Путешествие в Оптину

Татьяна Квашнина-Незавитина
«Не отбивайся от Оптиной.  …Наши отцы не перестают и теперь духовно воспитывать, особенно тех, которые приходят в Оптину на поклонение».
(Оптинский Старец - Преподобный Иосиф, которому дважды являлась Пресвятая Богородице и называла его: «Любимиче мой».)

 В это дивное место по инициативе Людмилы Георгиевны Киселёвой  была направлена  группа детей из г. Боровска Калужской области. Её организация КРОУ «Дело Общего Милосердия – дети, сироты, инвалиды», при котором существует отделение  «Православный центр милосердия и культуры» выиграла  Гранд «Православная  инициатива», организованный Патриархией. Часть денег было использовано на эту поездку. 
Сияя радостью после интереснейшего путешествия, участники поездки хотели бы поделиться своим впечатлением  со всеми, кто хотел бы больше узнать об отечественных святынях и благодатных Старцах.               
               
Наша первая остановка  на пути в Оптину Пустынь  – Казанская Амвросиевская женская пустынь – Шамордино, выстроенная оптинским Старцем Амвросием. Здесь был построен приют для девочек, богодельня для старых монахинь. При первой настоятельнице Софии (Болотовой) выстроен храм в честь чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Очевидцы того времени рассказывали, что ни один человек с нечистой совестью не мог выносить лучистого  взгляда Богородицы. Мы входим через врата в монастырь и замираем от восторга, увидев дивный храм.
 Он поражает красотой и размерами. Сначала нас ведут   к Живоносному источнику Божией Матери. Всех восхитила спускающаяся по склону длинная деревянная  лестница, выстроенная на спуске через лес. Нашлось много смельчаков, желающих окунуться в ледяной источник. Маленькие девчушки терпеливо ожидали своей очереди и неотступно стояли у дверей. Родители поддержали своих чад. Это было первым непростым испытанием. Сняв в купальне усталость  с дороги, идём в храм.
«Здесь тишина и покой. Молча, трудятся послушницы и монахини. Попадаешь в другое измерение. Время остановилось. Величественный собор возвышается над всем. Мысль только одна: «Господи, помилуй меня грешного», - так воспринял Шамордино художник и учитель 1-й Боровской школы Сааков Юрий Михайлович.
 Имея опыт поездки по святым местам Владимирской земли, маленькие гости Шамордино уже самостоятельно подавали записки о здравии и упокоении, прикладывались к иконам, тихо просили о нуждах семьи.
 Душа замирала от необыкновенной красоты икон, украшенных бисером и камнями. Кто-то восхищённо воскликнул: «Это у нас, в Калужской области, такие иконы!!!».  В детских сердцах  рождалась большая любовь к отечественным святыням.
Удивил ребят строгий суточный устав женского монастыря: служба с часу ночи до шести утра.
 «Чтобы соединиться с Богом, надо постоянно пребывать в молитве, в Боге. Кто испытал эту радость, тот запомнит её на всю жизнь», - открывала нам тайны монахинь матушка Ксения, сопровождавшая нас в поездке.
В двенадцати километрах от Шамордино, находится мужской монастырь – Оптина Пустынь.
Вдали от дороги, среди полей, увидели мы зелёно-голубоватые купола.
Вот она – Оптина – чудный духовный оазис. Река Жиздра и сосновый бор отделяют её от суетного мира.
Знаменитым монастырь становится в XIX веке. Четырнадцать Старцев, имеющих особое благодатное дарование и сердечную чистоту, служили в этом монастыре Богу и помогали людям. Им, Стяжавшим  Дух Святой, открывалась воля Божия. Они имели дар рассуждения и  прозорливости. Святые молитвенники направляли души ко спасению, врачевали от страстей, имели дар мудрого и любвеобильного попечения о вверившихся им душах, дар жертвенной любви.
В течение ста лет сохранялся особый духовный союз - старчество, основанный на искреннем духовном отношении и послушании духовных детей своему духовному отцу или старцу.
