Война и мир в образовании Владимир Каминер

Сергей Лузан
Владимир Каминер

ВОЙНА И МИР В ОБРАЗОВАНИИ
 
Мы внимательно следили за дебатами о немецком образовании. Наши дети (мальчику четыре, а девочке пять) скоро тоже должны будут пойти в школу.
Мы не относимся с доверием к многочисленным сообщения СМИ, которые распространяют страх и ужас перед системой немецкого школьного образования, поскольку СМИ всегда настроены на скандал и часто и охотно преувеличивают. Вместо этого мы переговорили с нашими соседями, а также с друзьями и знакомыми, у которых есть дети школьного возраста. Нам хотелось всё разузнать точно. Насколько в действительности тупы немецкие школьники? Насколько хорошо они вооружены? Что за наркотики они принимают?
            «Всё не так уж страшно, - в один голос заявили все родители, - школа именно такова, какой мы её знаем по собственному детству.» Будь то в Москве или в Берлине – нет никакой разницы. Важным является, во всяком случае, то, чтобы дети уже до  поступления в школу располагали определёнными знаниями, то есть, к примеру, чтобы они уже умели читать, писать и считать. Статистика показывает, что дети, которые умеют считать и писать в дошкольном возрасте, делают это также и после окончания школы – всё равно, насколько бы идиотской она ни была. Однако это достижение культуры должно быть донесено до них родителями лично – а не  передоверено государству, как объяснили нам наши друзья.
Короче, мы закупили большую стопку бумаги, цветные карандаши и сделали из нашей квартиры маленькую уютную школу с нулевым классом. Вскоре уже Себастьян смог написать «мама» и даже «мамам». Николь даже сочинила любовное послание другу из дневных детских ясель: «Дорогой Мирон! У нас в подвале имеются жирные тараканы, я люблю тебя. Николь.» Оба также довольно быстро продвинулись в четырёх действиях арифметики. Себастьян мог сосчитать до десяти, Николь - до ста. Вскоре вся семья втянулась в обучение, и баба с дедом наперебой засыпали внука с внучкой всё новыми арифметическими задачками: «Дедушка купил за неделю две упаковки пива по шесть бутылок, итак, сколько бутылок в день высасывает дедушка?», - спрашивала бабуля. «Бабушка проводит по шесть часов в день «перед ящиком», - контратаковал дедуля. _ Сколько часов в неделю смотрит телевизор бабушка?»
Наши дети учились быстро. Теперь, подумал я, к запасу знаний молодого поколения относится, несомненно, и овладение интерактивными СМИ и ТСО*. Дети должны быть в Сети, прежде чем они пойдут в школу! В российском Интернете я нашёл для этого подходящую страницу. «Обучающие онлайн-игры для детей с 3-х до 6-ти». Первая игра называлась: «Пожар в роддоме». Медсестра-блондинка должна была спасти как можно больше детей из горящей гинекологии. Дети выпадали из окон, медсестра их ловила полотенцем. Горящих телевизоров, больших камней и других предметов, которые также выпадали из окон, но не выглядели как дети, она должна была, напротив, избегать. Если медсестре сваливался на голову телевизор, то ей приходилось делать паузу в одну минуту.
Я, собственно говоря, хороший игрок: из тридцати возможных детей я с лёгкостью спас двадцать пять. Однако когда два ребёнка выпали из различных окон одновременно, то с одним из них случился «плюх», и на асфальте образовалась кроваво-красная лужа.
«Куда попадают дети после «плюх»?» - спросила моя дочь дрожащим голосом.
«Не волнуйся, они остаются в Интернете», - промычал я.
Остальные игры также оказались абсолютным свинством. Ну что ж, учебный курс «Интерактивные ТСО» не доставил нам большой радости и поспособствовал нескольким бессонным ночам в семье.

