Грехопадение. Глава 3. Прелюбодеяние

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




По счастью, бытует и другая, менее жестокая интерпретация тех же событий. Всему виной, мол, совокупление, которое совершили Адам и Ева по наущению змея и под воздействием некоего запретного плода. Версия эта распространилась так широко и укоренилась так глубоко, что даже современные теологи вынуждены тратить время на ее опровержение. Каковы же истоки этого устойчивого предрассудка/заблуждения?

     Наверное, свою роль сыграли явные купюры рассказа. Ведь в канонической истории никакого эффекта запретные плоды не вызвали - никакого обещанного познания Добра и Зла, познания, сближающего с богами, люди не обрели. Одно лишь осознание собственной наготы. С трудом верилось, что именно от этого «прозрения» строго-настрого ограждал их Отец Небесный. Нет, здравый смысл и интуиция подсказывали, что съеденный плод, внезапно открывшаяся нагота, уединение в кустах, драпировка «срама», гнев Отца, упоминание о родах, начало совместной жизни, близость, дети – все это как-то связано. Авторы Бытия постарались утаить случившееся, но кое-что можно восстановить по поведению действующих лиц.   
 
======================================================
Грехопадение было потерей невинности под действием наркотика
======================================================

Начнем с того, что Бог прямо заповедал первой супружеской паре «плодиться и размножаться». Однако население рая не умножалось, и «процесс пошел» только после грехопадения. Почему же не раньше, коли Творец благословил первую чету на деторождение и даже потребовал от них многочисленного потомства? Молодые были здоровы и беззаботны, не обременены грехами, обитали в поистине райских условиях, поэтому естественно предположить, что они не рожали детишек из-за отсутствия сексуальных отношений. Супруги были еще слишком молоды и, вероятно, не испытывали влечения друг к другу. Потом что-то произошло, влечение вспыхнуло, и «Адам познал Еву».

          Пока что мы намеренно следуем традиции, чтобы исследовать ее возможности и противоречия. Если
          же опираться на альтернативную – андрогинную – версию, то Адам и Ева до своего разделения «технически»
          не могли вступать в сексуальные отношения друг с другом. На этом этапе Адам, возможно, имел связь с
          Лилит, но у той были проблемы с деторождением (то ли не могла зачать, то ли случались выкидыши, то
          ли рождалось мертвое потомство). После разделения брата и сестру, должно быть, удерживал от
          соития запрет  на инцест.

     Что же толкнуло вчерашних девственников в объятия друг друга? Импульс их отношениям могло придать возбуждение, вызванное ароматом или плодами какого-нибудь специфического растения – например, так называемого древа любви (дословно: древа соединения)*. Так все и происходит, причем библейская история прослеживает этот «процесс» буквально шаг за шагом.

     Сначала природный наркотик разбудил воображение и породил эротические галлюцинации, отчего зрачки   
     начинающих наркоманов расширились («Открылись глаза у них обоих»)**.
     Потом их охватило пьянящее чувство раскрепощения и абсолютной свободы («Стали как боги»).
     Наконец, возбуждение сфокусировалось на половых органах друг друга («узнали они, что наги») и произошло
     совокупление.

Одурманенные и обессиленные, они, вероятно, долго не могли подняться. Потом где-то неподалеку раздался голос Отца, любовники вышли из оцепенения, заметили на себе кровь от дефлорации Евы и в ужасе бросились вглубь сада («И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая»). Пока Бог взывал к ним, они лихорадочно пытались стереть или хоть как-то задрапировать листьями следы соития («и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания»). Несмотря на все старания, Бог без труда разгадал их секрет и поспешил удалить эту парочку подальше от мест произрастания галлюциногена. Быть может, «трудотерапия» отобьет у них охоту к употреблению «травки» и неумеренному сексу…

------------------------------------------------------
          *«Древо познания» на иврите называется Эц а-Даат. Правильный перевод сочетания Эц а-Даат – «Древо
            соединения»
       **Алкалоиды одного из известных галлюциногенов - мандрагоры - вызывают паралич глазной мускулатуры.
           Из-за этого при попадании света зрачок не сжимается и остается широко открытым.
------------------------------------------------------

