Бессмысленность космодрома Восточный

Бессмысленность космодрома Восточный ….
***
        Вместо вступления.  Почти серьезно…
           Запуск первой ракеты с космодрома Восточный 27 апреля 2016 г. за 1,5 минуты до старта был прерван автоматикой … Но наш великий и могучий одним своим присутствием на космодроме обеспечил удачный повторный запуск ракету 28 апреля 2016 г.  Слава Богу! Тьфу, простите … Слава ВВП!!   В сети, правда, иронизируют и посмеиваются, утверждая, что неудачный запуск это просто инсценировка …. Инсценировка с целью обеспечить политический пиар Путину. Вот приехал барин ….
Но посмотрим на это событие повнимательнее  – а возможна ли была такая инсценировка чисто технически? … Вполне возможна …..
Цитата:
"Пока строители и некоторые сотрудники пускового расчета поздравляли друг друга и принимали поздравления после того, как ракета скрылась из виду после старта, Владимир Путин вызвал в небольшой домик на наблюдательном пункте руководителей космической отрасли России: вице-премьера Дмитрия Рогозина, главу Роскосмоса Игоря Комарова и руководителя НПО автоматики Леонида Шалимова, а также председателя Государственной комиссии Александра Иванова. Он устроил им настоящий разнос — не из-за вчерашнего сбоя, который привел к отмене пуска «Союза», а из-за его причины. Дело в том, что, как выяснилось, не сработал топливный клапан. На самом деле он был в порядке — не проверили то ли кабель, который вел к этому клапану, то ли пайку кабеля. Таким образом, случившееся оказалось примером идеального разгильдяйства. Владимир Путин объявил выговор Дмитрию Рогозину, строгий выговор — Игорю Комарову и постановление о неполном служебном соответствии — гендиректору НПО автоматики Леониду Шалимову, с предприятия которого в Екатеринбурге и был получен тот самый кабель, сигнал от которого о неисправности получила автоматика".
Сегодня шумиха вокруг нового «исторического прорыва в космос» звучит везде. Но что при ближайшем рассмотрении?
При запуске «Союз-2.1а» была использована все та же «королевская семерка». Тот же ракетоноситель Р-7, который и доставил на околоземную орбиту первого космонавта мира Юрия Гагарина. И было это в 1961 году, еще в хрущевские времена. Какой же это прорыв?
Эта ракета может вывести на орбиту полезную нагрузку в 20 тонн. Но в СССР создали ракету грузоподъемностью в 100 тонн. С ее помощью комплектовали из модулей орбитальную станцию «Мир».  Но ликвидация СССР и разгром космической отрасли либеральными неандертальцами покончили с Великой Космической Державой. Сегодня Россия в области развития ракетно-космической техники и освоения космического пространства отстает от уровня позднего СССР примерно на 20 лет. Для справки. Орбитальная космическая станция «Мир» была выведена на околоземную орбиту 20 февраля 1986 г. Затоплена в водах Тихого океана 23 марта 2001 г. по прямому указанию президента Российской Федерации В. В. Путина. Ничего похожего за 17 лет его правления в России  так и не создано.
********************
********************
А теперь рассмотрим вопрос гораздо серьезнее и более обстоятельно.
**
**
 **
В СССР было три космодрома - Байконур в Казахстане, Плесецк на Севере, и Капустин Яр в низовьях Волги. С точки зрения близости промышленных районов, наличия транспортной инфраструктуры лучше всего был полигон Капустин Яр. С началом разработки ракеты Р-7 с дальностью полета более 8000 км потребовался новый ракетный полигон. Им впоследствии стал всемирно известный Байконур. При выборе места нового полигона (НИИП-5) рассматривалось несколько вариантов. Одним из мест был район на западном побережье Каспия. Если решение по строительству там космодрома было принято, то сегодня аналог казахстанского Байконура оказался бы в России.
**
Будущий космодром пришлось строить с нуля. Плюсом Байконура является только его относительная близость к экватору. При запуске космических аппаратов на околоземную орбиту в восточном направлении позволяет получить прирост скорости ракеты-носителя (за счет тангенциальной скорости точки пуска из-за суточного вращения Земли) в 316 м/с. Для сравнения: этот показатель для экватора 465 м/с. Байконур известен как наш первый и главный космодром, с которого был запущен первый спутник, первый космонавт Юрий Гагарин и все последующие наши космонавты. Но одновременно Байконур или  НИИП-5 являлся крупнейшим ракетным полигоном СССР и крупной базой Ракетных войск стратегического назначения (РВСН. Всего на Байконуре на момент распада СССР имелось 15 пусковых установок для запусков 9 типов ракет-носителей, 4 пусковые установки для испытаний межконтинентальных баллистических ракет и огромная наземная инфраструктура, обеспечивающая функционирование всего полигона (монтажно-испытательные корпуса, средства измерительного комплекса, испытательные стенды, два аэродрома, включая посадочный комплекс «Бурана», кислородно-азотный завод, средства связи, теплоэлектроцентраль, коммуникации всех видов и т. д. и т. п.). Суммарная стоимость Байконура в начале 1990-х годов оценивалась в $50 млрд. Третий российский космодром  и второй по значимости Плесецк - начинал свою историю в 1957 г. как позиционный район боевого дежурства советских межконтинентальных ракет Р-7 и Р-7А. Главным требованием при выборе места его расположения была близость к США.  Все три наших космодрома изначально не были оптимальны с точки зрения запуска космических аппаратов.
****
С распадом СССР  главный космодром страны оказался за рубежом и на правах аренды. Но даже регулярная выплата аренды не гарантировала России беспрепятственный выход в космос - каждый запуск  мы должны были согласовывать с другой страной - Казахстаном. А в случае с «Протоном», использующим высокотоксичные топлива, это согласование носило не уведомительный, а разрешительный характер. Казахстан обладает правом вето на пуски  «Протонов». После распада СССР и особенно после проблем с согласованием Казахстаном запусков наших «Протонов» с Байконура необходимость в новом российском космодроме стала очевидной.
**
Первым шагом снижения нашей зависимости от аренды Байконура стала разработка новых российских ракет-носителей «Ангара» на экологически более чистом кислородно-керосиновом топливе. Ракета «Ангара» имея немного большую грузоподъемность, чем у «Протона», при запусках из Плесецка должна была заменить его запуски с Байконура.  Но чтобы вывести с Плесецка  на орбиту такую же нагрузку, как при запуске с Байконура, нужно использовать более мощную ракету. Это плата за расположение Плесецка по сравнению с Байконуром. Но и это не главная проблема.  Главная проблема Плесецка  это доступ на геостационарную орбиту. С Плесецка, например, невозможно запустить беспилотный грузовой космический корабль «Прогресс» к Международной космической станции. Наземная инфраструктура есть, ракета с кораблем тоже есть, но она до цели не долетит, широта точки старта не позволяет. С Плесецка запускаются полезные нагрузки только на орбиты с диапазоном наклонения к экватору 72-93°, а орбита МКС имеет наклонение 51,63°.