 К Старцам приезжали  писатели, поэты, композиторы: книгоиздатели братья Иван и Пётр Кириевские, Н.В.Гоголь, В.А. Жуковский, И.С. Тургенев,  Ф.М. Достоевский, С. А. Есенин, П. И. Чайковский, граф Л. Н. Толстой, Великий князь Константин Константинович Романов, Великая Княгиня Елизавета.
 Н.В. Гоголь писал о поездке в Оптину: «После посещения старца Макария я переродился. Вошёл к Старцу одним, вышел -  другим». Встреча повлияла на духовный рост писателя. Он повернул направление всей русской литературы на христианский путь развития.
Много лет радовала людей Оптина. Но в годы советской власти, монастырь пришел в запустение. Во времена гонений на православную церковь, там располагались танковая дивизия, госпиталь, сельхозтехникум.
В 1987 году монастырь  вернули православной церкви. Много трудов было положено на восстановление разрушенной обители.
Оптина для России больше, чем памятник архитектуры, культуры, истории. Она в разное время влекла богомольцев своей высокой духовностью.


«Мечта побывать в Оптиной Пустыни сбылась! Святые, благословенные места. Всё кругом благоухает. Из открытого окна храма  - аромат ладана окутывает  тебя и приводит в трепетное, молитвенное состояние: «Господи, неужели это наяву, ты в Оптиной, где молились, трудились великие Старцы».
(Из отзыва о поездке Саакова Юрия Михайловича)

  По солнечной  тропе среди высоких сосен мы идём сначала к источнику преподобного Пафнутия Боровского.  Отдыхаем от дороги. Ходим босиком по залитой водой поляне. Посещаем купель. Потом солнечным лесом идём к Оптиной Пустыни.
Экскурсовод рассказала нам о первых Старцах  - Моисее и Антонии (Путиловых), построивших чудесным образом в Оптиной несколько храмов.
 Когда у Антония спросили, есть ли у него деньги на строительство, он ответил: «Да, есть». И положил на ладонь пятнадцать рублей. «Но этого мало», - возразили ему. «У меня нет, а у Бога всегда есть», - ответил Антоний.  - По молитвам к нему и у нас будут». Действительно, богатые люди жертвовали огромные средства на строительство храмов.

В главном храме обители - соборе Введения Пресвятой Богородицы во храм -  находится частица мощей святителя Николая Чудотворца, Святителя Нектария, Святого преподобного Амвросия Оптинского. У раки ежедневно читают акафист.
У каждого из четырнадцати великих подвижников, был непростой путь к вере.
 Весёлым, словоохотливым  человеком, душой компании был Александр Гренков (будущий Старец Амвросий). За год до окончания семинарии внезапно заболел он по промыслу Божию. Тяжёлая болезнь заставила его сказать: «Если останусь жить, пойду в монастырь». Жить остался, но в монастырь четыре идти года не решался. Жался. Как друзей покинуть, весёлый мир? Всего лишиться…
Старец Илларион (Троекуровский) помог ему утвердиться в решении: «Иди в Оптину, ты там нужен». И Александр тайно оставил Липецк, где преподавал в духовном училище. Направился в Оптину Пустынь.
Тяжёлым показался ему первый год в монастыре. Старец Лев (Наголкин) дал ему послушание на кухне. Говорить запрещал! Разрешал только отвечать на вопросы. Как же тяжело это выдержать словоохотливому человеку.
При посторонних духовный отец называл послушника «огуречным пустоцветом», а за глаза говорил: «Великий человек будет». Через год взял его к себе в келейники. Духовно напитался послушник от Старца. Жизнь Льва была выражением евангельской любви. Он умел читать сокровенные помыслы и видел забытые грехи. Открыто возвещал слово истины, вскрывая в чадах духовным скальпелем гнойники огрубевшего сердца.
