Ричард Кэмерон. Тот, Кого любит душа Моя

Инквизитор Эйзенхорн 2
ТОТ, КОГО ЛЮБИТ ДУША МОЯ
Ричард Кэмерон (1679)

Не видали ли вы того, которого любит душа моя?
Песнь 3.3

Нет на земле людей, у которых была бы такая большая радость, как у верующих. Но нет и тех, кто испытывает такое же большое горе. Когда верующий видит, что лик Господа светит на него, то у него больше радости в сердце, чем у нечестивого человека в его лучшем состоянии, даже когда хлеб и вино в изобилии. Но печально, когда мы так мало знаем это на опыте. Если Господь отходит от верующего человека и скрывает от него Свое лицо, то никто не может утешить его, и никакая болезнь не способна причинить его чувству таких скорбей, как это горе. "Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем весь день?". И то, что происходит тогда, мы видим в предыдущей главе. Супруга потеряла своего Любимого. Что она говорит? "Он ввел меня в дом пира, и знамя Его надо мною любовь". Одним словом она говорит вам, что это такое - знамя Его любви. Что это значит? Ведь это такое излияние сердца, что она не может удержать его более. "Напоите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви". Одним словом она показывает, что это такое, а именно: "держу тебя за руку, ибо я не могу больше". Но разве это будет продолжаться с ней? Нет, и мы, возможно, скоро увидим изменения, как в начале этой главы. "Ночью на моей кровати я искала того, кого любит душа моя, но я не нашла его". Народ Божий бывает измучен ночью. Плач можно выдержать в течение ночи, но радость приходит по утрам. Я скажу вам, и я уверен, что хотя о большей части служителей и частных верующих и нельзя сказать этого, но есть отдельные люди, хотя и редкие, которые могут проводить такие же сладкие часы, как Иисус Навин, Самуил и Давид. Когда Давид был в пустыне Иудейской, он говорит: «Жаждет душа моя к Тебе, жаждет в земле сухой и жаждущей, где нет воды".  Даже плохой верующий может быть удовлетворен, когда он сыт и все легко, и может сказать: «Уста мои будут славить Тебя с радостью, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи". Но в эти дни, когда Господь скрывает Свое лицо от дома Иаковлева, есть лишь отдельные люди, которые проводят такие сладкие часы в иных условиях. Весьма редко можно найти сейчас таких, которые созерцают Солнце правды, и когда на них светит солнце с небосвода, а не тогда, когда мы едва видим луну или звездный свет. Многие вовсе не знают Его света, ибо никогда него не видели. "Ночью на ложе моем мои песни были о нем". О, как многие из них оставили свои молитвы во время и власть тьмы, что наступили недавно! Многие оставили не только молитвы, но и таинства. Они говорят, что эти проповеди и полевые встречи не будут удовлетворять их, но я надеюсь, что еще не дошлодо того, что они отойдут совсем от Него и от своих обязанностей.
Но теперь, после этого, говорит супруга, "Ночью на ложе моем я искала его". Ищем ли мы Его ночью? Часто ли мы призываем Его в ночные часы? Я боюсь, что это не так со многими на земле; как служители, так и частные верующие ущербны в своем поиске Его. Ищем ли мы Его на ложе своем? Если и да, то очень небрежно. Церковь теперь спит и измучена расстройствами. Каким образом многие сейчас вообще молятся и исполняют свои обязанности? Все они делают это только для успокоения совести. Я боюсь, что многих, кто реально делает это, мы не найдем здесь сегодня утром. Многие из них очень преданны, и, возможно, вы найдете их рядом с собой там, где сейчас сидите. Возможно, вы тоже искали Его ночью, и все же не нашли, потому что вы были слишком небрежны, исполняя свои обязанности днем. Супруга не нашла Его до тех пор, пока она лежала в своей постели; так Господа не найдут исповедующие люди, пока они не станут живыми в исполнении своих обязанностей. Но об этом дальше. Что же с ней происходит теперь? Она ищет Его в своей постели, дома, тихо. У нее не было воли, чтобы быть услышанной из-за дверей. "Это действительно опасно, - говорят многие, - выходить ночью в поля. Можно споткнуться, упасть и удариться о камни". Но что же она? Она встает и идет в город и по улицам, то