Общероссийский народный фронт

Вячеслав Суханов
Радио Посад
Лицом к Лицу
Глава исполкома Общероссийского народного фронта
Московской области Алексей ДАУТОВ:
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ – ЭТО ГИГИЕНА ОБЩЕСТВА

Была ранняя весна. В Москве, на Патриарших прудах, где когда-то бродил булгаковский писатель Берлиоз, а Аннушка уже разлила подсолнечное масло, гуляли мамаши с детскими колясками, да плавала какая-то красивая птица. Я шел на встречу с главой исполкома Общероссийского народного фронта Московской области Алексеем Даутовым и размышлял об этой полутаинственной организации, возглавляемой самим президентом России Владимиром Путиным и знаменитым кинорежиссером Станиславом Говорухиным, снявшим в начале 1990-х годов пронзительный фильм «Так жить нельзя». О стране, которая разваливалась, о стране, народ которой спивался от безысходности, а беспомощные вожди брезгливо смотрели на него сквозь стекла бронированных лимузинов и тоже ничего не понимали…
Так кто они эти люди? Новые государевы опричники, как во времена Ивана Грозного? Народный контроль, как в советскую эпоху? Или люди, вдруг решившие для себя, что ТАК жить НЕЛЬЗЯ, и начавшие борьбу со злом?.. Вот во всем этом мне и предстояло разобраться... 

Фронт и его враги

- На мой взгляд, любое интервью – это игра. Алексей Леонидович, давайте немножко поиграем?
- Хорошо, давайте.

- Вопрос для раскачки.  Что вас больше всего возбуждает – женщины, футбол или выявленные в области факты коррупции?
- Все мы в первую очередь люди, поэтому коррупцию я бы поставил на второе место, но сразу после женщин (смеется).

- ОНФ – это Народный фронт.
- Да.

- Но если есть фронт, то должен быть и враг, соперник, с которым воюет, борется фронт. С кем или с чем вы воюете?
- Самый простой ответ, который напрашивается, - это с коррупцией. Но, с другой стороны, коррупция – это понятие большое, размытое и состоит из очень многих мелких врагов, мелких подразделений большого врага. Например, это безразличие. Это желание наживы. Это хамство со стороны чиновников, со стороны недобросовестного бизнеса. Это очень много вещей, которые, к сожалению, просто присущи людям.
То есть, Народный фронт по своей идеологеме считает главным – борьбу, в том числе, и самим с собой, с тем плохим, что в нас есть...

- С нашим менталитетом, с теми недостатками, которые в нас живут?
- С менталитетом, но и не только. Менталитет – это всего лишь часть того хорошего и того плохого, что есть в человеке. И вот именно со всем этим плохим нужно бороться. Бороться  всегда.
Я, когда общаюсь с людьми или в социальных сетях, то очень часто встречаю критически, даже оппозиционно настроенных граждан, которые любят все критиковать. И они говорят с усмешкой: «Вот вы все боритесь с коррупцией. И когда же вы ее, наконец, поборите?! Завтра? Послезавтра?!»
Но если провести аналогию – то зубы надо чистить каждый день! И нельзя почистить зубы раз – и сразу на всю жизнь! Это нужно делать ежедневно. Потому что, как бы ты регулярно не чистил, но все равно снова будет образовываться налет. Это жизнь, это человеческая природа. 
Борьба с коррупцией – это гигиена. Гигиена общества.

- Иначе организм может загнить…
- Именно.

- А есть ли примеры побед в этой войне?
- Да, примеры побед есть. Они разные – и большие, и маленькие. Например, буквально на днях мы ездили в Мытищи, где власти планировали закрыть Дом ребенка. Причем это медицинское учреждение предназначено для детей, страдающих болезнями неврологического характера – это аутизм, болезнь Дауна и т.д. И это совершенно уникальное в своем роде лечебно-социальное заведение, уникальный коллектив, уникальные методики лечения. И вот местная администрация решила его закрыть, прикрываясь необходимостью исполнения Указа президента России о создании мест в детских садах. То есть, давайте мы закроем Дом малютки и откроем там детский сад…

- Как в анекдоте: Лес рубят. Парк сажать будут…
- Это цинизм просто колоссальный! Но хорошо, что вовремя спохватились местные активисты и просто неравнодушные люди, которые живут рядом – они немедленно обратились в Народный фронт и рассказали о сложившейся критической ситуации.
Мы приехали, привлекли Минздрав Московской области - и в итоге администрация пошла на попятную, а мы получили четкие гарантии, что закрытия Дома малютки не будет.