Перед кончиной передал его Лев «из полы в полу» отцу Макарию. При Макарии в 1842 году 29 ноября  был пострижен Александр в мантию и наречён в честь святителя Амвросия Медиоланского. По дороге в Калугу, куда он ехал для рукоположения, отец Амвросий сильно простудился и уже никогда не смог поправиться. Этот крест он пронёс через всю монашескую жизнь. Не мог совершать литургию, еле передвигался, не выносил холода. Через четыре года был пострижен в великую схиму.
Общение со Старцем Макарием вело его к духовному возрастанию. Благодаря трудам Макария в России были изданы рукописи и переводы святоотеческих творений. Амвросий помогал ему и перевёл на славянский язык «Лествицу» Иоанна, игумена Синайского.
 Амвросий совместил в себе черты и дарования двух Старцев и преуспел в духовной жизни. Он действительно был нужен в Оптиной.
Находясь в болезненном состоянии, в полном изнеможении сил, Амвросий жертвенно служил ближним, с утра до вечера принимая людей. На нём сбывались слова: «Сила Божия в немощи совершается»
Любовь и мудрость – вот качества, которые притягивали людей к преподобному Амвросию. Незнакомый человек мог придти к нему и молчать, но Старец знал его жизнь и его обстоятельства, знал, зачем он сюда пришёл.
Чисто материнской нежностью сердца он умел облегчить самое тяжёлое горе и утешить самую скорбную душу.
Батюшка умел скрывать дар чудотворения и лечил прикровенно, назначая какую-нибудь травку.  Всем становилось тепло и хорошо от его заботливого взора, тихой улыбки. Слава о его духовной мудрости и святости расходилась по России. Слова его принимались с верой, благословение и внимание считались особенным счастьем. Сколько душ христианских, но далёких от православной церкви, он убедил признать святую православную веру единою истинною и святою. Несмотря на болезнь, он сохранил жизнерадостность.
Слова его были так складны, ладны, что походили на пословицы или стихи и легко запоминались: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать. И всем моё почтение».
Два монаха надумали подвизаться в Оптиной, но потом внезапно передумали. Они поняли, что их искушает враг. Велели привязать себя к телеге и везти к Амвросию. Батюшка увидел их и сказал одному из монахов: «Этот Иван пригодится и вам и нам» Впоследствии, он стал келейником Амвросия и помогал сестрам в Шамордино.
 Одна безбожная девица считала, что Амвросий чародей и лицемер, не зная, что он видит помыслы людей. Она встала у двери его кельи понаблюдать за Амвросием. Войти не хотела. Когда все встали на колени во время молитвы, она осталась за дверями. Амвросий открыл дверь, которая прижала неверующую, и сказал громко: «Пришла Вера, посмотреть на лицемера». Девушка поразилась его прозорливости и позднее стала его духовным чадом.
Более двух тысяч человек в день приходили к Амвросию. Люди жили на траве возле его хибарки, терпеливо ожидая решения своего вопроса или утешения от Старца. 
Ездил батюшка в Шамордино смотреть, как идёт постройка приюта, богодельни для немощных монахинь.
Одна из сестёр монастыря решила ранним утром тайно покинуть обитель. Тяготилась трудностью и скудностью жизни. Вечером монахиня послала её на чердак снять бельё. Но в темноте послушница оступилась, свалилась оттуда, сильно разбилась. Долго болела. Со временем раскаялась в душевной слабости, видя,  с какой любовью выхаживали ее сестры.
После выздоровления поехала она в Оптину, к отцу Амвросию. Батюшка сказал: «Кайся, какие помыслы были у тебя, когда шла на чердак?». Призналась послушница о помышлении тайного побега: «Простите, батюшка».
 «Ну, вот и хорошо, что расшиблась, а то бы ушла и много скорбей и болезней повидала. Все промыслительно у Бога». Беседовал  однажды Старец с сестрами, которые без разрешения обобрали у садовницы крыжовник. Попросил  показать ему руки. Руки оцарапаны. Батюшка наказал: «Ни одной ягоды нельзя брать без благословения. Адам и Ева не исполнили послушания, и за одно только яблочко лишились рая».
Очень печалились сестры, когда в 1891 году 10/23 октября скончался в Шамординском монастыре любимый батюшка. Похоронили его в Оптиной пустыни.
