Дорога на капитанский мостик

Лев Ефремов
               
       
     Отслужил Виктор срочную службу в Армии. Демобилизовался весной,
отдохнул с месяц, и надо устраиваться на работу. Перед Армией он окончил
курсы рулевых на РЭБ им.Карла Маркса (ремонтно-эксплуатационная база).
Эта база находилась на левом берегу Волги прямо напротив г.Н.Новгорода.
     На работу его приняли сразу. Начиналась летняя навигация. Направили рулевым на буксир «Академик Комаров». Первый рейс был из затона им.Карла Маркса на реку Ветлугу. Эта река летом мелководная, а весной, пользуясь полноводьем,завозили и вывозили грузы в поселки, находящиеся на ней. Сделали на «Комарове» несколько рейсов с баржами по Ветлуге до Волги. Там баржи ставили на якоря и их дальше буксировали другие буксиры.
     «Академик Комаров» - пароход, т.е. главный двигатель и все остальные механизмы работают от паровой турбины. Плиты на камбузе отапливаются
дровами, которые заготавливают вахтенные матросы. Последний рейс на Ветлуге, и получает капитан рейсовое задание: следовать с баржами в Кострому.
Проходит судно устье Ветлуги, начинает делать поворот на Волгу.  Гак буксир-
ного троса находится сразу за судовой надстройкой, а дальше до кормы
судна имеются защитные буксирные дуги, по которым во время движения
судна перемещается буксирный трос. Это для безопасности экипажа и, чтобы
трос во время движения судна ничего не сорвал на корме.    
     Виктор на вахте, колет дрова для камбуза на корме. Судно начинает поворот и Виктор видит, что трос катится по буксирной дуге. «Академик Комаров» судно старое, на буксирных дугах имеются вмятины и буксирный трос может зацепиться за них, а потом «стрельнуть». Увидел Виктор, что трос «катится» в его сторону,отпрыгнул, да неудачно. Подвернул правую ногу. Нога в ступне посинела, острая боль. Еле добрался до каюты и лег. К вечеру нога распухла, стала как бревно.
     Через двое суток вечером буксир проходит Нижний Новгород.Вызвал капитан рейдовый катер и отправили Виктора на берег. Кое-как добрался он до дома, а утром стал думать, в какую больницу ему идти. У Виктор в семье два старших брата, Виктор младший. Средний брат Дмитрий работал в Н.Новгороде, был в это время дома, он и подсказал:
   - Давай в Институт травматологии и ортопедии. Там лучшие специалисты,
они сделают все, как надо.
     Так и сделали. В НИИТО определили, что у него перелом пятой плюсневой
кости правой ступни. Наложили гипсовый лангет. С гипсом еле добрался Виктор
 до дома. Лето, жара. Утром собирается старший брат с товарищем на Волжский
пляж купаться. Смотрит на них Виктор, самому охота на Волгу, дома жарища.
Думает: не буду купаться, так, около воды посижу. Кое-как в «припрыжку» на
одной ноге добрался до пляжа. Парни купаются, он сидит в тенечке, им завиду-
ет. Чуть ниже по течению от того места, где они расположились, стоит  дебар-
кадер и от него идут заградительные понтоны, за которыми находится лодоч-
ная станция. Начало лета, половодье, течение на Волге сильное. И видит Виктор,как какого-то мужика течением несет на понтоны. Мужик руками машет, пытается кричать, но из груди только хрип вырывается. И рядом с ним никого нет. Вообщето, ничего страшного в этой ситуации нет, но это для хорошего пловца. Понтоны в диаметре по полтора метра, стоят в ряду по два понтона, между ними расстояние около метра, если течение прибьет к понтонам, то можно под них поднырнуть, это всего-то проплыть под водой 6 – 7 метров, но мужик растерялся, может  от испуга наглотаться воды и утонуть. Виктор на одной ноге допрыгал до берега и поплыл выручать бедолагу. Подплыл к мужику.  До понтонов
уже оставалось метров пять, а ближе к берегу еще и дебаркадер стоит.  Это уже
опаснее:
    - Мужик, держись за мое плечо и поплыли, ничего страшного нет. Главное,
не дрейфь, выберемся.
