Фантасмагория. 51

Юрий Ванеев
                Многосерийный сон.

   Макс что-то рассказывал: вновь мастерил какую-то установку и делился успехами. Друг потягивал пиво и думал о своём. Так часто поступал. Максим – инженер – всегда изобретал что-либо, в чём нуждается человечество. Не он сам, не его друг, а именно весь мир. За меньшее не брался. Его же – доцента, преподающего в гуманитарном ВУЗе – такое не очень интересовало, и приходилось делать вид, что слушает. Лишь однажды он увидел законченное изделие. Инженер делал тогда машину времени, а в итоге получил «Арину Родионовну», рассказывающую сказки не хуже няни Пушкина – кормилицы его старшей сестры.
   - Сашка, да ты не слушаешь меня!? – заметил друг.
   - Почему? Ты изготовил прибор, который посрамит китайских знахарей, втыкающих в людей иголки. Это вчерашний день по-твоему, - у Александра получилось вспомнить начало разговора.
   - Правильно! В нём электроды колют импульсами мозг! Всего чуть-чуть, а отзывается в пятках.
   - У азиатов наоборот: где хочешь тыкают, а отдаётся в голове.
   - Поэтому мой прибор лучше! На себе испытал, – сказал Максим, но в голосе его не слышалось оптимизма.
   Друг обратил внимание на это и пошутил:
   - Электронные иголки пронзили тело от головы до пяток, а возмутилась почему-то печень? Так это из-за пива.
   - Смеёшься? На сне сказалось.
   Александр насторожился.
   - Жив остался – уже хорошо. Рассказывай.
  Друг повторил рассказанное ранее без энтузиазма:
   - Человек просыпается и не всегда помнит сон. Я добился того, что каждый раз могу пересказать увиденное ночью от начала и до конца. Но сны какие-то странные пошли.
   - Честно скажи, - перебил доцент, - на базе неудачной машины времени сделал установку?
   - Да. Это ничего не значит.
   - Продолжай.
   - Обновлённой лишь раз воспользовался, но теперь просыпаюсь и всегда помню сны. Это хорошо. Но дело в том, что заканчиваются они одинаково: я ложусь спать.
   - Рад за тебя. Что не устраивает?
   - На четвёртый день вопросы появились. Проснулся и не смог вспомнить, где ложился: наяву или во сне? Ты поможешь разобраться?
   - А какая тебе разница?
   - Дело в том, что сны начинаются с того, что я просыпаюсь, чищу зубы, завтракаю, а потом наступают будни. Я не уверен, что сейчас бодрствую. И там, и там встречаюсь с тобой. В обоих случаях не могу сделать выбор между двумя девушками: обе нравятся. События разные, а действующие лица те же. Я запутался!
   - Ты, Макс, странный агрегат соорудил. Возьми всё лучшее из создавшейся ситуации: по две смены в сутки сможешь работать.
   - Человек должен ночью отдыхать, а я продолжаю думать всё о том же. Устал от однообразия. Уж лучше бы не помнил!
   - Зато с выбором между девчонками можно не спешить. Гуляй с обеими по очереди - выбирай.
   - С плюсами и минусами без тебя разберусь. Помоги понять, когда я бодрствую, а когда сплю. Где я сейчас?
   В такое плохо верилось, но Максим не шутил, грустные глаза его неподвижно уставились на товарища. Тот не рискнул острить, отделался обещанием:
   - Не могу с наскока разобраться. Дай время подумать.

   Доцент не поверил изобретателю, посчитал, что всё пройдёт само собой – Максим со временем разберётся. Но через два дня тот позвонил и поинтересовался:
   - Светлая голова филолога что-нибудь решила?
   - А нужно? Не придумал всё?
   Трубка крякнула и пожаловалась:
   - Двойник твой откровенней оказался. Несколько часов назад к врачу посоветовал обратиться.
   Доцент поразился: он сам только что хотел предложить это, но не решился по телефону.
   - Чем разговор закончился?
   - Поругались.
   - Так. А он… как там?
   - Такой же эгоист.
   - Мне же интересно!
   - Давай-ка, и тебе мозги протыкаю. Сам всё узнаешь.
   - Его уговори. Скажи, что я не против.
   - Он такой же трус, но попробую. Одно смущает: кажется, что разговариваем с тобой сейчас в моём сне.
   - А что? Это выход! - Александр удивился, как раньше до этого не додумался. - Убеди его. По результату понятно будет: если не начнём вдвоём страдать, значит, сегодня – это ты был, а не какой-то фантом, и просил о помощи именно меня, а не моего двойника.
 
   «И в этот раз получилось отбиться от глупостей друга, - подумал доцент, положив трубку. – Максим умный человек, но с заскоками. Изобретатели-неудачники чаще других вылетают из колеи».

