Песчаное чудовище... 2. Знакомые места

Алессандро Де Филиппо
Научно-практическая повесть

2. Знакомые места


Теперь, когда мы немного усвоили метод абдукции, попробуем с его помощью разобраться с загадочными случаями, произошедшими с людьми в пустынях Устюрта и Центральной Азии. И не только в Азии, но и на других материках – в Антарктиде, в Америке, в Европе, в Африке. И не только в пустынях, в горах и лесах, но и в городах, на улицах и в домах, в автомобилях и в храмах. При множестве свидетелей и с последующим вызовом полиции.

А что, собственно говоря, случилось?

На сайте «Невероятные случаи» (составитель Н.Н. Непомнящий), из сотни рассказов и очерков, зацепил меня один под заголовком «Бойся песков!». Действие рассказа и его кульминация происходит где-то в центральной части плато Устюрт, где мне пришлось трудиться в зрелые годы – дважды проезжать в составе поискового отряда в конце 70-х годов XX века. Места знакомые, а потому мне всё интересно, что связано с плато Устюрт, тем более эта загадочная история с песчаным чудовищем, рассказанная напуганным очевидцем.

Поисковые работы наша геопартия проводила в западной части плато – бурение скважин по редкой сетке и геологические маршруты по западным чинкам (обрывам) Устюрта. А ещё дважды (в разные годы, оба раза осенью) пересекали плато по маршруту Кунград – Новый Узень – Шевченко.

Мы ехали на автомобиле «ГАЗ-66», с запасом воды и бензина, с опытным водителем и с хорошей картой местности. Обширный сор Барса-Кельмес мы объезжали с юга, все прочие пески и такыры объезжали по накатанным дорогам. Песков и солончаков не боялись – мы их просто объезжали, ибо имели собственный и чужой горький опыт увязания техники в этих непроходимых (даже для вездеходов) коварных местах.

Других опасностей мы не знали, не ожидали, не тревожились. Пожалуй, это незнание о песчаных чудовищах нам было необходимо – для спокойной работы в пустынных просторах Закаспия. Самой большой ожидаемой неприятностью при пересечении Устюрта могла быть серьёзная поломка нашего вездехода. Но, мы о таком варианте старались не думать, и ехали даже как-то весело, беззаботно, словно по парку культурного отдыха. Запас воды и продуктов, надёжная техника, бывалый водитель за рулём, опытный кормчий в кабине с картой и компасом, да ещё езда с ветерком – всё это вместе располагало нас к спокойной уверенности в благополучном исходе нашего путешествия.

Мчаться быстро – в этом была необходимость, чтобы густой шлейф пыли, стелющийся за нами, не накрывал нас и не портил радость от интересной поездки.

Наш маршрут, проложенный на карте в виде почти прямой линии, с востока на запад, на местности был весьма извилистым. По причине вот этих самых объездов. И потому ровный путь в 450 км превращался в извилистую дорогу протяжённостью более 500 км.

Каждый раз из Кунграда мы выезжали утром, поднимались (рядом с железной дорогой) на восточные чинки Устюрта, потом отворачивали к юго-западу, и катили по ровной полевой дороге на запад. К вечеру успевали только спуститься с плато, и ночевали где-нибудь вблизи дороги, не доехав до Старого Узеня. И только на другой день, после обеда, мы приезжали на базу геологоразведочной партии в город Шевченко (ныне Актау).

«Плохо человеку, когда он один». И совсем плохо, когда он в одиночестве решается пересечь пустынное плато Устюрт. В середине лета, на автомобиле «Волга», в первый раз, по рукописному абрису, нарисованному опытным водителем-степняком…Настолько плохо, что…Впрочем, изложим всё по порядку.