      Так и доплыли до берега. Да там и плыть то было всего метров двадцать
пять - тридцать. Мужик выскочил на берег, весь дрожит, слово сказать не может, но жестами поблагодарил за помощь. Смотрит Виктор – гипсовый лангет
размок, бинты размотались. Что делать? Купание закончили. На одной ноге
с помощью брата и товарища с трудом поднялся на Откос, а это почти километр
в гору. Добрался до НИИТО, а там дежурил врач, который накладывал позавчера
гипс. Вспомнил пациента:
   - А, где гипсовый лангет, который я вам два дня, как наложил?
   - Да, вот пошел с товарищами на пляж, а там пришлось мужику помощь
оказывать. Я в воду залез, гипс и размок.
   - Ну, раз вы с гипсом купаетесь, то так и ходите.
   - Да, я не купался. Я просто пошел на бережку посидеть, дома очень жарко.
   - Ничего не знаю, но гипс я вам больше накладывать не буду.
     Так и ушел Виктор из больницы. Гипсовый лангет ему там не поставили.
Парни ждут на улице. Брат подсказывает:
   - Рядом туберкулезный диспансер, там работает знакомая нашего старшего
брата Всеволода. Пойдем к ней, может, поможет.
     Пришли в тубдиспансер, нашли знакомую. Она и наложила на ногу Виктора
новый гипс.
     Прошло две недели, нога не болит, но без гипса ходить нельзя. Начал Вик-
тор ходить на пляж купаться. Придет, размотает бинт, снимает Г-образный лангет,и купается. Потом опять все восстанавливает. Появилась мысль: «А, зачем лангет на гОлене, хватит на ступне». Так и сделал. Попросил знакомую сделать еще один лангет только на ступню. Так и ходил: на прием к врачу в поликлинику для больничного листа с полным лангетом, а на пляж с малым.
     Приезжает в Н.Новгород самый старший брат Всеволод. Он работал капита-
ном в Беломорско – Онежском Пароходстве. Сейчас его судно поставили в ремонт,
он сдал дела старпому и оформил отгул выходных дней. Виктор к этому времени
уже закрыл больничный лист, надо выходить на работу. Всеволод предлагает:
   - Зачем тебе этот буксир. Давай к нам в БОП. Рейсы интереснее. Мы возим
лес с Севера из портов Белого моря в Калининград на целлюлозно-бумажный
комбинат, а оттуда на Север щебенку, песок. По морям походишь, по Белому,
Балтийскому. Увидишь Беломоро - Балтийский Канал, реки Свирь, Неву, Онежское
и Ладожское озера. А на будущий год, если заработаешь «визу», то и заграницей
побываешь.
     Думает Виктор: «А, действительно. На буксире ни заработка нормального,
да и работа нудная. К причалу буксир не встает, это значит все лето до поздней
осени ни в город не выйти, ни просто по  земле не походить, а в БОПе какая-то
перспектива имеется». Уволился из РЭБ и поехали они с братом в Петрозаводск,
где находилось управление Беломорско - Онежского Пароходства.
     Устроился Виктор на работу без проблем. Медкомиссия пройдена, удосто-
верение рулевого на руках. Направили его матросом 1 класса на т/х «Балтий-
ский 35». Проработал он на нем три навигации. С загранплаванием что-то не
получалось, все рабочие места на загрансудах были заняты постоянными чле-
нами экипажа. В ноябре заканчивается навигация. Судно ставят на зимний отс-
той до апреля. Братья оформляют отпуска, отгулы и едут домой в Н.Новгород.