На возможность такого сценария с опьянением и соитием указывает ряд деталей.
Во-первых, Адам и Ева сразу после поедания табуированных фруктов вели себя неадекватно: они поспешно прикрыли «срам» (не тело)*, скрывались от Всевидящего, обманывали Всеведущего, дерзили Всемогущему**.
Во-вторых, Адам тут же нарек свою «помощницу» Евой, матерью всех живущих [Быт 3:20]. Не рано ли? Ведь согласно канону его подруга никого еще не родила и даже не зачала. Более того, Адам якобы еще «не ложился» с ней***. Так почему же «мать»? Похоже, канон слегка лукавит – секс после грехопадения все-таки был, но очумелый, недопустимый. Вот тут супруг и констатировал, что Ева утратила девственность, семя брошено и, следовательно, «процесс уже пошел».
И наконец, в-третьих, еще одно, завуалированное свидетельство прелюбодеяния можно найти в словах Бога: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей...» [Быт 3:16]. Казалось бы, где райский фрукт и где роды? Однако Бог почему-то увязывает случившееся с беременностью и разрешением от бремени, словно то и другое уже стоит на повестке дня.

------------------------------------------------------
        *Если бы отступники устыдились своей наготы, то прикрыли бы большую часть тела. Они же ограничились
         набедренными повязками, скрыв (и невольно подчеркнув) только то, что их так взволновало.
         Библейское словечко «нагота» нередко обозначает как раз гениталии:
                «и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя» (Исх 20:26)
                «Кто ляжет с женою отца своего, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти,
                кровь их на них» (Лев 20:11)
     **Уж они-то, жившие бок о бок с самим Богом и ежедневно наблюдавшие Его, должны были лучше других
         понимать, что прятаться, дерзить или обманывать Владыку Рая бесполезно.
  ***О том, что Адам познал свою жену и она родила Каина сообщается в следующей главе (Быт 4:1)
------------------------------------------------------

    
Такова, на наш взгляд, гипотетическая картина прелюбодеяния, вызванного каким-то галлюциногеном. Каким же? Без ответа на этот вопрос реконструированная история осталась бы неполной.

==========================
Всему виною мандрагора
==========================

Попробуем отыскать в месопотамской флоре растение с подходящими свойствами. Таких здесь произрастало немало и одно из них – мандрагора – идеально соответствует «эротической» версии грехопадения. Известно оно с глубокой древности* и окутано таким количеством легенд, что вполне годится для роли мистического Древа. К мандрагоре и относились как к растению сверхъестественному, сакральному. В Средиземноморье ей приписывали магическую силу и повсеместно связывали с колдовством и черной магией. В Греции называли травой волшебницы Цирцеи, которая обольщала и привораживала мужчин. B Египте использовали для усиления полового влечения. B Риме употребляли в качестве возбуждающего снадобья. B Израиле именовали адамовой головой, мандрагоровыми яблоками и применяли как средство, способствующее зачатию. Не раз поминает ее и Библия [Быт 30:14-16, Песни песней 4:14].

Мандрагора является травянистым растением с желтыми или оранжевыми плодами, напоминающими яблоки (не случайно молва упорно отождествляет запретный плод с яблоком). Исследования показывают, что эти «яблоки» содержат алкалоиды (гиосциамин, скополамин, мандрагорин, атропин и другие) и способны возбуждать чувственность. Огромные листья (до 80 см в длину) и розетка цветка, достигающая 1-2 м в диаметре, так впечатляют, что легенды и предания именуют это растение деревом и помещают где-то в центре Рая.

           В качестве иллюстрации приведем фрагмент из «Физиолога» - раннехристианского трактата о животных,
           написанного во II- III веках н.э. в Александрии:
               «Есть животное на горе, называемое слон. У этого животного нет страсти к соитию. И если хочет
               иметь детей, идет на восток, недалеко от рая. Там есть дерево, называемое мандрагоровым. И идет
               вместе с самкой и самец. И самка отведывает первой от дерева, и дает своему мужу, и играет с ним,
               пока и он не отведает. Съев, самец тотчас соединяется с самкой, и она принимает во чреве. …
               Слон же охраняет ее, рождающую, от змеи, потому что враг змей слону. И когда он находит змею,
               то топчет ногами и убивает ее».
         Как видим, здесь упоминаются и рай, и древо, и змея, и супруги, и срывание плода прекрасной
         половиной, и угощение мужа… Аналогия напрашивается сама собой, и автор трактата излагает ее следующим
                образом:
                «Толкование.
                Как образ Адама и Евы истолковываются: Адам и жена его пока были в неге райской до согрешения,
                не знали тогда еще соития и не имели мысли о соединении. Но когда женщина съела от дерева,
                то есть мысленных мандрагор, и дала мужу своему, тогда познал жену Адам и родил Каина на дурных
                водах»
------------------------------------------------------