В 1988 году преподобный Амвросий был прославлен Русской православной церковью в лике святых.

 Мы побывали в этот день в  Иоанно-Предтеченском скиту - «земному раю», как называл его преподобный Амвросий, где он принимал людей.
В монастыре, у могил новомучеников, узнали ребята о недавней смерти трёх насельников монастыря: Ферапонте, Трофиме и иеромонахе Василии, которые были убиты в день Святой Пасхи.
Те, кто умирает в это день, без мытарств попадает в Царствие Небесное. Из дневника Иеромонаха Василия стало известно, что он мечтал о смерти на Пасху.
 (Книга Нины Павловой «Красная Пасха» трогательно рассказывает об этом событии).
.
Мы уходили из Оптиной, желая, когда-нибудь вернутся сюда. Уносили в сердце много историй о старце и  его высказывания. Вот одно из них: «Если делаешь добро, то должно его делать только лишь для Бога. На неблагодарность людей не должно обращать никакого внимания».
Преподобный отче наш Амвросие, моли Бога о нас!

Покидая Оптину пустынь, направляемся в Клыково, где находится Пустынь  Спаса Нерукотворного. В Клыково два храма  - в честь Спаса Нерукотворного и Преображения Господня.
Экскурсовод пригласила нас в необычную беседку, где в два больших круга расположены скамьи. Все поняли, что разговор будет долгим. Эта духовная беседа не была похожа на экскурсию. Ребята заинтересованно слушали и пытались, как могли, отвечать на вопросы. Когда все расселись, женщина-экскурсовод сказала: «Вы приехали к старице Сепфоре. А знаете ли вы, кто такие Старцы?»
Прозвучали ответы старших ребят, которые уже использовали знания, полученные в Оптиной. 
Экскурсовод  Ирина заинтересовала ребят своим объяснением: «Старцы живут и говорят для нас вне пространства и времени. Многолетними постоянными молитвами они стяжали благодать Святого Духа. Их мысли, душу пронизывает Божья благодать – дивное радостное состояние, которое обычному человеку объяснить трудно. Они  чудесным образом исцеляют людей. Взгляд и мысль Старца выходит за пределы сегодняшней жизни. Они видят прошлое и будущее человека, и не только видят, но могут исправить путь человека. Им понятно, чем страдает человек и почему, насколько он чист помыслами, какие дела его украсили, какие чернят.
Старица Сепфора, последовательница Амвросия, сначала жила в миру, растила четырёх дочерей, но мечтала о монастыре, куда попала только в столетнем возрасте.
Что может делать человек в сто лет? Стонать и болеть? Нет. Не все. Сепфора шутливо говорила: «Монастырь я сторожу». Но на деле вершила великие дела. Вымолила постройку храмов. Материала не было, денег не было.
 Есть люди с необыкновенной силой духа. Духовная сила – богатырская сила! У старицы это было видно по походке, во взгляде, в голосе.
Опытный духовник отец Фёдор сразу почувствовал её высоту, когда она пришла в пустынь.
У матушки не было образования. Мудрость давалась ей по чистому сердцу.
Матушка Сепфора повторяла: «Выйди за порог. Там семь дорог». «Если с Богом не идёшь, значит, враг поведёт. Пойдёшь за ним – нагрешишь. Болезнями исправляться будешь. Но есть болезни, которые люди сами вылечить могут, если будут ходить с Богом». Непосильные  людские недуги Сепфора исцеляла сама.
Она любила загадывать простые загадки, чтобы открыть человеку причину болезни, напомнить грехи.
«Ребята, попробуйте их отгадать» - предложила экскурсовод. - «Глаза ясные смотрят, куда не надо. Чем страдает человек?» 
Дети отвечали: «Любопытством».
 «Руки – грабли под себя гребут. Чем страдает человек?» - задавала вопросы интересная собеседница.
Ребята отвечали: «Жадностью».
«Ноги зайца от добрых дел бегают. К чему должен понуждать себя человек?» - спрашивала она у ребят. Малыши отвечали: «К добрым делам».