*ТСО – технические средства обучения

Перевод с немецкого Сергей ЛУЗАН

При содействии Фонда поддержки прозы, поэзии, переводов (Фонд ППП)

На конкурс Euroasian open 2016

Оригинал:

Wladimir Kaminer
KRIEG UND FRIEDEN IN DER BILDUNG

Aufmerksam verfolgten wir die Debatte ;ber die deutsche Bildung. Unsere Kinder, der Junge ist vier und das M;dchen sechs Jahre alt, werden bald auch in eine deutsche Schule gehen m;ssen. Den zahlreichen Medienberichten, die Angst und Schrecken vor dem deutschen Schulwesen verbreiteten, schenkten wir keinen Glauben, weil die Medien immer auf Krawall aus sind und oft und gerne ;bertreiben. Stattdessen sprachen wir mit unseren Nachbarn und mit Freunden und Bekannten, die Kinder im schulpflichtigen Alter haben. Wir wollten alles genau wissen. Wie bl;d sind die deutschen Sch;ler wirklich? Wie gut sind sie bewaffnet? Was nehmen sie f;r Drogen?
»Alles halb so schlimm«, meinten unisono alle Eltern, »die Schule ist eben so, wie man sie aus der eigenen Kindheit kennt.« Ob in Moskau oder in Berlin mache keinen Unterschied. Wichtig sei allerdings, dass die Kinder bereits vor der Schule ;ber bestimmte Kenntnisse verfugen, das hei;t, dass sie zum Beispiel schon lesen, schreiben und rechnen k;nnen. Die Statistik zeige, dass Kinder, die im Vorschulalter rechnen und schreiben k;nnen, es auch noch nach der Schule tun – egal, wie d;mlich diese war. Diese wichtige Kulturleistung m;ssten aber die Eltern ihnen pers;nlich beibringen – und nicht dem Staat ;berlassen, erkl;rten uns unsere Freunde.
Also kauften wir gro;e Stapel Papier, Buntstifte und machten aus unserer Wohnung eine gem;tliche Vorschule. Schon bald konnte Sebastian »Mama« schreiben und auch »Mamam«. Nicole verfasste sogar einen ganzen Liebesbrief an einen Freund aus der Kita: »Lieber Miron, bei uns im Keller gibt es fette Schaben, ich liebe dich. Nicole.« Auch bei den vier Grundrechenarten kamen die beiden ziemlich schnell voran. Sebastian konnte bis zehn, Nicole bis hundert z;hlen. Bald puschte sich die ganze Familie in den Unterricht ein, und Oma und Opa ;bersch;tteten ihre Enkelkinder mit immer neuen Rechenaufgaben: »Der Gro;vater hat innerhalb einer Woche drei Sechserpack Bier gekauft, wie viele Flaschen pro Tag s;uft der Gro;vater also?«, fragte die Oma. »Die Gro;mutter verbringt jeden Tag sechs Stunden vor der Glotze«, konterte der Opa, »wie lange sieht die Gro;mutter pro Woche fern?«
Unsere Kinder lernten schnell. Nun, dachte ich, zum Wissensgut der neuen Generation geh;rt zweifellos auch der Umgang mit den interaktiven Medien. Die Kinder m;ssen ins Netz, bevor sie in die Schule gehen! Im russischen Internet fand ich dazu eine passende Seite: »Online-Lehrspiele f;r Kinder von 3 bis 6«. Das erste Spiel hie;: »Dein Geburtshaus brennt«. Eine blonde Krankenschwester musste m;glichst viele Babys aus der brennenden Gyn;kologie retten. Die Babys fielen aus den Fenstern, die Krankenschwester fing sie mit einem Tuch auf. Brennende Fernsehger;te, gro;e Steine und andere Dinge, die ebenfalls aus den Fenstern fielen, aber nicht wie Babys aussahen, sollte sie dagegen meiden. Bekam die Krankenschwester einen Fernseher auf den Kopf, musste sie eine Minute pausieren.
Ich bin eigentlich ein guter Spieler: Von den m;glichen drei;ig Babys rettete ich locker f;nfundzwanzig. Wenn aber zwei Babys gleichzeitig aus verschiedenen Fenstern fielen, machte eines davon »Plumps«, und auf dem Asphalt bildete sich eine blutrote Pf;tze.
»Wo sind die Babys nach dem “Plumps“ hin?«, fragte meine Tochter mit zitternder Stimme.
»Keine Sorge, sie bleiben im Internet«, murmelte ich.
Auch die anderen Spiele erwiesen sich als absolute Schweinerei. Der Lehrgang »Interaktive Medien« machte uns also keine gro;e Freude und sorgte f;r einige schlaflose N;chte in der Familie. (…)