Помимо усиления либидо, мандрагора была специфическим средством постижения высших истин. Плоды, листья, цветы и их аромат оказывали влияние на сознание и психику человека, вызывая галлюцинации и погружая в транс. Последний считался особым состоянием духа, мостом, соединяющим мир бренный c миром сакральным, посему жрецы активно использовали его в своих магических ритуалах. В этом смысле «трансовое» дерево действительно выступало в роли священного источника сокровенных знаний**.

------------------------------------------------------
          *Корень ее обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона.
       **Пифия Дельфийского оракула, посвященного богу Аполлону, перед своими пророчествами обычно пила
           настой мандрагоры.
           «Дай мне кубок мандрагоры, чтобы я могла заглянуть в будущее и заснуть навеки»
            (У. Шекспир «Антоний и Клеопатра»).
------------------------------------------------------


Итак, удивительное растение сочетало в себе сразу две важных функции: возбуждающий эффект мандрагоры помогал мужчинам познавать женщин (вступать в сексуальный контакт с ними), а галлюциногенное начало использовалось жрецами для общения с Небесами (познания Добра и Зла). Именно так и переводится с иврита Эц а-Даат – и как древо познания, и как древо соединения. Эта двойственность, район произрастания, токсичность и ореол тайны, издавна окружавший мандрагору, делают ее подходящим кандидатом на роль библейского Древа познания.

 Более того, мандрагору охотно и повсеместно использовали для врачевания, что позволяет ассоциировать ее и с Древом жизни. Считалось, что она эффективна при лечении бесплодия, депрессии, тревоги, бессонницы, приворота, подагры, опухолей, отеков, астмы, сенной лихорадки, коклюша. Спасала мандрагора и от укусов ядовитых змей, и при отравлениях*.

Папирус Эберса, старейшая из сохранившихся рукописей медицинских рецептов (1700–1600 гг. до н.э.), содержит множество примеров применения мандрагоры. В одном рецепте, например, рекомендуется лечение отваром из плодов мандрагоры, молока, меда, «полевых трав» и вина. Теофраст** предлагал рецепты лечения язв и воспалений: «Считается, что листья мандрагоры вместе с ячменными зернами хороши при язвах, а выскобленный корень, настоянный в уксусе, хорош при рожистых воспалениях и подагре, как снотворное и любовный напиток. Нужно нарезать его на маленькие кусочки, затем нанизать на нитку и подвесить над дымом» (Hist. Plant. IX, p.10). Гомер писал, что парами мандрагоры лечили эпилептиков….

------------------------------------------------------
       *«[Мандрагору] с медом и оливковым маслом прикладывают на места укусов. Сказал [Диоскорид]:
          «Мандрагора и особенно тот ее вид, что похож на белолистный, но только с маленькими листьями, является
           противоядием от смертоносного паслена»». Авиценна. «Канон врачебной науки»
      **Греческий ученый и философ (372 — 287 до н.э.), живший на век позже Гиппократа, последователь
           Аристотеля.
------------------------------------------------------


До сих пор речь в основном шла о надземной части – цветах, листьях, плодах и их аромате. Между тем, корень растения породил еще больше легенд, суеверий и впечатляющих открытий. В первую очередь поражала воображение необычная форма корня, напоминающая тело человека. Порой сходство было так велико, что различали даже «женские» и «мужские» особи. Не удивительно, что «траве-получеловеку» приписывали свойства живого существа: вырванная из земли, она, якобы, сочилась кровью и издавала такой пронзительный крик, что покусившиеся на нее умирали от ужаса*.

Чтобы избежать смерти, бывалые люди советовали привязывать к растению собаку, которая его извлечет и погибнет вместо своего хозяина. Но трудами и жертвами добытый корень все равно таил в себе огромную угрозу, так как был чрезвычайно ядовит. Под страхом смерти нельзя было прикасаться к нему голыми руками. Тем не менее, несмотря на все мнимые и реальные опасности, многие смельчаки стремились добыть корень ради его особого, ценнейшего свойства.