есть к публичным таинствам, к проповеди Слова. Она искала Его, но не находила. Стражи, обходящие город, избили ее и забрали ее покрывало. Здесь под стражами следует понимать служителей, и, таким образом, вы должны искать чистых таинств. Я скажу вам, если вы пришли сюда сегодня, и все же не делаете ничего лучшего: вы можете обратиться к Господу, молиться и плакать, чтобы Он благословил ваши таинства. И вот, когда она обнаруживает стражей, она спрашивает: "Не видали ли вы того, которого любит душа моя?". Она была более готова, я скажу, чем большая часть народа! Сегодня многие могут разговаривать со служителями часами, целыми днями, прежде чем они предложат такие вопросы, как этот: "не видали ли вы того, которого любит душа моя?". И вы знаете, что "супруга" означает Церковь, или отдельных верующих, а ее "возлюбленный" есть Иисус Христос, Возлюбленный Своего народа. Но в ее словах вы видите более конкретно "Того, Кого любит душа моя", то есть Иисуса Христа. Он Тот, Кого она любит в эту ночь суда, в ночь тьмы, ночь предательства и гонений. Душа любит Его и до сих пор говорит: не видали ли вы Того, Кого я люблю? Иногда Он удаляется от Церкви, и скрывает и прячет Свое лицо от нее. Поэтому ищите Его, и долго, чтобы не потерять Его из виду. Многие могут сказать: мне довелось видеть Его по вере, но теперь Он ушел надолго! Может быть, вы скажете, что Он сказал вам, и то, что вы говорили Ему, что произошло между Ним и вашей душой, приходили ли вы к Нему в публичных установлениях или частным образом, молясь, читая и размышляя над Его Словом? Но я думаю, что вы вряд ли когда-либо говорили Ему то, что следовало сказать: о, когда теперь я встречу Тебя снова? Я вам скажу: если бы вы видели Его действительно всерьез, ваши сердца были бы переполнены. Нельзя видеть Его надлежащим образом так, чтобы ваше сердце не последовало за Ним. Нет такого же прекрасного, как Он, ни на земле, ни на небе. Как Он превосходен и прекрасен! O господа, как мало мы можем говорить о Нем! Никакое время не позволит нам рассказать, как Он дивен. Он намного прекраснее, чем горы золота! Но я расскажу вам, как прекрасно искать Его, несмотря на то, что Он скрывает Себя из наших глаз, и последующие Ему переживают столь темные и мрачные дни.
И есть еще одна вещь в этих словах. Супруга в изгнании, ибо ее слова несут именно этот смысл. Не видали ли вы Того, Кого любит душа моя? Я не могу терпеть этот путь. Скажете ли вы мне, служители и профессора, что мне делать без Него, каждый день, каждое воскресенье, если я теряю из виду своего Возлюбленного?
Теперь мы намерены объяснить то, что является главным смыслом этих слов: что Иисус Христос есть Тот, Кого любит Церковь и каждый верующий. Действительно, Он является самым достойным этого.
Есть некоторые люди, которые никого не любят вообще, и они практически также ничего не ненавидят. Есть некоторые, кто любит то, чего любить не следует. И на самом деле плоха та любовь, которая не включает Самого Иисуса Христа. Давид поистине любил, когда  он сказал: «Кто мне на небе, кроме тебя? И нет никого на земле без Тебя". Тепер,ь говорит супруга, "не видали ли вы Того, которого любит душа моя?". Это не просто любовь устами или языком. Нет, это любовь души, и есть многие, кто хочет этого. Господа, любовь многих, даже служителей, не такова. Я знаю, что многие просто не любят Его.  Они думают, что нет никакой необходимости исповедовать свою любовь таким образом. Но я скажу вам, что любовь верующего ко Христу - это верная любовь. Это любовь не устами только, но из самой глубины души. Самым средоточием своим душа держится за Христа, и если Он далек, все для нее становится пустым. Псалмопевец говорит: "Нога моя поколебалась бы... Возложу мою уверенность на Него". Многие люди доверяют самим себе или чему-то еще. Им не так важно,  когда Бог покидает их, вернется ли Он снова. Но горе той душе, которая принимает любовников в Его отсутствие, как если бы Он не вернулся обратно? Царь Саул когда-то думал, что Бог всегда будет с ним, но Господь оставил его, и все, что Саул предпочел Ему, осталось с ним до конца - без Него.
