Долина. заявка на фильм

Саша Валера Кузнецов
     ДОЛИНА

Заявка на фильм
Режиссер Саша Кузнецов

(автор закадрового текста - Аркадий Славоросов)

     "Мир, в котором мы до сих пор жили, рушится. Пространство недоброго, придуманного мифа, в котором все мы были заключены, расползается по швам. Сквозняки истории дуют во все щели - как непривычно, неуютно под безжалостным внешним ветром. Но он приносит этот звук, этот зов - Долина.

Бахчисарай, столица древнего крымского ханства. Средоточие иудейской, христианской и мусульманской культур. Пространство и время слились здесь воедино, как в древнем мифе.

Я целыми днями брожу по лабиринтам узких улочек, причудливому, как восточный орнамент, вне времени. Мусульманское кладбище в ханском дворце, служба в монастырских пещерах, на месте поселения ранних христиан, в горном ущелье иудейское кладбище, дом на краю глубокого ущелья, за окном парит горный орёл. Колея, пробитая в камне, колесами древних повозок. Жизнь и смерть, тлен и цветение. Вода ушла с Чуфут-Кале.

Это состояние бытия - Долина - история тысячу лет влекла сюда человека. Аланы, караимы, татары, русские, украинцы - несть им числа. Что же теперь в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова?

Беседа крымских татар-переселенцев во дворе дома.

Вверху над городом нерукотворные сфинксы, высеченные из скал жёстким степным ветром, коротают вечность. Какие вопросы я принес сюда? Каких ответов ищу здесь? Мне кажется, ответ где-то здесь… Но беда в том, что мы не знаем вопроса. То, что звало меня сюда, то, что я мучительно ищу в себе, предчувствую - Долина. Безмолвный ответ. Смысл. Настоящее…"
====================================

Сегодня, в период экологического кризиса, она наиболее интересна необычной полнотой знания и использования выгод природы. Это виртуозное использования неприступности скал для обороны и просто магическое умение находить родники.

Те же скалы служили давильнями для вина и хранилищами зерна, а в непроходимых, на первый взгляд, лесах таились особые плодовые насаждения – чаиры. Лишь теперь европейская наука подошла к так называемой поликультуре – созданию садов из разных пород и видов с экологическими связями саморегуляции.

Ну а жизнь в пещерных городах с восторгом осваивают ролевики (от рыцарей до индейцев) и неформалы (хиппи, митьки, панки).) Историческая роль барьера между кочевниками Великой степи и колонистами из Средиземноморья сформировала здесь во времена античности и средних веков особую цивилизацию. С VI века, благодаря Прокопию Кесарийскому, придворному летописцу византийского императора Юстиниана I, в историю вошла страна Дори, населенная готами, аланами и древними горными племенами.

Многовековое "нанизывание" опыта разных народов не обошлось без мистической энергии крымской природы – языческие жертвенники тавров становились святилищами готов-христиан и хазар-иудеев, а затем и мусульмане слагали о них свои легенды.

Контактеры, экстрасенсы, травники и знахари нынешнего времени составляют значительную часть туристов. Впрочем, художники, экстремалы и просто любители приключений и съемки путешествуют здесь в разных эпохах, культурах и конфессиях, не забывая о родниковой воде, замечательной доиндустриальной еде и уникальных винах.

Бахчисарайский район это наиболее удобная и обжитая часть Крымского Предгорья. Горный туризм здесь совсем не сложен, но любая тропа радует чистыми родниками, живописными горными озерами и приветливыми селами. Повсеместно возникают ресторанчики с восточной кухней. Еще большее развитие в последние годы получает туризм, связанный с историей религии, и паломничество, восстанавливаются христианские церкви и монастыри, мусульманские мечети.

Песчаные пляжи здешнего побережья и чистые горные озера отлично дополняют туризм возможностью купаться и загорать. Есть и источники целебной минеральной воды, а также выходы косметической глины.

На территории нынешнего Бахчисарая издавна существовало несколько поселений. К моменту образования города в первой половине XVI в. среди них было три основных: город-крепость Кырк-Ер на горном мысу (ныне известен как Чуфут-Кале), селение Салачик в ущелье у подножия Кырк-Ера и селение Эски-Юрт при выходе из долины.

В Салачике и Кырк-Ере со времен Золотой Орды существовали административные центры. На рубеже XV и XVI веков хан Менгли I Герай развернул в Салачике городское строительство, планируя превратить его в крупный столичный центр. Статус столицы Крымского ханства селение Салачик сохраняло до 1532 года, когда сын Менгли Герая, Сахиб I Герай, основал новую ханскую резиденцию в 2 км от Салачика, назвав ее Бахчисараем. Впоследствии вокруг новой ханской резиденции разросся столичный город.