 У всех были свои друзья, а для братьев – эти друзья общие. В доме постоянно праздник, гости. Весело прошел первый месяц отпуска. Через полтора месяца смотрят старший и младший братья, а деньги то уже кончаются, а еще два месяца «отдыхать», а там и на обратный билет деньги потребуются. Среднему брату хорошо – он дома, ему ехать никуда не надо, а на жизнь, на еду – много ли ему надо. Но и сидеть на шее у брата, морякам стыдно. Здоровые молодые парни решили найти, где можно подработать. Из заводов рядом с домом находился Завод Шампанских Вин.
    -А, что там, наверняка, рабочие руки нужны. – Предложил старший.
     Утром пришли к заводской проходной. На завод просто так не пройти. Доложили охране, те связались с Отделом Кадров, и в Бюро Пропусков выписали  братьям разовые пропуска на территорию. Объяснили кадровикам обстоятельства дела. Оба брата грамотные, разговаривать с разным начальством умеют. Предлагает работник отдела кадров:
    - Вы, молотком гвозди забивать умеете?
    - Ну, а как же. Прежде, чем стать судоводителями, мы же обязательно
должны были поработать определенное время матросами. А это помимо специальной матросской работы, еще плотницкие и малярные работы.
    - Вот и хорошо. Нам нужны рабочие в цех, где сколачивают ящики под Шампанское. Пойдете? Там коллектив хороший, женский. – Сказал и как-то
загадочно ухмыльнулся. Братья обрадовались. Без особой бюрократии работу получили:
    - А, какой там заработок?
    - Работа сдельная,  оплачивается каждый сделанный ящик. Девушки, там работающие, очень хорошо зарабатывают.
      Еще больше братья обрадовались. Вот ведь, везет – так везет. Объяснили  им, где этот цех находится, к кому там обратиться. Идут братья по двору завода, цех этот ищут. Навстречу попадается бывший одноклассник младшего брата. Тот идет в рабочем синем халате и под халатом у него что – то оттопыривается, что-то он там прячет. У братьев рабочий пыл сразу сменился на более деловой:
     - Коля, здорово. Что ты тут делаешь, работаешь?
     - Да, электриком. А вы тут, как оказались?
     - Пришли подработать. А, что это у тебя под халатом?
     - Вино, из которого потом делают Шампанское. Он готовое, но не гази-рованное.
     - Дай попробовать. Советское Шампанское знаменитое, а вот полуфабрикат я еще ни разу не пробовал. – Это старший брат.
     - Ну, пошли в мастерские.
       В мастерских попробовали этот полуфабрикат, понравился. А, как быть с работой? Решили, что сегодня в цех не пойдут. Завтра скажут, что не смогли начать работу без своей спецодежды. На завод они пришли в чистой одежде. К тому же Коля им дал с собой пару бутылок этого полуфабриката. На следующий день опять выписали им разовые пропуска. Пришли они в цех по изготовлению ящиков под вино. В цеху работают одни женщины. Это сначала обрадовало – коллектив будет веселый, а потом несколько озадачило. Почему мужиков здесь нет? Бригадир их выслушала, показала рабочие места, объяснила, где взять дощечки-заготовки. Выдала каждому по молотку, гвозди в ящиках на верстаках лежат:
     - В этой работе нет ничего сложного, чертежей не надо. Смотрите, что девушки рядом делают. И вы так же.
       Через час работы братья поняли, что денег они тут не заработают.
Девушка рядом берет две дощечки, прикладывает, гвоздик ставит и –тюк- молотком, доски сбиты. И дальше так же. Тюк – тюк – тюк. И ящик готов. Братья молотком – тюк – и по пальцам, еще –тюк- и гвоздь согнулся. Не работа, а одно мученье:
     -Да, ее к черту такую работу. – Решили, и пошли в кадры просить дру-гую работу.
     - Что же вам еще можем предложить? – Задумался работник отдела кадров:
     - Вот есть у нас еще для вас работа. Мы, когда отправляем свою продукцию, то в ящиках бутылки обкладываются деревянной стружкой. Эту стружку у нас делают на специальных станках. Но в эти станки надо закладывать небольшие деревянные поленья, а бревна нам на завод доставляют двухметровые. Вот возьмитесь за распилку и приготовление этих бревен для изготовления стружки. Оплата сдельная. - И назвал цену.
