Всё тайное становится явным

Любовь Шифнер1
В немецком городе в Лимбурге находится  резиденция бывшего епископа Франца-Петера Тебартца-ван Эльста, который потратил 31 миллионов евро на обновление своего "домика". Кстати, от постороннего взгляда он замуровал своё строение двойным забором. Но всё тайное становится явным, немцы докопались. Скандал разразился на всю страну, епископ пошёл в отставку, а его преемнику достались шикарные апартаменты. Но прихожан значительно поубавилось.

А что происходит в России?
Менялись вожди, менялось отношение власти к Церкви. Нашлось применение и служителям Церкви в качестве осведомителей. Возможно, не все они удосужились такого внимания со стороны советской власти. «Контакты с КГБ бывали во имя пользы церковной, а бывали – во имя личной», - высказал своё мнение Митрополит Виленский и Литовский Хризостом. На соборе 1992 года этот представитель высшего духовенства предложил создать комиссию по изучению контактов духовенства и прежде всего высших иерархов с госбезопасностью. «Я хотел, чтобы комиссия выявила тех, кто предавал, клеветал, доносил на прихожан: такие духовники действительно заслуживали наказания – изгнания из наших рядов. Сам я контактировал с КГБ, но стукачом не был. А контактировать я был вынужден: такова была система. И я уверен, что подавляющее большинство архиереев вынуждены были вступать в контакты с органами. В самих же контактах с КГБ я ничего предосудительного не вижу: это был орган государства, а мы – его граждане», - сообщил Митрополит Виленский в интервью газете «Совершенно секретно».
О тесном сотрудничестве священнослужителей с органами КГБ рассказал писатель Константин Преображенский, бывший подполковник КГБ, ныне живущий в США, в передаче «Говорите с Америкой»: «Путин полностью воссоздал КГБ. Как вы знаете, сейчас ФСБ находится у власти в России. Как можно говорить о сотрудничестве КГБ с церковью в прошлом, когда и сейчас в церкви все руководящие посты занимают агенты КГБ? Куда ни глянешь, везде увидишь агента. И патриарх, и все его заместители – все агенты КГБ. Что касается епископов, то все советские епископы назначены государством. Точнее говоря, КГБ. Сейчас – «симфония» в отношениях церкви и государства: патриарх и церковь поддерживают все, даже самые отвратительные, самые незаконные действия нынешней российской власти. Поэтому их уже не нужно вербовать: они и так выполнят любой приказ без всякой вербовки».
После развала Советского Союза партия власти сблизилась с высшим духовенством Православной Церкви. Ни один большой церковный праздник не проходит без демонстрации этого явления. И стоят политики в смиренной позе со свечками в руках перед алтарём церковного храма. «Это очень опасное явление. Большинство верующих, видя представителей власти в храме со свечой в руке, не верят в их искренность. Наше общество безрелигиозно – не надо путать это с атеистичностью, – у нас люди ни во что не верят. Власти лишь демонстрируют свою лояльность церкви, а по сути дела, церковь находится в сложной ситуации. То, что сегодня в России церковь обласкана первыми лицами государства, ничего, кроме тревоги, у меня не вызывает», - высказывается Митрополит Виленский.
Как может быть иначе? Православная Церковь одобрила новую власть демократов. Представителей духовенства не смутил расстрел Белого дома. После этого варварского события в Елоховском соборе проходило торжественное богослужение. Со свечечками перед алтарем в ряд стояли те же расстрельщики-победители. Патриарх Алексий подошёл к шеренге расстрельщиков, благословил и приобнял Ельцина.
Деятельность Православной Церкви становится всё заметнее в жизни общества. Газета "Дуэль" недавно привела статистические данные: в России 692 тысячи церковных служащих. Каждый год знаменуется реставрацией и строительством церковных храмов, расширением церковных землевладений. Доходы РПЦ растут не только за счёт прихожан, которым надо освятить новую иномарку или коттедж, или выполнить другие церковные платные услуги. Митрополит Кирилл в интервью «Литературной газете» разоткровенничался: «...а как, собственно, выживать Церкви в нынешней реформируемой России? Вариантов ведь только два: либо в своей хозяйственной деятельности Церковь должна стать полноправным субъектом рыночной экономики, либо ей надлежит удалиться в экономическую резервацию и обречь себя там на тихое угасание».
И как показало время, «тихого угасания» Православной Церкви не произошло.
Активность РПЦ растёт с каждым днём. Христианские священнослужители проводят широкую агитацию для привлечения новых верующих. С этой целью Православной церковью выдвинут лозунг о «свободе совести». Эта «свобода» подразумевает выбор только одной религии – Православия. Не остаётся без пристального внимания РПЦ подрастающее поколение. Для формирования у детей христианского мировоззрения церковники пытаются внедрить в школах новый предмет ОПК, что означает «Основы православной культуры». Начало этому положил Патриарх Алексей II.