Дело в том, что значительная концентрация гиосциамина позволяла использовать корень в качестве отличного анестетика**.
Еще Гиппократ отмечал, что определенные дозы препарата вызывают онемение тела, настолько сильное, что человек кажется мертвым и его можно безбоязненно оперировать. Великий римский врач Гален писал о том, что настойку корня этого растения ввозили в Рим ежедневно в большом количестве.

Трудно переоценить значение обезболивания в древнем мире, когда люди получали тяжелые увечья из-за нападений хищных зверей, внутри- и межплеменных конфликтов, природных катаклизмов и т.п. Пострадавшие нуждались в срочном хирургическом вмешательстве, а оно требовало наркоза. На помощь приходил сок мандрагоры, которым пропитывали губку, накладывали ее на лицо больного, и он засыпал беспробудным сном***. После операции пациента будили с помощью другой губки, пропитанной уксусом. Со стороны и впрямь могло показаться, что целители умерщвляют и воскрешают страдальца, используя «мертвую» и «живую» воду. В результате этих манипуляций тяжелораненый, казавшийся обреченным, чудесным образом побеждал смерть и возвращался к жизни, словно дни его не имели пределов.

Мандрагора и сама держалась за жизнь так цепко, как будто обладала неиссякаемым источником энергии. Она с легкостью переносила длительную засуху и, даже извлеченная из земли, не погибала в течение целого года! Такая невероятная витальность, естественно, порождала легенды, наделявшие ее разнообразными защитными свойствами. Полагали, например, что корень аккумулирует астральную энергию и создает мощный энергетический щит, предохраняющий от сглаза, порчи, наговора и даже проклятья. Существовало поверье, согласно которому ношение корня делало человека неуязвимым для холодного оружия и т.д., и т.п.

Под давлением всех этих фактов, чудес и вымыслов мандрагору действительно окрестили деревом бессмертия.
Таким образом, в центре месопотамского Рая вполне могла произрастать наша «многопрофильная» мандрагора, позднее «раздвоенная» сказителями на Древо познания и Древо жизни.

------------------------------------------------------
       *«Кругом ужасный смрад, глухие стоны, похожие на стоны мандрагоры, когда ее с корнями вырывают, - тот звук
          ввергает смертного в безумье...» (У. Шекспир "Ромео и Джульетта")
      **Наверное, Бог (или его реальный прототип) потому и не табуировал древо жизни, что его корень трудно было
           заметить или достать, или он имел отталкивающий вид. Получив знания, люди проведали о чрезвычайной
           ценности этих корней и стали настойчиво охотиться за ними. Только тогда Бог решил преградить людям
           путь к «бессмертию» (т.е. к корню мандрагоры).
    ***Фома Цистерцианец: «Мандрагора — это растение, которое действует так, что заснувшего глубоким сном
           человека можно резать, и он не почувствует боли. Потому мандрагора символизирует погружение
           в созерцание.
           Мандрагоровые грезы позволяют человеку погрузиться в сон такой восхитительной сладости,
           что он не чувствует тех ран, что наносят ему его земные враги, и не заботится более о земных вещах.
           Так что  его душа в это время закрыла все свои чувства от всего внешнего — она покоится в
           благотворном внутреннем».
------------------------------------------------------


Такая «эротико-наркотическая» гипотеза дает ключ ко многим загадкам этой знаменитой истории.

Во-первых, снимаются все вопросы о двух волшебных деревьях в центре рая. Никто их специально не сажал и не запрещал. Мандрагора появилась на земле вместе со всеми остальными растениями. Впоследствии ее свойства исследовали и высоко оценили, а само растение зачислили в разряд святынь. Сакральный статус не запрещал срывать плоды и выкапывать корни мандрагоры (так поступали и с другими священными растениями, например, миро), но эти действия превратили в строжайший ритуал. Со временем молва нарекла святыню райским деревом, а функции познания и исцеления «раздвоили» его на Древо познания и Древо жизни. Библейский Бог (или Его земной прототип) потому и ограничился запретом одного дерева вместо двух, что когда-то реальное табу относилось к одной «двойственной» святыне. В центре Эдема росла, вероятно, целая группа таких мандрагор*, оттого местоположение растений и указано так приблизительно.