Теперь, говорю я, Господь Иисус Христос является предметом любви верных, и говоря об этом, следует рассмотреть две вещи:
I. Рассмотрим, Кто Он есть Сам.
II.  Рассмотрим, что Он сделал для верующих, и что Он сделал для Церкви в целом.
I. Рассмотрим, Кто Он есть, в трех отношениях.
1. Что такое Его рождение? Знаете, если мастеру заказывают платье для женщины, он обязательно спросит, какого она происхождения. И каков наш Господь? Он сокрыл Свое высочайшее происхождение, что Он есть Сын Отца Он есть Сын Божий, и, как Человек, Он есть Сын Давидов. Это замечательная вещь - что Сын Божий должен был предложить Свой брак самым низким людям на всей земле. Для нас много значит, если единственный наследник короля будет желать брака с безродной девушкой, бедной настолько, чтобы едва прикрыть свою наготу. Но - о чудо! Бог послал Сына Своего Единородного, Который есть Бог, равный Отцу, послал Его вниз с небес на землю вступить в мистический брак с самыми убогими из верующих!
2. Рассмотрим, что Он имеет в Себе. Он является наследником всего. Всякая власть на небе и на земле дана Ему. Таков Возлюбленный верующих. У Него есть вся власть над небом, землей и адом, и над всеми вещами. Он имеет благодать и славу, и все блага, которые Он уделяет надеющимся на Него. Стоит ли удивляться тогда, что супруга говорит: "не видали ли вы Того, Которого любит душа моя?". Она не могла не терпеть нужду в нем, когда Он отлучался. А ведь многие, у кого нет ничего действительно стоящего, мало думают о Христе. Возможно, вы скажете: "Человек может быть верным и честным, но он потеряет все, если разделит страдания следующих за Христом". Но любой просто честный человек тоже может лишиться всего; неужели из этого следует, что Христос не благой Господь и не дивный Супруг Своих верных, с которыми так плохо обращаются на земле? Но я говорю вам с полной уверенностью, что у верующих есть те же права на этот мир, что и у всех остальных, и человек, который изгнан из своего дома, может держаться за Христа или нет, на его права это никак не повлияет. Но прежде чем все это закончится, несомненно будет видно, что верующий, чье сердце наполнено любовью Христовой, имеет гораздо более надежное право и на все остальное. Вы скажете, что если я сам спрашиваю: не  видали ли вы Того, Которого любит душа моя в эту ночь гонений на Церковь, то почему люди Господа, даже те, кто ждут от Него и доверяют  Ему, сталкиваются с такими горькими бедами? Тем не менее однажды им будет гораздо лучше, чем их гонителям,  несмотря на печальные вещи, которые они встретились. И если вы, служители и верующие, способны хотя бы два пенса уделять друг другу, то вы уже  будете иметь больше, чем все преследователи, а это значит гораздо больше, чем все остальное!
3. Рассмотрим теперь, Кто Он есть как Личность. Я уже сказал, что если мастер делает платье для женщины, он не только спрашивает, кто она родом, но и обычно имеет некоторое желание узнать, кто она такая, и хороша ли она как человек. Так супруга окликает  сторожей, и дочерей Иерусалима, то есть, большую часть исповедующих людей, и говорит: "Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, если вы встретите Возлюбленного моего, скажете вы Ему, что я изнемогаю от любви". Она не может и желать ничего большего. Вполне вероятно, что она уже встретила кого-то из таковых, и когда это было, она спрашивала, не встречали ли они Его. Но большая часть верующих редко заботится о вещах такого рода. И все же она говорит: "Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, скажите Ему, что я больна любовью". Ее спрашивают: "Чем Возлюбленный твой лучше других возлюбленных? Что ты делаешь так много шума о Нем?". Многие теперь говорят: почему эти люди поднимают такой шум о Христе? Почему им не хватает ни того, ни другого, почему они не слушают тех же проповедей, что устраивают всех остальных? Почему они хотят быть выше религии, которой довольствуются все? "Но, - говорит она, - Возлюбленный мой бел и румян; прекраснее сынов человеческих, и лучше десяти тысяч других". И в самом деле, Он таков и всегда будет таков любому, кто знает власть религии. Он был и будет им Драгоценной жемчужиной, как многим в Церкви Шотландии. Он всячески освежал их, насыщая алчущие и жаждущие души, и потому, говорит она, "Его уста сладки, и весь Он   любезность. Вот кто Возлюбленный мой, и вот кто Друг мой, дщери Иерусалимские".