В июле 2007 года десять российских академиков обратились с письмом к президенту Путину, в котором они высказали опасения по поводу проникновения РПЦ в институты государства и государственного образования. В письме было указано:
«В циркуляре Алексия II N 5925 от 9 декабря 1999 г, обращённом ко «всем епархиальным преосвященным», отмечается, что «мы не решим задачи духовно-нравственного воспитания будущих поколений России, если оставим без внимания систему государственного образования». В заключительной части этого документа сказано: «Если встретятся трудности с преподаванием «Основ православного вероучения», назвать курс «Основы православной культуры», это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе».
Несмотря на протесты учёных, и статьи 14 Конституции РФ, которая гласит, что Россия является светским государством, предмет «Основы православной культуры» уже преподаётся в некоторых регионах страны, причём, за счёт средств госбюджета.
В ответ на письмо десяти академиков, Русская православная церковь объявила, что «Русская православная церковь и в прошлом признавала и ценила науку, и в настоящем признает и ценит её».

Редкие телевизионные шоу проходят без участников в чёрных рясах.
Как-то по телевидению демонстрировалась передача «Гордонкихот», в виде словесной «дуэли» между писателем-сатириком Михаилом Задорновым и телеведущим Гордоном на тему славянства. Бедному сатирику пришлось встать на колени и просить помолчать хоть несколько минут присутствующего и разбушевавшегося на шоу дьякона Кураева. Не понравилась священнику точка зрения Задорнова о существовании славянства с древних времён, а не как принято в свете современной истории и православной религии с нашей эры.

Профессор Фурман, благодаря социологическим опросам среди населения России в период с 1991 по 2002 годы, выявил
истинное отношение простых людей к Церкви: «Мы действительно наблюдаем в обществе православный консенсус. Но эта победа церкви столь же поверхностная и формальная, как недавнее мнимое торжество коммунистического мировоззрения в стране развитого социализма». И подтверждает этот вывод следующая статистика: «симпатию к институту церкви обнаруживают свыше 90 процентов опрошенных, православными себя считают свыше 80 процентов русских, а хотя бы раз в месяц посещают храм... всего 7 процентов. Львиную долю усердных прихожан по-прежнему составляют люди пожилые, с низким образовательным уровнем, незавидным имущественным и социальным статусом». Только по случаю религиозных празднеств, когда надо освятить кулич, принести «святой воды» или попросить Бога о чём-то насущном, в церквях становится многолюдно.

«Никогда ещё Церковь не жила так сытно, богато и покойно, как сейчас. Никогда ещё так ловко, без труда, не вытаскивали рыбку из пруда наряженные в рясы бывшие секретари и комсорги и не росли так лихо личные подворья и частные монастыри, семейные церковки и фамильные часовни. Никогда ещё народ не был так растерян – до глухого, молчаливого, убийственного отчаянья!
Но отчаявшийся всё равно ищет во тьме свет, обречённый, стоящий на краю бездны, ещё пристальнее, ещё внимательнее всматривается в небо. И тогда один видит ковш, а другой вместо ковша – Медведицу, один – коромысло с вёдрами, а другой – Весы, один бутон розы, другой – Скорпиона», - подметила Елена Родченкова. /«День Литературы», N 11 2008 г./

В статье «Крах II Интернационала» вождь пролетариата Владимир Ленин подметил, что если «палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных», то «поп должен утешать угнетенных… отваживать их от революционных действий… разрушать их революционную решимость». Подобное явление наблюдается в нашем современном обществе.
Церковь и власть всегда были заодно, потому что цели и задачи у них одинаковые – управлять народом так, чтобы они чувствовали себя рабами, а самим получать огромные прибыли.
В самой христианской церкви никогда не было единства, и сейчас нет. Католики, православные, протестанты, баптисты, евангелисты, пятидесятники…, можно продолжать очень долго. Представители всех этих разновидностей христианства считают правыми только себя и нетерпимы не только к другим религиозным течениям, но к своим братьям по христианской вере. Подобное происходит в любой стране и с другими религиями.