождества) в сёлах выходили петь коляду. Величальные песни исполнялись группой девушек, которые объединялись в уличные хороводы и обходили дома. Колядовали вечером под окном, но когда хозяева приглашали, заходили в дом.
25 декабря (7 января) - Рождество. Его основное значение определило систему предписаний (все чисто убрать, сходить в баню) и запретов поведения (не ругаться, не судить людей, не работать, можно свататься, но не жениться).
Утром 7 января дома обходили дети,  исполняя "рождественскую песню". При исполнении  "Рождества"  гостей обычно усаживали на расстеленную у порога шубу, чтоб скотина велась, чтоб богатство было, на шубе и угощали.
После Рождества  (на третий день) до самого Крещения начинали ходить ряженые: рядихи, ряженки, святки, анти - поведение которых ("нагишом ходили, "песни пели", "ребятишек пугали") имитировало разгул нечистой силы: "Это что за черти, это святки пришли!"
Среди ряженых были "страшные" персонажи (смерть) и "красивые" (цыганки). Особо запомнились случаи непристойного ("перед нормально, а зад - голый") и страшного ряжения. Молодежь в святочные вечера играла в покойника: одного из группы кладут на скамейку, закрывают белой простынью и плачут, как на самом деле. При ряжении персонаж "смерти" обматывали белой простыней, делали из картошки зубы, лицо обсыпали мукой или сажей, меняли голос.При ряжении лицо обязательно закрывали маской  (тюлью), важно, чтобы ряженых не узнали.
6 января (19 января) водосвятие - главное событие Крещения. На реке во льду вырубали купель в форме креста (Иордань), ходили с иконами святить воду и купаться, "чтобы Бог здоровья дал". Того, кто рядился, купаться заставляли. Дом старались осветить, над дверными проемами ставили кресты, изгоняя беса.
Рассказывает Колесникова, 1915 года рождения:
"Коляда 5 января. Вечером собираемся и ходим "Коляду" петь. Мы маленькие ходили, и нам - кто гороху, кто воды. Вот один раз подошли к дому Ивана Назарова, спели, а он нам сажей в кошелку, а мы уже спели, и у нас там кое-что было, а уже не съесть. Мы домой прибегаем, плачем: "Бабонька, нам Иван Назаров сажей". А мы сироты. Вот как помню, встала она перед иконой и говорит: "Дай ему, Господи, выхлебать её!" Так и сбылось. Он под конец свой еле ползал по дворам, соплями да слезами дорогу мостил.
Пели мы только "Коляду". На улице мороз, оденешь побольше чего и ходишь. Коляда пост оканчивает. Пред Рождеством в вечер, если помолишься на небо, то, о чем молишь, все сбудется.
Рождество идет три дня - 6, 7, 8 января. Восьмого января до двенадцати часов. И мы, три сестры, утром ходили и пели "Рождество".  Пол-деревни ходит. Все друг друга поздравляют.
Кто чем на Святки рядится. Животными хочешь рядись, кто апайкой.  "Страшно" тоже рядились. Делай на Святки, что хочешь. Пей, хочешь в снегу валяйся, хочешь - в грязи.
Была игра в "покойника". Запрещали отцы и матери. Это нехорошо, вроде тренироваться.Оденут покойником и ревут, а не вытерпеть, ревут-то "взаправду".

"На Коляду оденемся поплоше, идем и поем:
"Коляда пришла
 Уперед Рождества,
 Уперед Масленицы.
 Мы ходили, мы искали,
 Коляду святую.
 Мы нашли Коляду
 У Гончаровых (например) на дворе.
 Как Гончаровых двор,
 Поперед двора
 Стоит бадья,
 Бадья точеная, позолоченная.
 Дай вам, Господи,
 Лошадушку с жеребеночком,
 Коровушку с теленочком,
 Овечку с ягненочком,
 Свинку с поросеночком,
 Дай вам, Господи.
 Уж ты, тетенька, добра,
 Ленку горстку дала.
 А ты, дяденька, добёр,
 Нам копеечку припёр".

Поем только "Коляду", и нам дают. Вот раз нам дали"орехов" овечьих. Мы спели, хозяин нам целую горсть сыпет, а они черные, мы обрадовались. Вот в морду бы ему! Были и такие, говорили: "Ишь, ахальничают, ходют"

Рассказывает Валерий Ефимов, 1954 года рождения:
"В начале 60-х годов пришли под окно ряженые и пропели "Коляду". А в доме уже ничего вкусненького нет - все уже раздали... Пропели и ждут детишки гостинцев, им: "Да нет уже ничего". "А нам бы, тетенька, сахарку". Получили и по куску сахарку - честно заработали".

Рассказывает Бешкарева, 1919 г. р.:
"Потом до Крещения идут Святки. вечером соберемся и айда, гулять, с гармошкой идем. Морду занавесим, чтоб не узнали. В зверей парни рядились. Парни иногда баловали: и жопу выставят - выглянут из окошка, а он стоит, но так не нужно. Нехорошо.
Стукнешь в окошко и отбежишь, хозяин или кто выглянет, а ты выскочишь, он испугается и заматерится".
Рядились и гуляли не каждый вечер.  Можно на последний вечер до Крещения, а после уже нельзя. Все пели: и веселые, и грустные, и старинные.
А после Крещения уже всё - Христе Боже окрестили все, уже нельзя".

Рассказывает Бочарова, 1909 года рождения:
"Пугали на Святках. Я озорная была, соседку запугала вот так: стукнула в окошко и присела, а она морду высунула, а я тут как тут, морду замазала мукой, шары выкатила. Вот она орала! А я бегом, а она на крыльцо и матюгов мне в спину. А одного я напугала: постучала в окошко и стою кланяюсь. Дерюгу одела на себя, на лицо белый платок: "Господи,... твою мать, господи,... твою мать". А он шары вылупил, а я бежать. Шустрая я была, у-у-у-у... Один раз надела белые штаны, холщовы таки, исподни, белую накидушку на плечи и на морду спустила. Иду сверху. Бабы в окошка вытаращились, а я иду: "А-а-а", - так , а уж ночь пошшти." Это чо такое?" А на следующий день говорили: "С могильника мертвый шел"

Рассказывает Штырляев, 1927 года рождения:
"В Святки наряжались скотиной. Сами наряжались, как придется. Кто голый ходил. Я сам наряжался: перед нормальный, а зад голый, всё наружу. В тот раз с того края дошел досюды в лаптях, а зад голый.. Ну я плясал, плясал, кувыркался, а хозяйка одново дома на жопу мне чот плеснула, скипидар, чтоб пошибче бежал. Как плеснула, я голой жопой по снегу. А они в окошки смотрят, смеются".

Рассказывает Алифанова, 1929 года рождения: "Ходили ряженые: обряжались в рванье, солдатские, мужские брюки. Лицо мазали сажей и помадой. Когда заходили в какой-нибудь дом, целовались с хозяевами и старались их измазать. Хозяева угощали ряженых".