Наши четвероногие члены семьи часть 1 собаки из на

Дудко 3
На фотографии - МАЛТИЙСКАЯ  БАЛОНКА.
У меня нет фотографии Тобика. Но он мне запомнился именно таким, как эта собачка на фотографии


НАШИ    ЧЕТВЕРОНОГИЕ    ЧЛЕНЫ   СЕМЬИ

ЧАСТЬ 1    СОБАКИ ИЗ НАШЕГО ДЕТСТВА - ТОБИК


                ВВЕДЕНИЕ

 Эта книга о собачках, прогулявшихся лапками по нашей судьбе: Тобик, Джек, Альма, Динка, Лэди, Капиталина, Пират и другие…
Всё, о чем мы здесь рассказывается – прожито и пережито нами.
Именно из этих наших рассказов о наших собачкам мы приводили отрывки, которые фигурируют в наших опубликованных книгах – «ИСТОКИ» и – «МИСТИКА  И  СНЫ». Можно было бы здесь их не повторять, но, как говориться – из песни слово не выкинешь…

   Собаки... Собачники…

  Собачниками называют людей, любящих собак, понимающих их, и посвящающих им часть своей жизни.

  Прежде, чем я начну знакомить Вас с нашими членами семьи, которыми становились все собачки, нашедшие приют в нашем доме, Я хочу отметить, что впуская собаку в нашу семью, мы никогда не задумывались – ни о её породе, ни о том – каким вырастет щенок и какой у него будет характер…

 А, оказывается - существует научная классификация рангов животных, среди которых собаки занимают свой подвид.

  В соответствии с этой классификацией определены следующие промежуточные ранги,  в которых на трезвую голову сразу и не разберёшься…

  Домен: Эокариоты
  Царство: Животные
  Подцарство: Эуметазон
  Без ранга: Двусторонне-симметричные
  Без ранга: Вторичноротные
  Тип: Хордовые
  Инфратип: Челюстноротые
  Надкласс: Четвероногие
  Класс: Млекопитающие
  Подкласс: Звери
  Инфракласс: Плацентарные
  Надкласс: Laurasiatheria
  Отряд: Хищные
  Подотряд: Псообразные
   Семейство: Псовые
  Род: Волки
  Вид: Волк
  Подвид: Собаки


  Соба;ка (лат. Canis lupus familiaris) - домашнее животное, одно из наиболее распространённых (наряду с кошкой) "животных-компаньонов".

  Первоначально домашняя собака была отнесена в отдельный биологический вид (лат. Canis familiaris) Линнеем в 1758 году, в 1993 году реклассифицирована Смитсоновским институтом и Американской ассоциацией териологов в подвид волка (Canis lupus).

  С зоологической точки зрения, собака - плацентарное млекопитающее отряда хищных семейства псовых.

  Собаки известны своими способностями к обучению, любовью к игре, социальным поведением. Выведены специальные породы собак, предназначенные для различных целей: охоты, охраны, тяги гужевого транспорта и др., а также декоративные породы (например, болонка, пудель).

  При необходимости разграничения по полу употребляются термины "кобе;ль" (самец) и "су;ка" (самка).

  В России - по данным опроса Фонда "Общественное мнение", проведённого в 2006 году в ста населённых пунктах и сорока четырёх областях России среди 1500 респондентов, владельцев домашних животных, собак держит 41 % россиян. При этом процент владельцев собак от общего числа жителей заметно зависит от местожительства, в целом, обратно пропорционально размеру населённого пункта, от 70 % в сёлах до 11 % - в крупных городах.

 Ну, понятно – в деревнях, почти каждый хозяин заводит себе собаку, которая живёт у него в конуре и охраняет дом.

 А в городе? Ведь не недавно  же начали заводить в доме собак.
И когда же всё-таки их начали приручать и для чего? Ведь должна же была СОБАКА привлечь чем-то ЛЮДСКОЕ  общество.

   В  РИЛИГИИ  И  МИФАХ
   
 В религиозных представлениях и мифах народы отводили собаке сакральную и ритуальную роль.

 Её наделяли различными мистическими функциями: защитник, страж, "духовидец", культурный герой, тотем,  приписывали связь с солнцем или луной, этонические черты.

  Собака олицетворяла как положительные качества (образ храброго воина, выносливость, верность, бдительность, искренность, самопожертвование), так и отрицательные характеристики (разврат, цинизм, жестокость).

  Со слов мыслителя Плутарха собака символизирует "консервативное, бдительное и философское начало в жизни".

  Очень часто собака являлась эмблемой знати, а также многих святых, в том числе монаха из ордена августинцев св. Бернара, св. Евстафия, св. Доминика, св. Тобиаса Венделина (de:Saint Wendelin), св. Маргариты Кротонской из ордена францисканцев, св. Губерта. До сегодняшнего дня бладхаунды, которых разводили монахи монастыря св. Губерта в Бельгии, сохранили свое второе название "собака святого Губерта".

  Символически подчёркивая свою преданность царю, опричники Ивана Грозного использовали голову собаки.

  Убедившись в уникальной остроте органов обоняния собак, люди предполагали, что собаки могут видеть призраков и предугадывать приближение смерти человека.

  В Древнем Египте бог Инпу (Анубис по-гречески), покровитель умерших, изображался в различных версиях с головой шакала или собаки и с телом человека, считался судьёй богов. Схожий по зооморфному виду с египетским Инпу бог существовал и у ацтеков: символ заходящего солнца и смерти - Ксолтль. Для замены человеческих жертвоприношений ацтеки использовали животных, в том числе и собак, разводя особую породу (itzcuintli) для выражения особого почтения.

  В мифологическом эпосе многих народов собака является спутником богов и божественных героев.

  В кельтской культуре галльского героя Сукеллоса, покровительницу морских купцов богиню Негалленею и бога-целителя Ноденса сопровождают их собаки. Собака является атрибутом китайского бога-врачевателя Вэй-Шан-Цзюня, шумерскую богиню-врачевательницу, Великую Матерь - Гула, греческого бога медицины Асклепия (Эскулапа) и покровителя путников и проводника умерших душ Гермеса.

  Защитником умерших собака являлась и у сибирских племен ухуань и сяньби, она сопровождала их на гору Чишань к духам предков.

  В христианской догматике существует образ св. Христофора - Псоглавца (греч. "Носитель Христа").

  Исламская и иудейская вера считают собак нечистыми животными, они допустимы только для охранной функции.

  Для японцев собака - это защита и страж.

 У майя собака, несущая факел, олицетворяет молнию.

  В зороастрийской культуре собаку сотворил Ахура Мазда (авест. "Господь Мудрость") для борьбы со злыми духами, о чём повествуется в священных текстах Авесты.

  В арийской легенде бог Индра отправляет на край света свою суку - богиню собак Сараму отыскивать угнанных демонами небесных коров.

  Для китайцев собака означает верность, неколебимую преданность. Из документов Древнего Китая известно, что собаки символизировали продолжение жизни в загробном мире, на надгробии одного из правителей династии Хань (221-206 гг. до н. э.) установлены скульптуры четырёх собак. По китайскому календарю приход Года Собаки означает будущее процветание, однако это не мешает китайцам употреблять собак в пищу.

  По чукотским поверьям, вход в потусторонний мир охраняют ездовые собаки.

  В древней мифологии славян в крылатую "собаку - птицу" мог воплощаться солнечный бог Семаргл, он же Руевит - бог войны, входивший в число семи божеств древнерусского пантеона. Семаргл символизировал Солнце летнего солнцестояния и считался охранителем посевов.

