Песчаное чудовище... 7. Муравьиный лев

Алессандро Де Филиппо
Научно-практическая повесть

7. Муравьиный лев


В 1970 году мне довелось работать в Нахичеванской АССР. Местность – жаркая, каменистая, горная, с реками, пересыхающими летом – ну, в общем, нормальная полупустыня. Пески встречались только в речных долинах в виде намытых рекой песчаных откосов.

Стояли мы тогда отрядом на окраине села Казанчи, на правом борту реки Алинджа-чай. Разместились в двух деревянных домиках и в трёх палатках. Обустроились, провели свет, наняли повариху из местных женщин и стали жить-поживать да в маршруты ходить.

И всё бы хорошо у нас было, если бы не кладбище, от которого мы разместились в 70 метрах. Слишком близко. Покойники нам не мешали, а вот фаланги  к нам зачастили. Особенно по вечерам, когда свет включали в палатках. Так уж их тянуло к свету. Приходилось перед сном перетряхивать спальные мешки, а утром проверять одежду. Не каждый день, но порой отлавливали этих страшных пауков и с большим удовольствием их давили. С хрустом. Подробнее о фалангах я расскажу в другой раз, а сейчас я намерен рассказать о муравьином (песчаном) льве.

После маршрутов, вернувшись в лагерь, ходили мы на речку, чтобы освежиться в прохладной воде. Здесь вода в реке ещё текла, а в пяти км ниже долина реки расширялась и почти всю воду разбирали на орошение полей.

В песчаной косе вблизи реки увидел я мелкие конические ямки глубиной 4-5 см, заинтересовался, спросил…Такой уж я был тогда – молодой и любопытный. Мне объяснили старшие товарищи, что это ямка личинки муравьиного льва – маленького жучка, который сидит в сухом песке и ждёт добычу. Мимо пробегает муравей и, если упадёт в эту ямку, то уже не выберется – муравьиный или песчаный лев его схватит и сожрёт.

Такое интересное кино я не мог пропустить, стал над ямкой на колени и застыл в ожидании…Муравьи бегают себе туда-сюда, а в ямку никто не торопится. Надоело мне ждать, взял я травинку и направил муравья к ямке. А он от неё шарахается, не хочет…Ладно, думаю, направим точнее…И столкнул муравья в ямку. Он начал оттуда выкарабкиваться, а песочек осыпается, и у него не получается.

Пошебуршился он немного, а тут и муравьиный лев проявился: со дна песчаной воронки вдруг высунулись кривые клешни и быстро замелькали, загребая к себе песок. Вместе с этим песком муравей сполз вниз и исчез в клешнях коварного и сильного жучка. Спустя минуту «лев» вытолкнул на поверхность хитиновые пластинки – останки муравья. Всё успокоилось. Драма на охоте закончилась – «лев» получил свою добычу.

Если бы я не загнал муравья в ямку, то долго бы пришлось сидеть мне здесь, а «льву» ждать добычу.

Таким образом я направил муравьёв ещё на четыре ямки и накормил ещё четырёх «львов».

Опыты с кормлением «львов» мне надоели, и я решил их разглядеть.

 Выковырнул одного из воронки, а он тут же в песок зарывается такими судорожными движениями, а сверху выставляет свои остренькие челюсти-клешни, а сам небольшой такой, 6-7 мм в длину и 4-5 мм в ширину. Серенький такой, незаметный, с песком сливается в один цвет. Я на другой день с 10-кратной лупой пришёл и хорошо рассмотрел насекомое. Маленькая букашка, а с виду песчаное чудовище в миниатюре.

С тех пор прошло сорок пять лет. Я много повидал и многое узнал, и сейчас, когда пишутся эти строки, я могу и хочу спросить себя и моего читателя, просто обратиться в жизненное пространство с вопросом: если в песке может обитать мелкое насекомое, то почему в устюртских песках не может обитать крупное земноводное?

Бывают же кошки маленькие, домашние и бывают здоровенные дикие кошки – тигры, львы…Есть в природе маленькие змеи (полметра в длину), а есть ведь и гигантские анаконды – до 12 метров. Ряд сравнений можно продолжить, но стоит ли?

Вернёмся к муравьиным львам.

Как они пожирают добычу, я узнал позже…из Интернета. Личинка «льва» вонзает в добычу свои серповидные челюсти и впрыскивает под её покровы пищеварительные соки, после чего высасывает растворившееся содержимое тела и ударом головы выбрасывает из воронки пустой хитиновый экзоскелет. Причём, головой эта букашка работает получше умелых футболистов – песок пуляет со скоростью пулемёта.

Где-то я читал о подобном (кажется, у писателей-фантастов) способе приёма пищи – сия обедня называется внешним пищеварением.

«Бойся песков! И держись подальше от песчаных воронок!». Такое предостережение подойдёт для муравьёв, мельтешащих на песчаной косе. Мелких насекомых, которых так много, что не сосчитать…никто их не спасёт. И будут они бегать, и будут попадать в ямки на обед личинкам муравьиного льва. Так устроен Богом живой мир – крупные едят мелких, но иногда мелкие, собравшись большой компанией, едят крупных.

Человек занимает особое место в живом мире – он назначен господствовать над животными, а вот так случается, что сам становится добычей хищников разного рода. Выше мы разобрали эти трагические истории охоты земноводного чудовища на человека.

То, что знает человечество, это всего лишь капля из океана Знания. У Бога всего много, всяких форм жизни и размеров. Богу всё возможно.

Автор мог бы привести ещё с десяток и больше интересных примеров из всего многообразия живого мира, и представить великую мудрость Всемогущего Бога и его поразительные возможности. Не буду этого делать. Любопытный читатель, при желании, найдёт нужную информацию в Интернете.

А теперь представим себе увеличенный до 4-5 метров в длину и уплощённый, изрядно изменённый (земноводный) вариант такой личинки муравьиного льва в песках Устюрта или в солончаковых текучих грунтах (шахтёры называют их плывунами) полуострова Бузачи, вблизи такыров. В сырых песчаных норах вполне могут прятаться пресмыкающиеся песчаные спруты или скаты, терпеливо выжидая добычу – только не муравьёв, а сайгаков, корсаков, джейранов и даже людей. И терпение их, как мы узнали, иногда вознаграждается – моторизованная добыча сама приезжает в объятия песчаных чудовищ. Остаются только почерневшие останки смятых автомобилей. И эти памятники пропавшим путникам скоро занесёт песком. Если уже не занесло.

Не хотелось мне писать такое объёмное исследование, но слишком интересная тема наметилась, да и воспоминания одолевают, как раз такие, что вписываются в наше направление и подкрепляют избранный нами метод абдукции.