Новый космодром нужен был такой, с которого можно было беспрепятственно осуществлять национальную космическую программу без каких-либо ограничений. Главным критерием при выборе его местоположения должна была стать географическая широта.  Новый космодром должен располагался как минимум не севернее Байконура. Территория с такой географической широтой в России имеется только на Дальнем Востоке.
***
И в начале нулевых годов появилась концепция создания на Дальнем Востоке космодрома Восточный, которая первоначально выглядела просто блестящей. Предполагалось, что новый космодром станет центром научно-технического, социального, промышленного и инновационного развития российского Дальнего Востока. Планировалось, что новый космодром будет использовать только все самое новое и передовое. С самого начала станет стартовой площадкой новой ракеты-носителя «Русь-М», которая будет запускать в космос космонавтов на новом пилотируемом космическом корабле «Русь». Новая ракета, новый корабль, новый стартовый комплекс, новые технологии подготовку к пуску — все старые ракеты вместе со своими устаревшими технологиями должны были остаться на Байконуре.
**
Логичнее всего для максимальной близости к экватору (наименьшей географической широты точки пуска ракет), был бы выбор места для нового космодрома в районе Владивостока. Это место  рассматривалось среди других конкурировавших вариантов, но было отвергнуто «из-за проблем с погодой». Но близость моря и связанные с этим погодные проблемы не остановило строителей американского космодрома на мысе Канаверал во Флориде или европейского космодрома Куру во Французской Гвиане. Новый космодром Китая  «Вэньчан» тоже строится на северо-восточном побережье острова Хайнань.  И именно с космодрома Вэньчан в 2018 г. должна будет стартовать разрабатываемая сейчас самая мощная китайская ракета-носитель CZ-5B (семейство «Великий поход-5»). При запуске с широты 19° по грузоподъемности на низкой околоземной орбите CZ-5В превзойдет российскую «Ангару-А5» даже при запуске последней с космодрома Восточный. С вводом в строй CZ-5B Китай полностью обгонит Россию по средствам выведения в космос.
**
ЦИТАТА.
Если посмотреть на мировую тенденцию по выбору местоположения космодромов, то, если при соблюдении всех прочих условий есть возможность построить его на берегу моря, обязательно так и делается. Объяснение этому очень простое - национальные космодромы строятся с перспективой на десятки лет вперед, а отдаленная перспектива любого космодрома  это вывод в космос больших нагрузок, способных обеспечить строительство на орбите пилотируемых орбитальных станций, полеты к Луне и планетам Солнечной системы. Для этого нужны тяжелые и сверхтяжелые ракеты-носители грузоподъемностью многие десятки тонн на низкой орбите, имеющие очень большие габариты, в частности и длину и диаметр ракетных ступеней. Чем больше грузоподъемность ракеты, тем больше оптимальный диаметр ее первых ступеней. В настоящее время существует только один вид транспорта, не имеющий ограничений на габариты перевозимых грузов, — это водный. Основные промышленные центры по производству ракетной техники исторически располагаются рядом с водными транспортными магистралями (внутренними реками или на побережье), и только водным транспортом можно беспрепятственно доставить готовые ракетные сборки больших габаритов на космодром, который для этого тоже должен быть на берегу крупной реки, а еще лучше — на морском побережье. Именно последний фактор является ключевым помимо географической широты при выборе местоположения будущего космодрома.