 II. Рассмотрим теперь, что Он сделал для Церкви в целом и .что Он сделал для верующих в частности. Ибо Он многое сделал и много пострадал за них. И вы знаете, что не так легко выразить любовь человека, даже сделавшего много добра. Но наш Господь сделал для верующих много больше, и уверяю вас, что у нас есть гораздо больше причин любить Его, нежели кого-либо другого. Более того - это наш долг любить Того, Кто прежде возлюбил нас, когда мы не могли воздать Ему никакой любовью.
1. Я говорю вам, что Он сделал для нас: Он взял на Себя нашу природу. Это очень известная вещь, о которой вы слышали очень часто. но скоро забыли, по крайней мере, некоторые из вас, и мало думали другие. Он принял на Себя нашу природу. Он не взял на Себя природу ангелов, но природу бедного погибшего человека. О, вдохновляющая сердца истина! Многие не думают о том, что Христос оставил Свое место на небе, вышел из лона Отчего, и принял на Себя нашу природу. Но разве это не великое чудо? Вечный Сын Божий, Второе Лицо славной Троицы, сошел сюда, на землю, и принял на Себя природу семени Авраама! О дивное снисхождение! Многие ничего не думают об этом, но я скажу вам, что бедные грешники иначе никогда не смогли бы взойти на небо к Нему. Нет, ибо если бы Он появился, как Он есть, как Второе Лицо вечно благословенной Троицы, если бы Он появился в Своих царственных одеждах славы и величия, мы не смогли бы оказаться рядом с Ним. Вы знаете, что когда Господь сошел на гору Синай и дал закон, весь Израиль воззвал к Моисею: "Пусть Господь не будет более говорить с нами таким образом, но пойди и услышь, что Господь говорит, и скажи нам". Здесь явлено дивное снисхождение Господа, так что Он взял на Себя нашу природу, и стал костью отнаших костей и плотью от нашей плоти. И разве это не побуждает нас любить Его?
2. Рассмотрим, что Он не только принял на Себя нашу природу, но Он принял образ раба. Он пришел не только как человек, но как смиренный человек. В самом деле, если бы Он пришел как богатый или великий человек, бедный народ не получил бы даже возможности подойти к Нему, хотя бы настолько, чтобы прикоснуться к краю Его одежды. Но наш Господь пришел так, как Он пожелал. Он пришел как бедняк, и Он много раз ходил по домам бедняков. Это правда, что Он приходил иногда и в дома богатых людей, когда они желали обрести благ Его. Закхей был очень богат. Христос пришел в дом его, и сказал: «В этот день пришло спасение дому твоему». Но тогда Закхей отбросил всю свою корысть. Поэтому я говорю, что Господь наш Иисус Христос пришел в образе раба, и то, что Он смирился настолько - разве это не должно побудить нас любить Его? Великие люди не должны презирать бедного люда, хотя бы между ними была большая разница. Действительно, великие люди будут говорить о больших вещах, но оттого они не более в поле зрения Христа, чем последний бедняк, живущий на земле!
3. Я вам скажу дальше, что Он сделал. Он взял на Себя все наши немощи и наши болезни. Он Муж скорбей и изведавший болезни. Он был искушен во всем подобно нам, кроме греха, чтобы Он мог прийти на помощь, когда возникает соблазн.  Здесь могут быть некоторые, кто страдают от голода, холода и жажды, как это происходило со многими после событий в Пентланде. Те, кто был в Босуэлле, на Пентландских холмах легко могли умереть от голода и холода. Вы знаете, каким гонениям они подверглись от врагов. Но не утешает ли это всех, кто пребывает в скорбях и болезнях: "У нас не такой первосвященник, который не может сострадать нам в немощах наших", но Тот, Кто Сам подвергся скорбям и печалям, страдал и был гоним в нашей  природе, и, следовательно, хорошо знает, как поддержать Свой народ и помочь ему во всех скорбях его! И разве это не должно побудить нас любить Его и просить Его в наших бедах? Ибо Он хорошо знает, как позаботиться о нас, и как утешить нас в любых условиях!