  Покровитель зародышей и всходов является в Древнем Иране священный крылатый пёс Сенмурв (авест. Saeno meregho), сидящий на Древе Всех Семян.

  Образ полиморфных крылатых собак встречается и в армянской мифологии, псы - аралезы зализывали раны воинов на поле битвы.

 Рождённый от птицы пёс Кумайык - верный спутник киргизских эпических героев Манаса и Семетея.

Образ крылатой собаки Хубай существовала и в тагарскую эпоху у саяно-алтайских племен.

  В символизме христианства собака означает верность, бдительность, охрану, а иногда становится аллегорией священника, "доброго пастыря". Как хранитель стад собака олицетворяет епископа или проповедника.

  Согласно мифологии викингов, жена верховного бога Одина Фригг, богиня мира и космического порядка, ездила на колеснице запряжённой собаками, символизируя верность и преданность.

  В буддизме Львиная Собака символизирует подавление страстей через Закон, страж Закона.

  Греческие мифы повествуют о собаке Лайлапс, которую изготовил и оживил Гефест для Зевса; позже тот превратил её в созвездие Большого Пса. Существовал также миф о сторожевом псе Кербере, охраняющем вход в подземный мир Аида; аналогичную функцию выполняет пёс Гармр в древней исландской песне "Прорицание вёльвы".

  Следует отметить, что семантически "волк" и "собака" отождествляются в народных сказаниях, во всех мифах о волке характерно сближение его с мифологическим псом. К примеру, по преданиям восточных славян накануне Юрьева дня Св. Георгий (или Георгий Победоносец) собирает волков и ездит на них верхом ("русский волк - Юрова собака").

  Во многих легендах и сагах в волков часто превращались люди, об этом повествует исландская "Сага об Эгиле". Богатырь Вольга Святославич умел превращаться в волка, преодолевать в одно мгновение громадные расстояния.
   
  В астрономии есть:   Созвездие Большого Пса и Созвездие Гончие псы.

  Одним из созвездий на ночном небосклоне является Большой Пёс - древнее созвездие, конфигурацией ярких звёзд действительно напоминающее собаку, сформировалось вокруг главной звезды Сириус - ярчайшей звезды ночного неба. Сириус (Сотис) был главной звездой теократической цивилизации Древнего Египта. У многих древних народов с этой звездой сложены мифы.

  Мифы о происхождении звезды переносятся и на всё созвездие. Так, древнегреческие мифы называют прототипом небесного Пса собаку Ориона (созвездие находится рядом) или Икария. Созвездие включено в каталог звёздного неба Клавдия Птолемея "Альмагест" под названием "Пёс".

  В астрономическом атласе существует также созвездие Малого Пса, включённое в "Альмагест" под именем главной звезды созвездия "Процион".

  С 1690 года на звёздной карте значится созвездие Гончих псов. В созвездие изображены две гончие собаки Астерион (Asterion) и Хара (Chara), ведомые Волопасом. Созвездие примечательно яркой звездой Сердце Карла, галактикой Водоворот и одним из ярчайших шаровых скоплений M3.

   В  ГЕРАЛЬДИКЕ   
   
  Собаки фигурируют в геральдике, в родовых, городских, корпоративных гербах, так например -   в Городском гербе (чеш. Strazovice, Чешская Республика).

  В фамильных гербах собаки - символ верности и преданности - встречаются как у русских, так и у европейских знатных родов.

  На гербе Канарских островов собаки держат щит, на котором изображены семь островов, входящих в этот архипелаг. Территория Юкон (административная единица на северо-западе Канады) имеет герб с изображением собаки, стоящую на снежном холме. Этот герб создал эксперт Алан Беддо (англ. Alan Beddoes); он был официально утверждён королевой Елизаветой II в 1956 году.

  На гербе шотландского города Линлитгоу изображена чёрная собака, прикованная цепью к дубу. Легенда возникновения герба гласит: однажды чёрная борзая спасла жизнь своему хозяину, приговорённому к голодной смерти на острове в озере Линлитгоу. Каждый день собака вплавь добиралась от города до острова, принося ему пищу. Жителей этого города иногда называют "чёрными собаками".

  В  НАУКЕ
 
  Во время так называемой Холодной войны в СССР простые дворняжки использовались как объекты медико-биологических экспериментов в ракетно-космической отрасли. Из них мировая известность досталась Белке, Стрелке и Лайке, которая погибла. В честь Лайки установлен памятник в Москве, на Петровско-Разумовской аллее.

  ПАМЯТНИКИ  СОБАКАМ
   
  В благодарность за свою преданность и безупречную службу собаке во многих странах установлены памятники.

  В IX веке до н. э. ещё при жизни псу по кличке Сотер, спасшему город, благодарными жителями был сооружен памятник из мрамора с надписью "Защитнику и спасителю Коринфа".
   
  Памятник Преданности: Тольятти, Россия.
   
  В Центральном парке Нью-Йорка установлена бронзовая статуя хаски, вожаку ездовой упряжки (всего 13 собак) по имени Балто. Под управлением норвежца Гуннара Кассена (Gunnar Kaasen), несмотря на труднейшие погодные условия, упряжка доставила вовремя вакцину от дифтерии, грозившей эпидемией городу Ному в Аляске. На памятнике выгравированы слова: "Выносливость, преданность, разум".

  На основе данной истории создан мультфильм "Балто", исполнительный продюсер проекта - Стивен Спилберг.

  В Токио на станции Сибуя установлен памятник Хатико, псу породы акита-ину. После смерти своего хозяина он в течении девяти лет приходил на станцию встречать трехчасовой поезд, на котором хозяин всегда возвращался с работы.

  В Санкт-Петербурге, во дворе Института экспериментальной медицины, находится памятник с надписью "Неизвестной собаке от благодарного человечества", который был установлен в 1935 году по инициативе академика И. П. Павлова как дань уважения и невосполнимого долга перед собаками, за их вклад в развитие науки о человеке.

  В 2003 году в Тольятти установлен памятник Преданности псу, который 7 лет, до самой смерти, ждал своих погибших хозяев на месте аварии. Подобные же памятники устанавливались в разных странах в разные времена.

  В японских городах Вакканае и Сакаи сооружены памятники 15 ездовым собакам, которых не смогли эвакуировать из Антарктики во время проведения Второй антарктической японской экспедиции.

  В Воронеже возле Кукольного театра установлен памятник Белому Биму Чёрное ухо, герою книги Гавриила Троепольского.

  В Париже, на реке Сене установлен памятник знаменитому сенбернару Барри, спасшему жизни.

   В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ
   
   
  В русском фольклоре собака бывает положительным персонажем, нередко спасающим герою жизнь (в ряде сюжетов преданность пса сравнивается с верностью жены, всегда не в пользу последней).

  Как и во многих культурах, в русских былинах и сказках собака тесно переплетается с образом волка. В сказке "Иван-царевич и Серый волк" при помощи живой и мертвой воды волк возрождает к жизни Ивана-царевича, которого убили его братья во сне. В былине об Илье Муромце говорится: "увидав Илью Муромца, отвязал от своего стремени гончего-выжлеца Збут Борис-Королевич со словами: "А теперь мне не до тебя время пришло, а и ты бегай, Выжлок, по тёмным лесам и (сам) корми свою буйную головушку"".

   В  ЛИТЕРАТУРЕ   
 
  В поэме "Одиссей" Гомера единственный, кто узнает Одиссея, вернувшегося после многих лет скитаний домой, и которого заколдовала Афина в нищего старца, - его пёс Аргус.