В середине XVII века Бахчисарай состоял из 2000 домов, примерно треть из которых принадлежала грекам. В 1736 году город был полностью сожжён российской армией под командованием Миниха. Сохранившиеся до сегодняшнего дня постройки ханского дворца были сооружены в ходе восстановления города в 1740-е — 50-е годы. В 1794 году (через 11 лет после вхождения Крыма в состав Российской империи) в Бахчисарае было 5 мельниц, 20 пекарен, 13 кожевенных мастерских, 6 кузниц, портняжные, башмачные и оружейные мастерские, многочисленные торговые дома и лавки, 17 караван-сараев для приезжих.

Свыше 20 лет назад у с. Вилино археологи Бахчисарайского историко — архитектурного музея вскрыли три кургана.

В одном из них был обнаружен абсолютно целый сарматский кромлех—каменный обклад насыпи из диоритовых блоков, поставленных вертикально вплотную один к другому. Здесь наши далекие предки в III тысячелетии до н.э. искали надежную защиту для своих знатных вождей, переступивших за порог жизни...

После того как археологи завершили здесь в течение двух полевых сезонов свои работы, они чуть "прикопали" древнее капище, и на долгие годы тут установился покой—бывшие курганы зарастали травостоем, ветры и дожди сглаживали отвалы. Но жители окрестных сел в начале 90 — х годов успели для себя заметить, что на месте вскрытого кромлеха, мягко говоря, не все чисто.

Пару раз здесь пропадали козы, однажды на глазах у мальчика — пастуха, голова коровы как бы окунулась в некое белесое облако и... пропала. А туловище животного нелепо задергалось и тоже вскоре исчезло бесследно.

Я приезжал в конце 80 — х годов в с. Вилино в связи с прокладкой нитки водовода и по служебным надобностям жил у двоюродной сестры недели по две целых три лета. Тогда — то и наслушался всяких, как я полагал, небылиц. Но однажды сам выбрался в район разрытых трех курганов на пикник. К вечеру мы решили здесь заночевать. Я попросил мужа сестры, чтобы он сфотографировал меня на вершине каменной кладки на кромлехе. Стал, раскинул руки, жду "птичку".

Вдруг небо потемнело, как-то сразу над головой сгруппировались три черные тучки, громыхнул гром. Но мой спутник успел до дождя сделать снимок. И что вы думаете? На фото, проявленном через день, за моей спиной свирепо смотрел в объектив стоявший на одном колене черный одноглазый мужик в странных доспехах с луком и стрелами в руках...

Молва, кстати, давно нарекла это место Чертовым стойбищем. Один абориген на полном серьезе в пивнушке, расположенной рядом с сельпо, уверял меня, что как-то вечером видел своими глазами, как из вертикально стоящего камня у северного основания кромлеха, из самой его середины, вдруг выпрыгнула... собака.

Она протрусила после приземления на землю до стоящей напротив заброшенной бытовки археологов, справила там естественную нужду и преспокойно себе побежала назад, проткнув головой, как масло, каменную стену.
Верить? Не верить? Но слишком уж много разных таинственных случаев происходит именно здесь. И свидетелей достаточно—добрый десяток наберется.

Я, конечно, их рассказы делю на десять, но меня не оставляет чувство какой — то тайны, поселившейся здесь после того, как все три кургана были вскрыты. Наверное, все — таки, грех тревожить души наших давно ушедших предков...

Тех, кто потревожит покой мумии, ждет страшная смерть" - подобные таблички иногда находят археологи возле богатых захоронений. Но самое невероятное заключается в том, что эти предсказания сбываются...

В 1997 году французские археологи во время раскопок в Южной Монголии наткнулись на необычные курганы. Один из участников экспедиции в отсутствие коллег украл из могильника несколько драгоценностей ХI века.

На следующий день у него появилось необъяснимое чувство страха, а ночью снились кошмары. В краже он не сознался и вещи не вернул. Кончина археолога — вора оказалась загадочной и бесславной: его нашли мертвым в туалете самолета, приземлившегося в парижском аэропорту Руасси.

Выходит, гробницы великих людей прошлого до сих пор охраняет нечто, не позволяющее нарушать вечный покой их владельцев.
================================================

Улочка старого Бахчисарая. Слева виден традиционный двухэтажный дом, у которого второй этаж выступает над первым.

На протяжении XIX — начала XX веков город был центром культурной и общественной жизни крымских татар. Вплоть до депортации крымских татар 18 мая 1944 года Бахчисарай был одним из трёх (наряду с Карасубазаром и Алуштой) городов Крыма, в которых преобладало крымскотатарское население.