   Через несколько дней он сам позвонил инженеру:
   - Макс, есть болезни, созданные людьми. Например, радиоактивное облучение. Ты создал что-то новое. Я тоже теперь не знаю, где проснусь – наяву или во сне. Ты заразил меня.
   Трубка долго не отвечала, но всё объяснила в итоге:
   - Двойник твой позволил провести опыт на нём, только и всего. Ты сам одобрил. Сейчас думаю наоборот: твой фантом разрешил, а ты согласился. В общем, я запутался.
   - Хочешь сказать, что мы сегодняшние – это фантомы в твоём сне?
   - Хочу сказать, что нам нужно встретиться в кафе и всё обсудить.

   Доцент пришёл первым на встречу, сделал заказ, попросил официантку принести, когда присоединится друг. Стал ждать.
   Столик у окна позволял следить за идущими мимо прохожими. Начало моросить. Люди ускорились. Когда полил дождь, одни достали зонтики, а другие разбежались. Лишь машин не убавилось и не прибавилось: безразличные к капризам природы они продолжали движение как обычно. Достоверность происходящего не вызывала сомнений и согнала улыбку.
   «Не может человек во сне так явственно и логично всё ощущать! – подумалось вдруг. – Смысловые скачки должны быть, непоследовательность. Так всегда во сне происходит!»
   Пришёл Максим, кивнул и сел. Из ниоткуда появилась официантка и выложила на стол содержимое подноса. Когда удалилась, инженер сказал:
   - Есть новости. Пригласил Ольгу. Пришла. В общем, поцеловал, и она не остановила меня.
Я сделал выбор.
   - Рад за тебя. Решил похвастаться победой?
   - Слушай дальше. Ирина – вторая девушка - встретилась с моим двойником.
   - С тобой! Ведь всё помнишь!
   - Пусть так. Провожал её до дома, и она пригласила выпить кофе.
   Максим замолчал, подбирая слова.
   - И? – поторопил доцент.
   - Было «и». Да ещё такое, аж не верится, что приснилось.
   - К чему мне это рассказываешь, Дон Жуан?
   - Дело в том, что мы с двойником с некоторых пор, проснувшись, должны проставлять на одном листке дату. Так я решил. Считаю, что мы с фантомом проживаем один и тот же день, естественно, порознь: один с утра, а другой ночью.
   - И стоит всегда одна дата за истекшие сутки!
   - Но почему? Как догадался?
   - Инженер и не понимаешь! Передаются во сне лишь ощущения. Материальное можешь трогать, есть, но в явь с собой не возьмёшь. А вот родить обе смогут. Только одна женщина подарит тебе ребёнка-фантома. Заметь, памперсы, испачканные во сне, тоже пахнут. Мало того, выматываться ночью будешь – нянчиться придётся. Предохранялись?
   - Разве что она? Они?
   - Многостаночник ты наш, внуши себе, что предохранялся. В одном случае наверняка поможет, и выяснишь, наконец, кто из вас настоящий. А у меня есть для тебя неприятная новость, - сказал Александр и задумался.
   - Не томи, доцент.
   - Уже встречался с тобой, разговаривал, а ты, судя по всему, не знаешь об этом. Понимаешь, что это значит? Сны наши не всегда пересекаются. Я тоже запутался: ты снишься мне сейчас или нет?
   Теперь задумался изобретатель. Через минуту сказал:
   - Поправимо. Знаю – как! Доработаю установку, и сновидения общими станут.
   - «Арина Родионовна» не взбрыкнёт?
   - Пусть попробует! Уж лучше вместе сходить с ума.
   - Поделись задумкой с двойником. Если ты фантом, тогда он доработает прибор.
   - Завтра после работы приезжай ко мне. К этому времени подготовлю всё, и сделаем корректировку. Потом дублёры повторят на всякий случай, чтобы наверняка: по-любому получится.

   Вечером следующего дня Максим повторил опыт на себе и друге. На всё про всё ушло полчаса. Он сказал, закончив процедуру:
   - Вот и всё. А ты боялась, через пять минут смеялась: даже юбка не помялась. Ночью фантомы повторят на бис. Получится задуманное, не сомневайся.
   - Мой друг пошляк! - отметил доцент.
   - Скажем так: предельно откровенен в отличие от некоторых.

   Инициатором следующей встречи стал Александр. Он пришёл вовремя и сразу сообщил:
   - Макс, я теперь точно знаю, что мы с тобой сейчас нормальные люди, которые ночью станут фантомами.
   - Докажи.
   - Двойник твой не смог записать дату на листке: такое в принципе невозможно! Я пометил датами такие казусы. Сам отмечаю: и не захочешь, а хронология сохранится.
   - А я объединил сны, если ты не забыл, теперь и там можно анализировать обстановку. И всегда буду знать, к Ирке идти или к Ольге, ведь с Ириной только во сне общаюсь. Реальная даже не знает, что мы любовники.
   - Ещё один способ проверки действительности. Полезешь к ней, подкосятся у девчонки ноги, значит, она снится. Отвесит пощёчину - получишь наяву: она же не знает, что стала героиней твоих эротических сновидений. Зато в курсе, что вы с Ольгой сошлись. Не переехала к тебе подруга?
   - С Ольгой всё нормально, пусть это тебя не волнует. Подумай лучше, что делать дальше?
   - Пива ещё заказать, как-никак сдвинулись с мёртвой точки. Но честно скажу, ты не ту девушку выбрал.
   - Обе мои.
   - Видимость. Сниться может и королева Елизавета.
   - Ревнуешь?
   - Не без этого.
   Инженер не удивился. Шумно выдохнул воздух и сказал:
   - Ты, Саша, думай об Ирине постоянно, и приснится. А уж тогда не теряйся.
   - Пошляк! - обозвал изобретателя доцент.
   Расстались друзья с прохладцей: сказалось общение и днём, и ночью во сне. После этого они прекратили встречаться.
 
