Мои воспоминания о Нине Архиповой

Нинель Сорокина
1 мая 2016 г. исполнилось бы 95 лет со дня рождения Нины Архиповой, великолепной актрисы, народной артистки РФ. Не дожила до своего юбилея всего одну неделю. Мне посчастливилось быть с ней знакомой и даже два раза я была в ее квартире на Беговой. 
     Что касается истории моего с ней знакомства, дело было так.  Я родом из Первомайска Луганской области, того самого, который уже почти два года подвергается обстрелам со стороны украинских войск и в нем не осталось ни одного целого многоэтажного здания! Так вот, в Первомайске родился известный советский писатель Борис Горбатов, второй муж Нины Архиповой. Я окончила как раз Первомайскую среднюю политехническую общеобразовательную школу им. Бориса Горбатова. А в 1988 г. на открытие памятника, установленного к столетию со дня рождения писателя, прозванного певцом Донбасса, приезжала вдова писателя Нина Николаевна Архипова вместе с сыном Михаилом, а также  известным поэтом, другом Горбатова Е. Долматовским, автором текста песни «Школьные годы».
       В Первомайске создано литературное объединения им. Б. Горбатова, членом которого я тоже стала после публикации некоторых моих произведений. В свой родной город я приезжала каждый год летом во время своего отпуска. В 2008 году, как раз когда было 110 лет со дня рождения Б. Горбатова, меня попросили для Нины Николаевны передать номер городской газеты, в которой шла речь о знатном земляке Борисе Горбатове и сборник произведений литературного объединения. Сама Нина Николаевна поддерживала связь с Первомайском: в частности, с литобъединением, городской газетой. Приехав в Москву, я позвонила ей. Она была чрезвычайно рада моему звонку и пригласила меня в гости. Это была квартира, которую получил Борис Горбатов как известный писатель (в числе его известных произведений – роман «Донбасс», повесть «Непокоренные» о Ворошиловградском подполье в годы Великой Отечественной войны). Он умер рано, на 46-м году жизни в 1954 г., прожив с Ниной Николаевной недолго, оставив двух детей-двойняшек. Благодаря стараниям Нины Николаевны на доме установлена табличка памяти писателя.
         Так вот, Нина Николаевна встретила меня очень радушно. Кроме нее, в квартире была ее дочь Елена, отцом которой является Борис Горбатов. Стали угощать меня чаем, тортом, красной икрой, мне даже было неудобно как-то, я не рассчитывала совсем на такой теплый прием. Показала мне комнату Георгия Менглета, своего третьего мужа, с которым прожила сорок лет. Афиши разных лет на стенах, сама же комната не очень большая, как и комната самой Нины Николаевны, но довольно уютная. Меня поразила ее отличная память, несмотря на преклонный возраст, а также ясный, живой ум, одухотворенное  лицо.  Она с интересом меня расспрашивала о Первомайске, сама рассказывала о Борисе Горбатове, каким он был добрым, необычайным человеком, отдававшем всего себя людям, запросто принимавшем у себя своих земляков, к нему могли являться гости-шахтеры даже ночью и всегда их принимали с распростертыми объятиями. 
     Второй мой визит к Нине Николаевне состоялся через год после первого и тоже поводом послужила передача очередной книги Первомайского литобъединения. В этот раз меня принимали скромнее, от чая я сама отказалась, чувствовала, что обитателям квартиры не до гостей. Семья Нины Николаевны, как я поняла из ее рассказа, еле сводила концы с концами: у мужа дочери Елены возникли проблемы с работой, у детей, особенно Михаила, врача-кардиолога, видно пошел в своего отца, который умер от сердечной недостаточности. Нина Николаевна вскользь как-то упомянула, что ролей ей в театре не дают, а она играла бы, поскольку семья нуждается в деньгах. Хорошо хоть, удалось сняться в таких ее последних фильмах, как «Утомленные солнцем 2 (2011 г.) » и «Белый человек» (2012 г.). Так что, в этот раз я уходила  от Нины Николаевны опечаленной, с мыслями о том, как же не умеют ценить в нашей стране людей, отдавших всех себя служению делу, имеющих высокие звания, заслуги и думающих на старости лет, как прожить на те скудные средства, которые дает государство.
     В 2012 г. я еще раз виделась с Ниной Николаевной  в библиотеке украинской литературы в Москве на показе фильма Роллана Сергиенко «Счастье Никифора Бубнова» по повести Б. Горбатова «Прощание», куда она пришла по моему приглашению в сопровождении своей дочери Елены, опираясь на палочку. Ей шел уже 92-й год, но внутренне она совершенно не изменилась: такая же приветливая, любознательная, отзывчивая, внимательная.
         В последний раз я услышала ее в 2014 г., она мне позвонила, поинтересовалась, что там в Первомайске, очень переживала в связи с ужасными, кровавыми событиями, случившимися на родине ее второго мужа Бориса Горбатова. 
      И вот известие: не стало Нины Николаевны. Да, возраст, но всё равно не верилось: как же так, через неделю юбилей, она такая жизнерадостная, несмотря на болезни. Хотя на прощании в театре Сатиры кто-то из ее друзей сказал: за два дня до смерти звонил ей и она ответила: «не хочу больше жить» и повесила трубку. Люди уходят, когда все дела сделаны. Она оставалась на «посту», служа своему делу, родным до последнего.
     На панихиде людей было немного. Неприятно поразили слова худрука театра Сатиры Александра Ширвиндта. Во-первых, он позволил себе бестактность, сказав, что Нина Николаевна (он ее называл Ниночкой и один раз Нинулей) была наивной, несмотря на то, что у нее было много мужчин и мужей. Во-вторых, по его словам, несмотря на то, что принято просить прощение у покойников, он этого делать не будет, так как «нашей вины нет, мы помогали, как могли». Ну да Бог ему судья. А Нине Николаевне светлому человеку, замечательной актрисе, талантливой во всех отношениях, имевшей доброе, щедрое сердце – вечная память!!!