Молитва Матери...

Ариф Туран
Матерям нашим посвящается.            

  ***
На золотистом берегу певучего Каспия, на изумрудных склонах Талышских гор, что тянутся вдоль азербайджано-иранской границы, стоит город, который называют "Гызыл Лянкяран", то есть золотой, который долгие годы на русский манер именовался Ленкоранью. Справа и слева от него - города поменьше: Масаллы и Астара. Это один из самых экзотических районов Азербайджана, где в складках гор, в зоне субтропического климата, сохранились реликтовые широколиственные и смешанные леса с обитателями древней гирканской флоры, красивейшие горные ландшафты, прорезанные ущельями с бурлящими реками, многочисленными термальными и минеральными источниками, чистейший воздух и чудная природа.

21-ого марта я выехал в Астару, настроение было праздничное. Наконец то наступил « Новруз байрам ».
С  приходом этого весеннего праздника, моё прооперированное сердце начинало биться, увереннее, с  оптимистичным, весёлым ритмом.
Моя старенькая, серебристая  «Волга», в аккуратных и профессиональных руках моего друга – водителя, Ашрафа, своей строго изящной вещностью и технической мощью, могла бы дать фору многим иномаркам. Он, как и я не признавал иномарки, мы с ним были старомодными однолюбами, но не таким уж потерянными, как любила подшучивать над нами, моя старшая внучка Лейла, ученица одиннадцатого класса, по мнению учителей, претендентка на золотую медаль,
Ашраф, лет двадцать пять был мои официальным водителем, после моего ухода в отставку, вскоре он тоже вышел на пенсию, но при этом остался со мной. Врачи запретили мне, физически перенапрягаться, в том числе и водить машину, тем более в дальние рейсы. А для такого профессионала, как Ашраф, с его могучим здоровьем, 220-230 километров пути, от Баку до Астары было, что семечки полузгать. Он был лет на пять моложе меня и как в былые наши боевые годы продолжал относиться ко мне, не только как  к шефу, но и как к старшему родному брату. В моей семье все его любили и считали его, чуть ли ни членом семьи.
   Я удобно устроился на заднем сидении, с наслаждением вдыхал через полуоткрытое левое боковое окно  прохладный ветерок, который уже начал игриво  веять пряной теплотой пробуждённой Природы.
Ехали мы к моему бывшему заместителю, полковнику Дамиру, тоже отставнику, на свадьбу его младшего сына Рамиза, капитана национальной армии.
Свадьбу они решили приурочить к «новруз байраму»,на родине своих предков. Этому настояла, девяносто летняя мать Дамира, старейшина их многочисленного семейства тётушка Наргиз, домочадцы за глаза её называли «Бёюк Ана», тоесть «Главная Мать»

Я закрыв глаз, бодрствовал, продолжая, думать о святости праздника «Новруз байрама», подаренное человечеству нашими предками...

