3. Судьба креола в России

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2016/04/30/918

 7-го сентября начался сильный шторм, который будто дожидался, когда окончатся работы. Как только погода позволила, а это случилось 13 сентября, немедленно отправились в колонию. 8-го октября 1832 года  транспорт прибыл в Новоархангельск.

На этом совместная служба Кашеварова и Хромченко окончилась. Александр Филиппович поступил в распоряжение главного правителя колоний капитана 1-го ранга Фердинанда Петровича Врангеля. Хромченко дал своему штурману блестящую аттестацию, написав, что считал бы за счастье иметь такого офицера в своём экипаже.

Существование российских колоний без флота было немыслимо, вся их деятельность была больше связана с морем, чем с сушей. Компания покупала корабли за рубежом, строила их в Новоархангельске, и получала от правительства.

Соответственно, требовались опытные капитаны, штурманы и матросы. Порядки в колонии мало чем отличались от военных. Было бы странно иное, учитывая, что главным правителем колоний назначали морского офицера.
 
Российско-Американская компания ничем не отличалась в лучшую сторону от других колонизаторов. Точно так же беспощадно эксплуатировались аборигены, хищнически истреблялись морские и земные животные, которым не повезло родиться с мехом, привлекавшим российских, европейских и американских модников и модниц. Самым ценным был мех калана.

Естественно, что его уничтожали в первую очередь, популяция зверя катастрофически сокращалась. Это побуждало руководство компании направлять экспедиции для поиска новых мест охоты.

В 1833 году главный правитель колоний назначил Кашеварова командиром бота «Бобр». Бот представлял собой маленькое одномачтовое судно. Построили его в Новоархангельске,  использовали для перевозки грузов между Новоархангельском и островами архипелага.

Плавать на таком парусном судне в северных широтах Тихого океана - всё равно, что заниматься экстремальным видом спорта, но зато на таких судах воспитывались настоящие моряки. Сколько человек составляла команда бота, в которую набирали русских, алеутов и индейцев, неизвестно. Можно быть уверенным лишь в одном - избытка моряков в штате не было.
 
Из плаваний возвращались не всегда, иногда суда пропадали, об их судьбе можно было только догадываться, впрочем, гадали только о том, где и когда моряки погибли. Всего погибло свыше двадцати кораблей.

  Например, из Охотска к острову Баранова шла шхуна «Чилькат», которой командовал штабс-капитан корпуса флотских штурманов Василий Кириллович Воронковский, опытный мореплаватель, исследователь Аляски. Шхуна погибла при  неизвестных обстоятельствах. Не спасся никто.

 1833 год был знаменательным  для Кашеварова. Он и Дмитрий Иванович Орлов успешно сдали очередной экзамен по профессии для получения следующего звания.  Результаты экзамена были отправлены в канцелярию генерал-гидрографа в Петербург.

В том же году, в жизни Александра Филипповича произошло другое важное событие - он женился на дочери местного священника Серафиме Алексеевне Соколовой. Сразу скажем, что это был счастливый брак.

 Оба семейства были знакомы давно, впрочем, в колонии все друг друга прекрасно знали. Часто им приходилось работать рядом на своих огородах. Сохранился документ, в котором сказано, что в 1833 году на огороде Филиппа Кашеварова собрали 60 бочонков картофеля, а на огороде отца Алексея - 20.

  Правление Российско-Американской компании вело политику вытеснения алеутов с островов креолами, и очень беспокоилось об увеличении численности креолов. При этом креолами считались и все последующие поколения от смешанных браков, даже если они заключались между креолами и русскими, хотя последнее считалось нежелательным.

Главный правитель колоний Александр Андреевич Баранов получил такое указание из Петербурга: "При вступлении креолов в законный возраст стараться об обзаведении их семействами, доставляя им жен из туземных семейств, если бы не оказалось креолок...".

На следующий год Кашеварова перевели командиром на шхуну «Квихпак». Нагрузка на командиров судов была большая. Врангель 4-го февраля 1833 года писал своему другу Литке  о том, что собирался направить экспедицию для обследования южного берега Аляски и Алеутской гряды, но доверить такую работу он мог только Дмитрию Ивановичу Орлову и Александру Филипповичу Кашеварову.

 Однако по требованию главного правления компании экспедицию пришлось отложить, потому что Орлова и Кашеварова пришлось  послать на острова для сбора мехов.
Тем не менее, Врангель  старался использовать эти рабочие поездки для  накапливания сведений по гидрографии тех мест.

Кашеваров представил ему метеорологические наблюдения, описание и уточнённые координаты островов Унге, Уналашка, островов Прибылова, полуострова Стюарта и устья реки Нушагак.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/05/02/549