4. Я скажу вам дальше, что Он сделал для нас. Он понес на Себе гнев Божий за верующих, за всех, кто приходит к Богу через Него. Если мы не можем любить Бога всем сердцем и душой, которые Он дал нам, Его гнев должен сокрушить весь мир и даже всех избранных, и отправить их в место мучения навеки. Он понес этот гнев, который сделал Его пот каплями крови и заставил вскричать: "Душа Моя скорбит даже до смерти". Что я должен сказать еще? Он был так отчужден от Бога, что на кресте Он возопил: Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил? Я думаю, что человек, который имеет в душе любовь ко Христу, вполне может нести гнев человека и имеет на то все основания: ибо этот гнев гораздо легче гнева, что Христос взял на Себя для Своего народа. О, как это должнл побудить нас любить Христа!
5. Я скажу вам также, что Христос сделал для верующих. Смотрите, господа: Он умер за них этой проклятой крестной смертью! Поэтому он отнял жало естественной смерти, и Он избавит  нас от вечной смерти, если мы верим в Него, ибо в то время как "мы были еще грешниками, Христос умер за нечестивых».
6. Он не только умер для нас, но спустился в ад и могилу за верующих, так что они могут сказать: «О, смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?". Посмотрите, господа! Ибо я думаю, если вы будете верующими вы будете иметь любовь к Нему за это! Те, кто пошли на эшафот за Христа сделали это с радостью, так что день их смерти был самым лучшим днем их жизни. Они были настолько радостны, что их души были готовы так сказать, выскочить из своего тела, потому что Господь наш прошел через смерть и могилу для них, поэтому они имеют победу и победили смерть и преисподнюю!
7. Вот то, что Он сделал для верующих: Он воскрес и победил смерть. И те, кто погребены с Ним в крещении, и умерщвляют всякий грех и растление, возникающие в них, смогут принять участие в Его воскресении к вечной жизни и спасению!
Наконец, я скажу вам, что Христос жив и любит нас и сегодня.  Он ходатайствует всегда правую руку от Отца Отца за вас, если вы верующие. Христос молится о каждом верующем в Церкви Шотландии. Он молится и за служителей и профессоров, которые в значительной мере передают Ему наши молитвы - и потому Он "в состоянии спасти всех, кто приходит к Нему, потому что Он всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас".
Я говорю вам: рассмотрите все эти вещи, и для вас не будет удивительно, что верующий любит Его выше всего остального. Неудивительно, что супруга спрашивает с такой силой: не видели ли вы Того, Которого любит душа моя? Но есть много людей, которые на самом деле не будут любить Христа настолько, насколько они говорят о Нем. Такие люди не знают Его, и, следовательно, они не могут любить Его. Хотя у многих есть некоторая любовь к Нему, если они не любят Его так, как Он того заслуживает, то не любят совсем. И хотя бы у них была некая любовь к Нему, они не осмеливаются говорить: "Скажи мне, Ты, Которого любит душа моя, где Ты и где овцы Твои отдыхают в полдень?". Ныне многие из тех, кому Христос действительно явил Себя, не осмелятся сказать, что их души любят Его.
(1). Есть некоторые, что, поскольку они не получили каких-то особых проявлений Его, никогда не любили Его, и не думают, что Он любит их. В самом деле те, кого наш Господь ведет, так сказать, с жизнью и властью, любят Его очень сильно. Они изнемогают от любви; они созданы, чтобы сидеть под тенью Его с большим восторгом, и Его плод сладок для них. "Освежите меня яблоками, - говорит супруга, - ибо я изнемогаю от любви". О, если бы вы знали, как народ Божий ищет встреч, проповедей, дней поста и общения, а также горячих и тайных обязанностей; как он находит Того, Кто так близок к душам людей Своих, в силу чего они готовы идти в мир с Его любовью! Я считаю, что если они уже испытывали любовь ко Христу, то, готовясь к встрече с Ним в таинствах, они стремятся разжечь эту любовь к Нему все больше, как вы можете увидеть в Псалме: "А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, - я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых" (72.2-3). И псалмопевец думает: "Так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои?". Иначе говоря: неужели обязанности религии Божьей были для меня напрасными; неужели то, что я молился и приступал к таинствам, было ни к чему, если мне стало хуже, чем этим облям в мире?". Но когда он начал размышлять об этом, он говорит: "Это было слишком болезненно для меня, пока я не пошел к святилищу Бога" (KJV). "Доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их. На скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти ". И тогда он приходит к тому, чтобы сказать: «Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле". Поэтому, когда Господь обращается к изгнанному верующему таким образом, то он не может не любить Его, и очень сильно.