- И даже не пришлось обращаться к губернатору?
- Нет. Это неправильно, когда для решения локальных проблем, нужно обращаться к губернатору или даже к президенту.
ОНФ – это уникальная площадка, которая объединяет людей и основной задачей которой является научить их бороться за свои права, в том числе – самостоятельно.
Нас часто спрашивают, как вступить в ОНФ? Мой любимый ответ: никак.
Вот нельзя в ОНФ вступить! У нас нет удостоверений, у нас нет членских билетов и членских взносов. Ничего такого у нас нет. Кроме нескольких человек в нашем исполкоме, которые занимаются организаторской  работой.
Есть программные майские указы президента, охватывающие практически все сферы жизни. И ОНФ, как общественное движение, создано для контроля за исполнением этих указов. Исполнение этих указов – это и есть та программа развития страны на ближайшие годы, вплоть 2020 года.
Если вы занимаетесь какой-то общественной деятельностью, если вы поддерживаете майские указы президента, если вы поддерживаете ту линию, которая выстроена этими указами и работаете в этой повестке, как мы говорим, - так вы и есть уже в ОНФе! Ничего другого не надо…

Инструмент народного контроля

- У каждого фронта обязательно есть тыл. А вы на какой тыл опираетесь?
- У нас есть большое количество людей, которые нас поддерживают. И это не пустые слова. Я просто ежедневно общаюсь с этими людьми, кроме того, у нас есть портал в интернете, к нам приходят десятки писем.
Если говорить про нашу армию активистов, то это те люди, которые выезжают с нами на рейды, идут с нами, как говорится, в бой. Но есть и еще очень большое количество людей, которые нам помогают, которые снабжают нас необходимой информацией – это наши эксперты.
Для того чтобы стать экспертом Народного фронта, нужно понимать, что это не звание, которое присваивается, и не корочка, которую выдают и которой можно где-то махать как шашкой.
Это - дело. Вы к нам пришли, вы нам помогаете – и это вы – тот самый наш надежный тыл.

- Вы частично предвосхитили мой следующий вопрос, но все же... Если есть фронт, то должна быть и армия. Насколько она велика?
- Если говорить конкретно о Московском областном отделении ОНФ, то нужно отметить, что наша армия очень разная. Во-первых, это люди, которых что-то задело за живое, люди, которые не терпят несправедливости и которые всегда борются за правду, подвергаясь зачастую угрозам физической расправы. Такие случаи есть, к сожалению. И по нескольким таким случаям мы даже были вынуждены выходить на лидера нашего движения – на президента Путина – и докладывать, что человека незаконно увольняют с работы, угрожают и т.п. Но надо понимать, что на войне как на войне.
Во-вторых, есть другая категория людей, которых я уже упоминал, - это эксперты, профессионалы в своей области. Они, может быть, не рвутся в бой, не прорываются к главе муниципалитета с какими-то требованиями, но они подносят патроны, снабжают нас такой убедительной информацией, что все понимают: то, что мы сказали, - так оно и есть. И нашу информацию невозможно опровергнуть.
В-третьих, в рамках ОНФ существуют специальные проекты. Например, «За честные закупки». Это уникальный всероссийский проект, в рамках которого мы имеем порядка 10 тысяч активистов по всей стране. Они мониторят закупки, осуществляемые государственными и муниципальными органами – все эти аукционы и тендеры, мониторят расходование бюджетных средств, присылают сигналы о нарушениях в этой области. И все это чрезвычайно важно.
Все, что вы видите вокруг себя, любое взаимоотношение гражданина с государством – будь то визит в больницу,  будь то обучение ребенка в школе – это все нас касается.
Вот вы идете по улицам своего родного города - у вас под ногами дорога, над головой светят фонари, а сбоку стоят деревья – и все это государственные закупки. И если начать их реально мониторить, то вы сразу получаете в руки потрясающий инструмент контроля эффективности и улучшения вашей собственной жизни и всего того, что вас окружает…

- Но если все же вспомнить о количестве штыков в армии ОНФ?
- Если же говорить о количестве наших активистов – то только в Подмосковье их больше тысячи человек. Это много. А тех, кто готов по зову трубы сорваться и поехать с нами в очередной рейд - таких найдется порядка одного-двух десятков в каждом районе области.

- И в вашем исполкоме есть, по-видимому, на каждый район свой куратор?
- Это было бы очень здорово (улыбается), но в реальности мы организованы скорее не по территориальному признаку, а по проблемам. У нас во всех исполкомах ОНФ есть пять рабочих групп – это единая структура по стране.
Первая группа контролирует качество повседневной жизни (ЖКХ, дороги и т.д.).
Вторая группа - социальная справедливость (медицина, инвалиды).
Третья – общество и власть (участие общества в управлении государством, общественные слушания, земельные вопросы и т.д.)
Четвертая – честная и эффективная экономика (госзакупки, бизнес, предприятия, заводы). И последняя пятая – образование и культура.