  Английский поэт лорд Байрон сложил эпитафию для памятника в саду Ньюстедского аббатства. В эпитафии, посвященной его собаке Ботсвану, воспевается преданность и верность. На основе эпитафии (en:Epitaph to a Dog, 1808) поэт сочинил позже стихотворение "Памятник собаке".

  Франц Кафка в сюрреалистической повести "Исследования одной собаки" представляется перед читателем псом, исследующим различные аспекты бытия.

  Рей Бредбери под впечатлениям своего пребывания в больнице написал рассказы о золотистом ретривере в католическом госпитале "Собачья служба" (Pater Caninus, 2009) и "Собака в красной повязке" (The Dog in the Red Bandana, 2010), впервые опубликованные в журнале Гильдии сценаристов Америки Written By.

  Карел Чапек сочинил "Собачью сказку", в которой читатель узнает, как возникли кометы - звёзды с собачьими хвостами и почему собаки роют землю. Его перу принадлежит цикл рассказов "О собачьих обычаях", "Дашенька, или история щенячьей жизни", "Человек и собака".

  Иржи Марек, автор книги "Собачья звезда Сириус, или Похвальное слово собаке" (1982), задумывая книгу, сознавал, что "жизнь собаки - составная часть истории человечества" и что "нельзя написать историю человека без истории собаки".

  На основе реальной истории писательница Маргарет Маршалл Сандерс (en:Margaret Marshall Saunders) написала повесть "Красивый Джо". История, рассказанная собакой, у которой был трудный щенячий возраст и жестокий владелец. В 1902 году издано продолжение повести "Рай Красивого Джо". В 1934 году Сандерс стала кавалером Ордена Британской империи - за вклад в дело защиты животных.

  В книге "Пёс по кличке Лэд", ставшей бестселлером, Альберт Пэйсон Терьюн собрал рассказы-воспоминания о своем псе. Терьюн писал, что его друг "Не знал смысла слов "страх", "предательство" и "подлость". Но образцовая честность и отвага - далеко не все его достоинства. У него была такая чудесная страсть к веселью и человеческая способность к рассуждению, каких я не встречал у других собак".

  Джона Стейнбека вдохновило странствие со своей собакой, вернувшись домой в Нью-Йорк в 1961 году он написал отчёт "Путешествие с Чарли в поисках Америки".

  "Чарли - добрый друг и отличный дорожный товарищ, путешествия для него самое разлюбезное дело, лучше которого ничего и не придумаешь. Упоминания о Чарли будут часто попадаться на этих страницах, потому что он способствовал успеху моей поездки".

  Роман "Нелло и Патраш" Марии Луизы де ла Рамт, писавшей под псевдонимом Уи;да, - трагическая история осиротевшего мальчика Нелли и его собаки, фландрского бувье Патраше.

  В "Тайне Люка Болдуина" Морли Каллагена мальчик после потери отца находит утешение в престарелом псе Дэне, спасая его от расчётливого дядюшки.

  Борис Рябинин часть своего творчества посвятил верным друзьям человека "Мои друзья", "Рассказы о потерянном друге. Быль о верности", "Нигер. История жизни одной собаки", "Яранг - золотой зуб" "Друг, воспитанный тобой", "По следу".

  В 1991 году вышла в свет "автобиография" спрингер-спаниеля Милдред Керр, принадлежавшей президенту США Джорджа Буша-старшего, под названием "Книга Милли", которую ещё называют "взглядом из-под стола на жизнь в семье Бушей".

  Образ собаки используется также и как аллегория разных человеческих недостатков. Например, выражение "собака на сене" - намёк на человека, который сам чем-то не пользуется и не даёт другим. Выражение "собака лает, а караван идёт" - намёк на бестолковую разговорчивость. Образ "злобных псов" часто использовался карикатуристами для изображения политических деятелей, "идущих на поводу" у своих покровителей.

  Собаки являются основными героями в следующих произведениях:

  Конрад Лоренц, "Человек находит друга"
  Жюль Верн, "Пятнадцатилетний капитан"
  А. П. Чехов, "Каштанка"
  Александр Куприн, "Белый пудель"
  Артур Конан Дойль "Собака Баскервилей"
  Георгий Владимов, "Верный Руслан. История караульной собаки"
  Гавриил Троепольский, "Белый Бим Чёрное Ухо"
  Булгаков, Михаил Афанасьевич, "Собачье сердце"
  Толстой, Алексей Николаевич, "Золотой ключик, или Приключения Буратино"
  Эрнест Хемингуэй, "Нужна собака-поводырь"
  Джек Лондон, "Джерри-островитянин", "Майкл, брат Джерри"
  Хэрриот, Джеймс, "Истории о собаках"

   
  В  ИСКУССТВЕ
   
  "Лучший друг человека"

  Сопровождая человека на протяжении многих тысячелетий, собака стала и художественным объектом.

  Многие великие мастера изображали собаку в своих творениях, такие как Леонардо да Винчи, Антонио Моро, Ян ван Эйк, Альбрехт Дюрер, импрессионист Ренуар, Пикассо, Жоан Миро, Альберто Джакометти.

  До изобретения фотографии очень часто знатные люди на портретах изображались вместе с их собаками. На картине знаменитого русского художника А. П. Брюллова, русская княгиня Н. С. Голицына изображена с брабантским булленбейсером. В Государственном русском музее хранится известный портрет Ф. И. Шаляпина работы Б. М. Кустодиева (1922), на котором певец изображен с белым французским бульдогом.

   
   В КИНОИНДУСТРИИ 

  Собаки часто снимаются в кино, телесериалах, реалити-шоу.

  Первая в мире собакой-кинозвездой стал колли Блэр, получивший сценический псевдоним Ровер. Ровер снялся в 1905 году в 7-минутном фильме режиссёра Сесиля Хепуэрта "Спасенные Ровером", который имел огромный успех: фильм пришлось несколько раз переснимать из-за износа плёнки.

  В 2007 году в Лондоне открыта Аллея Славы собачьих звезд кинематографа (учредители проекта - Британский клуб собаководства (en:Britain's Kennel Club) и телевизионный канал Sky Movies).

  Каролина Киско из Britain"s Kennel Club на открытии 5 ноября аллеи возле знаменитого приюта для собак (Battersea Dogs' Home) сказала:
  "Собаки играют очень важную роль в нашей жизни благодаря дружбе и безоговорочной любви, которые они нам дарят".
   
   Чарли Чаплина снялся в своём первом фильме - "Собачья жизнь", 1918 г. Это история о бродяге и дворняжке, которым, несмотря ни на что, удается выбраться из помоек.

  Первые памятные звёзды установлены в честь телесериала "Лесси", анимационного пса Громита из фильмов "Уоллес и Громит" Ника Парка, Тото из "Волшебника страны Оз" режиссёра Виктора Флеминга, детской драмы "Бобби из Грейфрайарс: подлинная история одной собаки" (Greyfriars Bobby: The True Story Of A Dog), а также американский бульдог Ченс и золотистый ретривер Шэдоу из фильма "Дорога домой", мастино неаполетано Клык из фильмов о Гарри Поттере.

  С 2001 года на Каннском кинофестивале вручается специальная Золотая пальмовая ветвь за мастерство четвероногих актёров. В 2010 году пёс Босс в фильме "Неотразимая Тамара" был удостоен каннской награды.

  В Голливуде 13 февраля 2012 года впервые прошла церемония вручения кинопремии для четвероногих актёров "Золотой ошейник" (англ. Golden Collar Award). Учредителем премии является интернет-издание en: Dog News Daily, посвящённый новостям из жизни собак.