(2). Человек, который может сказать: "Он услышал голос моей молитвы" - не может не сказать, что он Его любит. "Я люблю Господа, потому что он услышал голос молений моих". Он любит его так дивно, что его душа обязана любить Его. Я люблю Господа, потому что Он услышал голос мой. И если Господь слышит душу, когда она лишь начинает молиться - то не возгорится ли в этой душе большая любовь к Нему? Что удивительнее всего - это то, что душа может возлюбить Его, едва услышав о Нем. И любой из тех, кого Господь любит и признает, и призывает в общение с Собой, когда Он слышит и отвечает на их молитвы, должен сказать "Я люблю Господа".
(3). Те, кому Господь возвещает прощение их грехов, могут любить Его очень сильно. «Благослови, Господи, душа моя, и не забывай всех благодеяний Его, Он прощает все беззакония твои". Уверяю вас, что человек, который может действительно сказать, что Бог не только простил все его беззакония, но Он принял его в общение с Собой и дал его душе радоваться в Нем, может сказать, что его душа любит Господа, хотя и не так, как должно. Но я знаю, что есть много таких, что теперь не могут обрести в своей душе знаки этого, о которых мы не раз говорили. Я могу заверить вас, что я хочу, чтобы вы однажды обрели эти печати, хотя сейчас не время говорить об этом подробно. Но мы дадим вам некоторые признаки тех, в ком есть эта любовь, а также охарактеризуем применение этого учения. Мы приведем шесть или семь таких признаков, насколько Господь позволит и поможет.
1. Те, кто любит Христа, будут много думать о Нем. Ибо вы знаете, что если человек сильно любит кого-то или что-то, он не выпустит надолго мысли об этом человеке или вещи из своего ума.  Сказано у Давида: "Блажен человек, которого воля в законе Господа... О законе Его размышляет он день и ночь" (KJV). Так человек, который любит Его будет думать много о Нем, и будет неустанно трудиться, чтобы обрести все большую любовь к Нему. Действительно, я знаю, что некоторые люди в мире, которые думают не так много о Нем и о Его делах, обманывают сами сеья. О, потрудимся больше размышлять о Нем, чтобы обрести большую любовь к Нему! Действительно, есть  такие люди, что чем больше они любят, тем меньше они заботятся о тех, кто их любит. Но это не так со Христом. О, как мало ненавидящих напрасные мысли, но любящих закон Господень! Как мало тех, кто ненавидит вымыслы и развлечения! Но мысли о Боге, о Христе, о том, что Он делает, и о том, как Он превосходен, не напрасны. Я знаю, что многие из вас думают о чем угодно, но только не о Христе. И это говорит о том, что на самом деле в вас мало любви к Нему. Жена любит мужа, хотя он может быть от нее далек. Так Супруга любит Христа, хотя Он удалился от нее. И ее любовь по-прежнему сильна, так что она спрашивает: не видали ли вы Того, Которого любит душа моя?
2. Те, кто любит Христа, будут говорить много о Нем. Увы, среди нашего народа многие не произносят о Христе ни единого слова, достойного быть услышанным! Я говорю вам: многие говорят о религии и религиозных вопросах, но мало говорят о Христе. Среди нас много разговоров о чужих ошибках и недостатках; увы, разве у нас мало собственных, о которых стоило бы сказать? Но я убежден, что вы не должны тратить столько своего времени на это! Если же вы собрались вместе, пусть ваши рассуждения будут не друг о друге, но о Христе и любви к Нему! Пусть Его превосходство будет высоко ценимо среди нас! Я прошу вас также быть осторожными, прежде чем вы слышите много разговоров подобного рода. Как печально, что так много религиозных разговоров среди исповедующих людей пусты! Действительно, есть много тех, кто, если они могут быть удовлетворены вместе в компании, и если задать им вопрос по этому поводу, просто потупят взоры, и если они смогут, то перейдут на другую тему: с глаз долой - из сердца вон! И когда кто-то просит их уделить время доброму рассуждению, они уверены, что найдут возможность его быстро прекратить. Но я уверен, что человек, который когда-либо встречался со Христом, и бодрствовал ради Него, кто чувствует Его в душе своей, не сможет долго находиться в компании без высокой и достойной мысли о Нем. Если он сможет, он будет гнаться за Ним, и если он любит Его, то будет тосковать по Нему. Увы, как редка такая религия в наши дни!
