Песчаное чудовище... 3. Песков бояться - по Устюрт

Алессандро Де Филиппо
Научно-практическая повесть

3. Песков бояться – по Устюрту не ездить


Рассказывает Валерий Нечипоренко, молодой специалист-энергетик, в те годы работавший на электрификации станционных посёлков, вдоль строящейся железной дороги через плато Устюрт.

В жаркий день к станции Ак-Чалак, что на востоке Устюрта, подошёл странный караван из трёх верблюдов и одного старого поводыря-кочевника. На первом верблюде был навьючен груз, на втором восседала полная женщина средних лет, в восточном одеянии, а на третьем верблюде сидел мужчина неопределённого возраста, чрезвычайно измождённый, в мятой соломенной шляпе и в изрядно обветшашей одежде.

Путников пригласили к столу, предложили воды и умыться. Разговорились. Всадник с третьего верблюда оказался русским, жителем Ленинграда, приехавшим в Кунград на стройку. Тогда было славное время строек коммунизма, и где только не трудились молодые строители, лёгкие на подъём. Знаю об этом хорошо потому, что сам помотался по свету как раз в эти годы…

Теперь послушаем рассказ молодого «строителя коммунизма». Вызвал как-то начальник водителя Александра Гуслянникова и попросил перегнать ему новую «Волгу» из города Баку в Кунград . Легко согласился Александр – отчего не посмотреть новые места. Туда – самолётом, обратно – своим ходом. На пароме скорешевались с Курбаном, который тоже перегонял свой новый «Москвич» в Кунград. Решили вместе ехать короткой дорогой через Устюрт – вдвоём безопасней и веселей.

Едва отъехали от Красноводска, у «Москвича» застучал движок. Курбан остался чиниться, а Александр решил ехать один. Нарисовал ему земляк схему проезда через плато Устюрт, со всеми ориентирами и вехами. На прощанье предостерёг:
    – Бойся песков! Там нечисто…

Здесь автор сокращённый пересказ заканчивает и предоставляет слово Александру Гуслянникову. Цитаты, выделенные жирным шрифтом, нам пригодятся в дальнейших рассуждениях.

«…И вот я на Устюрте…Я уверенно гнал вперёд по солончакам и такырам…Часто встречались пухляки – этакие озёрца мельчайшей невесомой пыли, в которой машина могла утонуть по оси…Основная колея была хорошо накатана, сбиться с неё казалось невозможным…

…Постепенно у меня начали слипаться глаза: всё же накануне я провёл две почти бессонные ночи. Да и монотонность пейзажа убаюкивала…

...Вдруг самым краешком угасающего сознания я понял, что сплю, причём давно…Резко ударил по тормозам. Машина стояла среди чахлых кустиков кейреука . Колеи не было. Я похолодел, но сумел взять себя в руки. Не паниковать…

…развернув машину, я убедился, что жёсткая и твёрдая, как камень, сожженная солнцем почва почти не сохранила отпечатков протекторов…забрался на крышу…увидел вдали тёмную точку…это была не кабина «ЗИЛа» (указанная в абрисе, что нарисовал Курбан – А.К.), а остов «Урала», почерневший и смятый…

…До «Урала» оставалось полсотни метров, когда моя тачка забуксовала…машина по оси сидела в серо-жёлтом рассыпчатом песке…колея дороги обрывалась…я просто ехал по следам заблудившегося грузовика…

...«Бойся песков!» – подумалось, что в эти слова Курбан вкладывал особый смысл, не только предостережение об опасности забуксовать…

…Я взял ломик и двинулся к искорёженному автомобилю…».

Здесь мы прервёмся, и отдельной главой выделим довольно-таки толковое и вполне художественное описание мерзкого песчаного чудовища. Такое увидеть и остаться живым– это редкое везение, но уж больно дорого оно обошлось Александру Гуслянникову.