«Кому их тайно посвящают, не хвастаясь?» - спросили у них.
Детки почти шёпотом говорили: «Богу».
«В злом деле помогают бесы, поэтому зло легче делать, чем добро», - вот так просто объясняла старица с людям их грехи. Она говорила: «Болезни приходят, потому что язык – дракон, сердце – лев, в нём злоба и раздражение. Трудно получить радость от грешной жизни. Но людям хочется поступать не по воле Божией, а по своей. А это не самое лучшее решение. Господь управил бы лучше, если доверится его воле и сказать, не переживая: «Господь всё управит».
Любила Сепфора старинные пословицы: «Кто корит нас, тот дарит».
«Что дарит?» -  спрашивала Ирина у детей.
 «Свой наказ, чтобы мы были лучше», -  догадались малыши.
«Кто хвалит, тот крадёт».
«Что крадёт? Догадаетесь?» - улыбалась экскурсовод. 
«Добрые дела», ответили старшие ребята.
Удивительный контакт, занимательная беседа талантливого экскурсовода создали в беседке тёплую, дружескую, доверительную атмосферу. 
Матушка Сепфора говорила: «Самое трудное в жизни  - видеть свои грехи и признаться в них. Кто это умеет делать, тот побеждает самого себя, свою лень, свои недостатки. Держит на контроле своё  поведение. Старается не грешить даже в мыслях.
Человек живёт в материальном мире. А это мир бездуховный. Богатые всегда несчастны. Они,  как собаки -  сторожа, на цепи у своего богатства».
«Если человек опечален или рассержен, чем он может
отогнать плохие мысли?» - звучит новый вопрос для ребят.
 Молчание…
 «Молитвой», - внезапно вырывается слово.
 – Какой?
  -  Господи, Иисусе Христе, помилуй меня грешного.
Слушаем рассказы о Старице и радуемся насколько они полезны.
Зашёл однажды к Старице  раздражённый строитель. Она ему тотчас же говорит: «Меня побей!». Куда и раздражение его делось. Старица могла на уровне помыслов исцелять грехи.
Если в гости к Старице приходили дети, она приводила им пример о старце Нектарии.
Будучи малышом, он занёс иголку над глазом кота. Хотел проткнуть и посмотреть, что находится внутри. Мать ему сказала: «Господь накажет. Всё на учёте, что ты несёшь от колыбели до гроба». Мальчик остановил руку.
Краткие серьёзные истории Сепфоры заставляли задуматься, любим ли мы ближнего и мир Божий, правильно ли мы поступаем?
Юноша потерял ноги, но всех удивлял словами: «Так мне и надо. Собаку я переехал».
Однажды к Сепфоре приехал больной раком горла. Старица сразу определяет причину болезни: «Вспомни, как ты в детстве котят душил? Господь все видит».
Все грехи видела в человеке Сепфора.
«Для истинного покаяния нужны не годы и не дни, а одно мгновение», - эти слова преподобного Амвросия  часто повторяла посетителям матушка.
«Сказать «грешен» не трудно, - говорила Сепфора, - но исповедоваться до глубины сердца, до самого донышка, до слёз – дело совсем иное. Может у кого-то в жизни всё перевернулось из-за твоего поступка.
Сила покаяния даёт человеку силу преображения. Господь открывает глаза на грехи, и человек понимает, в чём надо каяться. Испорченное сердце делает помрачение ума, тогда человек не понимает, что творит. Надо просить Бога, чтобы Он дал силы на доброе. Главное – с Богом быть. А с Богом быть – врагов не иметь».
 «Сестры в Шамордино говорят: «Смотри на всех милым оком». А как смотреть на врага? Как его полюбить и сделать своим другом?» - спросила экскурсовод.
Вот тут ребята серьёзно задумались.
 «Есть молитвы об умножении любви. Полюбить врага – себя воспитать», -  вот такой неожиданный вывод услышали гости Клыково.
 …Сепфора прожила здесь в молитвах больше года. Перед причастием серьёзно постилась: только просфору и святую водичку. Стройка при ней пошла быстро. Два храма появились. 