  Награда за "Лучшую роль четырёхлапого персонажа в кинофильме" присуждена терьеру по кличке Угги, который снялся в кинокомедии "Артист" (en:The Artist) Мишеля Хазанавичуса.

  Помимо Угги награды получили также французский бульдог Бригитта (за роль собаки Стеллы в сериале "Американская семейка"), Джигги из реалити-шоу "Настоящие хозяйки из Беверли-Хиллз", пёс Коко "Красная собака" и другие.

  Среди претендентов были также терьер по кличке Космо (Артур в фильме "Начинающие"), грейхаунд Денвер (Скелетор в трагикомедии "Жизнь прекрасна"), карликовый шпиц Хаммер (Дольче в фильме "Бедная богатая девочка"), доберман Максимилиан (Блэки из фильма "Хранитель времени").

  Английский бульдог тигрового окраса голливудского актёра Адама Сэндлера по кличке Митбол (en:Meatball) снялся в фильме "Никки, дьявол младший", где был собакой главного героя Никки, которого сыграл Сэндлер. Во время съёмок "Царство небесное" в Марокко Орландо Блум подобрал истощённого, больного щенка, выходил и теперь не расстается с ним.

  Жан-Поль Бельмондо в киноленте "Человек и его собака" играет пожилого Шарля, оказавшегося на улице; пёс Клап разделяет участь хозяина, спасает ему жизнь.

  В кинематографе очень часто собаки - главные герои, существует огромное количество фильмов о собаках. В некоторых фильмах собаки, несмотря на второстепенность, играют одну из ключевых ролей в них (например, Валет в "Белых росах" или Цезарь в "Участке"). С развитием новых технологий они часто становятся и персонажами компьютерной анимации.

 И я бы, конечно не простила себя, если бы не упомянула о фильме, снятом в 1977 году режиссером Ростоцким – «БЕЛЫЙ БИМ – ЧЁРНОЕ УХО» в главной роли – с Вячеславом Тихоновым. Это трогательная лирическая киноповесть о судьбе собаки, теряющей своего хозяина. Фильм,  учащий нас – внимательным  и дружественным отношениям к нашим «братьям-меньшим»…


 Что мы доказали, приведя столько интересной информации о популярности СОБАК в нашем МИРЕ,  ОБЩЕСТВЕ и в нашем ОТНОШЕНИИ к этим животным, часто – с трудной, а порой и – трагической судьбой?

 
 
  Мы в жизни  не знали многого - того, о чем здесь написано. И породистыми собаками у нас были далеко не все. В основном, у нас были дворняжки, или как их называют - "ДВОРТЕРЬЕРЫ".
   
  Говорят, что 1 год, который проживает человек, равняется семи годам собачьей жизни. И ещё принято считать, что у маленьких собак продолжительность жизни в среднем 12 - 15 лет. Крупные же собаки живут в среднем - около 10 лет.

  Поэтому, понятно, что за наши - 80 прожитых лет в нашей семье находили своё пристанище многие разные собаки и собачки. Не все умирали от старости. Но все были желанными и любимыми членами нашей семьи.

  Вот о них-то и будет вестись рассказ в этой нашей КНИГЕ, которую мы назвали – «НАШИ  ЧТВЕРОНОГИЕ  ЧЛЕНЫ  СЕМЬИ»…

   
   
   ФОТОГРАФИЯ
   
  Говорят, наследственными могут быть: характер, болезни, наклонности и т.п. Я думаю, что кошатниками или собачниками становятся тоже по наследству. Мы, в частности, являемся собачниками. А почему по наследству? В старом альбоме есть выцветшая фотография. Ей лет сто. На ней сняты - Алоний Алониевич Мейстрик (мой прадед - отец моей бабуси), Иродион Григорьевич Степанов (второй мой прадед - отец мужа бабуси) и сыновья - Василий Иродионович (муж бабуси) и Дмитрий Иродионович Степановы.

  Фотография от старости стала рыжей. Верхний угол - оторван. Сидящих за столом можно разглядеть с большим трудом и с помощью надписи, сохранившейся на обратной стороне фотографии.

  И также с трудом и с помощью увеличительной линзы, можно разглядеть что на отдельном стуле гордо восседает ухоженный красавец - белый пудель...
  Похоже, что он был аккуратно стриженый и за столом - "свой в доску"...

  В отличие от этого ухоженного пуделя, только некоторые собаки, попавшие в нашу семью, были чистокровными породистыми псами. Большинство из них были - "двортерьерами", и от этого они были ещё прекраснее, так как в их крови и характерах смешались лучшие качества их родителей. Бывали, конечно: и хулиганистые и своенравные, и капризные, и -клептоманы, и - всякие другие. Но они всегда были - умными, преданными, любящими нас и понимающими. В общем - всё, как у людей.

  Почему я всегда стремлюсь защитить или помочь обиженным и брошенным собакам? Потому что они - беззащитные перед людской жестокостью и черствостью. Человек может постоять за себя, а собака - нет. Единственное, что они могут предпринять в свою защиту - огрызнуться. И только доведенные до отчаяния, они могут зубами защищать свою жизнь, отстаивая право на существование на этой земле.

  Мы решили  постараться вспомнить и рассказать о большинстве собак, чьи судьбы переплелись с нашими. Ну, и, конечно, упомянем о тех событиях, с которыми было связано появление этих новых членов семьи.

   
   
   Т О Б И К
   
  Мне вспоминается мое раннее детство. Нас малышей в семье было трое: я - Ираида (1935 г рождения), Борис (1937 г.) и Людмила (1941 г.).

  Тобик - был нашей первой собакой, которая в семье появилась ещё до нашего рождения. Поэтому возраст её сейчас определить невозможно. Но то, что это была - болонка, в этом я уверена на 100 %.

  Я хорошо помню, как выглядел Тобик. Украли его 11 февраля 1940 года. А 20 января этого года мне уже исполнилось 5 лет. Значит, в 5 лет моя память уже точно зафиксировала нашего любимца.

  К сожалению, нет фотоснимков, на которых он был бы запечатлен. Дело в том, что фотоаппарата в доме не было. Нас - детей водили сниматься в фотоателье. И то - это делали редко, по особым случаям.

  Я пересмотрела сотни фотографий, выставленных для обозрения на сайтах в разделе - "СОБАКИ". Мне хотелось найти снимок, на котором собачка была бы копией нашего Тобика. К сожалению, полной копии я не отыскала.

  Но то, что Тобик был - малтийской болонкой - это точно.

  Болонки относятся к декоративным собакам.

  Болонка происходит от названия города Болонья в Италии. Французской болонкой в России называли породу болоньез (фр. Bolognese от итал. Bolognese - букв. болонская), так как она была завезена из Франции.

  Впоследствии болонками стали называть и других собак того же типа. Согласно классификации FCI эта группа собак называется бишон (фр. Bichon, от bichonner - мелко завивать, наряжать, ухаживать).
   
  Виды болонок:
   
  Бишон фризе (фр. Bichon ; poil fris;) - стандарт FCI Љ 215
  Гаванский бишон или Гаванская болонка (фр. Bichon Havanais, англ. Havanese) - стандарт FCI Љ 250
  Болоньез (итал. Bolognes) - стандарт FCI Љ 196
  Мальтийская болонка или Мальтезе (англ. Maltese) - стандарт FCI Љ 65
  Русская цветная болонка - русская порода, не признанная FCI
   
  Наш Тобик был белоснежным. Так что, он не относится к "Русским цветным болонкам" и "Гаванским бишонам". У "Болоньезов" - на мордочке и на голове - рыжеватый оттенок волос. Значит, тоже - нет.