3. Те, в ком есть любовь ко Христу, будут делать все возможное, чтобы привести и других к Нему. Вы видите, что супруга говорит: "не видали ли вы Того, Которого любит душа моя?". Но что из этого следует? "Я держала Его и не отпускала Его". А потом она говорит: "Идите вперед, дщери Иерусалимские, вот царь Соломона в венце, которым мать его короновала его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его" (KJV). Она встретилась со Христом сама, и ей пришлось много вынести из любви к Нему, и потому она приглашает своих спутниц идти дальше за Ним, чтобы выйти из потерянного мира, и увенчать Его царской короной. О, увенчаем Господа нашего Иисуса Христа той короной, которою увенчала Его мать Его! Действительно, есть немало служителей и профессоров, которые ценят себя, но почти нет сейчас таких, кто говорит: придите и узрите Его! Мы слышали, как это было на одной из наших последних встреч. Многие люди не могут ходить туда после этого. По всей стране есть множество людей с положением, что отвергли то, что Бог заповедал в Своем Слове. Многие из них поддерживали этот путь, пока народ не покончил с этим! Если бы мы стали тем же, что и они, мы потеряли бы старый добрый путь, за который наши предки отдали так много, прежде чем от него отступили другие. Они расстались с поместьями, родными и с многим другим. Сколько людей теперь поддержало этот страшный крик: долой Христа и Его таинства! Они отвергли самые чистые и живые Его тайны.  Но теперь. говорит супруг, пред нами Царь. Выходите же и приглашайте других к Нему, чтобы вы получили спасение душам вашим от Христа. И не будет жестоким сказать: любите Его и примите Его спасение, хотя бы ради Него пришлось потерять все, что у вас есть в этом мире!
4. Те, кто имеет истинную любовь ко Христу, будут опасаться Его обидеть. Следовательно, они будут иметь отвращение ко всякому греху. "Я люблю заповеди Твои более золота, и я ненавижу всякий путь лжи". То и другое всегда идут рука об руку. Как же человек, который говорит, что он имеет любовь ко Христу, и все же не ненавидит всякий путь лжи, далек от своей любви! Увы,  вы можете видеть, что есть лишь немного любви ко Христу в Шотландии! Беззаконие изобилует, и любовь многих охладела. Я бы сказал, что человек, который только лишь исполняет свои обязанности, мало любит Христа, по крайней мере его любовь не такова, какой должна быть всерьез. Поступая таким образом, вы ничего не получите.
5. Те, кто делают вид благочестия наподобие покупателей индульгенций, своими упражнениями явно показывают, что они вряд ли любят Христа. Я уверен, что независимо от того, чего они хотят, они не получат ничего, ибо будь у них любовь, упражняя свои души, они думали бы прежде всего об осуществлении этой любви и о том, как не оскорбить Христа. Они склонны бояться, что Он удалился от Своих установлений. Давид говорит: "Мне ли не возненавидеть их, Господи, ненавидящих Тебя?". Я вам скажу: я не люблю тех, кто водится с явными и откровенными врагами нашего Господа и Учителя Христа и желает от них каких-то выгод. Чего бы они ни хотели, они не имеют ничего общего со своей Любовью, и что бы они ни говорили, они показывают, что у них нет любви к Нему. И если они все же одумаются, они постыдятся своего поведения. Действительно, недостаток любви ко Христу предвещает печаль. Поэтому будьте осторожны, чтобы не быть обманутыми и сбитыми с Божьего пути! Остерегайтесь слишком сближаться с теми, кто присваивает царские прерогативы Иисуса Христа в ущерб религии. Не обманывайте себя! Но вы можете сказать:« Разве мы не должны любить наших врагов?". Поистине мы должны любить наших врагов, но так как они заявили, что они враги Христа и намерены враждовать с Ним, они больше, чем наши враги. Они враги Христа, гонители дела Божьего, враги Евангелия, завета и всего дела Реформации. С этой точки зрения мы должны ненавидеть их и гнушаться ими. Мы заявляем им и всем, кто на их стороне: их ждет печальный день. Они хуже лаодикийцев, которые были ни холодны, ни горячи, и которым Христос угрожает: извергну вас из уст Моих! Что может быть хуже служителей, которые принимают к себе из снисхождения епископалов и даже папистов? Уверяю вас, они вообще не служители Того, Кто служил всем, они просто не слуги Христа. Они королевские чинуши, и если бы они были чиновниками открыто, мы признавали бы их, но они, будучи слугами Царя, восхитили себе данные Им свободы и принесли больше вреда делу Реформы, чем ее открытые и общепризнанные враги.    Поэтому я говорю: не обманывайте себя в этом отношении, ибо мы и они воюем с разных сторон.