- Вы уже упомянули, что ваш фронтовой актив формируется не по призыву, не по контракту, а на добровольной основе. Но солдатам, пусть даже и добровольцам, положен паек или хотя бы бесплатные портянки…
- Ну, портянки у нас в армии уже не носят (смеется). Но если мы выезжаем на какие-то мероприятия, то, дабы наши солдаты не уставали во время обязательного марш-броска, мы, безусловно, помогаем им с организацией транспорта и с какими-то элементарными организационными вещами. Но это не главное, потому что, в первую очередь, мы стремимся к эффективному результату своей деятельности. Поэтому, если у нас мероприятие проходит довольно далеко от дома, например, в Орехово-Зуево, Истре или  Волоколамске, то мы стараемся привлекать к работе местный актив. Наша задача – сформировать именно местные сильные – даже не ячейки, а скорее некие сообщества людей с активной жизненной позицией, которым не безразлична судьба своего родного города или района.
А вообще у нас не предусмотрено какого либо материального вознаграждения активистов. Другое дело, что Народный фронт в своей сути, безусловно, предполагает определенную возможность личностного роста для человека. Как говорят, обеспечивает некий социальный лифт. И гражданин, который активно работает в рамках ОНФ, он может ставить для себя определенные задачи в этом плане.
Мы приглашаем самых активных наших товарищей на обучающие семинары, на какие-то форумы, может быть, даже в соседних регионах, где они могут пообщаться с другими активистами, с какими-то видными деятелями страны – даже с президентом России.
И в этот выборный год кто-то из них принимает решение принять участие в выборах.
То есть, человек уже заработал себе определенное имя, он вырос, благодаря Народному фронту, – и такого рода НЕматериальные стимулы имеют место быть.
Таким людям есть, что ответить на вопрос избирателей «а что вы лично сделали?» Зайдите на сайт ОНФ и посмотрите, чем этот человек занимался в 2015, в 2014, 2013 году. Он не сейчас пришел и начал какие-то обещания раздавать и лозунги толкать. Он реально РАБОТАЛ на благо своей территории и ее жителей! И дела таких людей сами за них все скажут.

На Сергиево-Посадском участке фронта…

- Мы уже поговорили, с кем борется ОНФ, как борется. Но в любой войне должны быть союзники. Кто союзники Народного фронта? СМИ, адвокатура, оппозиция? На кого вы еще можете опереться, но не из своих рядов?
- Вы, наверное, сами ответили на этот вопрос. Но адвокатура – это скорее ближе к нашим экспертам. Что же касается оппозиционеров, то я уже не раз говорил, что мы сами в какой-то мере оппозиция. Оппозиция к коррупционным проявлениям в среде представителей власти, оппозиция к несправедливости, к некачественной работе – такая оппозиция, здоровая оппозиция, которая обязательно должна быть в стране. И которая не просто критикует, но и предлагает пути решения, и сама решает проблемы. И, если человек считает себя оппозиционером и за ним опять-таки есть какие-то конкретные дела, если за ним есть конкретное желание не просто все разрушить, кого-то уволить или посадить, а изменить к лучшему жизнь окружающих людей, решить их проблемы, то он может совершенно спокойно найти себя в наших рядах.
По поводу основного союзника могу сказать, что это средства массовой информации. Потому что, сколько бы мы ни сделали хороших дел, как, например, запрет на строительство вредного производства прямо в центре подмосковной Ивантеевки, в нескольких метрах от детского сада  – если об этих делах никто не узнает, то не будет соответствующего отношения населения к Народному фронту. СМИ, в какой-то степени, – это на самом деле четвертая власть, потому что, когда чиновник попадает в луч внимания средств массовой информации, он начинает себя вести совершенно по-другому.

- На фоне других участков фронта, других районов области, как, на ваш взгляд, выглядит Сергиево-Посадский  район?
- По Сергиево-Посадскому району скажем так: он попадал в поле нашего зрения несколько раз. В силу его особого культурного уровня. Потому что там находится несколько величайших исторических и культурных памятников России – Троице-Сергиева лавра, Радонеж, где жил преподобный Сергий Радонежский. Это попадало к нам именно в этом ключе. И в первую очередь речь шла о незаконной застройке земель вокруг древнего Радонежа. Незаконной – потому что у нас есть поручение президента № 2217, согласно которому в Подмосковье существуют несколько особо охраняемых культурных зон – это Новый Иерусалим, Бородино, и, в том числе, Радонеж. И зона охраны этого древнего города  в настоящий момент не соблюдается. Там начата коттеджная застройка, и на нас по этому поводу в прошлом году вышли местные активисты. Мы выехали туда с рейдом, убедились, что тревога активистов обоснована, ситуация с незаконной застройкой соответствует действительности. И мы обратились на тот момент в прокуратуру, в другие контролирующие органы…