О происхождении этого праздника существует несколько версий, легенд и доказательств. Однако, во всех них признается, что это самый древний праздник на земле, приуроченный к весеннему равноденствию. И все они связаны со "спасением". Спасением от зимы, смерти и "воскрешением". Вот уже три года, как я «воскрес».
Первую весточку о приходе Весны подает цветок "Новруз-голю" - подснежник. Праздник Новруз - это праздник пробуждения природы. Приходит пора любви и пора крестьянского труда. Закладывается основа будущего урожая. Перед праздником очищают дом, одежду, утварь. Человек и сам обязан очиститься не только телесно, но и духовно. Входить в Новруз можно только с добрыми намерениями и честными помыслами.
Основным символом, атрибутом Новруза является сямяни, без которого не принято встречать Новруз.
Духовная Сущность "Новруза", начинается  с  очищения. Очищается дом, вновь производится побелка, устраняются недоделки; очищая дом, одежду и утварь, человек обязан очиститься и сам, и не только телесно, но и духовно. Нельзя входить в праздник неочищенным.
Очищению предшествует и проращивание сямяни. Сямяни по-существу то же, что и елка у русского, и у других народов в Новом году, и даже больше того. Сямяни - не только украшение нашего стола и жилища в праздник Новруз, оно нечто большее, Сямяни - символ плодородия. По нему определяют, каким будет урожай. Если сямяни хорошо проросло и высоко вытянулось, значит быть урожаю в этом году. Сямяни - символ нежности. Это первая нежная зелень в доме, она мягка и беспомощна, требует к себе уважительного обращения и Божественной Любви. Сямяни - символ Доброты и Любви.
Новруз учит Доброте и умению  Любить.  Доброта и Любовь является самыми главными атрибутами Новруза. Не к этому ли ведет "Авеста", не этому нас учат Коран и Библия? Зло можно победить не в одиночку и не Злом, а вместе, уповая на Доброту и Любовь, опираясь на их Божественную Силу. Вот чему учит нас Новруз и его традиции.
В течение месяца до Новруз-байрама каждая из предстоящих четырех недель – а вернее четырех сред – была посвящена одной из стихий и поэтому называлась по-разному: су чершенбе (среда на воде), одлу чершенбе (среда на огне), торпаг чершенбе (среда на земле) и ахыр чершенбе (последняя среда). По поверьям, в первую среду обновлялась вода, и стоячие воды приходили в движение, во вторую – очищался огонь, в третью – земля, а в четвертую среду ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам наступала весна.
   На различных праздниках многие народы используют растения при ритуалах: майское дерево у немцев, англичан, шведов; новогодняя елка у многих европейских народов; береза - в некоторых обрядах славян и др.
Однако, в отличие от них, обряд сямяни заключается в проращивании растения и имеет под собой более высоконравственную и глубокую философскую концепцию: участие в зарождении новой жизни, воздействие на зарождение и развитие этой жизни Добротой. Народ, в основе психологии которого лежит выращивание "сямяни", не может быть разрушителем, демоном. И пока народ празднует новруз и выращивает "сямяни", он остается Добрым.
Не подлежит сомнению, что любой праздник, ритуал, идущий из древности, неразрывно связан с психологией народа, его неосознанными и осознанными желаниями, отражает его мировоззрение. Народ, который 6 недель перед Новым годом посвящает только очищению своей Души, своих Помыслов, своей Духовной и физической сущности, никогда по своей воле не возьмет в руки оружие. Народ, который в течение 6 недель вместе со всеми своими детьми, где бы не находился, как бы погружается в Доброту, входит как бы в контакт с Добрым началом в космосе, обязательно несет в себе непобедимый созидательный заряд вселенной. Не зря в эти дни отступают различные болезни и почти никто не болел. И  восьми часовую операцию на сердце, мне   сделали весной, потому она, наверно и прошла сверх успешно. Все эти мысли роем обволакивали моё сознание, под размеренную хорошую «волговскую» скорость...

-«Через минут  тридцать мы будем в Астаре.
Как себя чувствуешь командир? Не растрясло?»
-«Всё отлично Ашраф, с Божьей помощью и твоей аккуратностью, чувствую себя превосходно и даже могу выйти с машины и побороться с тобой».
-« С тебя командир всё хватит»- весело рассмеялся Ашраф.
Закрыв глаза, я вновь отдался своим молчаливым думам…

Астара в переводе на русский язык означает "тихая дорога". Тысячу лет назад караванами лошадей был протоптан великий Шелковый путь по коридору, объединяющему Азию и Европу, через Кавказ (сейчас этот маршрут называется ТРАСЕКА). Путь этот нередко был сопряжен с разбоем и нападениями, но - удивительно, дорога от Лянкярана до Астары, говорят, была на редкость тихой и спокойной. Потому и назвали ее так - оста ру.
Особенно я всегда наслаждался по дороге Лянкярана в Астару.Всевышний Творец создал на этом участске особую Красоту , чрезвычайно живописнаю: лесистые горы и субтропики.Слева на узкой приморской полосе разместился Гирканский заповедник, где охраняются реликтовые деревья:железное дерево, дзельква и другие…

-«Бла-го-дать!»- громко вздохнул я.
-«Что командир»?» с беспокойством спросил Ашраф,
-«Говорю, что как хороша жизнь. Эх и погуляем мы на свадьбе.»
-«Ашраф, а дорогу ты помнишь, или дашь мне тряхнуть  стариной, сесть мне за руль, не хочется быть у них в глазах немощным пассажиром».
-«Обижаешь командир. Дорогу отлично помню. Уж сколько раз мы тут бывали»- обиженным тоном буркнул Ашраф, - «Астару мы проехали, до их села ещё километров десять, за два, три километра, пересядешь командир за руль».