Чуть ближе к Бахчисараю находится Успенский скальный монастырь. Некоторые источники относят время его основания к VIII-IX вв., однако данные археологии указывают на более позднюю дату - не ранее XII в. К концу XV в. монастырь становится резиденцией митрополита и центром православия в Крыму.

После переселения христиан с Крымского полуострова в Северное Приазовье в 1778 г. монастырь опустел, и начал вновь функционировать только в середине XIX в. Тогда были восстановлены старые и вырублены новые кельи и церкви. Сильно пострадали постройки монастыря после гражданской войны. В 1992 г. монастырь вновь начал действовать и, к сожалению, подвергся переделкам, сильно исказившим его облик.

Чуфут-Кале - комплекс хозяйственных, жилых и культовых построек, вырубленных в скалах. Несмотря на условное название "пещерный город", люди жили здесь в основном в наземных жилищах, от которых остались в лучшем случае фундаменты, заросшие травой.

Время основания города определить сложно, но гото-аланские склепы близ города датируют VI-IX вв. Первое упоминание крепости в письменных источниках относится к 1298-99 гг. В это время она была известна под названием Кырк-Ор ("сорок замков"). В середине XIV в. крепость была захвачена татарами. В период распада Золотой Орды (кон. XIV-нач. XV вв.) Кырк-Ор служил резиденцией некоторых претендентов на ханский престол.

В начале XVI в. крепость сохраняет значение только укрепленного убежища, т.к. ханская резиденция переносится в Салачик (Староселье), а затем и в Бахчисарай. В конце XVI - начале XVII в. татары покидают крепость, и здесь остаются только караимы и армяне. Вскоре название Кырк-Ор меняется на Кале, а затем - на Чуфут-Кале ("Иудейская крепость"). Это название окончательно укореняется в XIX-XX вв.

К середине XIX в. город почти полностью опустел из-за трудностей с водоснабжением, а также из-за того, что для караимов был снят запрет на жительство в Бахчисарае (ранее им разрешалось только держать там лавки и торговать до захода солнца). С этого времени город становится местом прогулок любителей истории. Здесь бывали известные писатели, поэты и художники (А.С. Грибоедов, Адам Мицкевич, В.А. Жуковский, И.Е. Репин, В.А. Серов, и многие другие).

Сохранились: Южные ворота "Кичик-Капу", комплекс пещерного христианского монастыря, руины мечети (сер. XIV в.) , мавзолей дочери хана Тохтамыша Джанике-Ханым (XV в.), система оборонительных рвов, предположительно ханский монетный двор, ворота Орта-Капу (Средние ворота), усадьба А.С. Фирковича (XIX в.), Биюк-Капу (Большие ворота), тюремный каземат, кенассы (караимские молельные дома, XIV-XVIII вв.), колодец Тик-Кую, выводящий в пещеру с бассейном, и другие постройки.

В Успенском монастыре и на прилегающей территории отношение к туристам крайне недружелюбное: нас несколько раз пытались обругать и прогнать - за глоток сухого вина из фляжки в 50 метрах от монастыря ("Это компот!" - возмутилась девушка из нашей группы, и поп убежал с извинениями), за пару безобидных вопросов по поводу происхождения их меда - на рыночке близ входа, за случайно услышанное слово "татуировка" у источника, и т.д. И это все - на территории, которая формально монастырем не является, а просто находится в зоне их прямой видимости.

Сам монастырь удалось осмотреть только части нашей группы ввиду строгостей насчет внешнего вида. Фотосъемка запрещена, но несколько "подпольных" кадров сделать все же удалось.
Чуфут-Кале - полностью благоустроенный музейный объект.

Иногда он кажется даже чрезмерно благоустроенным. От солнца и толп туристов проще всего укрыться, осматривая системы пещер - они почему-то предпочитают ходить по поверхности, иногда заглядывая только в самые заметные "дырки".

Рекомендуем обязательно посетить колодец, недавно откопанный местными спелеологами - очень впечатляющий спелеологический объект. Интересны выросшие за несколько веков сталактиты, подземное озеро и древние надписи.

На территории старого города - медресе Зинджирли (1500), мавзолеи Менгли-Гирея (1501), Эски-Дюрбе (XIV-XV вв.), мечеть Тахталы-Джами (1707). На территории средневекового поселения Эски-Юрта - 4 мавзолея XIV-XVI вв.
==========================  музыка, титры, КОНЕЦ  ==========================


Тэги: Almanac ARK, Антология UZ, Саша Кузнецов