 Вторым местом для размещения космодрома Восточный рассматривался промышленно-портовый узел Советская Гавань на берегу Татарского пролива. Помимо наличия развитой городской, производственной, транспортной инфраструктуры (рядом порт Ванино), выбор Советской Гавани или района Владивостока, позволял использовать производственные возможности российского Дальнего востока: Хабаровского и Приморского краев, городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Оба этих крупных промышленных центра расположены на берегу Амура, по которому речным путем (по Амуру до Николаевска-на-Амуре), а затем по морю (Татарскому проливу) можно было доставлять готовые ракетные блоки любого размера. Как доставляются ракетные блоки на мыс Канаверал в США, на космодром Куру во Французской Гвиане и будут доставляться на новый китайский космодром Веньчан. Комиссия Роскосмоса подробно исследовала район Советской Гавани и порта Ванино и, признав его несомненную привлекательность для размещения будущего космодрома, отказалась от него «из-за повышенной сейсмичности». Но два основных космодрома Японии: космические центры Танегасима и Утинуора,  южнокорейский космодром Наро, размещены на островах Тихого океана и находятся в куда более сейсмоопасных районах. Северокорейский космодром Тонхэ тоже находится в сейсмоопасном районе.

Но все прибрежные варианты размещения нового российского космодрома по вышеуказанным причинам были отвергнуты, и 6 ноября 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ «О создании в Амурской области нового космодрома Восточный». Место под новый космодром было выбрано рядом с бывшим космодромом Свободный, но при этом не только далеко от морских коммуникаций (от Татарского пролива его отделяет горный хребет Сихоте-Алинь), но и от дальневосточных промышленных центров (ближайший, Благовещенск, расположен в 200 километрах). Полноводный Амур тоже не может быть использован в качестве речной транспортной магистрали — до него от Восточного по прямой более 100 километров.

Если Восточный все-таки был расположен на Тихоокеанском побережье, то при запуске в восточном направлении он имел бы очень широкий диапазон наклонения орбит выводимых космических аппаратов, определяемый азимутом пусков, большинство отработанных ракетных ступеней падали бы в океан и для них не пришлось бы выделять специальные поля падения на суше. Несмотря на то что с Восточного принципиально возможны пуски на орбиты с диапазоном наклонений от 51 до 110°, для него предусмотрено всего несколько фиксированных базовых азимутов пусков, обеспечивающих вывод (без маневра ракеты-носителя по рысканью) на орбиты с наклонениями 51,8°; 63°; 72°; 83° и 98°. Такое фиксирование азимутов связано с необходимостью отчуждения новых территорий под районы падения отработанных фрагментов ракет-носителей на участке выведения. При этом нужно особо отметить, что, в отличие от Байконура, районы падения которого располагаются преимущественно в необжитых степях, районы падения Восточного накрывают области активной хозяйственной деятельности человека.