  Подходит по всем приметам только порода - "МАЛЬТИЙСКАЯ БОЛОНКА, БИШОН-ФРИЗЕ". А найти снимок с точной копией мне не удалось, так как на фотографиях в интернете представлены ухоженные, стриженые собаки или - щенки. А я не помню, чтобы Тобика стригли. Но шерсть у него не висела до пола. Он был пушистым, кудрявым.

  Точных сведений о происхождении породы нет. Принято считать, что на острове Меледа ещё 2000 лет тому назад обитали собаки, породу которых впоследствии стали называть МЕЛИТА (в честь острова - таково было древнее название острова Меледы - Адриатическое море, у побережья Далмации). В связи с тем, что точно так же назывался и остров Мальта, собак в XVI веке ошибочно назвали мальтийскими болонками, или МАЛЬТЕЗЕ (Мир животных. Игорь Акимушкин). Судя по всему, эти собаки могли явиться прародителями современной породы мальтезе. Специалисты полагают, что в процессе образования породы, несомненно, принимали участие маленькие спаниели и той-пудели. Как прежде, так и теперь, мальтезе используют в качестве компаньонов.


  Наша мама все дни находилась на работе. Поскольку и в те далекие годы с устройством на работу были трудности, отец чаще всего уезжал на заработки в другие города. Поэтому вся забота о нас - детях, как и наше воспитание, легли на плечи нашей бабуси (мамы отца).

 Безусловно, больше всего любила Тобика наша бабуся.   Он отвечал ей тем же. Тобик был уже не молодым. Белый, кудрявый, умница необыкновенный и в меру дрессированный. Он умел ходить на задних лапах, петь, вернее - выть под музыку, служить и т.п. Но главное - Тобик был прекрасным сторожем нашей сравнительно небольшой квартирки. Если кто-то стучал в дверь, Тобик заливался громким, звонким лаем. Если бабуся была в другой комнате, он бежал к ней, и вполне понятно звал выйти к двери. Лая - отбежит вперёд, потом вернется, потом опять  - тоже самое повторит. И так до тех пор, пока бабуся не пойдет за ним.

  Для нас - детей он был естественным членом семьи. Я и Боричка родились, когда он уже жил у нас. Милочка родилась, когда Тобика у нас уже украли. Появление его в семье - для нас осталось тайной, тем более, что этот вопрос тогда нас никак не интересовал. Для нас Тобик был нашим младшим братом, и живой забавной игрушкой. Когда мы играли в прятки, или в догонялки, Тобик всегда участвовал в наших забавах. Когда кто-то из нас искал, а - другой прятался, Тобик тоже спешил скрыться под кроватью, или ещё в каком-нибудь укромном уголке. Если спрятавшегося находили, а про Тобика забывали, он сам не выходил из своего укрытия, а подавал голос - "Я ещё здесь. Вы что, про меня забыли?". И тогда мы уже вдвоём искали нашего друга. А когда находили, он сначала радостно выскакивал нам навстречу, а потом бросался наутек. И тогда начиналась беготня. Комната превращалась в полигон для наших забав. Мы с разбега вспрыгивали на кровать, на кресло, могли запрыгнуть и на комод, сметая всё стоящее на нем - на пол. Вскоре в комнате было всё, что можно - перевернуто, или скинуто на пол. Бедная бабуся! Убирать-то за собой мы не собирались...

  Бабуся вела дневник, главными "героями" которого, конечно были мы - дети. Но немножко места в дневнике нашлось и для Тобика...

   
   27.03.38. Ида по-прежнему озорничает основательно, а я всё время чувствую себя, как учительница, у которой отвратительная дисциплина: что бы я не делала, прежде всего должно быть напряженное внимание о том, что делает Ида.
   Она часто дразнила Тобика. Тот укусил и сильно. На другой день дразнила снова. У неё на правом веке какая-то затверделость, типа семечка. С немецким что-то туго.

   
   14.10.38. Ребятишки начинают уже сознательно играть вместе. Ида играет с Борей, как с равным, называя его большей частью - "дочкой", поднимает и перетаскивает его с места на место, несмотря на запрещение. Она танцует, припевая, задирает Тобика, не терпит "пустоты" - бросает кубики в горшок, хлеб за обедом - в стаканы, в суп, в масло засовывает бумажки, в сахарницу - соль и т.д. Нет возможности отобедать более или менее спокойно. Если мать кормит Боричку грудью, сидя за столом, он кладет ногу на стол, стараясь оттолкнуть ею стоящие возле него вещи.

   
   08.03.39. Вчера ребят вымыла. Боря спал почти без просыпа и встал в 8 часов. Это - редкость. Тобику дала утром булки. Он не стал есть, а ждал, когда дети поедят тюрьку и ему перепадут остатки. Конечно, дождался. Меня так разозлили его хитрости, что я его шлепнула. Ида из гостиной спрашивает: - "Бабуся, что это такое, Тобик взвизгнул?" - "Да, вот, Тобик не хочет есть булку и ждёт тюрьки." - "Ну, а бить-то нечего..." - спокойно и резонно заметила Идка. Чтобы оправдать себя, я говорю, что Тобик так бросился на тюрьку, что чуть не схватил меня. Но Ида уже не слушала меня, занятая Борей, который " читал " Байрона.
   Сегодня, причесывая Иду, заметила, что у нее вся чёлка спереди выстрижена лестницами. Ответила, что не знает. Потом созналась. И когда они успевают: всегда всё время на глазах.
   

   03.05.39. Сегодня день рождения Бори. Хотела с ними пойти на базар и что-либо купить, но снова осень (вчера было лето).
   Первого мая ребятишки сидели на окне и наблюдали, что делалось на улице. Я возилась в столовой, а Ида мне докладывала: - "Вот идут пионеры... Барабанят... Вот несут знамёна, плакаты... А вот велосипеды... Мотоциклисты... Ряженые... Ах, собаки! Сколько их много!... Ах, бедненькие - идут дяди в одних трусиках! Замёрзли! Надо дать им пальто!"... - "Бабуся, а почему мы не идём на демонстрацию? Как мне хочется быть большой! Ходить в школу, работать, как ты и ходить одной в баню!" Однажды она сказала: - "Как мне хочется жить в маленьком домике вместе с Боричкой, Тобиком и киской. Я буду ухаживать за Тобиком, а Боря за киской.". Потом, подумав, - " А вот папа, мама и ты будете жить в другом."

   
   01.12.39. Боря интересуется книгами, результат уже очевиден: появилось много рваных книг. Ида рассказывает ему "до хрипоты" по её выражению.
   Когда ложатся спать, я кое-что в постели прочитываю Иде, а Нина - Боре. Прочитанную книгу Боря сейчас же отталкивает - "читали" (итали) книжку (тиську). Недавно набил себе бумагой ноздрю. Вот испугались!
   Снег. Гололёдка. Детей трудно выпускать. Тобик лёг на книжки. Боря возмущенно "говорит", что Тобик "читает" и прогнал его.

   
   11.02.40. Как жутко! Позавчера кто-то ночью к нам стучал в 11-ом часу за спичками. Вчера ночью часа в 3 стучали в окно. В ответ Тобик рявкнул, а сегодня... украли Тобика. В своём настроении боюсь и писать. Как будут горевать дети! А какое у нас воровство! У меня руки опускаются - ничто нейдет на ум.

   
   13.02.40. Тобика так и нет. Прощай, Тобик! Как дети скучают по нём. Вчера были в театре. Собачки снова напомнили Тобика, но ни одной такой красивой, как Тобик - не было. Была одна болонка, но гораздо больше. Программа была составлена однообразно. Ида всё время интересовалась антрактом.

   
   16.02.40. Видала во сне Тобика, будто он залаял у меня за плечами. От радости я проснулась. Ведь он был мой верный рыцарь...


   
  Вспоминает Ираида
   
  Я прекрасно запомнила такой случай.
  Когда мы садились обедать, Тобик залезал под стол. Мне категорически запрещалось его дразнить. Тем не менее, делая невинное выражение лица, я пихала Тобика под столом ногой. Он терпел долго, но однажды терпенье собачье лопнуло, и он цапнул меня за большой палец ноги, да так сильно, что пошла кровь. Я ревела, Тобика наказали, но для себя я сделала вывод, что любая божья тварь имеет право на самозащиту и временами этим правом пользуется. А дразнить и обижать слабых - грешно и непростительно.

  Тем не менее, Тобику пришлось укусить меня ещё раз.
  Мы все сидели в комнате, которая называлась СТОЛОВОЙ - за столом, и обедали, если это можно назвать - обедом. В середине стола стояла большая сковорода с жареной картошкой. Почему-то в этот раз картошку не раскладывали по тарелкам - каждому. Все тянулись к сковороде вилкам, и, нацепив побольше на вилку картошки, спешили отправить её в рот. Время было голодное, и такое блюдо было праздником. И только бабуся ела аккуратно, не спеша, стараясь, как всегда, чтобы больше досталось другим. А мы - дети старались всех перехитрить. Мы старались вилками работать быстрее, чем взрослые. Причем, каждый раз, часть картошки с вилки старались уронить на стол. Таким образом - от сковороды до нас - у меня и у Бориса образовывалась на столе дорожка из картошки. Зато потом, когда сковорода уже оставалась пустой, мы доедали картошку со стола. Взрослые видели то, что мы вытворяли, но на этот раз замечаний нам не делали...

  Во время нашего обеда, как всегда, под столом сидел Тобик. Он терпеливо ждал подачки. Он тоже хотел есть. Устав от бесполезных ожиданий, он лизал мою босую ножку, выпрашивая кусочек картошки. А я отталкивала его ногой. Вероятно, в какой-то раз я слишком резко его отшвырнула. Рассердившись, он цапнул меня за пальчик на ноге, да так больно, что укусил до крови. Я завопила, Палец мне прижгли йодом, от чего я заплакала ещё громче. Тобика наказали. А, ведь, он виноват не был...

  Я не знаю, куда выводили Тобика гулять. Но точно - не во двор. Поскольку он был маленький, мама брала его на руки, и куда-то шла по улице Баумана. Вероятно - на близлежащий сквер, или пустырь, находившийся недалеко от старых кремлевских развалин. Это было недалеко от нашего дома.
   
  Однажды, когда мама выгуливала Тобика, неожиданно подскочил какой-то парень, схватил Тобика на руки и побежал. Мама побежала за ним. Он помчался по улице, и, миновав нескольких домов, заскочив в какое-то парадное, закрыл дверь на палку. Вероятно, всё было продумано заранее. Когда маме удалось открыть дверь, его след уже простыл. В парадном дверь, находившаяся напротив входной с улицы, выходила во двор, и оставалась открытой. Видно, через неё и убежал парень с Тобиком. Несколько дней мама с папой ходили по дворам и улицам - искали, звали, но всё было бесполезным. Тобика так и не нашли.

 Меня успокоили тем, что сказали, будто Тобика украли циркачи. У нас в Казани, действительно, был цирк, и в нём выступало много дрессированных животных, в том числе и собак. И, в дальнейшем, сколько бы раз мы ни ходили в цирк, я каждый раз искала на арене Тобика, но так и не нашла.

  Моя первая собака - Тобик, оставила в моей памяти неизгладимое впечатление. Скорее всего, именно Тобик привил мне любовь к собакам, таким умным, любящим и преданным, но только - не умеющим говорить...
  После Тобика мои родители собак больше не заводили так как - не было нормальных условий не то, что для собак, но и для людей.

  Тем не менее, совершенно неожиданным было появление в нашей семье - кошки Мурки. Кто её принес в дом, я не помню. Мне кажется, что она была серая, с белыми отметинами.

  Упоминание о ней я тоже нашла в дневнике бабуси.

   
   25.09.39. У нас появилась кошечка - "Мурка". Ида не расстается с ней целыми днями.
   Ида укачивает Мурку: - "Баю-баюшки, баю, глазки закрываю, сплю." (Уже рифмует).

   
   21.10.40. Привела детей из сада. Оба сразу же бросились к вчера взятой серой кошке. Боря бормочет: - "Мурочка, Мурочка... Мамочка... Папочка... Дочка..., Бабусенька..." У Иды такое упражнение прошло гораздо раньше. Пытается повторять стихи, но ещё неудачно.
   

   21.02.41. Боря лежит в кроватке. Играет какая-то восточная музыка. Боря отбивает пальчиками такт. Ничего не выходит. - "Папа, что это - татарская что ли музыка?"

   С Идой проделала опыт: накануне списанный ею стих "Зима идёт" и тщательно с нею разобранный, заставила на другой день написать наизусть. Написала без ошибок. Рисует что-то мало. По музыке дальше трёх песенок не идёт: никто с ней не занимается. Боря увлекается рисованием. Нарисовал кормящую щенят Альму, с одной стороны - ноги, с другой, сверху - соски. Продолжают мечтать о поездке в Москву. Ида отобрала сама стихотворение, чтобы выучить "тайно" от меня к моим именинам... Раздумала и решила в Москве купить для меня самый лучший подарок.

   
   23.02.41. Жуткие морозы. Часов в 12 появляется солнышко: дети выходят гулять. Двор весь в горках - катайся с любой! Ида увлекается до самозабвения, Боря боится. Возвратился с прогулки. Принёс новость: - "Кутька у Альмы скоро умрёт, а чёрненький и красненький - нет, как мне жалко"... Утром встал и говорит: - "Как хочу писить". - "Возьми горшочек!" - "Не писить, а писать" - резонно замечает Боря.
   
   
   21.10.41. Как-то Мурка залезла в печку, а я уже затопила. Она замяукала. - "Бабуся, бабуся! Мурка - в печке!" - "Дети, ищите скорее, где она? Неужели в печке?" - "Бабуся, она сгорит! А-а-а! Жалко!" - "А-а-а!" - вторит Боря. Плач переходит в рыдания. Раскидываю дрова и оттуда медленно выползает Мурка".

   
   15.11.41. Сценка из "Ревизора" (Добчинский и Бобчинский): - "Бабуся, кошка сидит на плите, среди кастрюлей. Смотри, не сожги её!" - кричит Ида. - "Хорошо, не забуду!" и, конечно забыла. Затапливаю. - "Бабуся, бабуся! Мурка сгорит!" - "Ах, батюшки! Я и забыла!.. Брысь, брысь!" - "А я, ведь, говорила тебе" - "Нет, я говорил!" - "Нет, я!" - "Нет, я! Я первый сказал, а потом уже ты сказала!" - говорит Боря.