Селу, где родился полковник Дамир, было больше пятьсот лет. Оно раскинулось прямо в предгорьях Талыша и было уникально не только своим возрастом, но и своей природной красотой…

-«Ашраф ты слышишь журчание реки, мы уже почти у цели. Остановись, пора мне пересесть за руль».
Я с нетерпением тронул машину с места, почему то я очень разволновался, Последний раз , я был здесь четыре года назад. Мне очень захотелось увидеть тётушку Наргиз, может быть в последний раз, так думалось мне тогда. Болезнь сердца медленно убивала меня. Родителей своих я похоронил, отца в 1998, году, мать- в 2000х тысячном.
Самым старшим в роду был я, четырёхкратный дед. Но душе хотелось ещё немного остаться ребёнком, хотелось материнской ласки и поддержки. Хотелось уткнуться в материнский подол и спрятаться от Смерти. Не хотелось умирать из за больного сердца.
В различных боевых переделках  не было Страха, а тут Он проклятый появился. И тётушка Наргиз, тогда обняла меня , прижала мою голову к себе к груди и ласково гладила меня по моим седым волосам и тихо, словно пела колыбельную:-«Да буду жертвой я, для своих детей. Пусть их боль перейдёт ко мне. О Аллах, возьми мою жизнь взамен. Они по Твоей воле должны провожать меня к Тебе, а не я их ».
Тогда я, впервые в своём солидном возрасте расплакался, как ребёнок и на душе у меня вдруг стало легко и Страх исчез…

Показалась река Астарачай, она грациозно бежала с высоты Талышских гор, чтобы слиться с седым Каспием…

На встречу бежали дамировцы, я так шутя, называл домочадцев, моего боевого друга  и побратима Дамира Талышского.
Я  спешно вышел из машины.
Дамир, не по годом стройный, как истый горец быстрый в движениях, стремительно подошёл ко мне и крепко обнял: - «Салам командир. Тебя ждали, не начинали свадьбу. Бёюк Анна  устала смотреть на дорогу, все повторяла, «сейчас мой названный сынок  приедет». Вот смотри, стоит на крыльце наша мать.
Так что иди командир, отрапортуй ей по всей форме.»
Дамир радостно смеялся.
Я, насколько позволяло мое прооперированное сердце, чуть ли ни бегом устремился к тётушке Наргиз.
Она ,стояла у  крыльца, не согбенная годами, высокая, словно гордая чинара, белая как лунь прядь волос выбилась из пуховой шали и мягко ласкала её изборожденный годами, широкий красивый лоб.
Я подбежал к ней, взял в свои руки её натруженные ладони и осыпал поцелуями. Мне почему то захотелось расплакаться, ну это уже о радости.
-«Дай посмотрю на тебя»,- она окинула меня строгим взглядом, потом поцеловала в лоб.
-«За тобой хорошо смотрели. Передай своим, что я довольна ими.» И вдруг обхватив мою голову, прислонила к своей груди тихо пропела, словно колыбельную:-«.Хвала Тебе Аллах, Всемилостивый и Милосердный. Ты подарил мне счастье видеть сильным и здоровым названного брата моего сына Дамира, которого  я люблю за его чистую душу, как родного сына. И сегодня свадьба моего самого младшего внука. Великое Счастье  Ты подарил мне. Да буду я их жертвой. Пусть боль и горе обойдёт их. Я приношу своё сердце к твоим стопам. Не обойди их Своей Любовью и Счастьем, о Всемогущий».
Это была благословленная Всевышним Творцом песня  Материнской Молитвы…
***
Спойте, соловьи, ту песню,
Что в детстве пела мне мать.
Почему-то, сердцу тесно,
Трудно стало мне дышать.

Я часто её вспоминаю,
Любуюсь нежным лицом.
И в мыслях мать обнимаю,
Мне снится старый наш дом.

Спойте, соловьи, сквозь слёзы,
Средь звёзд живёт моя мать.
Я часто вижу в своих грёзах,
Родную свою благодать.

По жизни она мне сияет,
За руку мягко ведет.
Душою меня защищает,
Колыбельную с грустью поёт.

Спойте, соловьи, ту песню,
Что в детстве пела мне мать
Почему-то, сердцу тесно,
И трудно стало мне дышать.



МЕСЯЦ   МАРТ, 2008 ГОД. БАКУ -АСТАРА.