В келлии висели у неё сломанные часы, которые она никому не разрешала отремонтировать. Время на них было – 7 часов 40 минут.  Ангел открыл ей это время смерти. В этот час она и умерла.
После смерти Старицы Сепфорфы  замироточила, заблагоухала её фотография. И тогда все поняли, кто усердно помогал скорейшему завершению строительства.

Мы побывали в домике матушки Сепфоры, где нас помазывал маслицем из лампадки один из маленьких участников экскурсии - Вася Горбонос. (Мальчик всю дорогу рассказывал, как он, с маленькими братьями, помогает отцу накрывать крышу на доме).
Матушка Ксения тихонько «побивала» нас палочкой Сепфоры, которой Старица когда-то будто бы выгоняла из паломников «хворь», скрывая свои дарования. 
После экскурсии мы побывали в необычном по архитектуре светлом храме Преображения Господня, где ребята поставили свечи об упокоении родных, к иконам святых и к празднику.
Было отрадно видеть, как преобразились дети в храме, как они себя вели, как прикладывались к мощам и иконам. Дети-инвалиды молились вместе с родителями. Старшие мальчики помогали Алёше Морозову подняться из инвалидной коляски и приложиться к мощам в храме и кресту на могиле Старицы Сепфоры.

***
Экскурсия у нас получилась не простая, а чрезвычайно наиполезнейшая. Огромная жажда познания веры светилась в детских глазах. Для того и повезли, чтобы из сердца в сердце передать Русь Святую. Родина – это не только земля, где ты родился, это и православная вера предков,  духовный стержень которой помогал выживать в самые трудные времена. Нужно, чтобы дети наши крепко стояли на ногах и берегли наши святыни. Любовь к Родине, как и любовь к ближнему, взращивается годами. Надо добром и верой наполнять детские сердца, чтобы не было там места сорной траве. Будем рассматривать жизнь честно. Люди давно отошли от Бога. Дети и родители живут между собой плохо. Почитание родителей, послушание сохранились в редких семьях. Мать и отец унижают друг друга в присутствии ребёнка. Семья – первая святыня для ребёнка - перестаёт быть радостным и тихим житием. Мы забываем о главной роли семьи – созидательной! Не просто родить ребёнка. А выпестовать его таким, чтобы душа радовалась. Это очень трудно.
Отец Силуан (Жучков), иеромонах Свято - Пафнутьев Боровского монастыря говорит: «Вырастить дитё – это как океан по капле накапать». Вот какое родительское усердие прилагать надо. И непрестанно. Не дёготь сквернословия совать в любимое чадо, а напитывать его благодатными дарами Божьими, которые мы, как великое чудо, получаем от наших святынь.
Почему у нас много нехристианских детей, неокультуренных? Одной семечки для хорошего урожая мало. Все стороны жизни должны быть пронизаны тщательным «возделыванием» души ребёнка.
Бывают случаи, когда ребенок показывает  родителям дорогу к храму и облагораживает их огрубевшие души. Пусть будет больше у нас таких детей. Для того мы и повезли их в Оптину. Там, рядом с Амвросием мы говорили:   «Вот какие великие люди ездили к нему, чтобы помочь себе духовно утешиться, утвердиться и исправиться». Великие духовники для того и существовали, чтобы направлять жизнь на порядочную, честную, совестливую дорогу. Мы детей сюда привезли, чтобы польза была реальная, конкретная, духовная, чтобы Оптина повлияла не только на детей, но и на родителей.
Многие ли родители гордятся своими детьми? Скорее стыдятся и плачутся соседке, что забыли их дети: не едут, не звонят, не помогают. А как мы их растили? Что читали вслух для всей семьи? Кем восхищались? Чей духовный подвиг приводили в пример? Куда водили, возили? На чём акцентировали внимание? На деньгах или совести? Доброте или выгоде? Присматривались ли к друзьям? Кто вёл наших детей и куда?