   Максим не выдержал, через неделю позвонил:
   - Саш, не видимся, так по ночам ругаемся. Глупо это. Жесть какая-то: ревнуешь ко мне Ирину из-за снов! Она всего лишь пару раз податливой приснилась, а теперь и вовсе перестала. Мы с Ольгой решили пожениться.
   - Мне тоже всё надоело. Дожился – снотворное вчера принял.
   - А я-то думаю, что ты как сомнамбула ходишь?! Я ведь что звоню? Когда сводил наши сны в один, мысль пришла. Если установить все параметры прибора на максимум, то вполне вероятно, что восстановится всё.
   - Сам-то веришь в это?
   - Я бы не звонил, не будь шанса. Правда, на сто процентов не гарантирую: могут быть побочные эффекты.
   - Плевать. Как хочешь, но я рискну.
   - Тогда приезжай. Пива захвати, а я креветки сварю: совместим полезное с приятным.

   Пиво оказалось тёплым, и пришлось поместить его в холодильник. Время друзья не стали терять.
   Максим водрузил электроды на голову товарища и установил таймер на минуту. Александр переустановил на пять.
   - Чтоб наверняка, - пояснил он своё решение.
   - Хозяин - барин, - ответил инженер и нажал кнопку пуска.
   В воздухе появился запах озона. Чувствовалось, что прибывает. Доцент сидел, закрыв глаза, и было непонятно, что происходит с ним.
   Через положенное время прибор пискнул, и Максим снял электроды.
   - Ну как?
   - Через как. Откуда я знаю?
   - Хочешь сделать хорошо - делай сам, а главное, не связывайся с тугодумами, - проворчал изобретатель и надел электроды на себя.
   Через пять минут он снял их и сказал:
   - Закончились сказки у «Арины Родионовны» - исчерпала закрома.
   - Мне бы твои проблемы, Макс. Голова потяжелела, и глаза слипаются – спать хочу.
   - И у меня такое. За чем остановка? Ты в моей комнате ляжешь, а я в зале. Через час пиво подморозит, а нам этого времени хватит, чтобы восстановиться.

   Кратковременный сон поправил здоровье. Друзья перебрались на кухню, ели креветки, запивали пивом и молчали: каждый прислушивался к своим ощущениям, думал. Зазвонил домашний телефон. Хозяин поднял трубку, слушал какое-то время, потом сказал кому-то: «Сашка у меня».
   Ему что-то пробубнили. Он отключился и ответил на вопросительный взгляд друга:
   - Ольга надумала приехать. Хотел выгнать тебя, но она оказалась гуманной: Ирку захватит. Ты не против?
   - Пиво выпили, креветки съели. Сходить в магазин? – спросил доцент.
   - Не надо. У кинотеатра встречу назначила. Пять минут на уборку, столько же на сборы. Они уже в пути.

   Александр думал, что все пойдут смотреть кино, но Максим чмокнул Ольгу, взял за руку и повёл мимо кинотеатра. Их решение понравилось. Доцент последовал примеру друга: подхватил Ирину под руку и повёл следом. Шёл специально медленно, чтобы отстать. Он всё ещё не пришёл в себя после странного сеанса в квартире, не привык к необычному, непонятному ощущению. Вдруг высказал мысли вслух:
   - Такое впечатление, что это когда-то уже было. Город, ты и я. Шли тогда и разговаривали. Или снилось это? Пытаюсь вспомнить и не получается.
   - Подобное со всеми происходит, - откликнулась девушка.
   - Возможно, но я абсолютно не помню сны.
   - Ты не один такой. Считается, что между видениями случаются паузы. Проснёшься в это время и ничего не помнишь.
   - Макс объяснил бы по-другому. Давай свернём, чтобы не мешать им.
   Ирина остановилась, заглянула в глаза Александра и сказала:
   - Чтобы они не мешали нам.
   Лицо молодого человека расплылось в улыбке.
   - Почти те же слова, и совсем другой смысл. Казнить нельзя, помиловать. Ты правильно проставила запятую? Для меня это важно! Это правда? Чтобы не мешали нам?
   - Правда. И перестань так улыбаться, а то захохочу.
   Ирина не сдержалась – рассмеялась, потому что почувствовала себя счастливой.

                *****