     Подумали братья, оплата работы хорошая, и согласились. Показали им, где лежат эти бревна. Дали двуручную пилу, топоры и ломы. На дворе февраль, бревна лежат вмерзшие в лед. Начали ломами их выковыривать из льда. Взмокли, устали, а их еще пилить надо, и потом колоть. Нет, решили, это тоже не работа. Но и уходить с такого завода неохота. Каждый день находят Николая, дегустируют полуфабрикат и настроение улучшается. Долго это продолжаться не могло, начальство проверило их работу, и перестали им выдавать пропуска на завод.
     Хорошо, когда у братьев много друзей. Один из товарищей, заочник местного Политеха, собирал бригады грузчиков из студентов, из ранее отчисленных из Института и прочих молодых людей и заключал договоры с Овощными Базами на выполнение грузовых работ. Вот с этим бригадиром решили братья поработать. Таскать ящики с мандаринами-апельсинами, что может быть проще для молодого и здорового парня. Работа шла хорошо. Выгрузят вагон, деньги получают сразу или на следующий день. Жить можно. Но иногда были и затруднения.
      Сидят вечером в квартире, которую снимал один из студентов, обсужда-
ют предстоящую завтра работу. По оплате работа выходила выгодной, надо
отгрузить из Базы в железнодорожные вагоны гнилую - мерзлую картошку.
Она шла на спиртзавод в Арзамас. Часть бригады грузит эту картошку на Базе
в автомашины, а вторая часть выгружает ее из машин в вагон. При этом раз-
говоре присутствовал брат хозяина квартиры – преподаватель физкультуры в
средней школе. Решил тоже подработать, и к бригадиру:
    - Володя, у меня завтра выходной. Возьми меня в бригаду.
    - Сергей Иваныч, это работа тяжелая. Ты не потянешь.
    - Почему не потяну? Я всю жизнь спортом занимаюсь, не то, что твои
студенты.
    - Так они молодые, а тебе уже к сороковнику.
    - Мне тридцать шесть, а кто кому фору в работе даст – это мы еще
посмотрим.
    - Хорошо, Сергей Иванович. Но ты помни, мы больничные не оплачива-
ем и отгулы тоже. Ушел с работы раньше времени, т.е. не доработав, это твои
личные проблемы. За предыдущую работу денег не получишь.
    - Эх, Володя, мало ты меня знаешь. Да, я, когда был студентом, в строй-
отряде всегда был в передовиках.
      На следующий день началась работа. Бригадир распределил людей.
Обоих братьев и физрука он послал выгружать картошку из автомашин в вагоны. Вначале работа была простой. Подъезжает машина вплотную к вагону, картофель на машине в больших корзинах. Задача грузчиков эти корзины высыпать на пол вагона.  Начинают высыпать картофель в концы вагона, он постепенно осыпается и приходится по нему бегать. Ходить по мерзлому и гнилому картофелю тяжело. К тому же надо вагон заполнить полностью, поэтому картофель надо ссыпать не под ноги, а бежать к концу вагона и там его высыпать. Для облегчения работы соорудили трапы, по которым легче можно забраться на картофельную кучу. Все-таки в бригаде  два моряка, они всегда в любой ситуации, ищут рациональные методы облегчения работы. Через некоторое время эти трапы покрылись картофельной слизью и по ним стало тяжело бегать. Физрук начал после выгрузки очередной автомашины ложиться на спину. У него  мышцы начали сводить судороги. Старший брат тоже скис, здоровье подводит – это одно, а еще, когда перед глазами такой пример, он бодрости не прибавляет. Выгрузкой занимается практически один младший брат.Но и его надолго ли хватит? Просит шофера очередной машины:
   - Передай бригадиру. Пусть присылает замену двум рабочим.