6. Те, кто любит Христа, с большим почтением относятся ко всем Его заповедям и к Его кущам. "Как люблю я обители Твои! Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!". Мы не хотим, чтобы вы полагались на служителей, которые не потрудятся содержать дело Христа в чистоте и целости. Если они будут делать вид, что у них есть любовь ко Христу, и если бы это было действительно так, они должны были бы чтить тех, у кого она есть, любить святых, любящих Его, и ненавидеть всякий путь беззакония. Не много любви ко Христу там, где так мало любви и симпатии друг к другу!
7. Наконец, те, кто поистине любит Христа, никогда не откажутся потерять все ради Него. Сам Христос говорит: "Кто любит кого-то больше, нежели Меня, не достоин Меня". Они живут не для Христа. Они предпочтут Ему что угодно, когда дело доходит до того, что они должны что-то оставить ради Него. Но вы должны бросить все и купить драгоценную жемчужину. Те, кто это сделают, не проиграют, ибо они имеют "во сто крат в этой жизни, и жизнь вечную в мире грядущем». Уверяю вас, если бы вы имели любовь ко Христу, если бы вы только думали, чем воздать Ему и как доказать свою любовь, вы убедились бы в этом. Вы бы даже благодарили Бога за эту возможность, и сказали: "Хотя я должен потерять все, но у меня есть возможность явить доказательство моей любви к Нему в это злое время". И это самое лучшее время, что когда-либо многие видели, ибо они имели возможность явить доказательство своей любви к их дивному Царю!
Теперь добавлю две последние вещи. Если бы вы любили Христа, вы увидели бы, чего Ему стоили ваши грехи. Согласно разуму у нас всегда есть осуждение, чувство вины и нашей опасности, и у того, кто видит источник опасности в своих грехах, есть резон бежать к Нему и прибегнуть к Крови, "говорящей лучше, чем кровь Авеля". Только в этом случае вы сможете прибегнуть к источнику, открытому дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты. Всегда размышляйте о гневе Божием на нас за грехи. Уверяю вас, те, кто хранит свои сердца в наилучшем видении своих грехов, будут иметь много любви ко Христу. Неимение этого - одна из причин того, что столь многие любят Его так мало и так много любят все остальное. Ибо, если бы вы имели истинное чувство греха, гнева и суда, вы бы поистине любили Христа, и тогда Он будет прежде всего в ваших сердцах, и вы превознесете Его в душах ваших, ибо именно через веру в Него мы можем хвалиться скорбями, как о том говорит апостол, понимавший, о чем идет речь. Только во Христе у нас есть надежда на славу Божию, и мы "радуемся в скорби, , зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опыт, от опыта надежда, а надежда не постыжает". Почему? "Потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам".
Наконец, есть благодать покаяния. Будем же больше молиться, и больше учиться истинной любви ко Христу в бедственное время, когда Господь призывает нас упражняться в этой обязанности. Но прежде всего, я призываю вас любить. Любовь Божия излита в сердца ваши; положитесь же на Иисуса Христа верой. Учитесь расти в любви к Нему, потому что Он как Спаситель в состоянии добиться спасения Церкви в самых печальных обстоятельствах, какие только могут случиться.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn