Часы и мелочи. Рецензия на фильм Персонаж

Наталья Комарова 4
     Любить свою жизнь - вот призыв, с которым режиссёр (Марк Форстер) обращается к зрителю в этом фильме.
     Главный герой - Гарольд Крик - нисколько не ценит своё время и в буквальном смысле обращает на него внимание только тогда, когда нужно узнать, который час. Поэтому, по замыслу картины, он вступает в конфликт со временем: часы злятся и ломаются... Кроме того, Гарольд оказывается персонажем книги Карэн Эйфелл. Он слышит голос писательницы, комментирующий в литературной обработке все его действия. Такая особенность фильма позволяет нам, зрителям, понять ощущения героя, узнать ход его мыслей, что расширяет возможности кино. Сюжет захватывает своей динамичностью.
     Самый сильный эпизод - Гарольд осознанно идёт на смерть. Здесь всё производит должное впечатление: тихая, печальная музыка за кадром; часы, снятые крупным планом; прощальный поцелуй; ночник, погашенный его рукой; начало нового дня; одевания мальчика, которого Гарольду предстоит спасти... Каждая мелочь, деталь, движение этого короткого видеоряда вдруг обретают особую ценность, смысл, как для Гарольда, так и для зрителя. Режиссёру удаётся передать своё гениальное состояние (чувства времени), хотя бы на мгновение, но заразить им.
     Игра актёров убедительна. Хороши мелодраматические моменты зарождения и развития чувств. Гарольд (Уилл Феррелл) очарован мисс Паскаль, опускает глаза, теряется, говорит, что ему нездоровится... Ана Паскаль (Мэгги Джилленхол) влюбляется в Гарольда во время исполнения им трогательно-нежной песни... Жаль только, слова не были переведены.
     Джулс Хилберт - профессор литературы - с первых кадров покоряет подчёркнутым пофигизмом. Разговаривает с Гарольдом прямо в туалете и пьёт кофе, в рабочем кабинете сидит босой, в бассейне закидывает финал романа (трагичную судьбу Гарольда) под стул. Юмор режиссёра очень забавен. Тем интереснее наблюдать за изменением отношения профессора к Гарольду. Сначала Хилберт воспринимает его как чокнутого, потом - как персонажа, а после прочтения романа, наконец, видит в нём человека - жертву обстоятельств. Тут Хилберт становится трагически-серьёзным. Даже волосы кажутся ещё более поседевшими. Дастину Хоффману веришь.
     Пенни Эшер - ассистентка Карэн. Колоритная личность. Внушает доверие (и как героиня, и как актриса - Куин Латифа), излучает спокойствие - то, что нужно для неврастеничной Карэн. Пусть не источник вдохновения, но забота и поддержка. Играет не последнюю роль в конфликте Гарольда и Карэн (советует Карэн отдать ему черновик).
     Одна из самых напряжённых сцен - встреча писательницы Карэн Эйфелл со своим персонажем. Гарольду Крику, действительно, не нужно представляться. Карэн испугана и восхищена. Буря чувств в душе прочитывается на лице актрисы Эммы Томпсон.
     Компьютерная графика хорошо вписывается в фильм, работает на идею. В начале то и дело появляются различные стрелочки, цифры, подсчёты. Это символизирует (и наглядно показывает) образ жизни Гарольда, замкнувшегося в мире чисел, монотонных будней. Все расчёты испарятся после встречи с Аной Паскаль, и тогда Гарольду откроются другие ценности.
     Интересный монтаж. Переходы от одного эпизода к другому смотрятся гладко. Вот Гарольд выходит из кондитерской и проклинает преследующий его голос, глядя на небо... А на крыше дома - писательница, фантазирующая о самоубийстве... И следующий кадр - она уже в кабинете...
     В конце тоже интересно: Карэн приносит свой роман профессору Хилберту, он читает новый финал, и мы видим забинтованного Гарольда, мисс Паскаль, рисующую маркером улыбающиеся(!) часы... Голос за кадром делает жизнеутверждающий вывод ко всей картине: мелочи спасают наши жизни: "наручные часы спасли Гарольда Крика". Чудо случилось; картина удалась.

2015