     Приезжает бригадир Володя, веселый парень, смеется:
   - Сергей Иванович, что случилось, заболел?
   - Вова, ну тебя к черту. Я ухожу. Как мне до дома добраться?  Ты в этой
машине поедешь, можно мне третьим в кабину?
   - Хорошо ты сейчас поезжай, я потом приеду. Но, помнишь, я говорил о
больничном, так он у нас не оплачивается.
   - Какой больничный, какие деньги? Мне бы сейчас до дома добраться.
Скажи шоферу, пусть подвезет.
     А спуститься из вагона на землю Сергей Иванович не может. Ноги не
держат, спина не гнется.  Лег грудью на пол в вагоне и кое-как сполз на землю. Помогли ему залезть в машину.
     Было еще много такой подработки у братьев моряков. Но отпуск заканчи-вается, отдохнули,  пора на работу. В свои любимые моря, где все ясно, все
привычно. По крайней мере для них. Приехали в Петрозаводск в начале апреля. В ожидании направления на судно поселились в общежитии Пароходства в комнате на троих. Третьим жильцом был начальник судовой радиостанции, он тоже ждал назначение на судно. На суда на работу пока не посылают, но деньги закончились и надо как-то жить, аванс в Пароходстве не дают. Парни молодые, здоровые, нашли работу в порту. Устроились грузчикам на выгрузку сахарного песка в мешках из железнодорожных вагонов в автомашины. Работа не особо приятная, мешки весом по 50 килограммов, песок из них просыпается. Начало апреля, но еще холодно, хотя, таская мешки, покрываешься потом. Но закончив работу, остываешь и в песочной пыли, которая застывает на мокрой спине, добираешься до общежития. Там в душе кое-как смываешь пот с липким сахаром холодной водой. Горячая вода в общежитии бывает только летом, в период навигации. 
     После работы сидят моряки в комнате, отдыхают, ужинают.  Деньги за работу выплачивали сразу в конце рабочего дня. С устатку, конечно, на столе и
спиртное. Ужинают и о дальнейшей жизни размышляют. Всеволод ранее работал на рыбопромысловом флоте, потом сменил его на торговый. Заработки у рыбаков выше, чем в БОПе. И появилась у всех желание заработать на выгрузке денег на дорогу, поехать в Беломорск и попытаться устроиться на работу на рыболовные суда Беломорской Базы Гослова. Радист Коля Романов, парень 28 лет, родом из Вологодской области. Парень рассудительный, с карандашом в руке рассчитывает свою дальнейшую жизнь:
   - Заработаю денег, оденусь, как следует,  брошу эту морскую жизнь и женюсь.
     Стали считать, сколько же ему надо сделать рейсов, чтобы можно было спокойно уехать в Вологду и жениться. Считают серьезно, все записывают в тет-
радь, перепроверяют, ненужное вычеркивают.
  -  Рейсы на СРТ, обычно, три – пять месяцев. Считаем в среднем четыре. Сколько мне надо сделать рейсов?
   - Давай рассчитаем, что тебе надо купить из одежды и сколько надо денег
на первое время, чтобы устроиться на берегу на работу и жениться.
     Стали считать, но никто толком не знает сколько, что стоит. А купить надо пальто,  костюм, белье, рубашки. Головы идут кругом, хорошо, что на столе что-то есть. Все, что за день заработали, за  этими подсчетами и уходит. Расчеты ведут по минимуму:
   - Зачем тебе два костюма, черный и коричневый? В черном только в театр
ходить, да в гроб кладут. Помирать ты еще не собираешься, а театра в твоем поселке нет, да и не особо ты театр любишь. Коричневый костюм надоест через неделю, по себе знаю. - Говорит старший из троицы,  Всеволод.- Купи серый, он для всех жизненных случаев подходит, да и грязь на нем не так заметна.