В частности, при запусках на орбиту с наклонением 51,8° в зону падения отделяемых частей попадает судоходная часть нижнего течения Амура на протяжении 350 км с активной речной навигацией, накрывая населенные пункты как вдоль Амура, так и на берегу Татарского пролива. Мало того, в зону падения отделяемых частей попадает и сам Татарский пролив, и часть Курильской гряды, и четверть всего Сахалина. При этом зона падения заходит в несколько заповедных зон и начинается всего в нескольких десятках километров от крупнейшего промышленного центра дальневосточного региона — Комсомольска-на-Амуре (население 257 000 жителей в 2012 г.) с его городами-спутниками Амурск и Солнечный. Неудивительно, что у дальневосточников можно встретить резко негативное отношение к Восточному. Немаловажно, что при запуске с Восточного на орбиту с наклонением 63° в зону падения отделяющихся частей ракет-носителей попадает западное побережье Охотского моря (с населенными пунктами) на протяжении около 900 км.  В общей сложности Восточный потребует отведения под районы падения не менее 80 000-100 000 квадратных километров территории на землях Республики Саха (Якутия), Амурской области, Хабаровского края, Сахалинской области, Магаданской области и других дальневосточных субъектов Российской Федерации.  Есть еще один отрицательный фактор выбранного местоположения Восточного - он расположен всего в сотне километров от российско-китайской границы. Не будем забывать, что в советское время строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали подальше от советско-китайской границы было инициировано именно из-за близости Транссиба к Китаю. В этом смысле местоположение нового российского космодрома как стратегического объекта, рассчитанного на далекую перспективу, может оказаться геополитической ошибкой. Отказавшись от размещения космодрома на побережье или на берегу Амура и сделав железнодорожный транспорт  единственным способом  доставки ракетных блоков на космодром, тем самым законсервировали проблемы железнодорожной транспортировки наших ракет на всю обозримую перспективу.
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
**
СПРАВКА.
Для местоположения нового космодрома Восточный был выбран бывший космодром Свободный, ранее позиционный центр 27-й Краснознаменной дальневосточной дивизии РВСН, построенный в 1964-1970 годах для боевого дежурства МБР РС-10. 1 марта 1996 г. указом Президента России здесь был образован 2-й Государственный испытательный космодром Министерства обороны. Широта космодрома Свободный, размещенного рядом с поселком Углегорск Свободненского района Амурской области, составляла 51°42’ северной широты — это было гораздо удачнее Плесецка, но все-таки хуже Байконура. Первый запуск со Свободного был произведен 4 марта 1997 г., последний (пятый) – 25 апреля 2006 г. Во всех пусках использовалась твердотопливная ракета-носитель «Старт-1», созданная на базе МБР 15Ж58 подвижного грунтового ракетного комплекса «Тополь» и запускавшаяся с мобильного стартового комплекса, максимальная грузоподъемность на низкой околоземной орбите составляла около полутонны. Серьезных работ по созданию инфраструктуры космодрома Свободный не велось, он не имел районов падения отработанных ракетных ступеней, и в июне 2005 г. на заседании Совета Безопасности РФ его было решено ликвидировать.
****
ЦИТАТА.
Предполагалось, что первый стартовый комплекс на новом космодроме будет введен в эксплуатацию к 2015 году (заявление главы Роскосмоса Анатолия Перминова в апреле 2011 года), к этому времени как раз должна была быть создана новая ракета-носитель «Русь-М». Более того, уже с 2018 года, согласно заявлению вице-премьера Сергея Иванова в августе 2010 года, планировалось осуществлять все пилотируемые запуски только с Восточного. Однако 8 октября 2011 года новый руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин сообщил о прекращении разработки ракеты-носителя «Русь-М», при этом срок первого пуска с Восточного остался прежним — 2015 год. В таких условиях, с учетом значительного и хронического недофинансирования хода строительства нового космодрома, к концу 2015 года с него можно было запустить только модификацию старой ракеты «Союз». На это и были брошены все силы строителей космодрома — запустить ракету-носитель «Союз-2» до конца 2015 года. Все объекты космодрома, отвлекавшие от этой задачи, были перенесены на будущее, во второй и третий этапы строительства космодрома. Пуск «Союза» в 2015 году стал самоцелью, вопросом национального престижа. В первый этап строительства космодрома Восточный вошли только те объекты наземной инфраструктуры, без которых осуществление пуска было невозможным.

Так новый космодром фактически стал одной технической позицией с единственным стартовым комплексом старой ракеты. Он строился спешно, аврально, в постоянном сопровождении многочисленных скандалов, с массовой невыплатой зарплаты строителям и нецелевым использованием, а то и попросту хищениями бюджетных средств, вылившимися в череду уголовных дел.

Срок первого пуска с Восточного до конца 2015 года, назначенный президентом Путиным, выдержать не удалось из-за неготовности ряда объектов и систем космодрома.