   
   20.01.42. Ида мечтательна. - "Сшей мне, бабуся, платьице с крылышками, пышное - пышное... И я буду танцевать вот так!"
   - "Боря, принеси палки! Мы будем строить дом. Выйдем летом на двор, поставим дом, устроим сад, посадим огород! Вот хорошо! " И... пошла работа...
   - "Бабуся, я буду артисткой в цирке". - "Ты же хотела быть доктором". - "Ну, что ж! Я буду и доктором и акробаткой"... Начинается тренировка - прыганье чуть не с комода. Она высоко и легко прыгает.
   Дрессирует и кошку, но последняя никак не хочет становиться больной и, видимо, поэтому ничем не интересуется.

   

   Комментарии к записям в бабусином дневнике...

  У нас во дворе прижилась дворняжка. Кто-то из сердобольных жильцов построил для неё неказистую будку. Звали собаку - Альма. Подкармливали её периодически - кто чем мог. Когда мы - дети бегали по двору стайкой, Альма бегала за нами, видимо, считая нас своей семьёй.

  Однажды у Альмы родились щенки. Она перестала выходить из будки, прячась в ней со щенятами. Шла зима 1941 года. Корм перепадал ей не всегда. Молока, видимо не хватало, и щенки начали погибать... Поскольку наш Боричка каждый день, выходя на двор погулять, заглядывал в будку и наблюдал за Альмой и щенками, все новости их жизни - приносил с прогулки домой.

  Жизнь показывалась нам с неприглядных сторон, преподавая нам уроки жалости и сочувствия к братьям меньшим...

  В 1944 году, когда освободили Киев, наша семья переехала жить в этот город. Что стало с Муркой - не помню. Скорее всего, её отдали в какую-нибудь другую семью.


Раз уж я первая рассказала о собаке из моего детства, предоставим слово Виктору, и спросим у него – когда по его судьбе первый раз пробежала собака?


 
   ЧУЖИЕ СОБАКИ
   
  ВСПОМИНАЕТ ВИКТОР
   
  Если СОБАКА прошлась лапами по твоей судьбе, она явилась свидетелем определенного периода твоей жизни. Вспоминая о таком отрезке прожитых лет, в памяти обязательно всплывет образ твоего верного четвероногого друга. А, если вспоминаешь саму собачку, то одновременно возрождаются события и эмоции далекого прошлого. Так уж получается, что всё, что окружает тебя в любой момент жизни: природа, люди, животные - всё сливается в единое целое, и так и хранится в закоулках памяти.

   
  Мои первые воспоминания о собаках начинаются только с момента приезда и проживания во Фрунзе в 1948 году. А до этого ни в детстве в Фергане, ни после переезда на Украину в конце 1944 года, ни после побега на фронт, ни в Польше, ни в Чехословакии - судьба меня не сводила с собаками.
   
  Просматривая отсканированные старые Фрунзевские фотографии, на одной из них, снятой призовым фотоаппаратом "Любитель", врученным мне за спортивные успехи, я увидел себя в лётной форме старшины брата Юлика (кстати, форма мне очень идёт!). Во дворе нашего дома у окна, на снимке, я увидел собаку - овчарку, лежащую в деревянном ящике, превращённую в "будку" для собак и ещё одну  - чёрную. Собака- овчарка более полуметра, с торчащими ушами. Но я, честно говоря, - не помню её. Не помню, кормил ли я её, а уж точно не гулял с ней - иначе я бы это запомнил.

 Рассматривая старые фотографии, я нашёл две фотокарточки: на одной - я стою во дворе своего дома, а в ящике, превращенном в лежанку для собак, находятся две собаки - одна овчарка, другая дворняжка с чёрной шерстью. Чтобы я общался с ними - я не помню.

  А на второй фотокарточке я стою рядом с будкой и держу овчарку за передние лапы. Как мне кажется - это та самая собака хозяев, с которой я довольно близко и хорошо подружился (держать за лапы большую овчарку - не просто!). Хотя, я по-прежнему не помню, чтобы мы так близко подружились.


  Второй случай уже был описан в главе "Детство Виктора", когда я шёл по широкой улице, и у какого-то хозяина с цепи сорвалась собака. Она бежала прямо на меня. Хозяин что-то кричал, а собака остановилась передо мной и, встав на задние лапы, передние положила мне на плечи. Я почему-то не испугался этого манёвра собаки, а только остановился. Так мы с собакой стояли, пока не подбежал хозяин и, взяв её за ошейник или за остаток цепи, не отвёл её в сторону. При этом он поблагодарил меня - хотя я не знал за что. С тех пор я никогда не боялся собак.


  Но самым памятным для меня было знакомство с собакой, которая охраняла дом, где жила Шурочка.

  Шурочка - моя первая настоящая любовь, которая обрываясь, оставляет на сердце болезненную зарубку на всю жизнь.

  Сейчас, вспоминая Шурочку и её собаку, я купаюсь в воспоминаниях, и мне 82-летнему старику, не хочется расставаться с этими воспоминаниями. Они воскрешают нашу молодость, первые нетронутые пошлостью чувства, волнение от первого неумелого поцелуя, и трепет от близких прикосновений к неизведанному, новому, запретному...

  Я не помню - какие слова тогда мы говорили, когда: любили, ссорились, мирились, ревновали, обижали и обижались, и опять - прощали и мирились.

   
   События 1950.
   
  За школой, метрах в 100 или 200 слева, находился дом Бурлаковых, который я, спустя 25 лет, находясь в командировке, так и не нашёл.
  В этом домике жила моя первая любовь - Шурочка Бурлакова.
   
   
  Родители Шурочки уехали в Сталинград. Шурочка осталась во Фрунзе, так как училась в медицинском институте. Жить она стала на частной квартире.

  В общем, в это время мы оба находились в состоянии "свободного полёта". Она жила одна, без родительского надзора. Я жил у брата отца - дяди Миши и тёти Кати. Отец высылал им деньги на моё питание. Я был уже большим, "взрослым" парнем. Они мне доверяли во всём, посильно заботились обо мне. Но в своих поступках я чувствовал себя полностью свободным, и пользовался этим. Когда Шурочка осталась одна, не нужно было больше прятаться от её родителей. И в один прекрасный день я просто стал временами оставаться у неё на ночь.
   
  У хозяев дома, в котором жила Шурочка, была собака. Когда они уехали в отпуск, забота о собаке неожиданно свалилась на меня. Собака была - злой овчаркой, которая всё время сидела на цепи. Как звали её - я не помню.

  Чтобы её накормить, надо было взять у неё - пустую миску, наполнить её едой, и потом эту миску поставить собаке. Легко сказать - поставить. А как? Если на тебя смотрит предупреждающе - рычащая, ощерившаяся морда с выставленными напоказ клыками? Сначала я медленно стал подходить к собаке. Она зарычала угрожающе. Я остановился и стал её уговаривать, что нужна посуда. Я сделал шаг в сторону миски и уже попал в зону её действий. Я продолжал смотреть, глядя прямо в её глаза, и продолжая спокойным голосом уговаривать её - отдать миску. Собака опять зарычала, но уже не совсем злобно. Я сделал ещё шаг и, продолжая смотреть в её злобные глаза, наклонился и взял миску. Собака продолжала ворчать. Я, не поворачиваясь к ней спиной, отошёл с миской. Потом с миской, наполненной едой, я уже смелее подошёл к собаке и опустил миску невдалеке от её морды. Я ушёл, а собака стала хлебать пищу. Второй раз я уже подошёл более смело. А потом собака смирилась с тем, что я ей приносил и еду и воду.