   - Рубашек, конечно, надо три. Белую для торжественных случаев, ты ведь жениться собираешься и две попроще, чтобы была смена, пока одну стираешь. Ботинки, конечно же, коричневые -  они практичнее черных.   
     День считают, второй. Через неделю работа на выгрузке закончилась, вагонов нет. На работу на судно тоже не направляют. Собрались, а по большому счету и собирать то нечего, и поехали в Беломорск на работу устраиваться.
     В  Беломорской Базе Гослова новым работникам обрадовались. Радиста
направили в Петрозаводск на, ремонтирующийся там, рыболовный сейнер. 
Всеволоду и Виктору дали направление в Мурманское Управление Беломорской Базы Гослова. Отметили друзья новые назначения и вечером разъехались по местам новой работы.
    Приехали в Мурманск в пятницу вечером. Надо где-то устраиваться на ночлег, а денег на гостиницу нет. Пока ехали, последние вольные денечки догуливали, деньги и закончились. Не особо их и берегли – впереди работа на рыболовных траулерах, там деньги лопатой грести будем.
    Решили до утра переночевать на вокзале, тепло, много скамеек свободных. За ночь милицейский патруль два раза проверял документы и выгонял из здания вокзала. Утром выяснилось, что контора нового места работы, закрыта на выходные, ждать надо до понедельника. Пока мыкались три ночи на вокзале, познакомились с такими же бедолагами. Они кое-чему друзей научили. Утром захотелось поесть, компанией пошли в ближайшую столовую. Перед этим Всеволод, всех уговаривал:
   - Зачем в столовую? Там дорого, а в карманах только мелочь.  Купим хлеба. В буфете, на вокзале, на столах есть соль, вода в туалете.
     Новые друзья только посмеиваются:
   - Пошли, пошли, там увидите.
     В столовой на столах в тарелках лежит нарезанный белый и ржаной хлеб, причем платить за него не надо. Это был 1969 год. Подходит официантка, старший из новых друзей делает заказ на семь человек:
   - Семь порций картошки и четырнадцать стаканов чая.
    Официантка уточняет:
   - Картошку - то с чем, с котлетами, может гуляш?
    - Просто одну картошку, мы мясо не любим.
    Вот так и питались. Картошка или макароны – это по семь копеек и чай три копейки, хлеба сколько хочешь и бесплатно.
    Из разговоров с новыми друзьями узнали, что в Мурманске можно попробовать устроиться в Морское Пароходство. Весна, кадровые работники плавсостава идут в отпуск и можно попробовать устроиться на работу пока на
время Арктической навигации, а после, если проявишь себя хорошим работником, перевестись на постоянную работу. Виктор решил так и сделать.
    В понедельник Всеволод пошел в отдел кадров Базы Гослова, а Виктор в Мурманское Морское Пароходство. Там его обещали взять на работу и дали направление на прохождение медицинской комиссии. Всеволоду необходимо было пройти различные собеседования, сдать техминимумы по разным предметам, получить недостающие и заменить просроченные сертификаты, ну и, конечно, пройти медицинский осмотр. Пока все это выполняли продолжали ночевать на вокзале. С новыми знакомыми подружились. Один из них, Анатолий, устраивался на работу электриком на суда  Севрыбхолодфлота. У него с устройством на работу в плавсостав была серьезная проблема. Когда он демобилизовался из армии, в военном билете поставили отметку, что у него плохой слух. В обыденной жизни это помехой не было, разговаривал нормально, не переспрашивал. По его словам в армии он сильно простудился и уши долго болели, но уже несколько лет, как это все прошло. Слышит он нормально, но хотел убрать эту отметку в военном билете, стал проходить медицинскую комиссию и врачи установили, что  у него  немного хуже слух на правое ухо и  отметку в военном билете не изменили. Попросил этот электрик Виктора пройти за него медкомиссию у отоляринголога в поликлинике рыбаков. А в Мурманске у Морского Пароходства и Севрыбхолодфлота были разные поликлиники.