…Было всё равно, лишь бы не мешали. Росли дети, как «неухоженный огород» - безликие, неумелые, жестокосердные. Не по дороге к храму мы потеряли своих детей, а на дороге от него.
Жизнь сложна. Непредвиденных обстоятельств бывает много. Мы желаем нашим детям, чтобы они не испугались трудностей на пути и всё смогли превозмочь, чтобы умели видеть свои грехи и неверные помыслы. И могли не только видеть, но и остановить. Так будет вырабатываться духовный стержень. Надо нашу живую жизнь увязывать с тем, что нам проповедают Старцы, которые состоялись у Бога. Они делали всё так, как учил Господь, чтобы стать людьми достойными. Мы все должны к этому стремиться. Взрослые не должны забывать, что детей не только поить и кормить надо, но и душу  ежедневно питать. Для этого и открыли в Боровске «Православный центр милосердия и культуры», который работает с детьми по интересной программе.

 ***
Сотрудник «Центра Православия и культуры» - Семёнова Любовь Николаевна была рада за детей в этом путешествии: «О  земном – плотском забываешь, когда оказываешься в святом, заповедном, намоленном православном христианском уголке. Там чувствуется благодать Божия. Небо в этот день было такой необыкновенной красоты, будто сам преподобный Амвросий нас встречал и провожал. Посетив Шамордино, Оптину Пустынь, Спаса нерукотворного Пустынь, три источника, дети и взрослые не ожидали, что поездка будет такой насыщенной, поистине духовной, интересной, познавательной. Говорят: «Нет пророка в своём отечестве». Он есть для тех, кто СТРЕМИТСЯ его услышать и впитать его мудрость. В этой поездке до многих паломников только дошло – В КАКОМ БЛАГОДАТНОМ МЕСТЕ МЫ ЖИВЁМ! Эти экскурсии помогают осознать верующим и неверующим, детям и взрослым, что есть ещё на земле русской места, где идёт непрестанная молитва о мире, о нас грешных.
Такие путешествия финансово недоступны многодетной семье. Но как они необходимы! Хочется поблагодарить от всей души добрых, ответственных людей, открывающих детям большой мир Веры, Надежды, Любви, Мудрости, Сострадания. Низкий поклон Киселёвой Людмиле Георгиевне».
Дети тоже написали свои отзывы:
Дарья Сусликова. 15 лет Школа N 1 г. Боровска.
«Поездка была замечательная. Надо совершать больше таких поездок. Я набрала святой воды из источника и привезла её домой родителям».
Морозова Евдокия. 10 лет.
 «Мне понравилась поездка в Оптину. Мы окунались в купель. Я видела много храмов. Нам рассказывали об Оптинских Старцах».
«Сорочинская Алёна 13 лет. Школа N 2 г. Боровска.
…Я видела большую красивую икону Казанской божией Матери, расшитую бисером сёстрами из Шамордино.
 …Нам рассказывали на экскурсии о матушке Сепфоре и помазывали маслицем из лампадки в её келье».
Ашурова Сайра.
«Я узнала много нового о великих Подвижниках Веры. Поразила красивая архитектура монастырей. Искренняя и тёплая беседа экскурсовода запала в душу. В Оптиной Пустыни я оставила кусочек свой души».
Пузанова Елизавета.13 лет. Школа N 1 г. Боровска.
«Очень много впечатлений. Поездка была Божественная. Спасибо». 
Борисов Стас 14 лет Школы N1 г. Боровска
«Всё было замечательно. Мне понравились полезные экскурсии и сама поездка по родному краю».
Борисов Стас, десятилетняя Румянцева Вика из школы №2 г. Боровска и многие другие ребята нарисовали для «Центра православия и культуры» храмы Шамордино и Оптиной пустыни».
Руководитель поездки Алла Юрьевна Морозова, сотрудник Боровского центра «Гармония»
высказала своё радостное впечатление:
«Поездка была ярким, необычным, значимым событием в жизни детей.
Пожелаем доброго здоровья организатору поездки -  Людмиле Георгиевне Киселёвой, которая печётся о чистоте детских душ».