Во-вторых, на смену надуманному «испытанию» приходит вполне естественная забота отца о своих детях, живших в священном саду неподалеку от ядовитого растения. Кем бы ни был Владыка заповедной рощи – Господом Богом, верховным жрецом или вождем племени – он не мог удалить из Эдема токсичную святыню – могущественную мандрагору. Она должна была оставаться в роще, тая в себе опасность для его детей и других непосвященных. Чтобы избежать беды, следовало как-то оградить ее от них, а их – от нее. С этой целью Владыка запретил приближаться к отраве и поручил Змею (или прозванному так человеку) охранять святыню**. Отец совсем не лгал, когда предупреждал, что съевшие ядовитый плод (или коснувшиеся его корня) рискуют умереть в тот же день – такой исход был вполне реален.

В-третьих, обретает плоть и мотив инфернальный Змей-искуситель, он же - Хранитель дерева, он же - загадочная Лилит, легендарная первая жена Адама (см. предыдущую главу). О ее истинных намерениях можно судить по некоторым подозрительным деталям: она обращалась только к Еве, уводила ее вглубь рая и искушала наедине***. Чтобы девушку это не насторожило, Лилит притворилась, будто преподносит запретный дар обоим супругам - «не умрете… откроются глаза ваши, и вы будете, как боги». Хранительнице не терпелось устранить соперницу, к которой тянулся Адам с тех пор, как Бог разделил брата и сестру (см. предыдущую главу). Пусть только разлучница поверит коварной жрице и сорвет плод священной мандрагоры****. От ее яда Ева погибнет и эту смерть признают карой Небес.

План был хорош, но Ева не умерла и события пошли другим путем. Владыка и его окружение (жрецы или старейшины племени) с негодованием узнали, что с подачи Хранительницы Адам и Ева совершили целый ряд тяжких преступлений:
       • Осквернили святыню
       • Практиковали священный транс вне ритуала
       • Вступили в брак, не пройдя обязательной инициации
       • Нарушили табу на инцест
       • Пренебрегли отцовским запретом
       • Скрыли от отца свое преступление

Хуже того. Если нерадивая жрица успела открыть им рецепт эликсира бессмертия, то не сегодня-завтра они могли покуситься не только на плоды, но и на корень мандрагоры. Забрезжила опасность распространения наркомании и, что еще важнее, утраты жрецами монополии на трансовый ритуал и врачевание. Мудрейшему следовало незамедлительно пресечь действия безответственных юнцов. 

В этой ситуации Владыка рая (он же - глава племени) принял единственно верное решение: он лишил своих детей статуса избранных, выслал их из общины***** и перекрыл им (а заодно – и всем остальным) вход в заповедную рощу. Таким образом, возмутителей спокойствия сурово наказали и в то же время спасли от более жестокой расправы.
Изворотливая Лилит - идейный вдохновитель преступления – как видно, успела бежать, поэтому адресованные ей проклятия обрушились на голову ее подруги–змеи. Новый жрец-хранитель занял место Лилит у врат Эдема и по ночам с факелом в руках (с «пламенным мечом обращающимся») обходил свои владения…
;
------------------------------------------------------
       *Намек на это содержится в Откровении Иоанна, согласно которому древо жизни растет «и по ту, и по другую 
           сторону реки»:
                «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды,
                дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов» (Откр 22:2)
      **Жрецы – хранители священных деревьев – действительно существовали (см. В. Пропп «Исторические корни 
           волшебной сказки», Фрейзер «Золотая ветвь»)
    ***Если бы разговор шел в центре рая, Ева сказала бы: «этого дерева», но она выразилась иначе: «дерева
           среди  рая» – значит, они беседовали в отдалении.
         «И увидела жена…» - вот теперь змей привел Еву в середину рая к дереву. Адама там, конечно, не было,
           иначе бы он вмешался в разговор. Следовательно, змей и Ева не стояли на месте, а вдвоем уходили вглубь рая.
  ****Нечто подобное случилось с Гераклом. Коварный кентавр Несс выдал свою ядовитую кровь за любовное
           зелье, которое якобы вернет Деянире Геракла (На самом деле прикосновение к крови
           смертельно) Ревнивая жена Геракла - Деянира – верит обману и невольно губит мужа.
*****Возможно, Адама и Еву просто лишили особых привилегий. Из священной рощи они перешли в племя, где
           стали жить наравне со всеми.
------------------------------------------------------
            


(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см. на сайте tomastwin.wix.com/history). 

Продолжение следует.