   - А, как же военный билет, ведь его врачи смотрят, он с фотографией и медкнижка тоже с фотографией? – спрашивает Виктор.
   - Это все я давно продумал. На фото мы с тобой похожи, да и не будет врач внимательно фотографии рассматривать. А листы в военных билетах мы поменяем. В мой военный билет вставим чистый лист без врачебной отметки из твоего военного билета.
     Так и решили сделать. Переставили листы в военном билете электрика и пошел Виктор проходить за него ушного врача. В поликлинике полно народа, много моряков проходит медкомиссию. Подошла очередь и заходит Виктор к врачу. Тот внимательно смотрит медкнижку, военный билет, затем кладет все это в ящик стола и говорит:
   - Все это я отдам в милицию, а вашему товарищу я еще в прошлый раз сказал, чтобы он ко мне больше никого не посылал.
     Открывается дверь, влетает в кабинет электрик, отталкивает врача, открывает ящик и забирает документы из стола. Врач и две медсестры пытаются ему помешать, но он всех расталкивает и выскакивает в коридор, Виктор следом за ним. Выскочили из поликлиники, отдышались:
   - В чем дело? Почему так получилось?
     Оказывается, не он первый пытается пройти за электрика медкомиссию.
     Проходит Виктор свою медкомиссию и его принимают на работу на ледокол «Красин». Всеволод не стал проходить все эти собеседования, сдавать техминимум. Виктор взял аванс, дал ему денег на дорогу и поехал тот домой.
     Прошло три года. Виктор работает на пассажирском судне, которое стоит сейчас в Мурманске на Морском вокзале. Идет после вахты домой, проходит мимо железнодорожного вокзала.  Навстречу идет пьяная компания – три мужика и женщина. Лето, солнце светит, тепло, но все в грязных, рваных куртках. Среди них старый знакомый - радист Коля, с фингалом под глазом. Прошли мимо покачиваясь.
   - Да, вероятно, не удалось Коле заработать на одежонку и женитьбу. И, судя по увиденному, навряд ли скоро удастся заработать.
     Прошло еще несколько лет. Виктор заочно окончил Высшее Инженерное Морское Училище и работает помощником капитана. Направили его вторым помощником капитана на теплоход «Иван Москвин». На судне встречает знакомого. Анатолий работает старшим электриком. Пользуется авторитетом, член КПСС и председатель судового комитета профсоюза. Разговорились. Прошел Анатолий медкомиссию в Пароходской поликлинике, так же, как и проходил в поликлинике Севрыбхолодфлота, только учел прежние ошибки и уже организовал прохождение этой процедуры более грамотно.
   - Первый раз прошел, это понятно как, а последующие годы, ведь комиссию надо проходить ежегодно, неужели все эти годы проходил комиссию также?
   - Да, нет. Последующие годы просто пришлось каждый раз эту процедуру оплачивать. Правое ухо стало у меня просто золотое, по затраченным на него деньгам. – И ласково треплет свое правое ухо.
     Правильно говорится. Судьба не всегда виновата в людских бедах. Каждый человек сам выбирает свой путь. А Виктор прошел все ступени, заработал диплом капитана дальнего плавания и стал работать капитаном. В 1995 году вернулся в Нижний Новгород и продолжил работу в Волжском Пароходстве на судах смешанного река-море плавания. Эти суда иногда заходят на реку и капитан такого судна обязан иметь помимо морского капитанского рабочего диплома еще и диплом капитана внутреннего водного плавания. Пришлось Виктору, имея высшее морское образование,  поступить в Нижегородское речное училище на факультет: «Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании». За год учебы сдал все контрольные работы и экзамены за четвертый и пятый курсы, государственные экзамены и получил диплом судоводителя с правом эксплуатации энергетических установок. Через два года после окончания НРУ, отучившись на разных курсах повышения квалификации и сдав все  экзамены в квалификационной комиссии при Волжском Государственным Бассейновым Управлении, получил право занимать должность капитана всех групп судов внутреннего плавания.