  Наше перемирие было по обоюдной договоренности. Я понимал, что злоупотреблять излишними движениями не стоит, а собака осознавала, что агрессивное поведение с её стороны может лишить её еды и питья. Но я знал, что мои услуги она принимает, как должное, и терпит меня только на время отсутствия уехавших хозяев. Она не выявляла мне какой-то особой благодарности, не заискивала, просто всё принимала, как должное. Может быть, мы бы позже и подружились, и наши отношения дошли бы при встречах до выказывания бурной радости, и виляниями хвостом, но пока этого проявления признания не случилось. Собака была очень умной и гордой.
   
 
  Это был мой первый опыт общения с чужой собакой. Но мне он запомнился особо, так как этот период моей жизни совпал с долгожданной близостью с любимой первой моей женщиной - Шурочкой...
   
  Из Фрунзе я уехал практически навсегда. Практически - это означает, что в этом городе я побывал ещё несколько раз. Но это были короткие поездки, всего по нескольку дней, в основном - в командировках или в отпусках.
   
   
  Вот так - воспоминание о собаках позволило мне вернуться в детство, в солнечный город Фрунзе и вспомнить свою первую любовь - Шурочку Бурлакову.
   
  После Фрунзенских встреч с собаками, я с ними контактировал только после женитьбы и, естественно, с Ириным Тобиком не встречался...

 
   
   
   Д Ж Е К
   
  ВСПОМИНАЕТ ИРАИДА
   

     В 1959 году мы с Витей поженились. Волей судьбы вся семья Степановых собралась вместе под крышей частного дома, в деревне "Гремячево", располагавшейся в конце посёлка "Дзержинский ". Вместе с деревенским домом, который мы снимали, нам досталась будка с собакой - молодой овчаркой. Я не помню, как её звали, кажется, Джек, но это не точно. У моего брата - Бориса сложились с этой овчаркой трогательные отношения. Они вместе бегали, играли. Джек с нетерпением ждал своего друга с работы... Но, однажды, он его не дождался...
   
  Наше предприятие - НИХТИ (Научно-Исследовательский Химико-Технологический институт) располагалось в самом посёлке - Дзержинском. А в лесу (действительно, в настоящем лесу) находился полигон и цеха. Там и работал Борис.

  Институт занимался разработкой ракет на твердом топливе. Было Борису всего 23 года, Он всего лишь один раз поцеловался с девушкой, о чём недавно рассказал мне по секрету... Работал он техником. Его рабочее место находилось в одной из комнаток в подземном бункере. В небольшом помещении был установлен термостат, куда помещались образцы порохов. В его обязанности входило - снимать показания с испытываемых образцов и т. п...
   
  22-го июня Борис и другие ребята должны были сдавать что-то вроде экзамена, связанного с работой. Его напарник пошёл на улицу покурить, и, уходя, не до конца задвинул дверцу термостата. Борис не пошёл на улицу, решив ещё раз проштудировать вопросы перед экзаменом. Он сидел за столом спиной к термостату. И случилось страшное...

  Разряд... и искра из термостата через приоткрытую дверку вырывается наружу. От высокой температуры, как от молнии, вспыхивает порох в бочонке, который стоял в углу комнаты (в нарушение всех правил техники безопасности). От взрывной волны наглухо захлопывается входная дверь, которая должна открываться наружу в коридор, а она закрывалась изнутри...

  Нас всех потом успокаивали, что он не чувствовал, как горел. Он задохнулся газами горящего пороха. Его нашли сидящим за столом, он успел лишь закрыть голову телогрейкой. Из всех комнат бункера были сделаны люки, которые имели выход в основной коридор. Ребята из его отдела, не дожидаясь, когда всё потушат, через люк пробовали добраться до горящей комнаты. Вернулись первые двое ребят. У них ничего не получилось - большой жар и газы... И только третьему удалось вытащить Бориса. Но, тот был уже мёртв... Ребята, которые пытались его спасти, долго лежали в больнице. У них были обожжены горло, лица, а у последнего пострадали и лёгкие.
   
  На нашем предприятии существовал "неписаный закон" - если случались на производстве подобные трагические случаи, семьям погибших давали жилье, или улучшали жилищные условия. Поскольку мы вообще не имели никакого собственного жилища, а снимали дом в деревне, нас вселили в отличный дом, располагавшийся рядом с проходной предприятия.

  Маме, папе, бабусе и Милочке дали однокомнатную квартиру. А я (беременная Стэлкой) и Виктор - въехали в комнату в трехкомнатной квартире (коммуналка), в соседнем подъезде с родителями.
   
  Переехав из деревни, мои родители взяли с собой Боричкину собаку - Джека, и большого черного кота - Мишку, который тоже был любимцем Бориса.

   Кот жил, в основном, у родителей. Лифта в доме не было. Родителям трудновато было сопровождать кота на прогулки, поэтому его часто выпускали погулять одного. Мишка был умным, самостоятельным и гордым котом. Если дверь на улицу из подъезда была закрыта, он терпеливо сидел около неё и ждал, когда её откроют. Вероятно, кому-то это не нравилось. Однажды кот в дом не вернулся. Мама с папой долго его искали. И, наконец, через несколько дней, нашли его убитым жестоким способом.

  Кроме Мишки, мама с папой забрали с собой Борину овчарку, с которой он очень дружил. Пока мои родители обустраивались в новой квартире, в доме на 4-ом этаже, Джека временно отдали Фене, у которой мы жили первое время в Гремячево. Феня работала сторожем на строительстве дома в центре посёлка. Она стала брать на работу с собой Джека, чтобы ночами не было очень страшно.

  Сначала он просто ходил рядом с ней. А потом она приспособилась привязывать его в одном из подъездов строящегося дома к перилам, а сама уходила спать в сторожку. В те времена, впрочем, как и сегодня, со строек "несуны" воровали всё, что только можно было украсть. Так и в этом случае - кто-то из рабочих припрятал днём краску и ещё что-то, а ночью жулики пришли - за припрятанным. Джек их не пропускал. Он работал ночью сторожем, и понимал свои обязанности. Воры не ожидали увидеть собаку. Она встала на их пути преградой, и не пропускала дальше - вверх по лестнице. Они нашли металлический прут, и стали им избивать собаку. А она не могла достать их зубами, чтобы защитится, и убежать не могла, так как была привязана к перилам.

  Эти сволочи продолжали избивать собаку до тех пор, пока она не умерла.
   
  Всё происходящее казалось мистикой. Как будто Борис забирал с собой всё, что ему было дорого здесь, на земле.

  Бориса очень любила девочка - Мамонова Люся. У неё было больное сердце. К моменту смерти Борички, она уже так плохо себя чувствовала, что могла дома только лежать. Родители носили её на руках. Наконец, подошла её очередь на операцию, которую она не перенесла...

  Был у Бориса близкий друг, тоже Борис. И опять же, вскоре после гибели нашего Бориса, Бориса Волкова какие-то бандиты, по другому их не назовёшь, избили и скинули с электрички. Он выжил, но после многочисленных травм головы, он остался не вполне нормальным человеком. Что-то в его мозгах, как говорят, заклинило. Он все время улыбался или смеялся. Ему всё виделось в "розовом" свете. С годами ему стало лучше, но до конца он так и не поправился.

  Все перечисленные случаи были связаны с жестокостью. Как-будто, чтобы встретиться в потустороннем мире с мои братом, каждый из них, и животные и люди, должны были пройти через трагическую кончину...
  Всё это наводит на мысль, что наш покойный Борис старался забрать с собой в потусторонний мир всех, кто ему был дорог.
   
  Наверное, никто не может объяснить - каким образом человек, ушедший в мир иной, может забрать с собой ещё кого-то или что-то? Хотя примеров этому существует множество.