- И как обстоит дело сейчас?
- На сегодняшний момент не могу отрапортовать о том, что проблема решена. Она не решена до конца. И мы планируем повторный рейд, будем подходить к этой проблеме более серьезно. Понимаю, что нужно останавливать эту затянувшуюся историю с незаконной застройкой Радонежа, и надеюсь, что прямое поручение президента по этому вопросу будет выполнено.
(Должен заметить к слову, что Алексей Даутов совсем недавно возглавил исполком ОНФ Московской области. До этого он был заместителем руководителя проекта «За честные закупки» федеральной структуры ОНФ. И есть огромная надежда, что новый молодой энергичный глава исполкома ОНФ МО справится с поставленными перед ним задачами. – Прим. автора)

Нам повезло с президентом…

- А каким образом вы докладываете президенту о выполнении его конкретных поручений и о результатах вашей работы в целом?
- Вообще основная задача ОНФ, как я уже говорил, - это контроль за исполнением майских указов президента. Мы занимаемся этой работой, затем формируются соответствующие доклады в администрацию президента, которые обобщаются с докладами других регионов страны и затем попадают на стол Владимира Владимировича.
Более того, по майским указам существует соответствующее распоряжение, по которому ни один указ, ни один пункт указа не снимается с контроля, пока это не будет согласовано с Народным фронтом.
Плюс у нас в ОНФ проходят форумы – форумы действия и просто встречи с президентом. Например, недавно в Санкт-Петербурге проходил Медиа-форум, когда и журналисты могли пообщаться с президентом, задать ему какие-то вопросы.
Я тоже в прошлом году, в рамках проекта «За честные закупки», принимал участие во встрече активистов этого проекта с президентом. Докладывал по теме строительства социальных объектов по типовым проектам. Это тема федерального значения, но и для Подмосковья  она актуальна. К сожалению, у нас были примеры, когда проектирование совершенно одинаковых детских садов в соседних Ивантеевке и Железнодорожном  отличалось по стоимости в 4 раза! То есть, в одном месте за 2 миллиона рублей спроектировали детский сад, а в другом – за 8 миллионов…

- Воруют-с…
- И сейчас этот вопрос решается, в том числе и благодаря поручению президента. Например, в Московской области создан реестр типовых проектов, который постоянно пополняется.
Таким образом, как вы видите, у нас есть возможность доносить на уровень президента какие-то серьезные системные вопросы. Но на личных встречах мы стараемся этим не злоупотреблять. Но когда есть либо о чем доложить, либо о чем спросить, мы, безусловно, это делаем.

- Завершая нашу беседу, мне интересно было бы узнать ваше личное мнение о президенте Путине. Так как вы лично встречались с ним или, во всяком случае, находились с ним в одном помещении.
Я тоже в декабре 2014 года был на традиционной встрече президента с российской и зарубежной прессой, и он, признаюсь, произвел на меня колоссальное впечатление.  Я уже свет забываю гасить в ванной комнате, а он, хотя старше меня на год, даже вспомнил о войне между Грузией и Абхазией 1918 года, ни разу никому не схамил, отвечая порой на хамские вопросы, замечательно владел всеми цифрами, был объективен, корректен, блестяще подкован во всех вопросах – короче, просто поразил. А как вы оцениваете его как личность? Какое на вас он произвел впечатление? 
- На самом деле, очень сложно передать свои эмоции от встречи с президентом. Мы готовились к этой встрече очень серьезно. За каждым вопросом, с которым мы собирались обратиться к президенту, был огромный труд. Перед каждым из нас лежал листочек с кратким изложением своего вопроса, но рядом с этим листочком лежала еще толстенная папка со множеством документов и аналитикой по докладываемому вопросу. И темы у нас были совершенно разные – строительство типовых объектов и паспорта энергоэффективности, защита Байкала и единая информационная система…
Тем было много, много вопросов. И, несмотря на насыщенную повестку дня президента (как мне показалось, он выглядел немного уставшим), он внимательно слушал каждый доклад, иной раз даже поправлял выступающих или добавлял по ходу обсуждения какие-то свои мысли. Это были факты, о которых ты даже и не знал по своей теме, в которой ты считал себя супер-профи. 
Мои впечатление о Владимире Владимировиче: очень острый здравый ум, совершенно энциклопедические знания и, безусловно, то, что называется харизма, энергетика. Нам, действительно, очень повезло с президентом…

Беседовал Вячеслав СУХАНОВ
(для Радио Посад)