Блоки первой ракета-носителя «Союз-2.1А» были отправлены с завода-изготовителя (Самарский РКЦ «Прогресс») 6 сентября 2015 года. По официальным сообщениям, дорога до космодрома длиной около 7000 километров заняла 18 суток (при плановом графике доставки 38 суток — такова цена растянутых транспортных магистралей). К моменту прибытия ракеты космодром еще не был готов, и запуск с конца декабря 2015 года пришлось перенести на конец апреля 2016 года.

21 марта начались испытания ракеты-носителя на стартовом комплексе, определившие дату старта 27 апреля. Но в назначенный день запуск был отменен за полторы минуты до запуска ракеты из-за неисправности в системе управления ракеты-носителя и был отложен на сутки. Отметим, что для первого запуска с нового космодрома, когда проходят финальное испытание все системы стартового комплекса и системы предстартовой подготовки, это вполне нормальный случай. Достаточно сказать, что наш «Буран» тоже стартовал со второй попытки: первый раз, 29 ноября 1988 года, предстартовый отсчет был остановлен всего за 51 секунду до прохождения команды «Контакт подъема», первый запуск американского шаттла «Колумбия» в апреле 1981 года тоже неоднократно переносили по техническим причинам.

Первый запуск с Восточного после переноса состоялся 28 апреля 2016 года. Ракета-носитель «Союз-2.1А» c блоком выведения «Волга» вывела на орбиту три космических аппарата «Михайло Ломоносов», «АИСТ № 2Д» и наноспутник SamSat-218.

Присутствовавший на Восточном президент Владимир Путин лично поучаствовал в процессе предстартовой подготовки, объявив выговор Дмитрию Рогозину за отмену запуска 27 апреля, строгий выговор — главе госкорпорации Роскосмос Игорю Комарову и неполное служебное соответствие — гендиректору НПО автоматики Леониду Шалимову, с предприятия которого в Екатеринбурге и был получен тот самый кабель, сигнал от которого о неисправности получила автоматика и отменила пуск. Надо сказать, в истории отечественной космонавтики практически отсутствуют случаи присутствия первых лиц государства на ответственных испытаниях новой техники — подобные приезды высшего руководства создают нервозность и, как правило, скорее мешают, чем помогают сложной работе испытателей.

Итак, 28 апреля 2016 года у России появился новый действующий космодром. С которого была запущена СТАРАЯ ракета. Что же дальше? А пока ничего.

В нынешнем крайне усеченном виде космодром имеет ограниченные возможности по запуску только одного типа ракет, которые собираются на Волге, и поэтому их дешевле пускать с Байконура, чем с Восточного.  Для расширения возможностей космодрома предстоит построить вторую и третью очереди и вложить в новые площадки еще сотни миллиардов рублей. Место для стартового комплекса ракеты-носителя «Ангара-А5» еще только предстоит выбрать до конца текущего года, а сама ракета начнет летать в полную силу не ранее первой половины 2020-х годов. Даже если удастся выдержать запланированные сроки пусков нового (разрабатываемого под «Ангару») пилотируемого космического корабля, то его испытания начнутся не ранее 2022-2023 годов. Сегодня, после первого пуска, Восточный уже стал самым дорогим космодромом в мире, при этом фактически остался без работы — следующий запуск той же самой ракеты «Союз-2» может состояться не раньше 2018 года.  КОНЕЦ ЦИТАТЫ.
**
Цитаты взяты из статьи  Владимира Лукашевича  «Рокот космодрома: ракета с Восточного улетела, проблемы остались», размещенной на сайте Михаила Хазина 
*****************
*****************
Вместо заключения.  Как можно понять из вышеизложенного, с точки зрения целесообразности выгоднее было новый космодром создавать на базе ракетного полигона Капустин Яр. Рядом промышленные и научные центры. Рядом водный путь для транспортировки негабаритных и весьма тяжелых грузов.  До предполагаемого противника тысячи километров. Но ведь наше руководство это люди с экономическим мышлением. И с очень хорошим талантом по использованию выделенных денежных средств и различных ресурсов.  Поэтому стали строить Восточный с нуля, затратив огромные средства … Одновременно и расхищая их …. Простите, неправильно использовать …. Кажется в этом и был смысл создания космодрома Восточный …. Поживиться за счет государственной казны и не самого богатого в мире российского населения …


Рецензии
Автору.
Почитайте вот об этом - Ядерная энергодвигательная установка мегаваттного класса.
После этого Ваше мнение о космодроме Восточном и о другом станет более осмысленным.
Удачи!

Бартини   11.08.2017 14:13     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.